Выполнили студенты группы 4336:
Габдрахманов Д
Солдаков Д
Античная философия – совокупность учений, развивавшихся на территории современной Греции и в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма), а также в Римской империи.
Она зародилась в 7-6 веках до н.э. и просуществовала до 5 века н.э.. (в 529 году император Юстиниан запретил деятельность всех школ как языческих).
Особенности античной философии:
Автономное, уникальное явление древнего мира;
Признавала или допускала существование богов (постепенно освобождалась из-под влияния мифа и религии);
Космоцентризм, т.е. интерес к окружающему миру, поиск первоначала бытия.
Именно античная философия стала основой всей последующей западноевропейской философии и заложила основы законов мышления современного человека.
Периодизация:
Досократический (доклассический) период – 7- 5 вв. до н.э. – поиск первоначала мира, объяснение явлений природы, космоцентризм.
Представители: Милетская школа, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор, Демокрит, Софисты и др.
Классический период (5 – 4 вв. до н.э.) – время расцвета древнегреческой философии. Поворот от космоцентризма к антропоцентризму, создание всеобъемлющих философских систем.
Представители: Сократ, Платон, Аристотель.
Эллинистическо-римский период
(3 в. до н.э. – 5 в. н.э.) – период логического завершения ранее заложенных идей и упадка античной философии.
Представители:
школы киников, стоиков, скептиков, философия Эпикура, неоплатонизм и др..
1) Досократический (доклассический) период:
Милетская школа
Представители – Фалес Милетский, Анаксимен, Анаксимандр.
Особенности – поиск единого первоначала, из которого возник окружающий мир, мифологичность.
Этим первоначалом считали вполне конкретные чувственные образования (природные стихии), поэтому её относят к «наивному» материализму.
В основе этого мира, согласно Гераклиту, находится Логос – высший духовный, божественный закон, Мировой Разум, который, одновременно, является духовным огнём. Мир Логоса предшествует нашему миру.
Душа человека – частица мировой души, Логоса, и имеет ту же огненную природу.
Счастлив тот, кто выполняет законы Логоса.
Нарушение законов Логоса ведёт к «увлажнению» души и, как следствие, к болезням. Быстрее всего увлажняет душу алкоголь, пьянство.
Первым сформулировал один из главных законов диалектики –
«закон единства и борьбы противоположностей».
Элейская школа
Представители – Ксенофан, Парменид, Зенон (идеалисты, диалектики).
Школа, впервые поднявшая вопрос о том, что такое Бытие и Небытие, движение и покой, вопрос о соотношении бытия и мышления. Подчеркивали относительность движения.
Парменид:
Первым ввел понятие «бытие».
Бытие есть, а небытия нет («всё есть бытие»). То, что есть, можно выразить в мысли; то, чего нет, выразить в мысли нельзя.
Бытие – то, что всегда есть, оно едино и вечно. У него нет ни прошлого, ни будущего (т.к. оно едино). Вечное, единое, неделимое – должно быть неподвижно (ему некуда двигаться, т.к. оно пребывает везде и вне бытия ничего нет).
Бытие и мысль – одно и то же («мысль и есть бытие»).
Чувства человека обманывают (мы воспринимаем то, чего на самом деле не существует), а разум, мысль – познаёт бытие, истинный мир как он есть.
Демокрит:
Предметы обладают свойством испускать образы («эйдосы»), повторяющие их очертания, которые мы воспринимаем органами чувств.
Однако истинная природа всех вещей – это атомы и пустота.
Атомы (от греч. «неделимый») – мельчайшие, абсолютно плотные и непроницаемые частицы. Они различаются только по форме, величине и положению. Между ними – пустота.
Мы не видим атомы, т.к. они очень малы.
Душа состоит из самых легких атомов, перемешанных с атомами тела.
Поведением атомов и всем миром правят причинно-следственные связи («всеобщий детерминизм»). Явления кажутся нам случайными только потому, что нам неизвестны их причины.
Софисты
Философская школа, представители которой выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько были педагогами, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого – «мудрецы, учителя мудрости»).
Самые известные их софистов («старшие софисты») – Протагор и Горгий. Учеником софистов считают и Сократа.
Особенности: критическое восприятие существующих норм, правил, субъективизм, релятивизм (признание относительности всех условностей), применение софизмов.