Батыры степей казахских кумир степей



бет1/9
Дата08.06.2018
өлшемі0,63 Mb.
#41978
түріРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
В. Ф. Подрезов

Восток – поэзия силы

История атлетических видов спорта в Восточном Казахстане
СОДЕРЖАНИЕ

БАТЫРЫ СТЕПЕЙ КАЗАХСКИХ

КУМИР СТЕПЕЙ


История цирковой борьбы

Сибиряки


Геркулес Сибири

Славная школа борьбы

Легенда Семипалатинска

Первые штангисты

Восторженным взором….

Тяжелая атлетика в Семипалатинске.

Семипалатинские штангисты 60-х годов.



Кузнец победы

Самбо в ВКО

Первопроходец

ПАУЭРЛИФТИНГ В ВОСТОЧНОМ КАЗАХСТАНЕ

Рыцарям железной игры

Гиревой спорт

Гири на Комсомольском острове



Введение


В течение долгого пути сквозь миллионы лет эволюции человечество испытывало самые жесткие нагрузки силового характера.

Были битвы с враждебными племенами, смертельные схватки с хищниками, преодоление всевозможных препятствий в дикой природе. Нужно было принести тушу убитого зверя в пещеру или бревно к костру. Метнуть тяжеленный камень в мамонта. Сила требовалась на каждом шагу. Она помогала выжить вместе с быстрой и точной реакцией, умением принимать правильные решения в доли секунды.

Богатыри были в великом почете у любого народа. Им завидовали и ими гордились.

Силу и красоту героев античных стадионов донесли до нас уцелевшие статуи великих скульпторов. А вот первые рекорды. В музее Олимпии выставлена большая каменная гантель весом 143,5 кг – экспонат IV века до нашей эры. На ней выбита надпись: «Вивон поднял меня над головой одной рукой!» Его современник Евмаст приподнял от земли каменный блок весом чуть-чуть меньше полтонны.

Мечта человека быть очень сильным стара как мир и запечатлена в древнем фольклоре. У каждой цивилизации среди самых первых литературных памятников – воспевание сильного и смелого героя, будь то подвиги Геркулеса, богатырские былины или батырлар жыры.

Даже у Жюля Верна множество героев наделено исключительной физической мощью. Вспомним, как он описывает телосложение Мишеля Ардана или Робура – Завоевателя. Не говоря уже о Джеке Лондоне с его культом силы: их герои под всеми широтами отличались силой и энергией.

Перечитайте «Мои скитания» Гиляровского – это настоящая богатырская эпопея, где над мраком и нищетой возвышается неукротимый богатырский дух. Сила и сноровка бойца многократно спасали ему жизнь. В погоне за материалом и сенсацией журналист Гиляровский попадал в рискованные переплеты в жиганских притонах. Сила помогла выбраться живым с Ходынской давки, довелось ему и тянуть лямку в бурлацкой артели.

К концу 19 века бурно развивается промышленность и торговля, а механизация запаздывает. Транспорт и судоходство требуют очень сильных физически людей для погрузки и выгрузки.

И в начале XX века сила была самым безотказным и верным помощником в повседневном труде. Не менее 75% работ во всех сферах жизнедеятельности проводилась мускульной силой человека и животных. Роль механизмов была еще ничтожна.

И снова силачи в цене, народ восхищается ими. Отсюда и невиданная популярность цирковых борцов и атлетов…

Есть мнение: в эпоху компьютеров сила – это первобытный пережиток. Но мускульная система человека рассчитана на ежедневную энергичную работу. Не получая этой нагрузки организм приходит в состояние сбоя. Для многих пациентов поликлиник – корень зла и источник болезней – недостаток энергичной работы мышц. Вывод: для профилактики у нас один путь – в спортзал! Естественно, что современному среднему человеку не нужны подвиги силы Геркулеса и рекорды атлетов. Но движение, мышечная работа, а стало быть регулярные тренировки – именно сейчас нужны как воздух! Чтобы не деградировать, человечество должно оставаться сильным!
БАТЫРЫ СТЕПЕЙ КАЗАХСКИХ
В ковыльных степных просторах Казахстана в самобытном виде издавна существовали разнообразные формы физических упражнений в виде народных игр. Я не буду касаться таких соревнований, как конные скачки и настольные игры. Из всех испытаний силы и ловкости наибольшей популярностью пользовалась поясная борьба казахша-курес. Трудно даже описать великий азарт болельщиков.

Было и перетягивание друг друга в самых разных вариантах. Соревновались и в джамте – поднятии тяжелых слитков серебра.

Знаменитый казахский батыр Балуан Шолак (Нурмагамбет Баймырзаулы, 1864-1919г.г.) на праздниках и тоях демонстрировал начальные элементы циркового искусства. На него укладывали доски, по которым водили верблюда. Согласно справочнику КИНЕС ему же принадлежит неофициальный рекорд по поднятию тяжестей корпусом – 51 пуд (816 кг).

По всей видимости, речь идет о поднятии связки гирь лямками или цепями, накинутыми на плечи и пояс. При этом руками обычно опираются о колени. Все движение сводится к небольшому выпрямлению корпуса и ног в коленях. Только так и поднимаются огромные тяжести. Представление о подъеме захватом руками ошибочно. Самый главный ограничитель при подъеме большого веса и есть хват руками – кисти не выдерживают.

Сабит Муканов в книге воспоминаний юности «Школа жизни» пишет – когда узнал, что на ярмарке в Макеевке увидит Балуана Шолака, то у него даже сердце замерло. Вот какие легенды ходили по степи о знаменитом батыре…

«Балуан Шолак – это легендарный герой, великан, который поднимает как овечку самого большого быка, одной рукой он может скрутить железную полосу толщиной в руку. Говорят, что за полчаса он объезжает самую дикую лошадь, перепрыгивает через самый высокий забор, ударом головы пробивает стену деревянного дома, переплывает самую широкую реку, перегоняет любую лошадь, за один присест съедает целого жеребенка. Его конь дороже самого богатого калыма. Он поет, как соловей, говорит как мулла, играет как музыкант. Его ни пуля не берет, ни шашка не рубит…»

Но, когда Сабит увидел батыра собственными глазами, то сначала был несколько разочарован.

«Он был правда широкоплеч и довольно высок, но таких как он, я видел много. У Балуана была мощная грудь, сильные руки, приятное лицо. Особенно мне запомнился большой орлиный нос, густые брови, большие черные глаза и густая – прегустая, круглая совершенно черная борода. Зато одет он был как в сказке. Никогда я до сих пор не видел такого франта».

Сабиту посчастливилось увидеть и силовые номера, которые показывал Нурмагамбет.

«Привели самую большую лошадь. Он подполз под ее брюхо, подставил под ее живот правое плечо и вдруг легко понес ее. Все закричали, повскакивали с мест, а он осторожно поставил кобылу на землю, перевел дыхание и сказал: - «Теперь пусть ваш силач задушит меня!» Тут из толпы вышел высокий плечистый детина, на вид куда более здоровый, чем Балуан-Шолак. Его звали «Верблюд».

- «Сможешь меня задушить?» - спросил Балуан-Шолак.

- «Попробую» - ответил «Верблюд» и схватил его за горло обеими руками.

- «Крепче!» - сказал Балуан и через минуту: «Еще крепче! Что? Неужели больше не можешь? Ну, смотри теперь!» Он резко крутанул головой и «Верблюд» полетел».

В заключение вечера он и пел очень приятным голосом и артистически исполнял на домбре свои вещи.

Сабиту Муканову запомнились и замечательные слова, которыми народ славил своего героя: «Вот это джигит: сам никого не обидит и никому себя обидеть не даст. Пришел в мир улыбаясь и с улыбкой покинет его. Пусть матери рожают только таких!»

Отца самого Сабита Муканова в ауле прозвали «Мукан-Волкодав». Однажды голыми руками он задушил волка, напавшего на их корову. Немало и других батыров было в их степном краю. Силач Канапия Тоганасов, которого никто не мог положить на лопатки. Пастух Макан, который сохранил силу до глубокой старости, играючи косил сено и в 80 лет. Отличались силой и батрак Байдильда и кузнец Корабай, по прозвищу «Брехун Корабай». Грузчик Ыбыш из Кургана (он первым из аульчан переселился в город), заносил на верхний этаж паровой мельницы пятипудовые мешки с зерном. Хвастался: «Обычно таскаю по 6 пудов, а на спор и 18 снесу. Однажды ударились мы об заклад, так я принес на самый верх мельницы 4 мешка зерна, а это считай 24 пуда. Нести их надо 3 пролета, в каждом пролете 64 ступени». Хоть и приврал немного грузчик Ыбыш (всего-то по пуду на каждый мешок – самые большие мешки были по 5 пудов), но все равно это дает представление, каким был ежедневный труд у наших предков. Обычно мы обращаем внимание на то, как за столетие выросли спортивные рекорды – создается иллюзия, что современный человек стал намного сильнее. А вот какие колоссальные физические нагрузки всего сто лет назад выпадали на долю не чемпионов, а обыкновенных рабочих людей мы не берем во внимание.

А среди потомком кипчаков до сих пор живет в легендах имя огромного батыра – Имана Джисупа.

А наибольшей славой было овеяно имя Хаджи – Мукана Мунайтпасова. Народным героем он стал по праву – не было в степи батыра сильнее его. На Куяндинской ярмарке, где он побеждал из года в год, его именовали просто и коротко: «Непобедимый». У многих степных племен были свои разновидности вольной и поясной борьбы, поэтому конкурентов у него тоже было великое множество. На этой ярмарке происходил своеобразный открытый спортивный чемпионат большого азиатского региона.

У писателя Н.А. Анова было много встреч с Хаджи-Муканом, который стал его большим другом. Они познакомились в 1925 году в 400 верстах от Семипалатинска на Куяндинской ярмарке. Перед пятитысячной толпой зрителей, грузовик до отказа забитый народом проехал по мосту, под которым лежал Хаджи-Мукан. Свои впечатления о встрече с Хаджи-Муканом Николай Анов увековечил в повести «Крылья песни». Перед нами предстает Хаджи-Мукан, «грузный и величественный, как языческий бог», сама спокойная уверенность. Черные живые глаза, мужественное лицо, бронзовый несходящий загар – он видел много солнца и встречал много ветров. Огромная тяжелая ладонь, крутая железной крепости шея. В это время Хаджи-Мукану уже далеко за 50 лет, ему тяжело далась победа над чемпионом Китая тибетским борцом Мео Дзи Фу. Выручил огромный опыт, приобретенный в схватках во всех распространенных видах борьбы.

На цирковой арене после революции Мунайтпасов выступал под своим именем, афишировался как чемпион мира, пользовался огромной популярностью.

В 1927 году Исполнительный Комитет Казахской Автономной Советской Социалистической Республики за заслуги в участии в революции и развитии отечественного спорта присвоил ему почетной звание «Батыр казахского народа». В 1945 году Мунайтпасов был награжден орденом «Знак почета».

Борцовские традиции Хаджи Мукана продолжили чемпионы Союза Амангельды Габсаттаров, Аманжол Бугубаев, Абильсеит Айханов. А настоящими наследниками борцовской славы Хаджи Мукана стали: первый в истории казах – олимпийский чемпион 1980 года Жаксылык Ушкемпиров; затем Даулет Турлыханов – серебряный призер Олимпиады в Сеуле, бронзовый призер в Барселоне, чемпион мира, чемпион Европы, шестикратный чемпион СССР. Примечательно, что обоих приобщила к единоборствам семипалатинская школа борьбы.


КУМИР СТЕПЕЙ
Бескрайние просторы заснеженной Сибири… И провинциальный городок утопает в снегах. Тишину взрывает звон бубенцов. Во весь опор мчится тройка, с наезженной колеи сгоняя прохожих в глубокий снег обочины.

Под разбойничий посвист и дикое гиканье дюжины всадников эскорта, тройка вылетает на центральную площадь и останавливается у выхода в цирк. Толпа шарахается по сторонам. Лежавший в санях человек стремительно вскакивает и устремляется внутрь. Он настолько огромен, что в проход протискивается боком и пригнув голову.

На арене цирка в это время идёт торжественный ритуал – парад борцов. Церемония представления прерывается появлением незнакомца, буквально ворвавшегося на арену.

Титан швыряет на барьер малахай и большой тулуп и оказывается в борцовском трико и борцовках-котури. Всеобщее онемение прерывает голос, от которого содрогались степи: «Я – Хаджи Мукан! Давай бороться!»

Публика, ошарашенная таким появлением приходит в себя. Шквал аплодисментов, топот и рёв зрителей. Так в чемпионате Гебауэра зачастую обставлялся выход Хаджи Мукана. После схватки он не уходил за кулисы. Накидывал тулуп и снова в сани, которые срывались с места и вместе с почётным эскортом, под свист и гиканье скрывались в неведомую степь. Был создан почти сказочный образ могучего степного человека.

Дебют Хаджи Мукана
По мнению А.Г. Мазура, чемпиона мира 1955 года, заслуженного мастера спорта, залуженного тренера СССР, первое выступление Мунайтпасова на цирковой арене состоялось в Омске, ориентировочно зимой 1907-1908 года. Его версию нельзя сбрасывать со счета, поскольку сам Мазур 7 лет боролся на цирковой арене под псевдонимом Богатырев.

Весь Омск был увешан афишами: «Самсон ХХ века – Терентий Корень». Терентий гастролировал с силовыми номерами - большая природная сила позволяла демонстрировать интересные трюки с тяжестями и живым весом. Крупный атлет-тяжеловес с рельефной мускулатурой был очень популярен в Сибири. Был одним из лучших в поясной борьбе, а по французской имел победы над Крыловым и Лавреновым.

Но самое удивительное, что я откопал об этом атлете – я даже не рискую пересказывать. Лучше приведу буквальную цитату из книги Агаджаняна и Каткова «Резервы нашего организма», выдержавшую 5 изданий.

«В июле 1907 года украинский богатырь, цирковой борец Терентий Корень дал на арене цирка американского города Чикаго необычное представление. Он спокойно вошел в клетку с огромным львом. Хищник стремительно бросился на человека. когти и клыки царя зверей впились в тело атлета. Но, Терентий Корень, превозмогая нечеловеческую боль, мощным рывком поднял льва над головой и с огромной силой швырнул на песок. Через несколько секунд лев был мертв, а Терентий Корень завоевал единственную в своем роде награду: большую золотую медаль с надписью «Победителю львов».

Можно предположить, что льва опоили снотворным наркотиком, возможны и другие объяснения – у каждого трюка своей секрет (Цирк поистине страна чудес. Гарри Гудини однажды накинул на слона покрывало. А когда сдернул, то слона под ним не оказалось).

На арене Омского цирка Корень уверенно поднял тяжелую штангу, затем опустил ее на плечи. Шесть человек облепили атлета – один уселся на плечах, остальные повисли спереди, сзади и на шарах штанги. С королевской непринужденностью сделав круг по арене с гроздью человеческих тел Корень ушел за кулисы. После перерыва – борьба со смельчаком из публики. А вот и этот смельчак – огромного роста широколицый мужчина. Мазур называет его Мухановым. Он сбрасывает малахай, ватный халат, а вот обувь не совсем подходящая для борьбы на арене – огромные растоптанные валенки (54 размер!).

Чтобы уравнять шансы профессионала и любителя, борьба будет «русско-швейцарская», то есть поясная, популярная у всех народов России. И вот человек из народа вдруг выказывает большой опыт в борьбе. На сей раз Корню не видать легкой победы – соперник попался достойный. С обеих сторон идет обычная разведка боем – рывки на себя и во все стороны. Корень безуспешно пытается бросить противника, но тот прочно стоит на ногах, хотя ему неудобно бороться в валенках. Очень напряженный идет поединок – выкрики болельщиков, шум, свист… Вот борцы стремительно закружили по арене…

И вдруг Корень, сделав поворот против движения, поймал любителя на прием «мельница» и припечатал к ковру. Причем, выполнил разворот и бросок так резко, что с ноги Мукана слетел огромный валенок, угодивший в важного господина в почетном первом ряду. Это вызвало полный восторг и несколько злорадные аплодисменты галерки. Хотя и проиграл Мукан схватку, но стал героем дня. Эпизод с валенком сразу сделал его популярным.

«Эх, если бы не валенки!» - говорили болельщики смеясь. Это раззадорило Мукана. Как вспоминает Мазур: «Эта встреча стала для сибирского самородка знаменательной». Вскоре он стал профессионалом. И всегда старался включать комические моменты в свои выступления. На опыте своей схватки с Корнем, он понял, как важно дать публике разрядку после напряжения.

Загадки Хаджи Мукана
Сам Хаджи Мукан вел свою родословную от кипчака Токтарбая. Затем: батыр Кобланды-Терликбай – Ойбас – Узун – Алтыбас – Карыс – Жоламан – Санбай – Шеди – Ернак – Мунайтпас, и, наконец, сам Мукан.

Рассказывают, что отец его матери Лек Балуан был так силен, что вырывал деревья с корнем. А дед Ернак, большой любитель борьбы, обучил его секретам “Казакша-курес”.

Его отец Мунайтпас был скромен, но силен. Часто выходил победителем в соревнованиях по борьбе, за что был прозван в ауле “толстоногим палуаном”.

Мукан, сын Мунайтпаса родился в ауле Курам Сары Терекской волости Акмолинского уезда. (Впрочем, южане это оспаривают, утверждая, что родители Мукана откочевали туда уже после рождения сына) В биографических данных о Хаджи Мукане много противоречий.

Даже в Краткой энциклопедии Каз. ССР в 1-м томе (стр.538) указывается год его рождения – 1871, а в 3-м томе (стр.345) указан 1886 год. У биографа Хаджи Мукана М.Б. Кизикенова хранится паспорт Хаджи Мукана, где датой рождения указано 7 апреля 1871 года. С этим мнением солидарны историк М. Брусиловский, журналист Баймуханбетов, поэт Токмагамбетов. Но в противовес этому первая жена Хаджи Мукана – Надежда Николаевна Чепковская утверждала, что он с 1883 года рождения. С этим сходятся публикации в журнале “Айкап’ и газете “Казах” за 1913 год, где утверждалось, что Хаджи Мукану только что исполнилось 30 лет. Еще больше противоречия внес писатель К. Абдыкадыров, по его мнению, Хаджи Мукан родился в 1868 году, в год дракона.

Журналист Казбек Сулейменов, который неоднократно встречался с Хаджи Муканом, писал, что Мукан с 9 лет остался круглым сиротой. Кормился за счет того, что подрабатывал подпаском – пас овец у баев.

В повести А. Буркитбаева, выпущенной в 1983 году, Мукан осиротел в 16 лет. В данный момент у Буркитбаева другая версия – Хаджи Мукан срочно выезжает на похороны отца из Риги в 1914году, когда ему исполнилось 43 года. И если путаницу с датой рождения Хаджи Мукана легко объяснить тем, что он рано остался без родителей, то здесь поневоле перестанешь верить словам этого биографа.

О своем трудном детстве Хаджи Мукан много рассказывал писателю Сабиту Муканову. Сын батрака Мунайтпаса и сам начал батрачить еще подростком. Отправился в Кзыл - Жар, где нанялся к богатому баю – татарину. Однажды возле реки Есиль бричка с сеном завязла в грязи и лошадь не могла ее вытянуть. В сердцах Мукан так ударил ее по голове, что она упала замертво. Пришлось Мукану, погрузив лошадь на бричку, самому запрягаться вместо лошади и довезти всю поклажу до хозяйского подворья.

А когда в окрестностях не осталось ни одного борца непобежденного им, вся степь заговорила о громадной силе юного батыра. Слухи и легенды росли и множились, дошли до местных властей и до заезжего цирка. Со слов Хаджи Мукана – в 18 лет его пригласили обучаться в цирк. Два года он работает на конюшне и повсюду, попутно обучаясь цирковой борьбе, а в 20 лет его выпустили на арену. (То, есть в 1891 году)

Здесь со всей определенностью можно отметить одно: где и кто бы ни обучал юного Мукана, Дядя Ваня Лебедев не имел к этому никакого отношения. По той простой причине , что он был на 10 лет моложе Мукана и в этот момент будущий “Дядя Ваня” еще “под стол пешком ходил”! Обучение Хаджи Мукана в атлетической школе Дяди Вани не более, чем типичная рекламная цирковая легенда для афиши. Она не выдерживает простого сопоставления фактов. Но эта легенда попала даже в Казахскую энциклопедию (т3 стр.345). Между тем точная дата открытия Лебедевым атлетической школы известна – июнь 1905 года. Почему-то большинство авторов именно эту школу Дяди Вани делают точкой отсчета, началом борцовской карьеры Хаджи Мукана. Причем протекцию для поступления в школу каждый раз приписывают самым разным лицам – здесь и Поддубный и Злобин и даже …некий тигролов из Казани Добрый – Рябый. Но ведь в 1905 году Мунайтпасову исполнилось 34 года. Здесь налицо еще одно несоответствие – какое-то белое пятно в биографии Хаджи Мукана с 20 до 34 лет. Целых полтора десятилетия…

Причем, у коллекционеров атлетической старины Хаджи Мукан тоже появляется в поле зрения с 1905 года – у В.М. Пивкина, с 1908 года – у Ю.В. Шапошникова. А уж эти коллекционеры – не чета журналистам – публика очень дотошная.. ( У М.М. Рассо-Ермолова к примеру, была картотека на всех (1) цирковых борцов. Из нее можно было узнать об участии любого борца в чемпионате за любой год, о всех его победах и поражениях. Были и основные данные биографии и антропометрия борцов).

Все же остается неясным, как жил и чем был занят Хаджи Мукан с 20-летнего до 35-летнего возраста (1891-1905г.г.) Искал свое место в жизни, боролся в балаганах или перебивался случайными заработками между участием в отдельных борцовских матчах? А возможно, все встанет на свои места, если предположить, что Хаджи Мукан родился все-таки в 1883 году? Ведь С. Муканов писал: “В дни нашего путешествия (в 1925 году) Хаджи Мукану уже перевалило за сорок.

Восстановить реальную биографию Хаджи Мукана сейчас весьма проблематично и вряд ли возможно. Те, кто имел доступ к архивным источникам и воспоминаниям очевидцев, предпочли похоронить золотые крупицы истинных фактов под лавиной вымыслов и самых нелепейших ляпов.

На мой запрос о Хаджи Мукане консультант журнала «Наука и жизнь», спортивный тренер, писатель и коллекционер, племянник знаменитого Самсона (Засса) Юрий Александрович Шапошников прислал следующую информацию:

«В 1908 году Мукана пригласил в свой чемпионат знаменитый Георг Лурих. Лурих был первоклассным борцом и атлетом, но у него была одна слабость – он любил делать рекламу. Он говорил, что фамилия должна быть звучной, греметь и бить из афиш. И вот Мукан стал выступать в чемпионатах под именем Ямогата Муханура. В театре Сибирякова (где проходил чемпионат) появилась афиша: «Сын Востока, японец Муханура, борец редкого и крепкого сложения. Отличается необычайным бесстрашием и смелостью в борьбе». К этому времени у Мукана на счету было немало побед над известными борцами. В 1909 году в г. Риге побеждает Ивана Яго, борца Тигане, делает ничью с Мурзуком и Рисбахером. В альбоме «Всемирные борцы» изданном И.В. Лебедевым о Рисбахере написано следующее: Георг Рисбахер – чемпион Вены. Очень ловкий с редкими по красоте пируэтами. Отличается веселой манерой борьбы. Обладает большой силой, фигура небольшая, но красивая.

Мурзук – сильный, красиво сложенный мавр, родом из Туниса. Большая сила с хорошей техникой, один из лучших борцов в Европе.

Мукан терпит поражение от А. Аберга.

В 1911 году на чемпионате в Варшаве Мукан занял второе место. В 1913 году в Саратове завоевывает серебряную медаль. В 1913 году на Московском международном чемпионате занял третье место, первое занял Поддубный. В 1913 году на другом международном чемпионате занимает первое место и награждается золотой медалью. Следует сказать, что международных чемпионатов в то время было много.

В журнале «Геркулес» иногда упоминается Мукан в хронике спорта. Например, в 15 номере за 1915 год написано следующее: Казань. В чемпионате борьбы кончившимся у Никитина I приз поделили «Черный Геракл» Джоэ Мора и Мартынов, II- любимец мусульманской публики – Хаджи Мукан».

В другом номере: «Москва. Цирк Никитина закончил свой сезон. I приз – Збышко, II место – Д. Мора, III место – Ципс, IV место – Муханура (Мукан)».

Несколько слов о силовых трюках, которые упоминаются в книге Абдыкадырова «Хаджи Мукан». Железо толщиной в руку никто никогда на шее не гнул (и не сможет согнуть). Гнули полосовое железо, из которого делали «галстуки» и «браслеты».

Затем, со львом боролся знаменитый Евгений Сандов. Льву предварительно одевали на лапы специальные варежки. А за лапу отбросить льва никому не удавалось.

Длинный рельс, с двадцатью взрослыми мужчинами на нем, никто не сможет пронести. Приблизительный вес этого груза – 1296 кг! Такой вес только поднимали на платформе и удерживали при помощи специальных лямок, одетых на плечи и талию. Два десятка человек на платформе поднимали следующие атлеты: Петр Крылов, Александр Засс (Самсон), Николай Жеребцов и некоторые другие …»


Каталог: docs
docs -> Рефераты қызылорда, 2013 ж
docs -> Ұлы пайғамбар ( с. ғ. с.) ұлықталған ғибратты кеш Наурыздың 11-і, қасиетті жұма күні Елордамыздағы Конгресс-Холл сарайында «Нұр Астана»
docs -> "Псюхе" ұғымы келесі мағынаны білдіреді
docs -> C мінез-құлық d санадан тыс
docs -> Бердіқожа назгүЛ бердіқожақызы зейнолла Шүкіров өлеңдерінің жанрлық, көркемдік ерекшеліктері
docs -> Анықтама басылымдар 070(574) Қ 17 Қазақ телевизиясы
docs -> Мадиева жансая қойшыбайқызы абай Құнанбаев, Мұхтар Әуезовтің шығармаларындағы педагогикалық идеяларының сабақтастығы
docs -> Сабақ Мұхтар Әуезов «Біржан сал Абай ауылында»
docs -> Мұражай-қорық коллекцияларына жаңадан алынған бұйымдар (ақын Төлеу Көбдіковтің 140 жылдығына орай) «Әдебиетті дарынды тұлғалар жасайды. Ал тұлғаны жарататын халық»


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет