Министерство культуры и спорта Республики Казахстан Казахская Национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова
Конспект 8 главы «Брешь»
Александр Митта Кино между адом и раем
____________________________________________________________________________ Студент первого курса факультета «Кино и ТВ», Режиссура игрового кино Бакытжан Мадина По дисциплине «Теория режиссуры»
Проверил: М.К. Беккожин
Алматы, 2022г.
Выбирайся из пропасти
Любой человек в жизни постоянно должен прыгать через маленькие пропасти или с трудом выкарабкиваться из больших: — не хватает денег до получки... — не хватает денег на шубу... — не хватает денег на «джип»... — не хватает биллиона, чтобы стать нефтяным магнатом... — хотел заработать побольше, но потерял все... Хотел учиться, но между мной и институтом пропасть — брешь, которую вырыли еще 53 кандидата на одно место. На мое место! И все хотят его занять вместо меня. Я должен преодолеть эту брешь, чтобы сделать карьеру. Брешь заставляет делать этический выбор, она открывает характеры. Преодоление бреши укрепляет веру в победу героя.Как правило, в драме ничего не достигается так, как мы этого хотим или планируем. Путь к цели идет через бреши. Драма только комментирует эти узнаваемые моменты жизни каждого. В развитии энергии драмы бреши играют важную роль.
«Брешь и история из жизни»
Нет четкой «точки без возврата», нет кризиса перед кульминацией... Короче, нет многого, что должно быть спрятано в структуре, внутри истории для напряжения конфликта и развития темы. Все это, конечно, можно ввести в историю. В эту, как и в любую другую. Но для этого ее надо всю переписать. А факты можно взять эти, можно выдумать другие. Факты для истории не много значат. Все зависит от того, как мы работаем с этими фактами. Это просто история из жизни. Чтобы понять альтернативу этой истории из жизни, вспомните гениальный фильм Феллини «8½». Там тоже есть режиссер и перед ним множество непреодолимых проблем. И как будто нет антагониста. На самом деле он есть: ангел и дьявол борются в душе героя. И все бреши, которые возникают, все барьеры, которые вырастают, центрованы одной главной проблемой — темой фильма.
Брешь как стратегия энергии
«Все истории имеют одну формулу: «Кто-то что-то хочет сделать, почему он этого не может?» Не может, потому что все время что-то мешает. Это «что-то» называется брешь. Стратегия истории в драме — это путь непрерывного преодоления брешей от начала до финала.» Одна из самых древних формулировок, определяющих энергию драмы, принадлежит Аристотелю. Он обратил внимание на то, что действия в драме располагаются между тем, что возможно, и тем, что необходимо. Все они объединяются в одно: реакция окружающего мира. Брешь — это пропасть между вашим желанием и реакцией окружающего мира. Вы ожидаете одного, а получаете совсем не то, что хотите. Это брешь. «Брешь — это мотор, который двигает историю. Чем больше риск героя, тем больше заряд энергии истории.» Это и есть драматическая история. То, что происходит здесь и сейчас, когда герой чего-то хочет. Вопрос аудитории: как он это получит? Ответ: преодолевая одну брешь за другой. Если каждая последующая брешь больше предыдущей, требует больших усилий, большего риска и большей отваги — энергия истории будет расти. Энергия истории рождается из опыта преодоления брешей на ваших глазах.
Грамотная брешь
«Бреши в историях выстраиваются так, чтобы выявлять рост сил антагониста. Они концентрируют эти силы.» Бреши выявляют рост темы и контртемы. Этап за этапом антагонист показывает свои возрастающие возможности и намерение бороться до конца, чтобы уничтожить героя. И это мобилизует все силы героя на борьбу до победы.
Как бреши растут
Падение Жгута — это провал в четыре бреши, одна глубже другой. 1 брешь — проигрыш. 2 брешь — проигрыш казенного оркестра — должностное преступление. 3 брешь — он во власти наркодилера. 4 брешь — самоубийство.» 1 антагонист — каталы. 2 антагонист — государство. 3 антагонист — наркодилер-убийца. Ставки — это контроль за ростом: как растут ставки. Ставка — что грозит при поражении. 1 ставка — неоплатный долг. 2 ставка — суд, тюрьма, разрушенная жизнь. 3 ставка — попасть во власть преступной наркобанды. 4 ставка — смерть, ради спасения любимой жены. Как последовательность преодоления брешей, где каждая последующая опасней предыдущей. Необходимое условие для этого — рост сил антагонизма. Ставки — это контроль за ростом: как растут ставки. Ставка — что грозит при поражении. Каждая брешь — это маленькая сцена. Она имеет свои три акта развития, конфликты и свою перипетию.
Глава 9. Барьеры
Барьер — это то, что характер должен преодолевать, добиваясь цели. Барьеры неотделимы от брешей. Но брешь показывает нам препятствия на пути героя, а барьер показывает, какие усилия прикладывает герой, преодолевая брешь. Барьеры устанавливают самые привлекательные черты характера: мужество, отвагу, готовность рискуя идти до конца. Если герой в истории преодолевает все более и более высокие барьеры — это втягивает нас в историю. Героя делают барьеры. И негодяя тоже. Непрерывная череда барьеров героя выстраивается в единое сквозное действие. А такая же непрерывная череда действий антагониста выстраивается в сквозное противодействие. Сквозное действие концентрирует внимание на сверхценной идее. Ставьте перед героями барьеры, и вы получите все остальное. Жизнь так устроена, что так или иначе она каждого окунает в дерьмо.