Министерство культуры и спорта Республики Казахстан Казахская Национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова
Конспект 8 главы «Брешь»
Александр Митта Кино между адом и раем
____________________________________________________________________________ Студент первого курса факультета «Кино и ТВ», Режиссура игрового кино Бакытжан Мадина По дисциплине «Теория режиссуры»
Любой человек в жизни постоянно должен прыгать через маленькие пропасти или с трудом выкарабкиваться из больших: — не хватает денег до получки... — не хватает денег на шубу... — не хватает денег на «джип»... — не хватает биллиона, чтобы стать нефтяным магнатом... — хотел заработать побольше, но потерял все... Хотел учиться, но между мной и институтом пропасть — брешь, которую вырыли еще 53 кандидата на одно место. На мое место! И все хотят его занять вместо меня. Я должен преодолеть эту брешь, чтобы сделать карьеру. Брешь заставляет делать этический выбор, она открывает характеры. Преодоление бреши укрепляет веру в победу героя.Как правило, в драме ничего не достигается так, как мы этого хотим или планируем. Путь к цели идет через бреши. Драма только комментирует эти узнаваемые моменты жизни каждого. В развитии энергии драмы бреши играют важную роль.
«Брешь и история из жизни»
Нет четкой «точки без возврата», нет кризиса перед кульминацией... Короче, нет многого, что должно быть спрятано в структуре, внутри истории для напряжения конфликта и развития темы. Все это, конечно, можно ввести в историю. В эту, как и в любую другую. Но для этого ее надо всю переписать. А факты можно взять эти, можно выдумать другие. Факты для истории не много значат. Все зависит от того, как мы работаем с этими фактами. Это просто история из жизни. Чтобы понять альтернативу этой истории из жизни, вспомните гениальный фильм Феллини «8½». Там тоже есть режиссер и перед ним множество непреодолимых проблем. И как будто нет антагониста. На самом деле он есть: ангел и дьявол борются в душе героя. И все бреши, которые возникают, все барьеры, которые вырастают, центрованы одной главной проблемой — темой фильма.
Брешь как стратегия энергии
«Все истории имеют одну формулу: «Кто-то что-то хочет сделать, почему он этого не может?» Не может, потому что все время что-то мешает. Это «что-то» называется брешь. Стратегия истории в драме — это путь непрерывного преодоления брешей от начала до финала.» Одна из самых древних формулировок, определяющих энергию драмы, принадлежит Аристотелю. Он обратил внимание на то, что действия в драме располагаются между тем, что возможно, и тем, что необходимо. Все они объединяются в одно: реакция окружающего мира. Брешь — это пропасть между вашим желанием и реакцией окружающего мира. Вы ожидаете одного, а получаете совсем не то, что хотите. Это брешь. «Брешь — это мотор, который двигает историю. Чем больше риск героя, тем больше заряд энергии истории.»