1
Изучение языка программирования Python
на основе задач УМК авторов И.А. Калинин и Н.Н. Самылкина.
Автор: Щерба Анастасия Владимировна
МПГУ, математический факультет
Знакомство со средой программирования – IDLE
В подавляющем большинстве случаев разработка программ выполняется
с помощью интегрированной среды. Воспользуемся для решения задач IDLE
(среда разработки на языке Python, поставляемая вместе с дистрибутивом). Эта
среда предназначена для обучения программированию и свободно доступна по
адресу
www.python.org
.
Интерфейс среды
Процедура установки Python отличается для разных платформ и подробно ее
описывать здесь не будем. В двух словах:
Пользователи Windows должны получить и запустить инсталляционный
исполняемый файл, который произведет установку Python на компьютер.
Для этого нужно просто дважды щелкнуть на инсталляционном файле и
отвечать «Yes» (Да) или «Next» (Далее) на все вопросы.
В Linux
или в Mac OS вполне возможно, что Python уже установлен и
готов к использованию, поскольку он является стандартным компонентом
этих операционных систем.
Процедура установки на других платформах зависит от этих платформ.
Например, Python присутствует также в сотовых телефонах,
игровых
консолях и в проигрывателе iPod, но процедуры установки Python на эти
устройства слишком отличаются, чтобы описывать их здесь.
После
загрузки и установки Python
открываем IDLE . На экране появляется
окно, как на рис.1. Перед вами интерпретатор языка Python. Интерпретатор –
это такой модуль, который исполняет другие программы. Когда вы пишете код
2
на языке Python, интерпретатор Python читает вашу программу и выполняет
составляющие ее инструкции.
Пожалуй, самый простой способ запускать программы на языке Python – это
вводить инструкции непосредственно в командной
строке интерпретатора,
которая иногда называется интерактивной оболочкой.
Рис.1.
Интерактивный режим IDLE (среда разработки на языке Python)
Интерактивный сеанс работы с интерпретатором Python начинается с
вывода двух строк информационного текста (которые далее будем опускать в
примерах), затем выводится приглашение к вводу
>>>
. Ввод каждой операции
завершается нажатием на клавишу
,
после чего Python выполняет эту
операцию и выдаёт результат или сообщение об ошибке. После присваивания
результата операции какой-нибудь переменной результат не выдаётся, а чтобы
его увидеть, нужно набрать имя переменной и нажать
.
Традиционно, первой программой является вывод строки "Hello world" (рис.2).
Рис.2.
Запуск первой программы на Python
3
Когда в строке приглашения к вводу
>>>
была введена первая ин-
струкция
print
, результат (строка) был немедленно выведен на экран. Нам не
потребовалось создавать файл с исходным текстом программы и для
выполнения программного кода не понадобилось
сначала компилировать и
компоновать его, что является обычным делом при использовании таких языков
программирования, как C или C++.
При работе в интерактивном режиме можно вводить любое число команд
Python, и каждая из них будет выполняться сразу же после ввода. Более того,
поскольку в интерактивном сеансе результаты выражений, которые вводятся,
выводятся автоматически, поэтому необязательно явно использовать функцию
«
print
» (рис.3):
Рис.3
Благодаря тому, что программный код выполняется немедленно,
интерактивный режим превращается в замечательный
инструмент для
проведения
экспериментов
с конструкциями языка.
Предположим, что вы изучаете некоторый фрагмент программы на языке
Python и наталкиваетесь на выражение
'Spam!'*8
, которое вам кажется
непонятным. Можно, конечно, потратить с десяток минут,
пробираясь через
руководства и учебники, в попытках выяснить, что же делает этот код, но
можно просто выполнить его в интерактивной оболочке (рис.4):
Рис.4
4
Эксперимент наглядно показывает, что произошло дублирование строки:
в языке Python оператор * выполняет
операцию умножения над числами, но
если левый операнд является строкой, он действует как оператор многократной
конкатенации строки с самой собой.
Приведем список наиболее распространенных ошибок:
1.
Использование переменной, которой еще не присвоено значение (рис.5):