Анализ статьи «Студент в системе оценки качества образования»
Журнал «Аккредитация в образовании» № 33 октябрь 2012
Болонский процесс – одно из самых масштабных событий Европы начала века в ряду других интеграционных процессов, таких как Шенгенское соглашение или единая валюта. Запущенный процесс охватил 47 стран и к настоящему времени приобрел уже необратимый характер, но очевидно, что он еще не будет завершен. А значит, потребует уточнения и завершения уже поставленных задач и определения новых. И будет набирать скорость.
Первые шаги – позади: созданы европейские интеграционные структуры правительств, вузов, студенческих организаций, аккредитационных агентств, бизнес-сообществ; разработаны и широко доступны документы по выполнению отдельных соглашений, которые, в свою очередь, нашли отражение в законодательствах стран-участниц процесса. Повсеместно на всех уровнях организовано информирование и обсуждение болонских инициатив.
Каждые два года в течение последних четырнадцати лет министры образования европейских стран собирались в рамках конференций для обсуждения и согласования действий с совершенно определенной задачей: что необходимо сделать, чтобы убрать барьеры для свободного перемещения образовательных программ и технологий, студентов и преподавателей, доверять качеству работы друг друга и полученным результатам, сделать европейское образование привлекательным для студентов из других регионов.
Одним из важнейших вопросов – трудоустройство выпускников со степенью бакалавра. Оно зависит как от установившихся традиций и практики разных стран, так и от эффективности реализации болонских реформ.
Европейское приложение к диплому (Diploma Supplement) внедряется, но не столь широко, как можно было бы ожидать. Несмотря на взятые обязательства выдавать DS всем выпускникам автоматически и бесплатно на одном из распространенных европейских языков к 2005 году, только половина стран сумели это осуществить в полном объеме к настоящему времени.
Хотя практически все национальные законодательства соответствуют Лиссабонской конвенции по признанию, предстоит еще много сделать для достижения единого подхода к признанию квалификаций внутри Европейского пространства высшего образования. Интерпретация принципов конвенции, процедуры признания документов об образовании и даже терминология в разных странах значительно разнятся. Процедуры признания используют результаты аккредитации образовательных программ, результаты обучения и уровень образования в качестве главных критериев. В отдельных случаях сначала рассматривают формальные вопросы: содержание учебных программ и продолжительность периодов обучения.
К сожалению, вузы не до конца осознают дополнительные возможности конвенции, когда могут в полной мере использовать свою автономию для ускорения процедур признания иностранных квалификаций и, таким образом, обеспечения мобильности и своей собственной интернационализации. Некоторые страны нашли рациональное решение данной проблемы, включив процедуры признания квалификаций на институциональном уровне в перечень видов деятельности, оцениваемых в рамках внутренней и внешней гарантии качества.
Согласно национальным отчетам, три четверти стран внесли изменения в свои законодательства, чтобы предоставить возможность присуждения совместных степеней. Совместные степени вводятся во всех учебных областях, и чаще всего в машиностроении и естественных науках, экономике, бизнес-администрировании, социальных науках, информационных технологиях и медицинских науках. Также часто упоминаются страноведение Европы, подготовка учителей и исследования окружающей среды. Однако это разнообразие программ не свидетельствует о широком применении совместных степеней: не более 25 процентов вузов в половине стран-участниц сотрудничает в присуждении совместных степеней. Чтобы стимулировать этот процесс, предпринимаются меры не только на уровне законодательных актов, но и выделяется дополнительное финансирование для поддержки совместных программ, вводится технология гарантии качества/аккредитации совместных программ, разрабатываются кодексы хорошей практики и рекомендации по присуждению совместных степеней.
Болонский процесс, безусловно, усилил сотрудничество между странами, организациями и вузами внутри и за пределами Европы. Существенные достижения были достигнуты в области информационных технологий, взаимного содействия и признания образовательных технологий, политического диалога. Но если многие страны заявили о том, что они пропагандируют свои системы высшего образования на международной арене, то только некоторые из них уделяют внимание пропаганде европейского образования в мире.
Стратегические задачи на последующее десятилетие имеют принципиально важное отличие не столько по содержанию деятельности, сколько по своей сути. Центральным объектом европейских инициатив становятся не изменения в технологиях обучения, структуре подготовки кадров, национальных системах образования и гарантии качества образования. В центре внимания – студент и его право на получение качественного высшего образования. Понятие «студент» в настоящее время кардинально изменилось, студентом может быть любой: без ограничений по полу, возрасту, гражданству, национальности, трудовой занятости, материальному положению, физическим ограничениям. Следовательно, основной задачей национальных систем образования должно стать обеспечение доступа к высшему образованию: создание условий для обучения различных групп граждан, система обучения в течение жизни, признание предыдущего образования, в том числе неформальных форм, и доступность последующего, свободное перемещение на территории Европы и за ее пределами студентов и выпускников.
И еще одно стратегическое направление – результаты обучения, их объективность, прозрачность в оценке и сопоставимость по присвоенным квалификациям и выданным документам.
Таким образом, новые стратегические задачи Болонского процесса перемещают центр внимания в высшем образовании с традиционного подхода, ориентированного на преподавателя и учебное заведение, на подход, ориентированный на студента, от использования технологий, основанных на модели «входящая информация– содержание», к технологиям по модели «исходящая информация – результат». Такие подходы, по мнению министров образования, могут стать катализатором происходящих преобразований, наряду с кредитными единицами и новыми структурами квалификаций.
Зав. кафедрой ПЭ и Х Кабиева С.К.
Достарыңызбен бөлісу: |