В теории отечественной журналистики пока
не существует устойчивых представлений о
жанре, несмотря на то что теория жанра имеет
вековые традиции. Термин «жанр», как извест-
но, возник в эстетике французского классициз-
ма середины X�II века для разграничения раз-
X�II века для разграничения раз-
века для разграничения раз-
новидностей произведений, создаваемых тем
или иным родом творчества. Он и восходит к
французскому слову «�����», которое перево-
�����», которое перево-
», которое перево-
дится как «род, вид».
В разных областях творчества этот процесс
стимулировали разные обстоятельства. Так, в
живописи решающую роль для рождения того
или иного жанра сыграл предмет отображения.
В скульптуре жанровые разновидности произ-
ведений определялись в зависимости от осо-
бенностей материала и формы или характера
художественного обобщения (аллегория, пор-
трет, монумент). В архитектуре доминирует
назначение продукта творчества, его функция.
Каждый род творчества представлен разверну-
той системой жанров, в которой есть несколько
уровней (подсистем), поскольку каждый жанр
включает в себя более дробное деление («под-
жанры»). В художественной литературе жан-
ры сформировались в рамках принадлежности
произведения к определенному роду литерату-
ры. Надо полагать, что любой род творческой
деятельности создал за время своего развития
богатую жанровую палитру. А вот осмысление
ее, постижение законов жанрообразования и
тенденций развития жанров в разных областях
творчества идет по-разному, с разных позиций,
в разных аспектах и разными темпами.
Наиболее разработаны взгляды на жанр и
жанрообразование в литературоведении. Так,
согласно точке зрения Б. В. Томашевского,
жанры – это «специфические приемы», кото-
рые обладают определенной устойчивостью.
Надо сказать, что до 1990-х годов в отече-
ственной журналистике существовало пред-
ставление о газетных жанрах, пришедшее из
филологии. Традиционно жанр рассматривал-
ся как группа публицистических материалов
с устойчивыми содержательно-формальными
признаками. К общим для всех жанров призна-
кам были отнесены:
– идейно-политическая позиция, с которой
освещаются явления, факты действительности;
– верность жизненной правде, опора на не-
опровержимый материал действительности;
– нацеленность на достижение положитель-
ных результатов в коммунистическом воспита-
нии народа.
В число признаков, по которым жанры раз-
личались, входили:
– своеобразие предмета (объекта) познания,
отображения, диктовавшее характер творче-
ского процесса;
– различные функции, познавательно-вос-
питательные задачи;
– широта освещения действительности и
соответствующий масштаб выводов и обобще-
ний;
– выразительно-изобразительные средства.
В соответствии с проявлением этих при-
знаков жанры были поделены на три большие
группы: информационные, аналитические, ху-
дожественно-публицистические.
Современные работы, принципиально ори-
ентируясь на такое же понимание жанра, тем
не менее исходят из того, что прежняя клас-
сификация устарела и требует изменений. В
сегодняшних научных трудах, как правило,
отсутствует деление жанровых признаков на
общие и специфические. Зато специфическим,
т. е. собственно жанровым признакам, уделя-
ется пристальное внимание: они уточняются,
раскрываются, дополняются, и это дает воз-
можность вырабатывать новые представления.
Так, Л. Е Кройчик, определяя жанр как «от-
носительно устойчивую структурно-содержа-
тельную организацию текста, обусловленную
своеобразным отражением действительности
и характером отношения к ней творца», дета-
лизирует творческие задачи журналиста и на
этом основании предлагает рассматривать вме-
сто трех пять жанровых групп: