«Күлімде, Наурыз, күлімде!» Наурыз – праздник дружбы и добра! Наурыз – праздник мира и тепла! Пусть будет вечным этот день, Пришедший и унесённый на века!



бет1/7
Дата27.05.2018
өлшемі1.21 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
«Күлімде, Наурыз, күлімде!»



Наурыз – праздник дружбы и добра!

Наурыз – праздник мира и тепла!

Пусть будет вечным этот день,

Пришедший и унесённый на века!

Наурыз мейрамы — праздник весеннего обновления природы. Он возник у народов Востока задолго до принятия мусульманства, поэтому лишён религиозной обрядности и направленности. По восточному календарю Наурыз - начало нового года, совпадает с днём весеннего равноденствия. 

Праздник Наурыз - один из самых древних праздников на Земле. Существует несколько версий происхождения этого праздника. Одной из таких версий является то, что возник он в Персии, где в далёкие времена официальной была зооастриийская религия (почитание солнца и огня), а потом его переняли тюрки и таджики. Известно, что этот праздник отмечается уже более пяти тысяч лет как праздник весны и обновления природы многими народами Передней и Средней Азии, а по некоторым данным - и у восточных славян.

Исторические сведения об этом празднике встречаются в трудах многих античных и средневековых авторов. По восточному летоисчислению он соответствует иранскому Новому году - Наврузу. Из поколения в поколение передавали традиции празднования Наурыза казахи, узбеки, уйгуры. Таджики называли его "Гульгардон" или "Гульнавруз", татары - "Нардуган", а древним грекам он был известен как "Патрих".

Корни праздника можно отыскать в древних языческих обрядах. Сама по себе форма празднования с глубокой древности несла в себе принципы любви к природе. Несмотря на давность, этот праздник сохранился в народной памяти, и в настоящее время приобрёл новый духовно-этический смысл.

По древнему летоисчислению этот день обычно совпадал с 22 марта - Днём весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март - Наурыз. Считалось, что в этот день происходит обновление в природе, гремит первый весенний гром, происходит набухание почек на деревьях, буйно прорастает зелень. Следует отметить, что Наурыз мейрамы как нерелигиозный праздник весны и обновления имеет общие корни и параллели с проводами зимы и многими другими значимыми моментами в жизни всех народов Казахстана.

«Наурыз» означает «рождение весны». Это наиболее важный и древний фестиваль восточных народов. Собственно говоря, это Новый Год, согласно древнему восточному календарю. Считается, что щедрое празднование праздника Наурыз принесёт в дом изобилие и успех на целый год. Эти убеждения объясняют изобилие праздничных ритуалов и обычаев. 

Ещё с древности для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. 

Если в этот день рождались мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек просто Наурыз или Наурызгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной. В далёком прошлом казахи называли Наурыз Великим Днём Улуса – Ұлыстың Ұлы күні. В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдёт год. Отсюда - изобилие праздничных обычаев и атрибутов. Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жильё, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре, ибо, как утверждали старики, когда Наурыз входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все ёмкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их. Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета, связанного со старинным ритуалом - "Если увидишь родник - расчищай его исток". Встречая рассвет, все взрослое население, молодёжь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев. При этом по установившейся традиции произносились слова: "Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо", "Срубил одно дерево - посади десять!". После исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе жыршы - зазывалы (глашатая) обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на праздник. Они одевались в яркие, праздничные костюмы. Ими могли быть персонажи казахских сказок - Алдар Косе, Жиренше и красавица Карашаш. После этого начиналось праздничное представление. Люди веселились, поздравляли друг друга с наступлением Нового года, желали друг другу добра, пели песни, которые издавна были сложены специально для этого праздника - Наурыз жыр, устраивали борьбу мужчины с женщиной, состязания в скороговорках - жаңылтпаш, отгадывании загадок - жұмбақ.

В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году. В полдень на установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо "бел-көтерер", что означает "выпрямляющий стан", поскольку бык считался одним из самых сильных животных, и пища из него давала людям силу и выносливость.

Дастархан накрывали в каждой семье. Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой мулла читал молитвы в честь предков. По завершении, старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи.

У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие числа "7", которое олицетворяет семь дней недели - единицы времени вселенской вечности. Перед аксакалами ставились семь чаш с напитком Наурыз-коже, приготовленным из семи ингредиентов: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко либо құрт или ірімшік (творог), символизирующих 7 элементов жизни: радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, рост и божественную защиту. А также каждый должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей. 

Празднование всегда сопровождалось массовыми играми, традиционными скачками, развлечениями. Все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности, освобождались от повседневных обязанностей и на равных правах принимали активное участие в весельях и играх. В это время снимались всевозможные этические запреты во взаимоотношениях мужчин и женщин, даже те, что всегда существовали между старшим деверем (кайынаға) и невесткой (келін). (Учёные считают, что эта весёлая игра ради забавы есть далёкий отголосок свободных встреч и массовых совместных развлечений в дни возрождения умершей природы между двумя взаимообручающимися родами или фратриями, когда на короткое время снимались запреты и ограничения во взаимоотношениях мужчин и женщин.)

В разгар праздника молодежь собиралась у качелей — алтыбақан. Все пели песни, танцевали, веселились и играли в национальные игры. 

Самыми известными и любимыми в народе были игры "Айқыш-ұйқыш" ("Навстречу друг другу") и "Аударыспақ", во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Праздник Наурыз не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли не только юноши, но и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые её желания. В таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества.

День заканчивался айтысом - представлением, где словесно в сопровождении домбры состязались два акына. В нём участвовали мужчины и женщины, пожилые и молодые. Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, а побеждал тот, кто лучше прославлял Добро! Затем разжигали костёр, и люди с зажжёнными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали, тем самым завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.

История праздника Наурыз имеет непростую судьбу. В эпоху сложения тоталитарной системы, когда всё национальное было признано несущественным, а все упоминания о традиционном наследии причислены к анахронизмам и пережиткам древности, в 1926 году Наурыз мейрамы был отменён.

Впервые после долгих лет забвения в Казахстане он праздновался в 1988 году и, как ни странно, получил широкий общественный резонанс.

Официальное признание праздника Наурыз приобрёл 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР "О народном празднике весны - "Наурыз мейрамы". Президент страны объявил 22 марта, день весеннего равноденствия - праздничным днём "Наурыз мейрамы". С этого времени началось широкое празднование "Наурыз мейрамы" по всей Республике.

Также как и в далёкие времена с приходом праздника люди одеваются в праздничные одежды, ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году. 

«Көктем туды» («С рождением весны») — так казахстанцы поздравляют друг друга на улицах, в парках, скверах и на стадионах с праздником Наурыз. Тысячи людей наблюдают за острыми соревнованиями акынов, за состязаниями в национальных видах спорта — қазақша күрес, тоғызқұмалақ, лошадиные скачки (Қыз қуу и бәйге). Разнообразные представления и театральные сценки, представляющие национальные традиции и ритуалы, привлекают людей и учат их уважать свою культуру и родную землю, стремиться к сохранению мира и взаимопонимания между различными национальностями Казахстана. 

Безусловно, современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнего содержания. Это не только театрализованные представления и богато убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелёными насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей.

В наши дни "Наурыз мейрамы" стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь, сохранив преемственность традиций древности.

Также как и по всей Республике Казахстан в Еленовской средней школе по плану прошли мероприятия празднования Наурыз – мейрамы.



В школьной библиотеке была организована выставка книг «Наурыз – думан, наурыз – шаттық». В фойе школы была организована выставка рисунков и поделок «Табиғат наурызымен ажарлы».

Классными руководителями были проведены классные часы




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7




©engime.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет