Конкурсная работа учащейся 7 класса фортепианного отделения Кромской дши пискуновой Елены



Дата02.07.2018
өлшемі0,95 Mb.
#45830
түріКонкурс

Братья Калинниковы

  • Жизнь и творчество
  • Конкурсная работа учащейся 7 класса
  • фортепианного отделения Кромской ДШИ
  • Пискуновой Елены
  • Преподаватель: Бикасова Н.В.
  • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
  • Кромская детская школа искусств

Василий Калинников

  • «Биография Калинникова представляет собой яркий пример тяжелой жизненной участи художника, вышедшего из «низов общества»... Вынужденный пробивать себе путь к высотам искусства ценой мучительных лишений и борьбы, он в конце концов надорвал свои силы и был сломлен окружавшей его действительностью, далеко не осуществив всех своих возможностей». Бедность и нужда - жизненные спутники Василия Сергеевича, в борьбе с которыми складывался и рос его музыкальный талант. А его корни - в родной семье, в близких людях, в почвенной связи с родной стороной: здесь он черпал физические и творческие силы даже в самые тяжелые моменты своей жизни.
  • (1866–1900/1901) родился в селе Воины Мценского уезда Орловской губернии 1 (13) января 1866 в семье мелкого чиновника; все предки по отцовской и материнской линиям были духовного звания. Учился в Орловской духовной семинарии, с 1884 – в Музыкально-драматическом училище Московской филармонии (Филармоническом училище) по классам фагота и теории музыки. Под влиянием известного музыкального критика и педагога С.Н.Кругликова (1851–1910) начал занятия композицией, в 1892 представил в качестве дипломной работы в училище кантату Иоанн Дамаскин по поэме А.К.Толстого. В период учения нужда заставляла Калинникова работать в разных театральных оркестрах, давать частные уроки. После окончания училища преподавал в нем и в разных школах Москвы, выступал в качестве дирижера. С 1893 по причине болезни жил в Ялте на стипендию, которую собирали его московские друзья. Известность и успех принесли Калинникову его Первая симфония (1895, премьера в 1897). В 1897–1900 композитор создал Вторую симфонию, симфоническую картину Кедр и пальма (по стихотворению Лермонтова), сочинял фортепианные пьесы. В 1899 написал музыку к трагедии Царь Борис А.К.Толстого для постановки в Художественном театре. По предложению Саввы Ивановича Мамонтова (1841–1918) работал над оперой 1812 год (на либретто Мамонтова), но успел завершить только «Пролог», который был поставлен на сцене Частной оперы в 1899.
  • Умер Василий Сергеевич Калинников в Ялте 29 декабря (11 января) 1900.

Особенности творческого метода и стиля.

  • «Музыку …я страстно люблю; ей я посвятил
  • всю свою жизнь и мечтал вложить в ее
  • сокровищницу хоть маленькую лепту».
  • В.С. Калинников.
  • В. Калинников, талантливый русский композитор, жил и творил в 80-90-е гг. XIX в. Это было время высочайшего подъема русской культуры, когда создавал свои последние шедевры П. Чайковский, одна за другой появлялись оперы Н. Римского-Корсакова, произведения А. Глазунова, С. Танеева, А. Лядова, на музыкальном горизонте возникли ранние сочинения С. Рахманинова, А. Скрябина. Русская литература того времени блистала такими именами, как Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, В. Вересаев, М. Горький, А. Блок, К. Бальмонт, С. Надсон... И в этом могучем потоке зазвучал скромный, но удивительно поэтичный и чистый голос музыки Калинникова, сразу полюбившийся и музыкантам, и слушателям, покоривший искренностью, сердечностью, неизбывно-русской мелодической красотой. "Кольцовым русской музыки" назвал Калинникова Б. Асафьев.
  • В небольшом по количеству творческом наследии В.С. Калинникова тем не менее представлены произведения всех основных жанров: симфонической, театральной, камерной (инструментальной и вокальной) музыки.
  • По собственному признанию композитора, его излюбленной областью была оркестровая музыка . Именно здесь наиболее ярко и полно проявились индивидуальные, самобытные черты его композиторского почерка, своеобразие его творческого метода.

Симфоническое творчество.

  • В своем немногочисленном симфоническом наследии, помимо классического многочастного цикла, В.С. Калинников отдал дань и программному симфонизму, и бытовым оркестровым формам.
  • Калинников считал себя сторонником чистого симфонизма как выразителя внутреннего мира человека. Эта позиция близка Чайковскому, который называл симфонию «самой лирической из музыкальных форм», «лирической исповедью души, на которой много накипело», а процесс ее создания – как «чисто лирический процесс».
  • Симфоническое творчество периода зрелости включает две симфонии, программную симфоническую картину «Кедр и пальма», два небольших оркестровых Интермеццо.
  • Обе симфонии можно отнести к лирико-жанровому типу, в основе которого лежит взаимодействие песенно-лирической и народно-эпической образности. Характер соотношения этих двух компонентов в каждом случае свой: в Первой симфонии доминирует лирическая сфера, во Второй - эпическая. В этом плане показательно сравнение начальных тем - звукообразов двух симфоний: лирико-повествовательной с оттенком легкой грусти - и эпически-сказительной, широкой и торжественной. Вместе с тем, эти темы типологически одноплановы, близки, что проявляется в тезисно-унисонном первоначальном изложении, интонационной принадлежности к народно-песенной сфере. Стилевое родство с фольклорной основой проявляется не только в тематизме, но и в принципах изложения и развития, тембровой окраске.

Первая симфония

  • Из инструментальных произведений широкую известность принесла Калиникову его Первая симфония соль минор, написанная в 1895 году и впервые исполненная под руководством известного дирижера А.Н. Виноградского на концерте Русского Музыкального общества в Киеве. Эту симфонию композитор посвятил своему учителю С.Н. Кругликову, сыгравшему значительную роль в его жизни и творчестве. Тематизм симфонии, насыщенной русскими песенными интонациями и неожиданными модуляциями, близок творческим приемам симфоний Бородина, но в этом произведении Калинников просто поражает оригинальностью и мастерством полифонической разработки материала.
  • 1 часть Andante отчасти воспроизводит замысел «Камаринской» Глинки: контраст двух народно-песенный сфер- лирической протяжной с элементами сказа и плясовой- и поиски общности между ними через цепочку традиционных для народного музыкального творчества непрерывных тембровых преобразований.
  • 2 часть Allegro scherzando строится на контрасте бодрой и энергичной музыки крайних разделов, воспроизводящей жанровую сценку, и напевной пасторальной середины, оттеняющей своей лирикой удаль обрамления.
  • Медленная 3-я часть Adagio- образец сдержанно- созерцательной лирики в духе эпического размышления. Здесь царит мелодизм широкого дыхания: «по- глинкински» построенная основная тема с характерной начальной восходящей квинтой непрерывно расцвечивается красочной оркестровой палитрой.
  • Финал Allegro moderato- сфера народного праздника, оптимистическое утверждение жизненных сил.

Автограф первой страницы партитуры Первой симфонии

Вторая симфония

  • Вторая симфония Калинникова A-dur — яркий пример эпической образности, родственной страницам оперного и симфонического творчества А.П.Бородина. Мощная народная стихия проявляется в здоровом, полнокровном мироощущении этой музыки, ее стиле с яркими, интонационно близкими народной песне темами и характерными приемами оркестровки.
  • Интересные особенности в содержании Второй симфонии отметил В.Фрадкин. «Вторая симфония Калинникова — в числе лучших русских эпических симфоний. Симфония рисует различные картины жизни русского народа. Каждая из четырех частей симфонического цикла связана с той или иной стороной быта или с картинами природы. Сквозь все части симфонии проходят героико-лирико-эпические образы, причем первые, как правило, звучат монументально, а вторые часто воспринимаются как впечатления от пейзажа».
  • Эпический замысел автора выражен в первом тезисе - начальной теме вступления, унисонно изложенной струнными инструментами. (В первоначальном варианте партитуры Калинников сопроводил эту тему текстом обращения к А.Н.Виноградскому, которому и посвятил свое произведение.) Имеющий четкие национальные параметры бесполутоновый гексахорд с начальным активным трихордом (cis-e-fis) составляет интонационную основу всего тематизма симфонии. Воспроизведенный здесь троекратно и перемеживаясь аккордами меди, он спускается к тональному центру (ля), с которого начинается основной раздел 1 части Allegro поп troppo. В его основе - две темы: оживленная, грациозная, интонационно вытекающая из основного тезиса мелодия и светлый лирический напев, приобретающий особо искреннее звучание благодаря тембру виолончелей и валторн.
  • 2 часть Andante cantabile носит светлый лирический характер. Начальная мелодия английского рожка построена на основе гексахордовой интонации вступления 1 части. Из нее же вырастает вторая тема - мелодический разлив струнных в высоком регистре с очаровательными ритмическими длиннотами; она ширится, растет, дополняется выразительным нисходящим контрапунктом медных, приходит к яркой кульминации.
  • 3 часть Allegro scherzando по характеру воспроизводит картины забав богатырских: все наполнено моторикой, игрой тембров, ритмов.
  • 4 часть структурно напоминает 1 часть: за вступительным Andante cantabile с колоритным соло валторны на фоне аккордового сопровождения струнных и других инструментов следует основной раздел Allegro vivo.

Театральная музыка

  • С написанием театральной музыки Василий Калинников столкнулся впервые, работая над двумя Интермеццо для Малого театра. Был и другой опыт: в 1897 году он инструментировал сцену из оперы М.П. Мусоргского «Хованщина» для постановки на сцене Московской частной оперы под управлением М.Д. Эспозито.
  • Первым образцом театральной музыки композитора в её традиционном понимании является музыка к трагедии А.К. Толстого «Царь Борис». Здесь Калинников в соответствии с законами жанра должен был написать музыку, наравне с другими видами искусства участвующую в воплощении единого драматургического целого.
  • В.С. Каллиников в трактовке жанра опирался на классический опыт сочинения музыки к драматургическим спектаклям М.И. Глинки, М.А. Балакирева, П.И. Чаковского.

«Царь Борис»

  • Для В.С. Калинникова это было не первое обращение к творчеству А.К. Толстого. Работая над трагедией «Царь Борис», композитор руководствовался указанием автора трагедии.
  • Открывающая постановку увертюра- эпическое полотно, представляющая повествование. Особенно красноречив вступительный раздел, величаво-сосредоточенный, напоминающий древние церковные напевы.
  • Драматический эпизод перед возвращающейся темой вступления словно готовит завязку в финале 1 действия, предвещает грозные последующие события.
  • 2 действие вносит лирико-трагедийный оттенок в развитие сюжета. Музыка антракта сурова, трагична, действенный контраст обнажается в противостоянии начальной мрачной темы- шествия и следующего затем образа лирического томления.
  • Антракт к 3 действию драматичен, как и само развитие последующего сюжета: наступают враги, нет мира в собственном доме.
  • Начальная сцена 4 действия, рисующая траурную панихиду по убиенному царевичу Дмитрию, обусловила скорбно-трагическое звучание музыкального антракта.
  • 5 действие- трагическая развязка, разворачивающаяся на фоне царского праздника в честь победы над врагом.

Камерные жанры

  • Романсовое творчество B.C.Калинникова немногочислено. На фоне вокального наследия своего современника С.В.Рахманинова (а в 90-е гг. XIX века им уже были написаны «В молчаньи ночи тайной», «Не пой, красавица, при мне», «Полюбила на печаль свою» и др.) романсы Калинникова - явление второго плана. Но все же они заняли уже в то время свое место и npивлекли внимание корифеев отечественной вокальной школы -Ф.И. Шаляпина, Л.В.Собинова.
  • Известно, что создание романсов связано с тремя датами жизни Калинникова.
  • 1887 год - романсы ученической поры: «Когда жизнь гнетут и страданья, и муки» (слова Поливанова), «На старом кургане (слова И.С.Никитина), «На чудное плечико милой» (из Г.Гейне в переводе В.А.Федорова).
  • 1894 год - «Был старый король» (слова Гейне в переводе А.Плещеева), «Нам звезды кроткие сияли» (слова А.Плещеева), «Звезды ясные» (слова К.М. Фофанова).
  • 1900 год - «Молитва» (слова А.Плещеева), «Колокола» (слова К.Р).
  • Кроме того, неизвестна точная датировки трех романсов «Не спрашивай зачем» (стихи А.С.Пушкина), «Я желал бы свои песни» и « Я ли тебя, моя радость» (оба из Г.Гейне в переводе В.А.Федорова).
  • Представляется целесообразным классифицировать все романсы Калинникова с точки зрения образного содержания на три группы:
  • 1. лирические - основная часть, включающая любовную лирику(« На чудное плечико милой», «Не спрашивай зачем», «Нам звезды кроткие сияли», «Я желал бы свои песни» и «Я ли тебя моя радость») и образы природы («Звезды ясные»);
  • 2. эпические («На старом кургане», «Был старый король»);
  • 3. философские («Когда жизнь гнетут и страданья, и муки », «Молитва», «Колокола»).

Романсы «На старом кургане» и «Был старый король»

  • Это баллады, с неторопливо развертывающимся повествованием, декламационно- напевной мелодикой на живописном аккомпанирующем фоне, дорисовывающем образный строй.
  • Большую популярность среди демократической интеллигенции в конце XIX века имел романс « На старом кургане », созвучный свободолюбивым умонастроениям современников композитора. Трехстрофная композиция, укладывающаяся в традиционную структуру двухчастной репризной формы, сочетается со сквозным принципом построения и элементами изобразительности. Велика роль вступительного фортепианного четырехтакта - своеобразного лейтмотива степи: его импровизационно разворачивающаяся мелодия задает тон неторопливого повествования, а повторение между строфами выполняет конструктивную роль. Диатоническая кантилена широкого диапазона во вступлении и вокальной партии создает образ бескрайней степи. Контраст трех различных типов фактуры (волнообразной гармонической фигурации с чертами скрытой полифонии в первой строфе, хорально-аккордовой во второй и контрастно-многослойной в третьей) сглаживается квартовой лейтинтонацией, проходящей в мелодии всех трех частей.

Фортепианная музыка

  • Фортепианная музыка В.С.Калинникова малочисленна. Василий Сергеевич всегда ощущал недостаток фортепианной подготовки, и даже частично ликвидировав свои исполнительские пробелы в годы учения, никогда не ставил целью сочинять концертную фортепианную музыку, подобно Рахманинову, Скрябину, Метнеру. Его фортепианные миниатюры ценны своей простотой, неприхотливостью, мягким лирическим настроением. Недаром современные исполнители, увидев именно в этих качествах особый «шарм» фортепианной лирики композитора, сравнивали его пьесы с полевыми цветами со своим особым неприхотливым ароматом, безыскусностью и естественным очарованием.
  • Основная часть фортепианных миниатюр Калинникова была написана в первый период пребывания в Ялте. Это пьесы жанрового характера - Вальс, Менуэт, Ноктюрн, Скерцо, Элегия, Русское интермеццо. Адресованные для любительского музицирования, они не содержат элементов концертности. В их стиле композитор остается приверженцем лирико-жанрового направления. В фортепианных пьесах отчетливы народно-песенные истоки, проступающие на уровне мелодизма, фактуры, принципов развития.

«Грустная песенка» и «Русское интермеццо»

  • В «Грустной песенке»- произведение , написанное в народном стиле, с мелодией на 5/4, попевочным принципом изложения и развития материала.
  • В «Русском интермеццо» обращает на себя внимание характерный для народного инструментализма принцип развития через перегармонизацию мелодических построений.

«Грустная песенка» и «Русское интермеццо»

  • В «Грустной песенке»- произведение , написанное в народном стиле, с мелодией на 5/4, попевочным принципом изложения и развития материала.
  • В «Русском интермеццо» обращает на себя внимание характерный для народного инструментализма принцип развития через перегармонизацию мелодических построений.

Виктор Калинников

  • Одна из заслуг Василия Сергеевича Калинникова заключается в том, что он способствовал творческому становлению другого яркого отечественного дарования — композитора и музыкального деятеля Виктора Калинникова (1870 - 1927 гг.).
  • Василий сыграл для младшего брата такую же роль, какую для него самого сыграл отец, Сергей Федорович: он стал не только духовной и материальной опорой, но и творческим наставником. «Без преувеличения можно сказать, что Василий Калинников подарил России замечательного музыканта — Виктора Калинникова. Виктор был моложе старшего брата всего на четыре года, но взаимоотношения их были чуть ли не как отца и сына, настолько Василий трогательно опекал младшего и заботился о нем, особенно в консерваторские годы. Да и по характеру они были очень разны. Активный, смелый и настойчивый Василий и скромный, застенчивый, как девушка, Виктор, однако увлекающийся и настойчивый там, где дело касается его жизненных интересов. А этими интересами была музыка и все, что с нею связано. Музыкальные способности Виктора были далеко не заурядны, если не сказать выдающиеся... ».
  • Третий сын в семье, после Василия и Николая (1868 - 1914), Виктор во многом повторил жизненную и творческую судьбу старшего брата, начиная с общих условий личностного и профессионального формирования, трудного, растянувшегося на годы (у Василия) и десятилетия (у Виктора) пути творчества к слушателю. Оба брата, имея семьи, не оставили потомства. Даже одна и та же болезнь настигла обоих.

Брат, последователь, единомышленник.

  • Виктор шел буквально по стопам брата. Поступив в Орловскую духовную семинарию, он становится регентом семинарского хора, одного из лучших в городе. Отмечая его недюжинный музыкальный талант, Василий писал отцу: «Очень рад, что Витя будет регентом. Я его люблю больше всех и кажется он пойдет по моей дороге. Способности у него есть и очень хорошие». Вероятно, тогда же определилась особая склонность будущего композитора Виктора Калинникова к хоровому жанру.
  • Брат, последователь, единомышленник — таково положение Виктора Калинникова не только в этом тандеме, но и в ряду русских музыкантов. Музыка Виктора Сергеевича Калинникова, как и Василия Калинникова, «не предъявляет претензий ни на открытия в области музыкального языка, ни на необычность общей художественной концепции, ни тем более на внешнюю эффектность. Калинников — композитор с величайшей скромностью «знает свое место». Он пишет лишь о том, что ему совершенно близко, любимо и сердечно прочувствовано, охватывая тот круг образов, где он мог быть полностью самим собой — поэтом родной природы, музыкантом, искренно восхищенным красотой русского хорового пения, человеком высокой душевной культуры. Примечательно, что это отсутствие притязательности и чуткое ощущение рамок своей сферы как раз и сформировало индивидуальные черты музыкального стиля композитора. Именно его скромность позволила ему добиться, может быть, одного из самых русских качеств: такого сочетания профессионализма с простотой, какое рождает впечатление безыскусственности».

Музыкальное наследие

  • Оно невелико. Видимо, его интенсивная педагогическая и исполнительская деятельность не оставляла ему досуга для творчества. (Материальные трудности, вероятно, также сыграли в этом свою роль.) Им написано 15 хоров a cappella, [Пятнадцатый хор – "У приказных ворот" на слова А. Толстого]ряд хоровых обработок народных песен для четырехголосного и двухголосного хоров, детские песни с сопровождением фортепиано, [Наиболее известны из них "Журавель", "Котик", "Тень-потетень", "Курочка и петушок", "Солнышко", "Жавороночек", "Мальчик" (на собственный текст). "Заинька" и др.] несколько духовных хоров. Ему принадлежат переложения для хора некоторых романсов русских композиторов ("Рыцарский романс" Глинки, "Море", "Спящая княжна", "Песня темного леса" Бородина, "Менестрель" Аренского, "Ты взойди, солнце красное" Мусоргского, "Не плачьте над трупами" Черепнина), а также "Марсельезы" и "Интернационала". Несмотря на незначительное количество, оригинальные хоровые сочинения Виктора Калинникова представляют собой существенный, художественно ценный вклад в русскую хоровую литературу. Его хоры не только пользовались большой популярностью при жизни автора, но и выдержали серьезнейшую проверку временем: они являются в наши дни почти обязательным компонентом хоровых концертных программ и широко используются в педагогической практике.

Хоровая деятельность

  • Творческое лицо Виктора Калинникова и его композиторский почерк полностью сложились в первом десятилетии XX века. Это была эпоха блестящего расцвета хорового искусства дореволюционной России. В эти годы возросло и развернулось дарование выдающихся русских хоровых дирижеров, таких, например, как В.С. Орлов, Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков, М.Г. Климов, вписавших интереснейшую страницу в историю русского хорового пения.
  • К плеяде этих композиторов примыкает и Виктор Калинников, причем, в отличие от ведущих хоровых композиторов, его современников – Кастальского и Чеснокова, основное внимание он уделяет хорам светского, а не духовного содержания.
  • Насыщенная "хоровая атмосфера" тех лет была существенным фактором, определившим направление творчества Калинникова. Вторым важным обстоятельством было непосредственное влияние Василия Калинникова и через него Чайковского, которым восторгался Василий Сергеевич, не раз подчеркивая внутреннее родство своей музыкальной натуры с музой автора "Евгения Онегина". Музыке Калинниковых в высшей степени присуща та подкупающая искренность, непосредственно идущая "от сердца к сердцу", которая является одним из секретов лирической общительности Чайковского (разумеется, при всем различии масштабов дарования этих композиторов).
  • Наконец, третьей предпосылкой формирования творчества Виктора Калинникова, в значительной мере обусловившей выбор им поэтических текстов для хоров, были незабываемые детские и юношеские впечатления от природы средней полосы России, родных орловских пейзажей, над которыми как бы незримо витал дух их певца – Тургенева. (В письмах Василия Калинникова содержится множество замечаний, свидетельствующих о том, что общение с природой было самой большой радостью для Виктора Сергеевича, который, видимо, обладал даром тонкого ее восприятия, "растворения" в ней.)
  • В сущности все хоры Калинникова по своему содержанию являются "эмоционально окрашенными пейзажами". Таковы мягкие южные сумерки в "Элегии", мрачный и дикий ландшафт "Кондора", приветливое летнее утро в хоре "Звезды меркнут", переливающаяся роскошными красками морская пучина в хоре "Утром зорька", написанный в эпических тонах "Лес". Таковы его прелестные "Четыре времени года" – светлый, как синева весеннего неба "Жаворонок", лучезарное, летнее "Солнце, солнце встает", меланхолическое "Проходит лето", хрупкая акварельная "Осень" и веющая ледяным дыханием "Зима".

Элегия

  • Наиболее характерным способом дифференциации хоровой ткани для Калинникова является все же введение диалога между партиями. При этом Калинников склонен изменять функции каждой партии на протяжении одного произведения.
  • В первых восьми тактах «Элегии» звучит гармоническая речитация во всех голосах. В следующем восьмитакте основная мелодия поручена сопрановой партии, с которой ведут диалог альты, тенора же вторят им на фоне гармонической поддержки басовой партии. Дальнейшее изложение (с 17 по 22 такт) идет на доминантовом органном пункте у басов, остальные голоса снова исполняют гармоническую речитацию (при этом в альтовой и теноровой партиях появляется divisi). Наконец (такты 23–27), сопрано и тенора держат "мелодический горизонт" на одном длительном звуке, а альты поют мелодию, которую удваивают басы. Заканчивается хор пятиголосным гармоническим кадансом.

Концертная увертюра

  • В 1894 году, еще будучи учеником Филармонического училища, Виктор Калинников пишет первое серьезное сочинение – Концертную увертюру (издана она не была), которую с радостью приветствует, хотя и критикует старший брат, замечая по этому поводу: "Манера писать у нас совсем одна, и логическое течение музыкальных мыслей поразительно сходно"

Список используемой литературы.

  • В. И. Юдина «Василий Калинников: судьба и время»
  • В. М. Блок «Русская и Советская музыка»
  • Г. Пожидаев «Василий Калинников: симфония в 4х частях»
  • Энциклопедия Кругосвет
  • Сайт «Дирижер-хоровик» - www.mks-klining.ru


Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет