Министерство образования Республики Беларусь
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений
Республики Беларусь по гуманитарному образованию
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Министра образования
Республики Беларусь
________________А. И. Жук
20.04.2009 г.
Регистрационный № ТД-Е.122/тип.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Типовая учебная программа
для высших учебных заведений по специальностям
1-23 01 09 «Журналистика международная»
1-23 01 10 «Литературная работа (по направлениям)»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель министра информации Республики Беларусь
_______________И. Н. Лаптенок
_______________________
Председатель Учебно-
методического объединения
высших учебных заведений
Республики Беларусь
по гуманитарному образованию
________________В. Л. Клюня
_______________________
|
СОГЛАСОВАНО
Начальник Управления высшего
и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь
________________Ю. И. Миксюк
_______________________
Первый проректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»
________________И.В. Казакова
______________________
|
|
Эксперт-нормоконтролер
________________С.М. Артемьева
_______________________
|
Минск 2008
Составители:
Т.С. Студенко, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент;
Т.И. Пранович, старший преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики Белорусского государственного университета
Рецензенты:
Кафедра русской и зарубежной литературы учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;
Н.Б. Лысова, декан историко-филологического факультета Полоцкого государственного университета, кандидат филологических наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики Белорусского государственного университета
(протокол № 11 от 21.05.2008г.);
Научно-методическим советом Белорусского государственного университета
(протокол № 4 от 22.05.2008г.);
Научно-методическим советом по группе специальностей журналистики
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
(протокол № 5 от 23.05.2008г.)
Ответственный за выпуск: С.Т. Студенко
Т.И. Пранович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина состоит из 6 последовательно изучаемых частей: античная литература (часть I), литература Западной Европы средних веков и эпохи Возрождения (часть II), литература европейских стран XVII-XVIII вв. (часть III), зарубежная литература XIX в. (часть IV), литература рубежа XIX-XX вв. (часть V), всемирная литература XX века и рубежа XX-XXI веков (часть VI).
Цель дисциплины: теоретическое осмысление литературного процесса в Европе и мире, формирование представления о его целостности и преемственности, о взаимосвязи философских, этических и эстетических идей.
Задачи дисциплины:
всестороннее изучение литературного процесса в каждый отдельно взятый период;
изучение литературных течений и направлений, литературных школ и других эстетических объединений;
формирование представления об эстетических поисках и литературном творчестве крупнейших поэтов, писателей, драматургов;
формирование навыков анализа художественных произведений.
Студент должен:
знать:
основные закономерности развития литературы зарубежных стран от античности до современности;
жанровое разнообразие зарубежной литературы;
творческие методы и художественные направления в зарубежной литературе разных эпох;
творчество наиболее выдающихся представителей зарубежной литературы;
уметь:
осуществлять целостный и системный анализ художественного текста;
характеризировать основные тенденции развития литературы;
анализировать своеобразие национальных литератур в сопоставлении с другими, в том числе русской и белорусской;
дифференцировать современный литературный процесс по различным аксиологическим критериям;
учитывать степень влияния политических, экономических и идеологических тенденций на литературный процесс в различных странах.
Общее число часов, предназначенных для изучения дисциплины «Зарубежная литература» в 6 частях, в соответствии с типовым планом специальности 1-23 01 09 «Журналистика международная» -386 часов, в.т.ч. аудиторных – 188 (72– лекционных, 116 – семинарских).
На изучение «Зарубежной литературы» в соответствии с типовым планом специальности 1-23 01 10 «Литературная работа (по направлениям)» (1-23 01 10-01 «Литературная работа (творчество)», 1-23 01 10-02 «Литературная работа (редактирование)») – 416 часов, в.т.ч. аудиторных – 188 (72 – лекционных, 116 – семинарских).
Примерный тематический план
|
|
Количество аудиторных часов
|
№
|
Наименование
раздела, темы
|
всего
|
в том числе
|
лекции
|
семинарские
занятия
|
|
ЧАСТЬ Ι Античная литература
|
1.1
|
Введение. Гомеровский эпос.
|
4
|
2
|
2
|
1.2
|
Ранняя древнегреческая лирика.
|
2
|
2
|
|
1.3
|
Аттическая трагедия классического периода.
|
6
|
2
|
4
|
1.4
|
Древнеаттическая комедия. Творчество Аристофана.
|
4
|
2
|
2
|
1.5
|
Древнегреческая художественная проза 6-4 вв. до н.э
|
4
|
|
4
|
1.6
|
Литература эпохи эллинизма.
|
4
|
2
|
2
|
1.7
|
Римская литература 3-2 веков до н.э. Литература последнего века республики.
|
4
|
2
|
2
|
1.8
|
Римская литература периода принципата Августа и Империи.
|
6
|
2
|
4
|
|
ЧАСТЬ ΙΙ Литература средневековья
|
2.1
|
Героический эпос раннего средневековья
|
4
|
2
|
2
|
2.2
|
Героический эпос зрелого средневековья
|
2
|
|
2
|
2.3
|
Куртуазная (рыцарская) лирика и роман 12-14 вв.
|
4
|
2
|
2
|
2.4
|
Средневековые и ренессансные черты в творчестве Данте.
|
4
|
2
|
2
|
2.5
|
Литература Возрождения в Италии 14 века.
|
4
|
2
|
2
|
2.6
|
Литература Возрождения Франции, Германии и Нидерландов.
|
8
|
4
|
4
|
2.7
|
Литература Возрождения в Испании.
|
6
|
2
|
4
|
2.8
|
Литература Возрождения в Англии.
|
2
|
|
2
|
|
ЧАСТЬ ΙΙΙ Литература ХVΙΙ-ХVΙΙΙ веков
|
3.1
|
Маньеризм и барокко в европейской литературе конца ХVΙ и ХVΙΙ веков.
|
6
|
2
|
4
|
3.2
|
Классицизм в европейской литературе ХVΙΙ века.
|
6
|
2
|
4
|
3.3
|
Творчество Джона Мильтона.
|
2
|
|
2
|
№
|
Наименование
раздела, темы
|
Количество аудиторных часов
|
всего
|
в том числе
|
лекции
|
семинарские
занятия
|
3.4
|
Европейская литература эпохи Просвещения. Англия.
|
6
|
4
|
2
|
3.5
|
Французская литература эпохи Просвещения.
|
2
|
|
2
|
3.6
|
Литература Просвещения в Германии и Италии.
|
4
|
|
4
|
|
ЧАСТЬ ΙV Литература ХΙХ века
|
4.1
|
Введение.
Романтизм. Английский романтизм.
|
8
|
4
|
4
|
4.2
|
Немецкий романтизм.
|
6
|
2
|
4
|
4.3
|
Французский романтизм.
|
6
|
2
|
4
|
4.4
|
Реализм как художественный метод.
|
4
|
2
|
2
|
4.5
|
Американская литература 1-й половины 19 в.
|
6
|
2
|
4
|
4.6
|
Американская литература 1840-1860-х гг.
|
4
|
2
|
2
|
|
ЧАСТЬ V Литература рубежа ХΙХ-ХХ вв.
|
5.1
|
Введение.
Литературные методы и стили на рубеже веков. Натурализм.
|
4
|
2
|
2
|
5.2
|
Декаданс.
|
6
|
2
|
4
|
5.3
|
Реализм и неоромантизм.
|
6
|
2
|
4
|
5.4
|
Литература США.
|
6
|
2
|
4
|
5.5
|
Литература Германии.
|
4
|
|
4
|
|
ЧАСТЬ VΙ Литература ХХ века
|
6.1
|
Введение. Модернизм.
|
4
|
2
|
2
|
6.2
|
Экспрессионизм и экзистенциализм.
|
4
|
2
|
2
|
6.3
|
Немецкая литература.
|
4
|
2
|
2
|
6.4
|
Французская литература.
|
4
|
2
|
2
|
6.5
|
Литература США.
|
4
|
2
|
2
|
6.6
|
Английская литература.
|
2
|
|
2
|
6.7
|
Латиноамериканская литература.
|
4
|
2
|
2
|
6.8
|
Кризис литературы классического типа в 1950-1970-х гг.
|
2
|
|
2
|
6.9
|
Постмодернизм.
|
4
|
2
|
2
|
6.10
|
Феномен массовой литературы в ХХ в.
|
2
|
|
2
|
|
ИТОГО:
|
188
|
72
|
116
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ЧАСТЬ I
Античная литература
Тема 1.1. Введение. Гомеровский эпос. Понятие «античной литературы», ее географические, исторические и хронологические рамки. Основные особенности античной литературы: мифологическая тематика, господство литературной традиции, поэтическая форма. Гуманистическое содержание античной литературы. Влияние на развитие новоевропейских литератур. Источники изучения античной литературы. Писчий материал: папирус, пергамент. Сохранность и реконструкция текстов. Роль и место греческой литературы как первой из античных литератур. Периодизация истории греческой литературы.
Истоки древнегреческой литературы. Особенности греческой мифологии. Аэды и рапсоды. Связь греческой литературы с мифом.
Греческий эпос. Сказание о троянской войне. Историческая основа гомеровских поэм. Сюжет и композиция «Илиады». Изображение богов, героев, людей. Характер эпического героя в «Илиаде». Сюжет и композиция «Одиссеи». Сказочные мотивы поэмы. Характер эпического героя в «Одиссее». Особенности эпического стиля и языка поэм (повторы, сравнения, постоянные эпитеты, эпическое раздолье и др.). Гекзаметр. Традиция исполнения поэм. Гомеровский вопрос. Время и причины его возникновения. Различие позиций унитариев и аналитиков. Современное состояние гомеровского вопроса. Значение гомеровских поэм в античности и в новое время.
Генеалогический и дидактический эпос. Гесиод и его время. Дидактическая поэма «Труды и дни».
Тема 1.2. Ранняя древнегреческая лирика. Греция 7 в. до н.э. Эпоха колонизации. Возникновение и развитие лирической поэзии. Связь ранней греческой лирики с фольклором. Основные виды и жанры древнегреческой лирики. Способы исполнения лирических произведений. Музыкальный аккомпанемент. Декламационная лирика. Элегия, ее форма, темы и мотивы, главные представители (Каллин, Тиртей, Мимнерм, Солон, Феогнид). Ямб. Особенности метра, основные темы, главные представители (Архилох, Семонид Аморгский). Мелическая (песенная) лирика. Сольная мелика. Творчество лесбосских поэтов Алкея и Сапфо. Любовная лирика Анакреонта. Анакреонтическое направление в античной и европейской поэзии. Хоровая мелика. Ее главные виды и назначение. Творчество Алкмана, Стесихора, Ивика, Симонида Кеосского. Оды и эпиникии Пиндара. Дифирамбы Вакхилида.
Тема 1.3. Аттическая трагедия классического периода. Афинский полис в 6-4 вв. до н.э. Историческое значение победы греков в войнах с персами. Утверждение афинской рабовладельческой демократии. Экономический, политический и культурный расцвет Афин в век Перикла (50-30 гг. 5 в. до н.э.). Рост значения отдельной личности. Проблема человека в философии и искусстве 5 в. до н.э. Пелопоннесская война. Усиление социальных и идеологических противоречий. Кризис афинской демократии и полисного мировоззрения.
Трагедия. Происхождение древнегреческой драмы и театра. Культ Диониса. Демократический характер культа. Дифирамб. Основные виды драмы: трагедия, комедия, сатировская драма. Значение терминов. Деятельность Феспида, Фриниха. Учреждение Великих Дионисий. Устройство театра и организация представлений. Драматические агоны. Тетралогии. Актеры, хор. Театральный реквизит. Структура греческой драмы. Политическая и культурная роль театра в 5 в. до н.э.
«Отец трагедии» Эсхил – поэт становления афинского государства. Биография и мировоззрение Эсхила, его вера в разумность мировых законов. Сохранившиеся произведения. Проблематика, структура и образы трагедий («Молящие», «Персы», «Семеро против Фив», «Прометей прикованный»). Принцип связной тетралогии. Трилогия «Орестея». Изображение судьбы рода, личная активность и ответственность персонажей за свободно принятые решения. Роль божественного возмездия. Драматургические нововведения Эсхила, уменьшение им роли хора в трагедии.
Расцвет Афин и творчество Софокла. Биография, мировоззрение, сохранившиеся произведения Софокла. Драматургические новшества. Проблематика трагедий «Антигона» и «Царь Эдип». Конфликт и его разрешение у Софокла. Принципы изображения человека. Нормативность героя. Судьба и личность у Софокла. Софокл – мастер перипетии.
Кризис афинского полиса и творчество Еврипида. Биография, мировоззрение, сохранившиеся драмы Еврипида. Углубленный психологический анализ человеческой личности. Свободное обращение с мифами. Отношение к традиционной религии. Снижение героических образов. Сложность интриги. Проблематика трагедий «Медея», «Ипполит». Драматургические нововведения. «Бог из машины». Восприятие творчества Еврипида его современниками и в более позднее время. Влияние на литературу последующих веков.
Достарыңызбен бөлісу: |