Конечность, таким образом, как и противоположная ей характеристика, бесконечность



бет1/2
Дата17.10.2023
өлшемі22,43 Kb.
#186186
  1   2
Байланысты:
Философия


В ситуациях, когда мы испытываем дискомфорт, неудобства, несвободу или опасность, мы либо позволяем себе эмоциональный возглас: "Когда же все это кончится!" —либо рассудительно замечаем: "Это все когда-нибудь кончится". И действительно, в реальной жизни мы нигде не встретимся с такими ситуациями, процессами и явлениями, которые не имеют своего завершения, хотя бы в определенном цикле. Равно как не встретимся мы с переходом данного определенного нечто в абсолютное ничто. Его существование оставит след и сохранится в других процессах и взаимодействиях. Конечность, таким образом, как и противоположная ей характеристика, бесконечность должны быть поняты как философские категории — предельно общие, универсальные понятия, обладающие статусом всеобщности и необходимости.
Конечное — это философская категория для обозначения такой характеристики предметов, явлений и процессов, которая фиксирует их определенность и границу, в пределах которой существует объект. Гегель считал, что "конечное вообще в том и состоит, что нечто имеет границу, т.е. в том, что здесь положено его небытие, что здесь это нечто прекращается". "Открытие" конечности человеческого бытия указывало не только на жесткие границы существования, но и на бесконечность — монотонный и однообразный ряд сменяющих друг друга поколений. В обыденной жизни мы часто фиксируем некоторые границы, позволяющие нам различать предметы и прослеживать временное изменение их состояний, например отличать день от ночи. Таким образом, исходными и наиболее очевидными моментами конечного выступают определенность и граница.
Границы бывают пространственно-количественными (к примеру, территориальные границы государств) и качественными (возрастные периоды). Однако граница — это не только то, что разъединяет, но и то, что соединяет, дает возможность для соприкосновения, перехода через границу. Для обозначения этой противоположности Гегель ввел понятие "бытие в себе", "бытие для другого".
Не следует понимать конечное как нечто застывшее, пребывающее вне движения. Сущность конечного в том и состоит, что оно само себя отрицает, двигается к концу. Поэтому конечное не может быть понято вне движения, а только будучи в движении.
Отрицанием конечности выступает бесконечность. С бесконечностью в философию и науку вошло противоречие. Для классической греческой мысли бесконечность выступает как негативное понятие: бесконечность лишена границ и формы, она не детерминирована, а следовательно, недосягаема для человеческого разумения. Стремление постигнуть бесконечность неизменно сталкивалось с апориями, антиномиями, парадоксами. Существовало даже устоявшееся выражение horror infmiti — ужас бесконечного. Сознание не может ни помыслить, ни представить бесконечность, оно раздваивается. Бесконечность — это такая реальность, где нарушаются принципы, где часть оказывается равной целому.
Главной сутью апорий Зенона также оказывалось противоречие между конечным и бесконечным. В апории «Дихотомия» предполагался прямой путь. Чтобы его пройти, нужно было пройти половину, затем половину половины, потом половину этой имеющейся половины, и так без конца. Если исходить из подобной цепочки рассуждений, то движение невозможно, ибо путь не только нельзя пройти, его нельзя даже начать. Как отыскать ту первоначальную исходную половину половины, с прохождения которой следовало бы начать путь? Движение, бесспорное как эмпирический факт, при своем теоретическом описании вызывает затруднения.
И если исходным пунктом конечного выступает ограниченность, то за ключевую характеристику бесконечного часто принимают неограниченность. Идея бесконечности существует в человеческом мышлении как интуитивное представление об отсутствии границ у какого-либо объекта или процесса. Таким образом, бесконечное представляется в виде некоторого неограниченного процесса или последовательности. Это осознается уже в эпоху Возрождения, где бесконечность теряет свою негативную окраску, означая собой неизмеримое и неисчисляемое богатство реальности, неограниченную силу человеческого
Неисчерпаемость материи вглубь охватывается представ­лением об интенсивной бесконечности. Существование ин­тенсивной бесконечности говорит о том, что в природе нет абсолютно элементарных, не имеющих внутренней структу­ры объектов. При изучении микрочастиц становится ясно, что интенсивная бесконечность не может рассматриваться про­сто как бесконечная делимость материи на все более мелкие части. Взаимопревращаемость частиц доказывает их более сложную природу.
Экстенсивная бесконечность в отличие от интенсивной уходит не вглубь, а вширь, за пределы данного объекта, в мир "большого". Это как бы бесконечность вне объекта. Здесь наиболее важной оказывается проблема зависимости свойств и качеств объекта от системы взаимодействий с окружающи­ми вещами. В действительности же существует одна бесконеч­ность, которая может быть понята как интенсивная или экстен­сивная в связи с тем направлением, в котором концентриру­ются познавательные усилия. Это своеобразные проекции реальной бес­конечности. Их можно уподобить проекциям геометрической фигуры на оси координат.
Русское слово "бесконечное" имеет смысл отрицания: бес-конечное, есть не конечное. Но это отрицание можно брать двояко: или как частичное отрицание - то, что может превзойти любое конечное, или как полное отрицание - то, что актуально, превосходит любое конечное. Уже в схоластике 13-14 веков (Шервуд, Хейтесбери) это различие осознается и обозначается (как синкатегорематическая и категорематическая бесконечность соответственно). Из схоластики же (Григорий из Римини) идет и другое наименование этих двух разных подходов к бесконечному - потенциальная и актуальная бесконечность.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет