Формирование и развитие науки о религии религиоведения. Основные религиозные понятия



Дата07.02.2022
өлшемі20,57 Kb.
#97616
түріПлан урока
Байланысты:
2pWSKfimkSO6l6Ffjvp2vioKL7GSKvW3HBfUq5Ok


Урок № 5
Тема: Формирование и развитие науки о религии - религиоведения. Основные религиозные понятия


Образовательные задачи: способствовать пониманию учащимися сущности предмета
религиоведения, показать историю зарождения религиоведения, познакомить с основными религиозными понятиями.
Воспитательные задачи: помочь учащимся увидеть необходимость и особенность религиоведческого знания и роль религиоведения в формировании мировоззрения личности.
Развивающие задачи: Воспитание толерантности и умения критически оценивать современные религиозные знания и течения.
Оборудование: учебник 
План урока
I. Организационный момент
II. Новая тема
а. Выводы ученых о возникновении религии.



Э.Б. Тайлор (1832-1917) в книге «Первобытная культура», вышедшей в 1871 году, выдвинул теорию о том, что религия возникла от анимизма. По его мнению, первобытные люди верили в существование души, в то, что у каждой вещи есть свой дух. Среди людей первобытного общества бытовало мнение, что души умерших людей приходят к ним в сновидениях или в виде привидений. Это породило веру в то, что душа человека живет среди людей и после смерти. В результате появилась вера в защиту и поддержку души человека в его земной жизни. Так возник культ предков, или анимизм. Позднее в представлениях людей эти души превратились в богов, управляющих такими силами природы, как дождь, огонь, ветер и др. Так появилась политеистическая вера (многобожие). Согласно этой теории, возникновение политеизма стало одним из важных этапов развития религиозности, который вел к появлению единобожия (монотеизма).



Г. Спенсер тоже был сторонником данного мнения о поклонении первобытных людей душам предков



Дж. Фрэзер считал, что магия предшествует религии и почти полностью исчезает с ее появлением. С точки зрения Дж. Фрэзера, на «магической» стадии развития люди верили в свои способности изменять окружающий мир магическим способом. Позже люди разуверились в этом, и господствующей стала идея, что мир подчиняется богам и сверхъестественным силам.



По версии активного сторонника тотемистической теории У. Робертсона-Смита, представители первобытных общин считали себя схожими с определенными животными или растениями, от этого и произошли религиозные представления и обряды, которые предписывают поклонение тотему и жертвенные подношения ему.



Фрейд, поддерживающий это мнение, в своей книге «Тотем и табу» пытался дать психоаналитическое пояснение религии с позиции тотемизма.



Социолог Э. Дюркгейм в своей работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) утверждал, что основой религии является почитание чего-либо как священное. Святость - то, что люди в обществе считают : вятым. Данное мнение в настоящее время находит поддержку со стороны большинства религиозных социологов, освещающих вопросы религиозной жизни общества и роли религии.



По мнению М. Мюллера, религия возникла из-за страха человека перед силами природы. Эту религию назвали натурализмом. Натурализм означает поклонение человека окружающей среде, природным явлениям как проявлению Божьей воли.
М. Мюллер в качестве обоснования своей теории приводит священные индийские книги под общим названием Велы. Такие название богов в Ведах, как Агни - огонь, Диаус - небо, сопоставимы с названиями природных явлений.
Следовательно, по мнению М. Мюллера, в первобытных общинах люди боялись явлений природы, поэтому стали им поклоняться

Существует и теория о первобытно-общинном монотеизме, противоречащая приведенным выше взглядам о возникновении религии. По этой теории, самая древняя религия человечества - религия, в которой верили в одного Бога.
Первым, кто выступил против анимистической теории Э. Тайлора, был его ученик Э. Лэнг. Опираясь на исследования жизни первобытных общин Австралии, он утверждал, что у них не встречается анимистических верований, а наоборот, есть вера в одного Бога.
В исламе и христианстве первым прачеловеком и первым пророком на земле был Адам. И данной ему Создателем религией была только вера в единого Бога, то есть монотеизм.

б. Есть ли науки, изучающие пути происхождения и формирования религий?


-выписать науки

  • Изучением истории религий, причиной их возникновения, формиро­вания тех или иных религиозных учений занимается религиоведение.

  • На раннем этапе развития религиоведение было фактически продолже­нием естественной теологии. Познание Бога в католицизме и протестан­тизме, а также и богословие в православии сформировали науку теоло­гию (от греч. teos - «бог» и logos - «учение», т.е. «наука о Боге»). Теология пыталась научно трактовать религии, основы учения, разные положения религий и тексты священных книг простым людям.

  • Наряду с теологией, изучением религии занималась и религиоз­ная философия. Между теологией и религиозной философией в пла­не изучения религии была большая разница, заключающаяся в раз­личии подходов и сфер интересов. Философия занималась изучением религии, ее роли, влияния на жизнь человека и общества, и оценивала те в научном аспекте. В XVII-XVIII веках сформировался новый пред­мет - философия религии. Ее особенность состоит в том, что она изучает религию с точки зрения самой религии и оценивает ее, исходя из этих позиций.

  • Предмет, который изучает формирование, развитие и нравственность религии, применяя методы истории и филологии, называется историей религий. История религий по возможности объективно рассматривает все вопросы, связанные с появлением религиозных организаций, их проявления и развитие в разных исторических периодах и обществах.

- выписать новые понятия в тетрадь
Азбука религиоведения

  • В философской науке понятие Бога, Создателя, не вмещаю­щееся в пределы человеческого разума, называется деизм (лат. deus - «бог»). Видеть Бога в природе, считать, что он имеет свое проявление во всех вещах, называется пантеизмом.

  • Арабское слово «дин» имеет несколько значений. Например, «традиция», «обряд», «смирение», «директива», «приказ», «молитва», «путь».

  • Слово «религия» (от лат. «связывать») также имеет несколько значений - «благочестие», «набожность», «святыня», «предмет культа».

  • В буддистских текстах такие санскритские слова, как «дхарма», «дхамма» (означающие религию), имеют примерно тот же смысл - «истина», «правило», «закон», «система» и др.


Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет