1 лекция. История социального воспитания. Становление социально-культурной деятельности



бет1/17
Дата06.02.2022
өлшемі71,61 Kb.
#80072
түріЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Байланысты:
ДОПОЛ Лекции СИСВ
диссертация, Құм терапиясы, 8 Управление социокультурной сферой, 8 Управление социокультурной сферой, сущность и предпосылки, 2 дәріс ПСИХОЛОГИЯ

1 лекция. История социального воспитания. Становление социально-культурной деятельности
Педагогика вплоть до сер. XIX в. рассматривалось как наука о воспитании. Однако представление о нем изменялось в зависимости от экономико-политического и культурного развития обществ, определялось целями, задачами и средствами педагогической деятельности.
Первый период становления И развития социальной педагогики как научно-практической области приходится на Х-ХIХ вв. Этот период определяется как скрытое развитие социальной педагогики, как движение педагогического знания о поддержке, воспитании и образовании навстречу социологическому знанию, которое завершилось рождением социальной педагогики как науки в начале XX в. в связи с выходом в свет одноименной работы П. Наторпа (С. Расчетина).
Второй период истории становления социальной педагогики связан с кардинальными изменениями жизнедеятельности российского общества в XX в.. Его начало совпадает с революционной ситуацией 1917 г., характеризующейся заострением социальных противоречий, активным развитием педагогического и социологического знания, их интенсивной интеграцией. Развитие социальной педагогики было, однако, задержано в 1930-е гг. в связи с ориентацией на реализацию принципа классового подхода и партийности науки. Научное осмысление процессов воспитания и образования с социологических позиций было заторможено, но не остановлено. Социальная педагогика после интенсивного развития в 20-30-е гг. XX в. стала растворяться в других науках в 40-80-е гг. и получила импульс к самостоятельному развитию в 90-е гг. XX в.
В отечественной истории образования существование этнокультурной модели воспитания находит подтверждение в традициях, сказания, былинах, предметах древнеславянской культуры. С принятием христианства в Древнерусском государстве складывается постепенно система просвещения, возникшая под влиянием церкви и распространившаяся в виде церковных и светских училищ. Дошедшие до нас летописи, поучения и другие документы дают представление о сущности и содержании воспитания Древней Руси. Особое значение воспитание приобрело в период татаро-монгольского ига, когда главной целью общества было сохранить православную веру как основу национальной культуры.
Суть воспитания заключалась в формировании добродетелей, что принципиально отличало отечественное воспитание от системы просвещения в западных странах, где основное внимание уделялось освоению знаний. В XVII в. Россия выбрала западный цивилизационный путь развития, что не замедлило сказаться на негативном поведении подрастающего поколения.
В связи с этим в сер. XVIII в. в период правления Екатерины II в дворянской среде усиливается интерес к проблемам воспитания. На смену старинных педагогических наставлений, основанных на зубрежке и подчинении, появляется новый гуманитарный идеал воспитания, во многом сходный с евангелистским в выводах. Именно религия выступала в роли хранительницы общечеловеческих ценностей. Поэтому христианская мораль лежала в основе воспитания вплоть до Октябрьской революции 1917 г.
Большую роль в осуществлении планов Екатерины II сыграла деятельность И.И. Бецкого, который пытался реализовать идеи либерализации образования в России. В период правления Александра I были подтверждены цели воспитания, выдвинутые при Екатерине П. С этого момента в России начинают существовать планомерно и законно средние государственные учебные заведения, задачами которых становится не только обучение наукам, но и воспитание нравственное, гражданское, "воспитание духа и тела". Осуществлялось это воспитание всеми социальными институтами: семьей, школой, церковью и др. В конце XIX — начале XX в. общественный интерес к проблемам воспитания открыл новые пути привлечения родителей и разнообразных организаций к воспитанию детей.
Коренной поворот в изменении целей и содержания воспитания был сделан после революции 1917 г., когда произошло искоренение христианских норм из теории и практики отечественной педагогики.
Социальное воспитание зародилось еще в античные времена, но научное обоснование этот термин получил только в конце XIX - начале XX в. О социальном воспитании и его влиянии на учебно-воспитательный процесс в школе высказывались русские педагоги, философы, писатели — К.Д. Ушинский, Н.Ф. Федоров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский.
Ученые-исследователи и педагоги-практики, профессионально сложившиеся под влиянием идей русской прогрессивной педагогической мысли XIX в., уже в послереволюционный период продолжали отстаивать интересы ребенка ("гуманистическая" научная школа: П.П. Блонский, Н.Н. Иорданский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий и др.).
А.Г. Калашников, М.В. Крупенина, Н.К. Крупская, В.Н. Шульгин и другие педагоги в вопросах социального воспитания следовали от интересов общества ("социологизаторская" научная школа).
Это явление породило у ученых-педагогов многочисленные дискуссии: что является предметом педагогической науки, какая должна быть взаимосвязь между обществом и школой, какова роль школы в воспитании подрастающего поколения, может ли школа повлиять на социальную среду и др. В эти годы прочно утвердился термин "социальное воспитание". В первые годы советской власти проблема социального воспитания была одной из ведущих в педагогике. Это обусловлено по крайней мере двумя факторами: тяжелым социальным положением детей в России (сиротство, беспризорность и др.) и активными поисками в развитии отечественной педагогической науки.
Советский ученый-педагог Н.Н. Иорданский в 1923 г. опубликовал книгу "Основы и практика социального воспитания", в которой он выделил четыре взгляда на сущность социального воспитания: 1) вся система воспитания со всеми его сторонами (учебные занятия, их обстановка, организация детей, наблюдение за их здоровьем, личность учителя и др.); 2) воспитание как общественное явление, опирающееся в организационном отношении на общественные формы жизни; 3) воспитание социальных инстинктов, навыков, создание социальной жизни в учебных занятиях детей и в организации их жизни на основе самоуправления; 4) связан с социальной педагогикой как научной и практической дисциплиной.
В Советском Союзе в 20-е гг. особое значение приобрело "социологизаторское" направление, отраженное в теории и практике взаимодействия личности и среды, которая тогда рассматривалась как проблема взаимообусловленности педагогической цели и воспитательного средства, т. е. возможности активного развития личности нового типа в условиях пролетарского государства. В результате большинство ученых начинают придерживаться идеи приоритетности развития общества над отдельным человеком, соответствующим образом определялась и функция среды—она должна была оказывать формирующее действие на детей.
Идеология социального воспитания в Советской России разрабатывалась руководителями Наркомата просвещения, придававшими первостепенное значение организации среды. "Надо изучить среду "во всех ее особенностях, — указывал А.В. Луначарский, — ...как объекта нашего воздействия и... как действующей рядом силы. Школа должна найти в окружающей среде и объединить вокруг себя все положительные силы, организовать их и направить на воспитание детей, на борьбу с тем, что этому воспитанию мешает" .
Однако такие ученые, как П.П. Блонский, СЛ. Рубинштейн, СТ. Шацкий (в своих воззрениях примерно до 1929 г.) и другие, опиравшиеся на идеи антропологической педагогики XIX в., "свободного воспитания" с его гуманистическими идеалами, предлагали в вопросах социального воспитания идти "от ребенка".
В результате, в конце 30-х гг. политехнизация школьного образования приостановила развитие этого направления, и постепенно всеобщий интерес к данной проблеме угас. Теоретические представления о всеобъемлющей (тотальной) детерминации индивидуальной жизни, в том числе и воспитания, оказали влияние на формирование советской педагогики 30-х гг. после разгрома педологии и дореволюционного педагогического корпуса России. Были прекращены все исследования в области социального воспитания, как тогда называлось это направление. Официальная советская педагогика разрабатывала лишь отдельные узкие фрагменты социально значимой проблематики.
Таким образом, в России в связи с изменившимися социальными условиями происходит переход от христианского воспитания к социальному, который в конце 30-х гг. был запрещен.
М.А. Галагузова считает, что на смену социальному воспитанию пришел термин "коммунистическое воспитание". В этот период закрепилась трактовка понятия воспитания в широком и узком смысле слова. В первом случае воспитание включало в себя образование и обучение и охватывало работу всех социальных институтов воспитания. Вторая трактовка была связана с воспитанием у детей мировоззрения, нравственного облика, всестороннего гармонического развития личности.
В конце 80-х гг. XX в. ученые, такие как О.С. Газман, Л.А. Бондаревская, Л.И. Новикова и другие, привносят новые смыслы в понимание воспитания. Появляется новое понятие — "гуманистическое воспитание". В этом смысле воспитание — это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач социальной деятельности, т. е. духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция. При таком подходе процесс воспитания начинается с совместной выработки целей, актуализации идеалов, осмысления способов самоопределения в жизненной практике .
Возрождение интереса к феномену социального воспитания в педагогической науке в 70~90-х гг. XX в. связано с актуализацией проблем социализации и социальной адаптации (Б.Н. Алмазов, В.Г. Бочарова, З.А. Галагузова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов и др.), этнопедагогики (Д.М. Абдуразакова, Г.Н. Волков), теории воспитательных систем (В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Семенов и др.), развития социально-педагогических функций школы (В.А. Мясников). В это время появились исследования структуры среды, управления процессом взаимодействия детей со средой, интеграции и педагогизации воспитательного потенциала среды (Ю.С. Бродский, А.Т. Куракин, Л.Й7Нови-кова, В.Д. Семенов). Наряду с исследованиями общего характера стали накапливаться знания о конкретных составляющих социального воспитания в работах В.Г. Бочаровой, А.М. Мудрика, М.М. Плоткина и др.
 
В мировой системе образования не существует как такового понятия "воспитание" или "социальное воспитание", хотя широко известен термин "гайденс". В широком смысле "гайденс" — помощь в любой затруднительной ситуации, когда личность стоит перед необходимостью выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям. В узком смысле — процесс оказания помощи личности в самопознании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей. Осуществляя воспитывающее воздействие на американских школьников для привития им определенных личностных качеств, "гайденс" активно участвует в их социализации, фиксирует академические успехи, контролирует идеологическое и нравственное развитие, содействует разрешению возникающих в их жизни конфликтов.
В Америке в содержание понятия guidance включается и classroom environment, что означает создание окружающей обстановки класса, атмосферы, среды или экологии класса.
В Англии суть социального воспитания наиболее точно выражается в следующих понятиях: pastoral care — пасторская забота; tutoring — опекунство.
В Голландии смысл обсуждаемого понятия передается через англ. scool counselling and guidance and carer counselling, что переводится как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути (иногда переводят как педагогическая помощь и поддержка в образовании и выборе карьеры). Другой вариант — pedagogical support (педагогическая поддержка).
Совершенствование содержания деятельности специалистов системы counselling and guidance привело в Англии к тому, что в настоящий момент, употребляя guidance, имеют в виду деятельность, направленную на социальное и индивидуальное развитие личности, что предполагает обучение социальным навыкам, совётование, профессиональное ориентирование, информирование о возможном изучении предметов, помощь в их выборе, поддержку, опекунство.
В США употребление guidance больше связывают с превентивной работой, a counselling — с деятельностью специалистов по работе с возникшими проблемами детей .
Воспитание и социальное воспитание.
Воспитание в современных научных исследованиях рассматривается как целенаправленный процесс, обеспечивающий процесс развития и саморазвития личности. Современная педагогика должна исходить из положения необходимости развития у детей качеств, помогающих им реализовать себя как существо сугубо общественное и как неповторимую личность, со своими специфическими запросами и индивидуальными способами социальной самореализации.
Социальное воспитание направлено прежде всего на успешную социализацию личности, где раскрытие индивидуальных возможностей необходимо для наиболее полной реализации себя в обществе.
Социальное воспитание — целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации. М.А. Галагузова поддерживает данное определение.
В исследованиях В.Г. Бочаровой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова, Г.Н. Филонова и других ученых можно найти различные определения социального воспитания как категории социальной педагогики.
Очевидно, как пишет М.А. Галагузова, что специфика социального воспитания по сравнению с воспитанием вообще определяется прилагательным "социальное". И с этой точки зрения выделяет два основных его толкования в зависимости от того, какой смысл вкладывается в слово "социальное".
В одном понимании это прилагательное отражает специфику субъекта воспитания, т. е. того, кто его осуществляет. С этой точки зрения социальное воспитание представляет собой всю совокупность воспитательных воздействий общества на конкретного человека или какие-либо группы, категории людей. Именно общество является и заказчиком и организатором социального воспитания, осуществляя его через различные организации — как специально для этого созданные, так и другие организации, для которых воспитание не является их основной функцией . При этом социальное воспитание выделяется среди других видов воспитания, осуществляемых другими субъектами. Так, семейное воспитание осуществляет семья, религиозное (конфессиональное воспитание — конфессия и т. д.
В другом понимании слово "социальное" отражает содержательную направленность воспитания, и в таком толковании социальное воспитание означает "целенаправленную воспитательную деятельность, связанную с жизнедеятельностью людей в обществе" . Социальное воспитание в этом смысле предполагает подготовку человека к жизни в обществе, и осуществлять такое воспитание могут государство, семья, образовательные учреждения, социальные учреждения и организации, наконец, сам человек в процессе самовоспитания.
Таким образом, социальное воспитание как одна из основных категорий социальной педагогики, делает вывод М.А. Глагузова, является видовым понятием по отношению к категории "воспитание", которая изучается многими науками: педагогикой, социологией, психологией и др. Входит эта меж научная категория и в категориальную систему социальной педагогики. Однако основной, базовой категорией она выступает в педагогике.
Социальное воспитание — это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности.
Педагогическая деятельность тогда отвечает принципам социального воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей, творческих дарований каждого ребенка как субъекта формирования личности, находящейся в тесной связи или являющейся частью социума. Именно эти положения раскрываются в трудах А.В. Луначарского, П.П. Блонского, СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
В психологическом плане социальное воспитание представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого (в том числе социальных институтов и индивида), в результате чего происходит осознание индивидом и корректировка значимых для него ценностей, потребностей, мотивов, норм, привычек поведения и развитие общественно значимых качеств личности. Социальное воспитание тесно связано с обучением, общим и профессиональным образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием и самовоспитанием.
Эффективность социального воспитания зависит от уровня взаимодействия разнообразных социальных институтов, прежде всего от взаимодействия семьи, образовательно-воспитательных учреждений и социальных служб.
Задачи социального воспитания:
1. Оказание помощи ребенку в успешном и эффективном прохождении процесса социальной адаптации, социальной автономизации и социальной интеграции.
2. Индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка.
3. Защита прав ребенка на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение.
4. Охрана здоровья ребенка, организация его социальной, физической, познавательной и творческой деятельности.
5. Помощь детям и подросткам в принятии самостоятельных решений в организации своей жизни.
Результатом социального воспитания личности является воспитанность ребенка (подростка). Воспитанность — это результат влияния не только воспитания, но и относительно направляемой и стихийной социализации. К.Д. Ушинский отмечал, что воспитанность — это "образование в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты".
Однако социальное воспитание может осуществляться на разной ценностной основе. Целенаправленная деятельность воспитателя или общества по формированию социально значимых качеств личности ребенка может осуществляться как авторитарно — давление, насильственное требование по принятию общественных норм, так и гуманно — уважительное и доброжелательное отношение к ребенку, создание культурной среды, обеспечивающей оказание ненасильственного влияния на процесс социализации личности.
Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смысле. В широком смысле они определяют наиболее значимые общественные явления и факты реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В более узком смысле — это нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Важнейшим вопросом воспитательной деятельности является вопрос о ценностной позиции ее участников. Ценностями называют такие характеристики объектов и процессов, которые имеют позитивное значение для людей. Ценности — это регулятивные компоненты любой культуры, воплощающие идеалы и представления об эталоне.
Ценности не только управляют действиями, но и являются целями сами по себе (Э. Кант) или играют роль смыслов человеческой жизни: ценности творчества (в том числе труда), ценности переживания (прежде всего любви) и ценности отношения (В. Франкл).
Гуманистические ценности в современном образовании условно можно разделить на две группы (как это было предложено Н.Б. Крыловой):
1. "Ценности добродетели" — базовые ценности, составляющие содержание нравственной культуры, основу личностных нравственных качеств. Эти ценности выражают ориентацию на практическое применение того, что считается Добром и Благом. К ним отнесены альтруизм (направленность на интересы других, заинтересованность в высокой пользе своего служения, тем самым удовлетворяются собственные интересы), другодоминантность (стремление к сотрудничеству с другим и принятие его как суверенной личности), толерантность, эмпатия (сочувствие, сострадание другому, готовность прийти к нему на помощь).
2. "Ценности жизнедеятельности" составляют мотивационную основу социального поведения и творческой активности, выражающую безусловную ориентацию на социально значимую самореализацию человека, включают нормы и эталоны должного.
К ним отнесены самореализация (стремление наиболее полно проявить свои способности в жизни), свобода (возможность и способность человека мыслить, действовать, совершать поступки, исходя из собственных интересов и целей, при этом неся ответственность за принятые решения), интерес (форма проявления потребностей, выражения активности, которая обеспечивает направленность личности и помогает становлению ориентиров поведения), взаимопонимание (готовность постигать индивидуальные особенности других и ожидание, что он сам будет адекватно идентифицирован другими), сотрудничество (согласованная, совместная и ценностно значимая для участников деятельность) «поддержка (помощь ребенку в раскрытии своей индивидуальности и решении жизненных проблем).
Рассматривая воспитание как составную часть социализации и исходя из понимания социального воспитания как планомерного создания условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностных ориентации человека, воспитанность только условно выделяется из социализированности, которая определяется как достижение человеком определенного баланса адаптированности, обособления и интеграции в общество.
Современная культурная парадигма российского общества характеризуется изменением отношения детей к готовым знаниям. Современному ребенку, подростку необходимо априори знать цель и смысл предстоящей деятельности (Ю.В. Громыко). Например, зачем он лично должен ходить в школу, ведь можно получить знания и другим путем? Почему он должен изучать именно такие предметы, а не другие? Современные дети осознают также и то, что являются носителями новых идей (особенно им это заметно в процессе освоения информационных технологий в сравнении со взрослыми).
Информационная культурная парадигма образования характеризуется не только развитием информационных технологий, средств массовой коммуникации и информационной техники, но и принципиальным отличием от других культурных эпох. Это — постепенное массовое понимание (принятие) роли информационных полей (энергий), которые влияют на психическое и физическое здоровье человека, профессиональное и индивидуальное развитие, поведение в процессе деятельности и общения.
Какими тогда являются направления современного социального воспитания? Если в общих чертах представить, что необходимо сделать педагогам для подготовки ребенка к взрослой жизни, то наиболее важными элементами являются: здоровье, нравственные качества, разнообразные способности (интеллектуальные, организационные, физические, трудовые, эстетические и т. д.). Поэтому мы предлагаем следующие направления социального воспитания: физическое воспитание, социокультурное воспитание, умственное воспитание. При этом направление "воспитание жизненной активности", включающее воспитание воли, оптимизма, уравновешенности как базовых качеств и способностей личности, является необходимым для реализации вышеперечисленных направлений воспитания.
Физическое воспитание представляет собой, с точки зрения социального воспитания, целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования у него способностей всестороннего и методичного развития всех частей организма, двигательной активности, контроля и дисциплины за поддержанием организма в хорошем состоянии, оздоровления возникших или появляющихся физических проблем. Это и воспитание культуры питания, и гигиены тела. Поддержание тела в нормальном состоянии требует выполнения правил, выработки положительных привычек, усердия, дисциплины, способности к преодолению трудностей, энергичности, что необходимо для иных социальных качеств и культурных способностей личности. В процессе физического воспитания дети учатся совместно играть, чувствовать другого, сопереживать и т. д. Поэтому физическое воспитание является основой для успешного социального развития личности.
Социокультурное воспитание — это целенаправленное создание условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, тендерных, нравственных (в данном контексте нравственные способности рассматриваются от слова "нравы", т. е. усвоение норм и ценностей данного общества) и иных социальных способностей. Успешность социокультурного воспитания помогает развить качества, которые рождают поступки и поведение и в конечном счете формируют характер человека. Чем больше социокультурных способностей и качеств приобретет ребенок, тем больше у него возможностей для успешной социальной интеграции.
Педагогика рассматривает воспитание детей как целенаправленный процесс формирования нравственных качеств личности.
В педагогических исследованиях качества личности рассматриваются как постоянно закрепившиеся отношения человека к природе, обществ1!» продуктам деятельности человека, самому себе; как определенная система мотивов, форм и способов поведения, в которых эти отношения реализуются. Интересно раскрывает роль качеств в социальном воспитании личности М.А. Галагузова: "Из качеств выбирают доминирующие, которые составляют конкретную программу воспитания, учитывающую индивидуальные качества личности, помогающую ребенку реализовать их. Необходимо не только назвать эти качества, но и уяснить, что собой представляет каждое из них, как они между собой взаимосвязаны, какие структурные элементы отражаются или не отражаются в реальной действительности, а также уметь владеть методикой формирования этих качеств.
Качества личности проявляются в действии, которое рождает поступок, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями и задачами. Поступки же в конечном итоге формируют поведение человека.
В основе нравственного воспитания ребенка лежит формирование нравственных убеждений — знаний, бесспорных для человека, в истинности которых он уверен, которые проявляются в поведении человека и становятся его руководством к действию. Следующим элементом нравственного воспитания является формирование нравственного поведения и нравственных чувств.
Нравственные убеждения, поведение регулируются в обществе нравственностью — совокупностью принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям. Гарантом нравственных требований, объектом социального контроля выступает общественное мнение.
Таким образом, нравственное воспитание ребенка — одна из важнейших и сложнейших задач педагогической деятельности.
Однако этот процесс не всегда бывает достаточно эффективным. Рассматривая выше назначение социального обучения, мы показали, что у ребенка должны быть сформированы определенные социальные знания, умения и навыки. Процесс их формирования связан и с формированием отношения, например к отцу, матери — заботливое, внимательное, любовное и др. Если по какой-либо причине у ребенка не сформированы социальные знания, значит, и не сформированы отношения, т. е. не сформированы и какие-то необходимые ему в социализации качества личности. Поэтому в процессе социально-педагогической деятельности такие социально значимые качества у ребенка должны быть сформированы — это и есть задача социального воспитания" .
При всем многообразии социокультурных способностей и качеств, уровень развития которых зависит от потребностей стартовых субкультур, ведущими являются духовные качества, определяющие на уровне сознания поведение личности через разнообразные виды деятельности и общение. Речь идет о развитии таких качеств, как верность, доброта, готовность прийти на помощь другому, честность, преданность Родине, любовь, уважение, стремление к Истине, к Красоте и др., которые определяют духовный образ человека, независимо от его уровня достатка, положения в обществе, сферы деятельности. Развитие духовных качеств может осуществляться в уже существующих формах: играх, тренингах, дискуссиях, коллективной творческой и трудовой деятельности. Воспитатель не дает конкретных указаний способов жизнедеятельности, а поддерживает ребенка в поиске понимания духовных ценностей, где критерием выступает максима: "Делай другому человеку то, что бы ты хотел, чтобы сделали тебе".
Умственное воспитание — это целенаправленный процесс по развитию интеллектуальных способностей и познавательной активности ребенка с целью формирования созидательного и творческого ума, контролирующего свои действия и поступки, стремящегося к самореализации своих потенциальных возможностей и новых способностей. Воспитание ума предполагается начинать с мотивации к учению, поиска интересов ребенка к познанию и интеллектуальному развитию, что поможет в реализации первой программы — развитию внимания ребенка.
Второй программой является расширение кругозора и познавательной активности детей, развитие способности к участию в постоянно усложняющейся умственной деятельности, к рефлексии, а также аналитических, обобщающих, различительных и иных интеллектуальных способностей. Третья программа нацелена на систематизацию полученных знаний, подчинение их возвышенному идеалу, включение их в комплекс мыслей, связанных с профессиональным интересом ребенка. При этом — умение контролировать свою умственную деятельность, соизмеряя со своим идеалом, удаляя все низменные мысли, тем самым, подчиняя ум своей воли.
Воспитание жизненной активности. Важнейшими способами развития человека, его сознания являются процессы познания мира и самопознание, творчество, деятельность, общение. В творчестве, например, важным элементом являются фантазии ребенка. Однако педагоги констатируют, что усиливается тенденция фантазирования ребенка на уровне созерцания своих мыслеобразов и отсутствие потребности перехода их в план творческой деятельности, когда требуются усилия в ее осуществлении.
Для творчества, разнообразной деятельности необходимы познавательный интерес ребенка, оптимизм, воля (волевые качества), усердие. Особое значение приобретает развитие волевых качеств личности: инициативности (умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину), самостоятельности (проявление самостоятельной собственной воли), решительности (быстрота и уверенность в принятие решения), настойчивости (неослабность энергии, невзирая на трудности), а также самоконтроля (контроль за собственными действиями и поступками) и др.
Однако деятельность социального педагога, в соответствий с должностной характеристикой, направлена на оказание помощи и защиту ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации или имеющего проблемы в развитии. Какое отношение имеют к его профессиональной деятельности вышеперечисленные направления воспитания?
Ответ заключается в том, что социальный педагог должен представлять дальнейшие цели социального развития ребенка. Оказав помощь ребенку в решении его проблем, важно поддержать его в построении перспектив своего развития; показать ближайшие цели и способы их достижения; помочь в развитии личностных качеств и способностей; в процессе профилактической работы с детьми осуществлять воспитательную деятельность с учетом тех направлений, которые были заявлены выше; установить контакт с другими воспитателями, деятельность которых непосредственно направлена на реализацию этих направлений воспитания.

Лекция 2. Имитация как механизм процесса инкультурации. Механизмы социализации личности


Для специалистов, изучающих процессы инкультурации, очень важным является вопрос об их механизмах. Окончательного ответа на этот вопрос пока нет, но ученые обычно выделяют четыре психологических механизма инкультурации: имитация, идентификация, чувства стыда и вины.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет