Шалва Александрович амонашвили без сердца что поймем? «Издательский Дом Шалвы Амонашвили» мгпу лаборатория гуманной педагогики Москва



бет1/2
Дата29.01.2018
өлшемі0,69 Mb.
#35660
  1   2
Шалва Александрович АМОНАШВИЛИ
БЕЗ СЕРДЦА ЧТО ПОЙМЕМ?

«Издательский Дом Шалвы Амонашвили»

МГПУ лаборатория гуманной педагогики

Москва

2004

ООО «Издательский Дом Шалвы Амонашвили».

113184, Россия, г. Москва, ул. Новокузнецкая д. 16

тел.: 207-19-82

Редактор Дмитрий Дмитриевич Зуев

Набор и верстка Ирина Сергеевна Калиничева

Редакционно-издательская подготовка,

оформление и макет ООО «Издательский Дом Шалвы Амонашвили»


Без сердца что поймем. - М.:

ООО «Издательский Дом Шалвы Амонашвили». 2004 - с.64



Молитва
Господи!

Даруй мне сердце


простое,

незлобивое,

открытое,

верующее,

любящее,

щедрое,


достойное вместилище Тебя Всеблагого!
Святой праведник

Иоанн Кронштадтский

Дорогой Коллега!

Мои мысли о Сердце,

о Царстве Сердца,

о Союзе Сердец.

Образовательный мир и общество в целом страдают от сердечной недостаточности, от бессердечия.

Педагогический сад увядает и сохнет без живитель­ной влаги Сердца.

Педагогическое сознание блуждает в лабиринтах трёхмерной науки, для которой понятие Сердца — пус­той звук.

Солнце всех солнц есть Сердце. Но оно брошено под ковёр образовательных коридоров.

Оно упрятано под стендами и вывесками, гласящими об образовании.

Сердце — высшее благо, но унижено толпою, для ко­торой привычные «хлеб и зрелища» важнее Сердца.

Сердце — достоинство человеческое, но продаётся оно на площадях и улицах по базарной цене.


* * *

Мысли мои о Сердце, о Воспитании, об Образовании Сердца.

Но разве не слышу от многих, что они сами уже всё знают о Сердце?

Однако вот беда: мы больше думаем о стрижке ног­тей, чем о Сердце, больше прислушиваемся к сплет­ням, чем к биению Сердца, больше следуем за мелким чувством, чем внимаем зову Сердца.

Грош цена таким знаниям.

Знания без Сердца не окрыляют человека, а отягоща­ют.

Знания, не прошедшие через Сердце, становятся злы­ми; без добрых дел и помыслов они разрушают и омертвляют всё вокруг.
***

Я благоговею, беря в руки Вечные Книги Святых Пи­саний и Великих Духовных Учений. Они и сейчас ря­дом со мною.

Знания о Сердце, которые составляют кладезь Муд­рости, идут от них.

Нет науки выше Мудрости.

«Но Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».

Знания о Сердце очень старые, но не устаревшие. Старые в том смысле, что о них должны знать все, тем более — учителя.

Но если напоминаю о них самому себе или кому-то ещё, то делаю это преднамеренно, ибо верю, что найду среди вас, дорогие мои Коллеги, таких которые встре­вожены состоянием воспитания подрастающего поко­ления, наших с вами детей!

Если же вы озабочены больше, чем я, примите меня, пожалуйста, в ваши ряды, чтобы моими скромными стараниями усилил я ваши устремления. Но если вам покажется, что я озабочен больше, то давайте объеди­нимся.

Однако, как бы там ни было, предлагаю образовать Союз Сердец и направить наши усилия на утверждение Сердца, которое есть опора воспитания и источник ду­ховности общества.

И если нам удастся воцарить в обществе Сердце, воз­вести его на трон Жизни, мы приблизим Царство Не­бесное на Земле.

И не будем считать напрасной трату нашего таланта и способностей, нашего творчества и самоотвержения, если сразу не увидим плоды воспитания Сердец наших учеников нашим учительским Сердцем.

Но будем помнить, что труд Сердца учителя есть та­инство Священного Творения.


***

Мы были участниками грандиозного эксперимента, но он закончился неудачно.

Мы умудрились, «воспитывая» поколение молодых, не воспитать их.

Мы активно воспитывали дружбу народов.

Где она — дружба народов? Почему наши старания обернулись злом?

Мы воспитывали патриотизм и интернационализм.

Но почему так мало истинных патриотов, а говорящих о патриотизме так много? И где чувства братской помо­щи, и почему размножаются безразличие и глухота?

Мы воспитывали честность и нравственность.

Но вокруг воцаряется безнравственность, а честность выставляется на посмешище. В почёте алчность.

Мы воспитывали культуру.

Но многие с лёгкостью меняют оставшиеся в их душе лучики Света на мешки, полные тьмою.

Мы были убеждены, что воспитывали всё хорошее.

Но было ли это воспитанием, если мы и знать не зна­ли, и знать не хотели о том основании, на котором зиждется воспитание?

Мы строили Храм Нравственности не на твердыне Сердца, а на песке сознания. Так же, как строил дом свой человек не на скале, а на песке, и «пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое».

Мы были лишены понятия Сердца.

Но не только мы.

Понятие Сердца было чуждо, ненаучно, нереально, не­материально и для психологии, и для философии, и для всех наук. Оно было лишним понятием для всего нашего уклада жизни. Как не хочется нам судить себя строго! Но это было так.
***

Сердце есть обитель всего прекрасного в человеке. Но Сердце есть и обитель всего, что нас оскверняет и позорит.

В Сердце накапливается наше бессмертие — это Свет. Но в Сердце собираются причины нашей гибели — тьма.

Сердце многообразно, но многообразие его склады­вается в двух противоположениях.

Есть Сердце доброе.

Есть Сердце злое.

Есть Сердце любящее.

Есть Сердце ненавидящее.

Есть Сердце понимающее.

Есть Сердце глухое.

Есть Сердце горячее.

Есть Сердце холодное.

Есть Сердце щедрое.

Есть Сердце скупое.

Есть Сердце творящее.

Есть Сердце разрушающее.

Есть Сердце зоркое.

Есть Сердце слепое.

Есть Сердце пламенное.

Есть Сердце потухшее.

Есть Сердце светлое.

Есть Сердце тёмное.

Есть Сердце чистое.

Есть Сердце грязное.

Есть Сердце непорочное.

Есть Сердце, погрязшее в пороке.

Гласит Вечная Мудрость:

«Добрый человек из доброго сокровища Сердца свое­го выносит доброе. Злой человек из злого сокровища Сердца своего выносит злое. Ибо от избытка Сердца говорят уста его». Глаголют Книги Мудрости:

Сердце, несущее добро, излучает благодать непре­станно, независимо от намеренных посылок. Так Солнце не шлёт преднамеренных лучей.

Сердце, заполненное злом, будет извергать стрелы со­знательно и бессознательно и непрестанно.

Сердце добра сеет вокруг себя здоровье, улыбку, ду­ховное благо.

Сердце зла уничтожает тепло и, упырю подобно, вы­сасывает жизненные силы.

И так непрестанно деятельность Сердца творит добро или зло...
* * *

Из Книг Мудрости я вычитал притчу. Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести людям весть и вопрошал у каждого встречного:

— Имеешь Сердце?

Люди недоумевали и спрашивали:

— Почему ты не говоришь о милосердии, о терпении, о преданности, о доброте, о любви, обо всех благих ос­новах жизни, но только «имеешь сердце»?

Он отвечал им:

— Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное при­ложится!

Мудрая Книга наставляет:

Действительно, можем ли обратиться к любви, если ей негде пребывать?

И где поместится терпение, если обитель его закрыта?

Чтобы не растерять эти и другие ценные блага Души, нужно создать для них сад, который называется Сердце.
***

Сердце!.. Сердце!.. Сердце!..

В вере своей я перехожу на крик:

Люди, вернитесь к Сердцу своему!.. Все ваши сокровища — вечные и непреходящие — в нём!

Всё ваше благородство зарождается в Сердце, все ва­ши блага собираются в Сердце!

В нём записана тайна предназначения каждого!

Думайте о Сердце, думайте Сердцем!

Держите Сердце в чистоте!

Не забрасывайте его, не забывайте, не позволяйте, чтобы образовалось в нём болото с тёмными существа­ми!..
***

Меня одёргивает мой друг биолог:

— Не кричи!

Он специалист. Тоже имеет свои книги.

Открывает научную книгу и читает мне по слогам:

— «Сердце — центральный орган кровеносной систе­мы животных и человека, ритмичное сокращение мы­шечных стенок которого обусловливает движение (циркуляцию) крови в организме...» — и добавляет от себя: — Это всё, и ничего больше, понял?


***

Да, понял, это так, но...

И тоже открываю Мудрую Книгу и читаю:

«Солнце есть Сердце Системы.

Так Сердце человека есть Солнце организма.

Много солнц-сердец, и Вселенная представляет сис­тему сердец.

Потому культ Света есть культ Сердца.

Понять это отвлечённо — значит оставить Сердце в холоде.

Но как только Свет Солнца-Сердца сделается жиз­нью, потребность тепла засияет как истинное Солнце.

Можно принять ритм Сердца как ритм жизни.

Учение о Сердце светло, как Солнце, и тепло Сердца спешит к вам так же быстро, как и солнечный луч.

Каждый изумляется, как мгновенно согревает всё луч восходящего Солнца. Так же может действовать Серд­це...»


***

Но тут одёргивает меня мой друг физиолог. Он более глубокий специалист и держит в руке очень научную книгу.

— Слушай и запоминай! — говорит он сердито и чи­тает вразумительно, чтобы я понял: — «Сердце — по-латыни COR, по-гречески KARDIA — есть полый четырёхкамерный мышечный мешок, центральный орган кровеносной системы. Оно развивается из парных за­кладок клеток МЕЗЕНХИМЫ, расположенных в шей­ной области зародыша. К началу третьего месяца оно опускается в грудную полость. Из участков СПЛАНХНОТОМОВ, прилегающих к ЭПИ-МИОЭНДОТЕЛИАЛЬНОЙ трубке, возникают МИОЭПИКАРДИАЛЬНЫЕ пластинки, из которых развивается МИОКАРД и ЭПИКАРД...»
***

Но не могу успокоиться.

Друг мой, тоже слушай и запоминай...

И вычитываю ему из разных страниц Мудрых Книг:

Сердце есть дом Духа.

В Сердце — Совесть.

Думает Сердце.

Объединяет Сердце.

Сердце вздрогнет первым.

Сердце затрепещет первым.

Сердце узнаёт много прежде, нежели рассудок мозга дерзнёт помыслить.

Лишь Сердцем можно учуять смертельный газ и во­время прекратить удушение.


***

Одёргивает меня самый-самый специалист, который держал в своих руках сотни сердец, оперировал их вдоль и поперёк, вглубь и вширь, — он хирург-кардио­лог.

— Послушай, — говорит он убеждённо, — ни в одном сердце, которые оперировал я, не видел и не находил никакого Духа, никакой Вести. Всё это выдумки, сказ­ки, сентименты и литературщина...

Ну поверь же ты, наконец, хоть мне — твоему другу...


***

О качестве знаний, о том, что на уме. Студент сдаёт экзамен по философии. Седовласый профессор кивает головой, доволен. За­даёт последний вопрос:

— Расскажите, пожалуйста, об органе любви... Студент оживился и бойко изложил свои познания о половых органах. Профессор философии смутился.

— Не знаю, не знаю, — произнёс он разочарованно, — в наше время органом любви считалось Сердце...

...Успокоится ли наша совесть, если скажем, что та­кое происходит лишь в анекдотах? Запад усиленно лоб­бирует в наших школах и даже в детских садах про­граммы так называемого сексуального воспитания, но никто слова не замолвит о воспитании Сердца!

***


Вы думаете, я опровергаю физиологию Сердца?

Нет, конечно.

А разве смог бы я опровергнуть факт, который и оче­виден, и научно доказан?

Разумеется, Сердце есть Центральный орган крове­носной системы, он четырёхкамерный, в нём мышцы, и они сокращаются.

Спасибо науке, что она так детально, дотошно опи­сывает процессы зарождения, развития и действия Сердца, устанавливает каждую его частицу и обознача­ет специальным понятием. Спасибо ей, что она ищет и отчасти находит пути лечения больного Сердца как фи­зиологического органа.

Я принимаю всю науку о видимом Сердце и види­мых в нём явлениях. А наука дальше видимого и не идёт. Она и не хочет признать ничего, что не очевид­но.

Да, мышцы Сердца сокращаются и расширяются.

Но кто задал им импульс к Великому Движению, а может быть, и Служению?

Да, Сердце пульсирует ритмично.

Но почему пульсация Сердца соизмеряется с пульса­цией Космоса?

Подарим науке удивительный факт: только Сердце во всём организме человека стучит, стучит, стучит... Поче­му оно стучит, а не молча, как другие мышцы, делает своё дело?

Наука ушла от этого очевидного явления.

Но разве пульсация и стук Сердца не возводят его выше грубо материалистического толкования?
***

Биологи, хотите опыт?

Изучайте развитие комнатных растений в семье, где всё наполнено эманацией сердечной любви, добротой и взаимопониманием, а также в семье, где злые сердца извергают злобу и ненависть.

Вывод будет в пользу мощи доброго Сердца.

Неужели не верите?
***

В наше просвещённое время унизить Сердце только до физиологического органа недопустимо.

«Мешок мышц!»

Не скрою, стыжусь за учёных, которые так обозвали Сердце.

Стоило ли им тратить годы и ночи мучительных науч­ных исканий, чтобы изобрести понятие, исключающее уважение и благоговение перед Сердцем?

Почему, дайте мне ответ, Василий Александрович Сухомлинский отдал детям своё израненное, с оскол­ками вражеской бомбы, Сердце? Что же он им препод­нёс в дар: мешок, полный мышц и осколков, или ла­рец, полный жемчужин его истерзанного Сердца?

Мудрец предупреждает: «Всякое поношение Сердца есть хула на дух Истины».
***

Речь не идёт об опровержении трёхмерности Сердца, то есть об осознании его материальной структуры.

Речь идёт о расширении понятия Сердца четвёртой мерностью, которая даст нам возможность, хотя бы частично, осмыслить высшее — планетарное и вселен­ское предназначение Сердца, понять его Божественную сущность, принять идею о том, что воспитание, как и вся жизнь, должно проходить через Сердце.

Мудрец твердит: «Мы должны ввести в сферу Сердца весь мир, ибо Сердце есть микрокосм суще­го. Кто не вдохновится великим понятием Сердца, тот умалит своё собственное значение».


***

Сердце нуждается в новом понимании.

Ибо именно через Сердце мы получим импульс к возрождению, восхищению, к эволюционному движе­нию.

Через Сердце мы получим путь к Свету.

А настоящее время очень тяжёлое.

Не только в узком смысле, что нам трудно живётся, что мы обнищали, что вокруг голод, холод, нищета. И что всё больше торжествует социальная несправедли­вость.

Да, это так, и нам от этого плохо.

Но наше время тяжёлое в самом широком смысле: че­ловечество больно Сердцем, и беснующиеся Сердца ужа­сают Мир Земной и Миры Высшие.

По всему земному шару ползёт пожар. В сравнении с тем, во что он может превратиться, все бывшие войны — ничто.

Каждый день положение в мире отягощается, и «нет ни дня, ни часа, когда бы мир не был в опасности».

Настало время собирать камни.

«Современное погибельное положение создалось из­вращёнными помыслами мозга, потому снова обратим­ся к Сердцу, как судье и водителю».


***

Нам нужен путь.

А лучший путь — спешить к лучшему.

Великий путь — созидать великое.

Прекрасный путь — творить прекрасное.

Путь добра — творить добро.

Путь восхождения — восходить.

И всякий путь — в Сердце.

Путь к Сердцу — жить Сердцем.

Мы мечтаем о свободе, но в какой темнице держим наше Сердце!


***

Нужно новое понимание Сердца.

Это новое понимание будет хорошо забытое старое.

Было время, когда люди забыли о глубинной мудрос­ти Сердца, они опошлили великую Миссию Сердца, наложили на понимание его подлинной сути множест­во ограничений.

И сегодня дела сердечные понимаются узко и извра­щённо.

Но Сердце есть вместилище Благодати.

И не забудем, что хорошо забытое старое порой зву­чит как колокол из Желанного Будущего, ибо оно — Вечная Мудрость.

И нет науки выше Мудрости.

Из Вечной Мудрости я достаю крупицы искр о новом понимании Сердца. В них, в этих крупицах искр, кото­рые скрещивает единая суть, просвечивает невидимая сторона Сердца, и она стоит над видимой его сторо­ною.

В этих крупицах искр нет игры слов, они не просто добрые и красивые фразы, а в них Истина, которая мо­жет отразиться в нашем сознании через чувствознание.

Истину о невидимой стороне Сердца нельзя изло­жить так называемым научным языком, учёными тер­минами и понятиями, как делают это специалисты в отношении видимой стороны Сердца, вроде «мешок мышц».
***

С трепетом Сердца, дорогой Коллега, я предлагаю Вашему, верю, тонкому Сердцу крупицы нового пони­мания Сердца — Центрального органа нашей духовной и физической сущности. Их я вычитал из Книг Мудро­сти.

— Сердце даётся нам для высших сношений.

— Сердце есть беспредельность.

— Учение Сердца есть Учение причин явлений.

— Лишь Сердце даёт бессмертие.

— Сердце — престол Высшего Света.

— Сердце понимает, где искра Света, где пыль Тьмы.

— Сердце — оружие Света.

— Сердце — залог будущего.

— Мощь Сердца преодолевает решительно всё.

— Сердце знает боль мира и знает лучи надземные.

— Сердце есть средоточие психической энергии.

— Понятия Сердца и Культуры неделимы.

— Когда говорим о Сердце, говорим о прекрасном.

— Сердце — дворец воображения.

— Свойство магнита заложено в Сердце.

— Думает Сердце, утверждает Сердце, объединяет Сердце.

— Мозг — прошлое, Сердце — будущее.

— Нельзя образовать мозг без участия Сердца.

— Обитель чувствознания в Сердце.

— Дуги сознания сливаются в пламени Сердца.

— Надо перенести сознание в Сердце.

— Чуткое Сердце устремляет сознание к обновлению.

— Нигде иначе не может преобразиться мысль, как в сердце.

— Сердце аккумулирует все мировые энергии и может приближаться к дальним мирам.

Отсюда выводы:

— «При малейшем очищении Сердца человечество может уявить водопад Благодати».

— «Лишь энергия Сердца делает человека неуязви­мым и несёт его поверх препятствий».

— «Мы должны иметь Сердце, открытое и к Небу, и к Земле».


***

В связи с необходимостью понимания истинного смысла данных высказываний, позволю себе неболь­шое теоретическое отвлечение.

Все существующие слова в языке имеют своё прямое назначение, привязаны к тем явлениям и предметам действительности или воображения, для обозначения которых они возникли. По мере расширения познанной картины мира часть слов начинает обслуживать новое, тоже расширяя своё прямое значение.

Надо полагать, что так будет и впредь, так как тво­рить совершенно новые слова возможно только теоре­тически.

Не считайте, пожалуйста, моё следующее допущение абсурдным: изначально возникший объём слов заклю­чал в себе смысл не только настоящего, но и будущего. Часть смысла будущего в слове открывалась тогда, ког­да наступало это будущее и люди познавали соответст­вующее новое.

Если глубоко, духовным взором приглядеться к отдель­ным словам, перед нами откроется семантика прошлого — настоящего — будущего, то есть Вечного. Это я назо­ву прямой семантикой, прямым назначением слов.

Но в речи слова часто применяются не в прямом на­значении. То есть из прямого смысла слова порой оста­ётся, может быть, только форма, которая намекает на его смысловое ядро; форма наполняется чем-то дру­гим, иногда весьма отличным и отдалённым от прямой семантики. Пример такого оборота слов дают поэзия, искусство, а также наука и бытовая речь. Это говорит о том, что, во-первых, мы имеем дело с ограниченным количеством слов и нет возможности вольно его умно­жать; во-вторых, чувства часто не поддаются прямым словесным выражениям и требуют дополнительных от­тенков, из-за чего притягиваются другие слова; в-тре­тьих, возникает необходимость говорить подтекстом или вовсе заключать нечто сокровенное в недра образ­ности выражений и так передавать потомству.
***

Но бывает, притом нередко, когда нам кажется, что то или иное слово порой притягивается для образности выражения, тогда как именно в данном случае слово послужило адекватному обозначению мысли, в которой открылось что-то новое. Говоря точнее, сдружившиеся слова едиными усилиями приоткрыли в себе последую­щие части своих прямых семантик. Эти части были предназначены для будущего, и оно наступило.

Вот примеры: «пламя Сердца», «пламенное Сердце», «огонь Сердца», «огненное Сердце», «разум Сердца», «глаза Сердца», «уши Сердца», «магнит Сердца» и тому подобное.

Как нам принять эти словосочетания: как способ со­здания красивых образов совсем с другим семантичес­ким значением (вымысел, воображение) или как отра­жающие прямую семантику?

Одно из двух:

Или Сердце действительно наделено другого рода ог­нём и пламенем, о которых нам до сих пор не было из­вестно и мы познаём их сейчас, и тогда «огонь Сердца» и «пламя Сердца» приоткрывают нам новую часть сво­ей семантики.

Или слово «огонь» притягивается к слову «Сердце» с целью украсить его и образным сочетанием передать совершенно иной смысл.

Я выбираю первое допущение: да, действительно есть огонь иного свойства, он отличен от известного нам огня; он пока не поддаётся нашему материальному опыту, потому его действительность воспринимается нами чувствознанием; огонь этот, как и пламя от него, проявляется через Сердце. Об этом огне могли знать древние, так как единое понятие «огонь Сердца» имеет древнее начало.

Эти допущения прямым путём подведут нас к пони­манию и осознанию Миров Высших, Тонкого Мира, Царствия Небесного.
***

Сказано: «Надо держать Сердце открытым и к Небу, и к Земле».

Так держит Сердце своё мой друг Словесник.

Язык Сердца есть дыхание Творца.

Учась сам, учит своих учеников этому единственному для высших сношений языку, учит общаться с людьми от Сердца к Сердцу. Учит держать Сердце в чистоте.

Мой друг Словесник превращает своих учеников в сотрудников творческой лаборатории Сердца и увлекает их исследованиями речевой симфонии Сердца, му­зыки духа, речевых оттенков, красоты и благодати ре­чи. Помогает им понять, сколько психического пламе­ни пробегает по нервам, окрашивая речь.

Он строит в себе Храм Сердца и ведёт учеников к то­му, чтобы они тоже строили в себе Храм Сердца.

Речь есть музыка духа, звучащая в Храме том.

Без Сердца что скажем?

Без Сердца что прочтём?

Без Сердца как жить будем?
***

Держит Сердце открытым и к Небу, и к Земле мой друг Физик.

Вселенная есть одно великое Солнце-Сердце, и мы живём в ней нашими солнце-сердцами.

Осмысливает сам и помогает осмысливать своим уче­никам, что Сердце есть магнит, действующий по зако­ну притяжения подобного. И нет ничего точнее, неже­ли биение Сердца.

Поверх видимого света есть невидимый Свет, кото­рый излучается Сердцем, и он быстрее физического света охватывает и облетает земной шар, достигает Дальних Миров. Свет Сердца есть «серебряная нить», которая связывает Сердце с Космосом.

Поверх видимого тепла есть тепло Сердца, и оно дей­ствует как Благодать, облагораживая мир вокруг и мир вдали от себя.

Поверх всяких физических энергий есть энергия пси­хическая, которая обнаруживается и проявляется через Сердце как энергия Любви, энергия Веры и Надежды, энергия Добра. Это есть Всеначальная Энергия, и она направлена на созидание. Но Сердце злое может пре­вратить её в самую разрушительную силу.

Поверх физического мира есть Мир Тонкий, Мир Духовный, который отражается в сущности Сердца, и мы познаём его через чувствознание, познаём в духе.

Мир творится Сердцем.

Мир упорядочивается Сердцем.

Мир освещается и согревается Сердцем.
***

Мой друг Биолог тоже от Сердца учитель.

Он стыдится назвать Сердце «мешком мышц», а назы­вает Источником жизни, Солнцем организма.

В Сердце заключена тайна жизни.

Организм без Сердца жить не может.

Поверх жизни биологической есть жизнь духовная, и она протекает в Сердце человека.

Поверх биологического обмена веществ есть обмен духовных веществ, и ведёт его Сердце, общаясь с серд­цами людей.

Сердце питает планету чистотой, притягивая космичес­кие энергии и распространяя их по всему земному шару.

Добрые сердца людей со своими энергиями любви ведут великую самоотверженную борьбу за сохранение и развитие жизни на Земле.

Сердце стоит на страже эволюции человечества, в нём хранится путь эволюции.

Пульс Сердца — ритм жизни.

Стук Сердца — радость жизни.

Молитва Сердца — защита жизни.

Огонь Сердца — мощь жизни.


***

Сердце моего друга Музыканта открыто Небесам.

Поверх земной музыки в нём звучит Музыка Сфер, звон пространственных струн и колоколов.

Лучшие цветы растут при Храмах, где много созвучий голосов и музыки.

Человек есть Храм Сердца.

С колокольни Храма неустанно и ритмично звучит Великий Звон Жизни — это биение Сердца.

Нет лучшего и более утончённого музыкального звука и ритма, чем звук и ритм Сердца.

Оно посылает зовы к единению тем, Сердца которых приложились к Музыке Сфер. Созвучие устремлённых Сердец творит вокруг Храма Музыку Духа и льет в про­странство Благодать.

Музыка Духа очищает планету от грубого шума и како­фонии и направляет уродливое к прекрасному.
Музыка Сердца утончает Дух.

Музыка Сердца возвышает нрав.

Музыка Сердца ведёт к единению.

Музыка Сердца приобщает к Мирам Высшим.


***

Мой друг Историк тоже от Сердца учитель.

История человечества есть жизнь Сердца.

Утверждение Закона Сердца проходит через тысяче­летия развития человечества.

Учение Сердца есть учение причин явлений.

Сколько прекрасного было разрушено по причине незнания Храма Сердца!

Мой друг Историк даёт своим ученикам вообразить себя на месте героев, чтобы на примере ярких подвигов и самоотверженности испытали они своё Сердце и убе­дились, что мощь побед заключается в Сердце.

Он открывает Книги Мудрости и наполняет сердца своих учеников Светом:

«Нет прошлого, есть Свет Будущего, им идите».

«Необходимы препятствия и умение побеждать их».

«Благословенные препятствия закаляют дух».

«Исследуйте историю человечества и убедитесь, что ни­что великое не строилось среди благополучия».

«История слагается Иерархией жизни».

«Кто мучается земными вопросами, тот ответа о Не­бесном не получит».

Побеждает Сердце.

Сердце знает:

Над небом есть Небеса.

Над историей есть История.

Над героями есть Герои.

Поверх земного решения есть решение Небесное.

Над жизнью есть Жизнь.
***

Мой друг Физкультурник озарён Сердцем.

Тело — инструмент души и обитель Сердца.

Здоровое тело творится здоровым Духом.

Тело, напитанное устремлением Сердца к Высшему, преображается и утончается.

Истинная красота тела — от красоты души и Сердца.

Можно ли вообразить, что представляло бы из себя человечество при здоровых телах, но при озлобленных сердцах?

Это было бы пиршество тьмы.

Пока не просветлеет Сердце, не уйдут болезни и не­мощи. Нельзя, чтобы беснование Сердца при сильных телах ужасало миры.

Трудно ли отогнать малые пагубные привычки, от­равляющие тело? Трудно ли иметь Сердце в чистоте?

Тело — для подвига Сердца.

Тело — для торжества труда.

Тело — для утверждения воли Духа.

Тело — для радостей жизни.

Сердце — предводитель тела.
***

Мой друг Математик улыбается от Сердца.

Математика — симфония чисел.

Высшая математика — от Высших Миров, от Миров Дальних, от Тонкого Мира.

Вот сжатая ладонь — это как Сердце.

В нём весь Космос со всеми мирами, в нём вся мате­матическая тайна Мироздания, тайна Троицы, тайна семеричности, тайна десятеричности. Тайна нуля, ко­торый есть Абсолютное Всё или Абсолютное Ничто.

Кто осознает Беспредельность?

Кто поверит в Вечность?

Кто вместит в себя соизмеримость?

Кто объяснит Гармонию?

Истоки Математики — в чувствознании Сердца.
***

Коллега, а Вы тоже держите Сердце открытым и для Неба, и для Земли?

Неужели скажете, что Вам уже поздно перерождать Сердце своё?

Тогда вот что я вам расскажу.

Создал Творец людей, дал им слова для общения и мышления, поселил в плодородной долине у подножья гор, одарил каждого долголетием и стал наблюдать: как устремятся они к совершенствованию.

Шло время, но люди не развивались.

Ноги их не шли дальше окрестностей своего села и не поднимались в Горы. Глаза их не взирали на Небо и не заглядывали в Сердце.

Так они и постарели.

Решил Творец выяснить: в чём дело?

Сделался Он человеком и пришёл к ним как путник.

Перед заходом Солнца собрались люди на площади поговорить с путником.

Рассказал он, какая жизнь за горизонтом, и предло­жил им:

— Хотите, поведу вас туда, и вы посмотрите, как там живут люди?

— Эх, — ответили они грустно, — поздно уже, мы по­старели...

— Тогда пойдёмте со мной в Горы, взглянем на мир с вершины!

— Эх, — вздохнули они, — поздно уже, у нас нет сил...

— Взгляните на Небо, — сказал им путник, — и я расскажу вам о жизни в Царствии Небесном!

И опять ответили они:

— Уже поздно, наш разум не поймёт твой рассказ... Путник опечалился. Захотел развеселить людей.

— Давайте споём песню! — сказал он и собрался пер­вым запеть, но люди заметили, что Солнце зашло.

— Поздно уже, — сказали они, — пора спать... — и разбрелись по своим хижинам.

Путник закричал им вдогонку:

— Люди, когда жизнь беспредельна и непрерывна, не будет поздно ни для какого достижения!

Но они не обернулись на зов. Тогда сказал про себя Творец:

— Отниму-ка я у людей все слова ограничения: «по­здно», «нельзя», «невозможно», «далеко», «высоко», «трудно», «не поймём», и вселю в их Сердца радость беспредельности. Может быть, постигнут они Закон Мой: ничего никогда не поздно, ибо нет конца, а толь­ко начало!

Он так и сделал и дождался утра.

Как изменятся люди и пойдут ли они с Ним в Горы?

Коллега, спешите открыть Сердце и Небу, и Земле!


***

«Без Качества куда пойдём?

Без Сердца что поймём?

Без Красоты чего достигнем?»


***

Сердце — Центр организма. А голова?

Сердце — престол сознания. А мозг?

Сердце — хранитель Мудрости. А рассудок?

Зорко только Сердце. А глаза?

Слушать нужно Сердцем. А уши?

Мощь Сердца всемогуща. А мышцы?

Сердце может знать смысл событий дальних. Без эле­ктронной связи?

Сердце может летать. Без летательных аппаратов?

Сердце может приблизить космические дали. Без те­лескопа?

Сердце может видеть мельчайшие частицы. Без мик­роскопа?

Сердце может решать. Без логики?

Вот так, отрицая четвертую мерность, мы до сих пор и спорим.

Не пора ли понять:

«Спор Сердца и рассудка является печальною страни­цею человечества».
***

Разум ищет оправдание.

А разум Сердца следует справедливости.

Разум ищет лишь выгоду.

Но разум Сердца утверждает бескорыстное благо.

Разум почитает здравый смысл.

А разум Сердца руководствуется чувствознанием.

Разум любит трубить.

Но разум Сердца творит в молчании.

Разум — как хозяйка, которая после шумной стирки вывешивает бельё на всеобщее обозрение.

Разум Сердца — как жнец, который после долгого труда собирает урожай в житницу.

Разум — как блудный сын.

Разум Сердца — как заботливый отец.

Разум без Сердца — слуга тьмы.

Разум в лоне Сердца — слава Господня.
***

«Поверх мозга есть Сердце», — говорят нам познав­шие Высшую Мудрость.

Так было изначально.

Но на каких-то печальных поворотах развития чело­вечества люди отошли от Сердца. Рассудок устре­мился к обособлению и, таким образом, усложнил эво­люцию.

Возникли понятия, дающие качество разуму: «холод­ный разум», «здравый смысл», «железная логика», «факт — упрямая вещь», «научное доказательство», «очевид­ность», «критическое мышление», «конкретно-образное мышление», «объективность» и тому подобное. Они гор­деливо разгуливают в умах людей, тем более учёных, как единственные мерила действительности.

Возникли целые науки: атеизм, рационализм, крити­цизм и так далее, для которых Сердце как основное по­нятие исчезло насовсем.

Сердцем занялись только физиологи и медики и на­звали его «мешком мышц».

Сердце оказалось в паутине разума, и надолго, так долго, что люди вот-вот насовсем забудут о Сердце. Поколения людей тысячелетиями обходились без по­нятия Сердца и его духовного смысла. Воспитание Сердца превратилось в пустую мысль для педагогичес­кого сознания и образовательной практики.

Особенно преуспели в этом Запад и Америка, кото­рые идут путём мозга, путём расчётливости, холодного рассудка, критического мышления, материальной вы­годы, путём эгоизма.

Лишь на Востоке, где основа ещё не утеряна, по-прежнему знают, что мощь заключена в Сердце.

С тревогой напоминают нам Источники Мудрости:

Вся жизнь проходит через Сердце.

Сердце есть Свыше действующий орган.

В Сердце дремлют все мировые энергии.

Спасение человечества придёт с пониманием Сердца.

Оставим ли этот зов гласом вопиющего в пустыне?


***

Поверх мозга есть Сердце.

Но значит ли это, что теперь пора унизить понятия мозга и разума и возвеличить Сердце?

Унижения чего-либо или кого-либо оскверняет чело­веческое достоинство.

Пора, чтобы восторжествовала Истина, ибо в торже­стве Истины есть спасение человечества.

В Сердце — Дух. Если оглохнет и ослепнет Сердце, то глухим и немым станет Дух. Через язык Сердца прояв­ляется устремление Духа. Прислушиваться к Сердцу — значит вникать в волю своего Духа.

В Сердце чувствознание. А если оно не будет разбу­жено, то нам станут недоступными даже действитель­ность, даже очевидное, даже явление поражающее, не говоря уже о мире духовном, тонком, о дальних мирах.

В Сердце чувства, которые всегда одерживают верх над разумом, потому что они пробуждают мировые энергии, в которых мощь. Чего только стоит энергия чистой Любви?

В Сердце эманация добра, через него происходит об­лагораживание всей сущности человека.

Сердце всё узнаёт много раньше, нежели рассудок мозга дерзнёт помыслить. Потому мозг — от прошлого, Сердце — от будущего.


***

— Дедушка, что ты шепчешь? — спросил я, заметив, что он перед сном что-то про себя бормочет.

— Кладу мысль на Сердце, сынок... — ответил он. Я удивился:

— Что это значит? Мудрый дедушка сказал мне:

— Не хочу поссориться с соседом, который подвёл меня, а как быть, не знаю. Вот и положу мысль на Сердце и засну, а утром Сердце подскажет, что делать...

— Откуда Сердце знает, дедушка?

— Сердце всё знает, сынок, я всю жизнь учусь у него — и тебе советую. Когда ищешь ответ на сложный во­прос, когда что-то бывает непонятно, положи перед сном мысль на Сердце, а наутро откроются тебе отве­ты...Только делай это с верою...

Так сказал дедушка, когда мне было девять лет. И я по­знал в жизни очень многое о своём педагогическом ис­кусстве, кладя мысль на Сердце перед сном.

Мне повезло с дедушкой.

А Вам?
***

Можно думать мозгом или Сердцем.

Но Истина не в том, чтобы они трудились раздельно. И не в том, чтобы мозг верховодил над Сердцем или Сердце угнетало мозг.

Истина будет торжествовать в том случае, если мозг переместится в Сердце и если Сердце станет престолом разума.

Надо, чтобы дуги сознания сошлись в пламени Сердца.

Надо, чтобы тепло и свет Сердца пронизывали по­мыслы людей.

Сознание образовывается и просветляется лучом Сердца.

Только в огне Сердца утончается и облагораживается мысль, только в огне Сердца испепеляется саранча мыслей.

Чуткое Сердце устремляет сознание к обновлению и расширению, синтезируя в себе понятия материального и духовного, личного и Вселенского, Мира Земного и Миров Высших.

«Не может творить рассудок, если не дать ему зерно Сердца...»

Нельзя помыслить единение человечества по мозгу, печени или по лёгким. Только сияние Сердца может сблизить людей и объединить народы даже на дальних расстояниях.

Откуда идёт согласованность?

Не от рассудка, не от извилин мозга, но от Сердца, от Света.

Разум только на престоле Сердца становится Светом Творящим.

Но разум, оторвавшись от Сердца, может творить бе­ду и приближать гибель.

Жить и мыслить Сердцем — условие богатств и ду­ховных, и материальных.

«Пусть добрый пахарь — мозг — трудится над своими посевами на почве Сердца, пусть он утучняет зёрна и несёт мысль утончённую, прекрасную и заострённую боями за утверждение Истины».

Сказано: «Утверждающие Истину, даже при несовер­шенстве, уже на пути».
* * *

Спешу подарить Вам, дорогой Коллега, прекрасный образ от неизвестного мне автора, видимо, мудреца. Образ этот доставил мне радость и углубил моё позна­ние Сердца.

«Я сорвал цветок — он завял.

Я поймал бабочку — она умерла.

И я понял: прикоснуться к Красоте можно только Сердцем».

Молодой царь, только что взошедший на трон, уви­дел во сне ангела, который сказал ему:

— Выполню твоё одно желание.

Утром позвал царь своих трёх советников.

— Ангел обещал мне выполнить одну просьбу. Хочу, чтобы мои подданные жили счастливо. Скажите, какое царство им нужно?

— Царство желаний!.. — сразу воскликнул один со­ветник.

Второй и третий тоже хотели что-то сказать, но не ус­пели: молодой царь закрыл глаза и в своём воображе­нии вызвал ангела.

— Хочу, чтобы любые желания всех моих подданных выполнялись. Пусть будет моё царство Царством жела­ний...

С той же минуты во всём царстве начались странные события. Многие мигом разбогатели, хижины некото­рых преобразились в дворцы, у кое-кого выросли кры­лья, и они начали летать; другие помолодели.

Люди убедились, что их желания тут же выполняют­ся, и каждый начал желать больше другого. Но вскоре они обнаружили, что не хватает самих желаний, и на­чали завидовать тем, у кого желания ещё остались.

Потому алчно похищали желания у соседей, у друзей, у детей, друг у друга.

Многих одолела злоба, и они желали другим что-ни­будь плохое. Дворцы рушились на глазах и опять возво­дились; кто-то становился нищим и тут же посылал бедствие другому. Кто-то стонал от боли и тут же зло­радствовал, что посылает более мучительные страдания остальным людям. В Царстве желаний исчезли мир и согласие. Люди враждовали, посылали друг на друга стрелы злобы, недоброжелательства. Один превзошёл других своим коварством: пожелал себе опасную бо­лезнь и поспешил своими объятиями, поцелуями, руко­пожатиями заразить ею как можно больше людей.

Первый советник тут же свергнул молодого царя с трона и объявил себя царём. Но вскоре он был свергнут другим, а потом тот — ещё одним, и вокруг трона нача­лась схватка тысячи беспощадных желаний.

Молодой царь убежал из города и на окраине царства встретил старика.

Он пахал землю и пел песню.

— У тебя нет никаких желаний? — спросил он стари­ка с удивлением.

— Есть, конечно... — ответил тот.

— А почему не исполняешь их сразу, как другие?

Чтобы не потерять счастье, как потеряли его все твои подданные.

— Но ты же бедный, а можешь стать богатым, ты ста­рый, а можешь помолодеть!

— Я самый богатый, — ответил старик. — Пашу зем­лю, сею и так выстраиваю жемчужную тропинку от Сердца своего к Богу своему... Я и моложе тебя, ибо душа моя — как у ребёнка. Царь произнёс с сожалением:

— Был бы ты моим советником, я бы не допустил ошибки...

— Я и есть твой советник, которого ты не послушал, — сказал старик без чувства упрёка и продолжил пахать землю.

***


Начнём с чувств.

Сердце есть обитель чувств. Оно — синтез чувств. Сердце и чувства едины.

Может ли быть доброе Сердце со злыми чувствами?

Нет, такого не бывает.

Может ли быть злое Сердце с добрыми чувствами?

Нет, такого тоже не бывает.

Каково Сердце — таковы чувства. Сердце даёт чувст­вам качество, вкладывает в них своё устремление и так выпускает их на волю.

Повторю Мудрость тысячелетий:

«Добрый человек из доброго сокровища Сердца свое­го выносит доброе. Злой человек из злого сокровища Сердца своего выносит злое».

Чувства на воле!

Но без удил...
***

Каждое чувство пробуждает энергию.

Энергии чувств синтезирует Сердце. Синтез всех ми­ровых энергий, открывающихся через чувства, называ­ют психической энергией.

Взаимное чувство удесятеряет энергию.

Коллективное чувство создаёт мощь энергии.

Вообразить себе силу проявления энергии какого-либо напряжённого чувства невозможно. Тем более невоз­можно представить себе силу и мощь взаимного собира­тельного и согласованного чувства.

Потому тревожился великий Альберт Эйнштейн:

«Настоящая проблема лежит в Сердце и мыслях чело­века. Это не относящаяся к физике проблема, но этическая, нравственная. Проще изменить состав плутония, чем изгнать злого духа из человека. Что нас пугает — это не сила взрыва атомной бомбы, но сила злости че­ловеческого Сердца, его собственная сила взрыва на злые поступки».

Высвобожденная из Сердца психическая энергия все­могуща.

Отпустить чувства на волю?

Без удил?
***

Доброе сокровище доброго Сердца! Что в нём?

В нём чувства утончённые и огненные.

В нём красота и величие Любви, вдохновение Веры, творящее терпение Надежды, возрождающая влага До­броты, гордость и суровость Долга, торжество Справед­ливости, цветы Признательности, слёзы Сострадания, улыбка Сорадости, возвышенность Преданности, искра Искренности, радость Покаяния, посевы Благородства.

Чувствознание и знание чувств есть Весы Небесные, есть Совесть.

Разум, перемещённый в Сердце, облагораживается и возвышается чувствами, становится разумом Сердца.

Истоки чувствознания собираются в разуме Сердца, и человек начинает постигать своё предназначение, обре­тает смысл жизни.

Разум Сердца упорядочивает чувства и устремляет их ввысь.

Так разум становится волею Сердца.

Воля Сердца укрощает и приручает чувства через уме­ния терпеть и воздерживаться, прилагать усилия и жертвовать, трудиться и творить, соизмерять и вме­щать.

Воля Сердца, то есть разум Сердца, утончает чувства, учит красоте и изяществу проявления.

Так зарождается культура чувств, Культура Сердца.

Так можно думать Сердцем.
***

Кучер добрый!

Где лошади твои?

Запряги их в повозку и быстрее в путь!

Дорога длинная — на всю жизнь, она трудная и опас­ная — она в горы.

Надо доставить — срочно! срочно! — куда-то — спасе­ние, куда-то — весть, куда-то — радость, куда-то — му­дрость, куда-то — любовь, куда-то — сострадание, ку­да-то — восхищение...

Щедро разбрасывай по пути груз свой, не жалей!

И не спрашивай, понял ли кто, откуда пришла по­мощь.

Ты — сеятель, а не жнец.

Важно доставить, ибо нехватка груза твоего велика.

Твой груз бесценен.

А лошади твои чуют дорогу, доверяйся им, дай свободу.

Но они сильные и могут сорваться. Крепко держи удила в своих мудрых руках и тяни их на себя.

Хорошо, что завязал им глаза. Незачем видеть им, как на лугах и полях злорадствует гонясь за своими хозяевами, чтобы рас­терзать их.

Гони лошадей своих, но не кнутом и руганью, ибо лошадям может быть больно и они могут обидеться.

Устремляй их мысли к Высшему Благу, к красоте, преданности, мужеству.

стадо взбесившихся лошадей, топча копытами свои повозки и свой груз бесценный и Они умные, они поймут тебя.

Гони, поощряй их сердечным словом, добрый кучер!

Пусть торжествуют, пусть гордятся они, что спешат неся, а не унося.

Кто сказал, что спешить не надо — «тише едешь, дальше будешь»? Это о черепахах, об улитках, которые никому ничего не несут и получать ничего не хотят.

Тише едут, когда хоронят.

А тебе надо воскресить, оживить, порадовать, вдохно­вить, спасти, успокоить. Ибо нет ни дня, ни часа, ни минуты, когда кто-то не нуждался бы в грузе твоём.

Кто поспешит, тот свершит.

А пустым едешь — до места не доедешь.

Гони лошадей!

И если уж случится, что на крутом повороте лошади сошли с пути и повозка перевернулась, а груз рассыпал­ся, то знай, что ты достиг своей вершины.

...Нужны пояснения?

Так вот:


добрый кучер — доброе Сердце,

удила — это разум Сердца,

лошади — это чувства,

повозка с бесценным грузом — это дары Духа,

доставить груз бесценный — смысл жизни.
***

А если кучер этот не добрый, а злой? И разум, заня­тый самостью, тоже злой?

Какими станут чувства и что они сотворят, если к то­му же знаем, что чувства всегда, — всегда! — одержива­ют верх над разумом?

В злом сердце благие начала души вырождаются во зло. Получаем разнузданные чувства. Они рвут связь с Высшим и их бесчинствованию нет пределов.

Никакая разрушительная сила, которую придумывает человечество, не сравнится с силою взрыва разнуздан­ных чувств. Они и диктуют разуму, оторванному от Сердца, создавать бомбы и взрывать их, целиться и убивать, разрушать и уничтожать. Разум перерождается в неистовство, в бешенство.

Пусть миллион раз твердит учёный, что он очень доб­рый, верующий, духовный и нравственный, но если он занят в тайных лабораториях, где изобретаются чудо­вищные виды оружия — термоядерные, химические, бактериологические, психотронные, способные вредить людям, лишать их свободы, разрушать храмы и губить жизнь на земле, — то учёный этот одержим тьмою.

Нынешние сатаны — это не хвостатые существа с ро­гами и копытами, а элегантные двуногие, умеющие со­блазнять.

Разнузданные чувства ищут удовольствий, как можно больше падких удовольствий. Ищут власть над други­ми, чтобы повелевать. Творят в материальном мире множество пошлых соблазнов. Чувства дробятся на ты­сячи, миллионы мелких похотей и желаний.

Пиршество тьмы.

Царство желаний, идущих от злого Сердца, есть цар­ство тьмы.

Разве говорю теорию?

Разве не видят наши глаза проявлений злобы Сердца?

Если бы!

Если бы каждый из нас уберёг своё Сердце как ра­дость для другого!

Если бы разум Сердца мог отвести каждого из нас от падких соблазнов!
***

Скажут:


— Не доверяем, потому что обманывают.

— Недолюбливаем, потому что не любят нас.

— Убиваем, чтобы нас не убили.

— Закрываемся, чтобы не обокрали.

— Поступаем так, потому что все так поступают.

— Плюём, чтобы дать сдачу.

— Раздражены, потому что невыносимо. Скажут много подобного.

Но восстаёт чистое Сердце:

Кто-то ведь должен положить конец всему этому?

Кто-то ведь должен призвать людей к Сердцу?

Кто это?

Никто другой, а Учитель.

Никто другой, дорогой Коллега, Вы и я с Вами.

Только Союз чистых Сердец может отогнать и рассе­ять тучи тьмы.

Только восстание чистых Сердец может положить ко­нец разгулу озлобленного Сердца.
***

Другой молодой царь тоже увидел сон и тот же ангел обещал выполнить одну его просьбу. Созвал царь наутро своих трёх советников и спросил:

— Какое царство нужно моим подданным, чтобы они жили счастливо?

— Царство желаний! — воскликнул один, не задумы­ваясь.

— Царство разума! — произнёс другой, почесав заты­лок.

Третий тоже хотел что-то посоветовать молодому ца­рю, но тот поспешил к ангелу — закрыл глаза и при­звал его в своём воображении:

— Сделай моё царство Царством разума...

С той же минуты во всём царстве начались странные явления. Все подданные, дети и взрослые, мужчины и женщины, старые и молодые, разом преобразились в философов и начали обсуждать любой пустяк. Они со­мневались во всём, спорили, критиковали всё вокруг, всему искали объяснения и доказательства, научное обоснование. Учёные проводили бесконечные дискуссии с целью, чтобы никто ни с кем не соглашался. Умствова­ли по поводу того, можно ли погасить Солнце, если все люди вместе будут дуть на него. Или по поводу того, что произойдёт, если все песчинки в пустыне вдруг превра­тятся в муравьев. Или если все колодцы, речки и реки, моря и океаны вдруг иссякнут...

Во всём люди искали железную логику, доказательст­ва, факты. Неверие стало нормой жизни. Разум сделал­ся холодным, подозрительным, недоверчивым, рассчётливым и, наконец, неразумным.

Люди всё дотошно взвешивали, меряли, оценивали, переоценивали, сравнивали и опять начинали всё сна­чала. Взвешивали и оценивали даже любовь, даже доб­роту, даже радость, даже зло и даже рождение и смерть.

На всё взирали стеклянными глазами, и каждый ста­вил на всём продажную цену.

Жизнь в царстве замедлилась, стала она хмурой, грустной, тревожной. Исчезла вера, пропало доверие. Зато повсюду разгуливало подозрение. Распалось еди­нение и восторжествовали самость и разобщённость.

Сколько царь ни призывал народ образумиться, ни­чего не получалось.

Находясь в отчаянии, он покинул дворец и на окраи­не царства встретил старика. Тот сеял хлеб на вспахан­ной земле и пел песню.

— Бог тебя не одарил разумом? — спросил царь.

— Почему? Разум мой всегда жил и живёт по сей день в моём Сердце, — ответил тот.

— При чём тут Сердце?! — удивился царь.

— Разум без Сердца перерождается в тупость и без­рассудство.

— Как же ты живёшь разумно, когда только и знаешь пахать-сеять и не обновляешься?

— Пашу и сею для Бога, а тебе отдам зерно. Так каж­дый день выстраиваю я ступеньки от разума Сердца до Бога, и каждая ступенька во мне — обновление жизни.

Молодой царь погрустнел.

— Эх, был бы ты моим советником, не допустил бы я ошибку... — произнёс он с чувством раскаяния.

— Я и есть твой советник, которого ты не дослушал, — сказал старик и продолжил сеять хлеб.
***

Мудрец поясняет:

«Современное погибельное положение создалось из­вращённым пониманием мозга».

Таким пониманием заражён Запад и пытается зара­зить мир.

Суть погибельного состояния в том, что Сердце и мозг, чувства и разум оторвались друг от друга. Некие «хирурги», называемые материалистами, в каком-то прошлом бездумно перерезали нить, по которой Сердце вело разум за собой, питало и облагораживало его, а ра­зум черпал через чувствознание Сердца понимание о ду­ховном и материальном.

Слово «материализм» приняло чудовищное содержа­ние, отражая в себе только физическую действитель­ность.

Разум без Сердца превращается в неразумность, то есть становится холодным, абсурдным, ущербным для жизни людей. Паутина холодного разума оплетает Серд­це, и оно тоже становится холодным, то есть злобным.
***

Сердце — свыше данный орган, оно даровано людям для связи с Космосом. Сердце — мировой орган, оно принадлежит человечеству.

Но что же может сделать холодное Сердце?

Оно уже не годится для такого предназначения. Выс­шие чувства тупеют и вырождаются в холодном Сердце. Зато возникают противожизненные чувства, имена ко­торых Злоба, Ненависть, Невежество, Самость, Собст­венность, Выгода, Эгоизм...

И надо ли гадать, во что превратятся их детища — желания и устремления? Надо ли гадать, на что будет направлена психическая энергия?

Холодное Сердце поощряет холодный разум от­талкивать от себя всё, что не укладывается в его — разу­ма — представлениях. А представления и знания его складываются только по одному принципу — голого материализма.

Люди ввергаются в заблуждение: они начинают почи­тать себя превыше Создателя.

Это и есть погибельное состояние.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет