«крауд-журналистика» новый этап развития мобильных медиа



Дата26.06.2018
өлшемі44 Kb.
#44936
Егор Конев

Белорусский государственный университет
«КРАУД-ЖУРНАЛИСТИКА» –

НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МОБИЛЬНЫХ МЕДИА
В начале ХХI века в полный голос заявила о себе «мобильная жур-

налистика» – снятые на мобильные телефоны очевидцами событий ви-

деосюжеты, например, о цунами в Тайланде в 2004 г. или об очередном

витке межэтнических столкновений в Палестине в 2005 г. потеснили

материалы профессиональных корреспондентов в эфирах новостных

программ таких авторитетных телеканалов, как Си-Би-Эс, Би-Би-Си,

Си-Эн-Эн и др. «Мобильная журналистика» стимулировала интерес ау-

дитории к социальным сетям, в которых ежедневно, а порой и ежечасно,

появлялись новые видеоматериалы, запечатленные непрофессионалами.

С началом 2010-х гг. термин «мобильная журналистика» стал все

чаще заменяться термином «крауд-журналистика» (crowd journalism,

«журналистика толпы»), которая, сохраняя очевидные элементы не-

профессионального творчества, все активнее вторгалась в сферу про-

фессиональных медиа.

Уже в период освещения «цветных революций» в Северной Африке в

2010–2011 гг. стало очевидно, что массовая аудитория не довольствуется

сообщениями традиционных медиа и все активнее обращается к ресур-

сам Сети в поисках более детальной информации по интересующим ее

темам. Какая-либо сенсационная новость (например, смерть лидера Ли-

вийской Джамахирии Муаммара Каддафи в октябре 2011 г.), активизи-

ровала пользователей не столько на просмотр новостной телепередачи,

сколько на поиск в социальных сетях подробностей этого события.

В связи с этим возник резонный вопрос: почему читатели и зрители

больше доверяют оперативной видеофиксации событий, нежели но востям

традиционных СМИ, работники которых тщательно собирают, проверяют

и обобщают разрозненную, а зачастую и противоречивую информацию?

Ответ на него был дан в прошлом году на состоявшейся в Дублине

конференции, посвященной проблемам современных медиа. Выступив-

ший на ней основатель медийной платформы для фрилансеров «Стори-

фул» («Storyful») Марк Литл объяснил эту тенденцию следующим обра-

зом: «Журналист-внештатник, который находится в толпе на месте

события и снимает его на мобильный телефон, создает у аудитории

ощущение сопричастности к происходящему. Зрители очень восприим-

чивы к эмоциональному сопереживанию с настроениями толпы. Еще

больше зрителям нравится то, что в этих сюжетах практически от-

сутствует профессиональная редакторская обработка. Социальным

сетям больше доверяют, чем профессиональным медиа, которые все

чаще ассоциируются с цензурой и активной пропагандой. Журналисти-

ка толпы кажется лишенной этих недостатков, а значит, более объ-

ективной и непредвзятой».

«Журналистика толпы» ярко проявила себя как во время «арабской

весны» 2010–2011 гг., так и при освещении акций протеста в Киеве, в

Гонгонге и в Ереване в 2014 г. Миллионы пользователей Сети активно

репостили видео и информацию из непроверенных источников, демон-

стрируя высокий уровень вовлеченности в информационный процесс.

Успех «крауд-журналистики», в которой основной упор делается на

оперативности освещения и эмоциональной окраске происходящего,

заставил руководителей традиционных СМИ обратить более присталь-

ное внимание на социальные сети – в первую очередь на «Твиттер»

(«Twitter»), «Фэйсбук» («Facebook»), «Инстаграм» («Instagram»). По-

следствия финансового кризиса в первой половине 2010-х годов выну-

дили такие медиагиганты, как Би-Би-Си, Си-Эн-Эн, Аль-Джазира и др.,

существенно сократить количество своих иностранных бюро. Активи-

зация сотрудничества с фрилансерами в разных странах мира позволила

в некоторой степени компенсировать эту утрату.

Технической основой для сотрудничества между редакциями и

внештатными журналистами послужили сетевые «Airbnb»-платформы.

Наиболее авторитетными среди них в последние годы являются «Сто-

рифул» («Storyful»), «Сторихантер» («Storyhunter»), «Эсингминт»

(«Assignmint»), «Ньюсмод» («NewsModo») и др. Их предназначение

заключается в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить оперативный

доступ редакторам профессиональных медиа к видеоматериалам фри-

лансеров, а с другой, гарантировать выполнение обязательств по оплате

труда внештатных журналистов.

Примечательна специфика самого коммерчески успешного проекта

этой серии – медиаплатформы «Сторихантер» («Storyhunter»).

Этот сетевой ресурс был создан в 2012 г. фрилансером Аароном Ги-

лински, который многие годы сотрудничал с редакцией «Нью-Йорк

Таймс». После того, как в 2011 г. из-за очередной реорганизации редак-

ции от его услуг отказались, Гилински вспомнил о том, как годом раньше

писал о сетевом сервисе «Airbnb», используемый риэлторами для заклю-

чения сделок по продаже или аренде недвижимости. Качественные харак-

теристики «Airbnb» навели Гилинского на мысль использовать его как

прототип для собственной медиаплатформы – с той лишь разницей, что

комиссионные отчисления владельцу ресурса платили бы не риэлторы

по результатам сделки, а фрилансеры после продажи своих материалов.

Вопреки опасениям и негативным прогнозам уже в первые меся-

цы своего существования «Сторихантер» стал не только успешной

стартовой площадкой для многих внештатников, но и экономически

рентабельным продуктом. Причем оказалось, что профессиональные

редакции часто заинтересованы в сотрудничестве не только с видеожур-

налистами, но и с переводчиками, фотографами, специалистами по за-

писи звука и др.

Сегодня число фрилансеров, регулярно размещающих свои материа-

лы на платформе «Сторихантер», превышает 4 тысячи человек из 190

стран. Основными потребителями их видео- и фотоконтента являются

телеканалы сетей «Фэшн Нетворк» («Fusion Network», принадлежит

корпорации «ABC/Univision»), Эм-Эс-Эн-Би-Си (MSNBC, принадлежит

Эн-Би-Си) и «Аль-Джи-Плюс» («AJ+», принадлежит «Аль-Джазире»).

Ежедневные суммы сделок между фрилансерами и редакциями, заклю-

чаемые на платформе «Сторихантер», превышают $1 млн. Помимо того,

«Сторихантер» является ценной базой данной, к которой обращаются

редакторы, когда им надо воспользоваться услугами фрилансера для

подготовки сюжета в какой-либо стране или «горячей точке». Зачастую

это намного дешевле, чем посылать туда собственных корреспондентов.

Заботу о внештатниках проявляют и другие популярные медиаресурсы.

Например, декларируемой целью медиаплатформы «Эсингминт»

(«Assignmеnt») является упрощение процесса работы фрилансеров на

всех этапах – от получения задания до оплаты за выполненную работу.

Здесь журналисты-фрилансеры получают помощь в оформлении своих

предложений и контрактов, электронных счетов и редакционных кален-

дарей, в учете расходов и платежей.

На медиаплатформе «Ньюсмод» («NewsModo») фрилансеры, в до-

полнении ко всему вышеуказанному, вправе устанавливать цены на свой

мультимедийный контент и даже проводить аукцион между заинтересо-

ванными редакциями, когда речь идет об эксклюзивных сюжетах (на-

пример, съемки убийства американского посла исламистами в Триполи

в 2012 г.).

Медиаплатформа «Питчми» («PitchMe») и вовсе по оформлению

напоминает интернет-магазин, в котором авторы публикуют рекламу и

анонсы своих сюжетов, торгуются и заключают контракты с представи-

телями медиа.

Особая миссия у медиаплатформы «Фронтлайн фриланс регистр»

(«Frontline Freelance Register»), существующей на средства благотвори-

тельного фонда «Фронтлайн клуб» («Frontline Club», Великобритания).

Этот ресурс содержит не только обширную базу оцифрованных фото- и

видеоматериалов из «горячих точек», но и оказывает правовую и финан-

совую поддержку фрилансерам, работающим в зонах конфликтов без

редакционной поддержки.

Успешная деятельность этих медиаплатформ сподвигла представи-

телей профессиональных медиа на создание аналогичных проектов, на-

пример, интернет-ресурс «Си-Эн-Эн. Я – репортер» («CNN iReport»).

Однако добиться значительного успеха в Сети Си-Эн-Эн не смогла, из-

за предвзятости в освещении внешней политики США рейтинг ее попу-

лярности в мире упал с 91 % в январе 1991 г. до нынешних 19 %.

Разумеется, это не означает, что не последует новых попыток созда-

ния медиаплатформ, ориентированных на сотрудничество между фри-

лансерами и редакциями. Именно техническая поддержка «крауд-жур-

налистики» позволяет говорить о ней, как о новом качественном этапе

в развитии мобильных медиа. В период очередных витков глобального

финансового кризиса «крауд-журналистика» создала основу для пло-

дотворного сотрудничества между редакциями и внештатниками, по-

зволив первым существенно экономить, а вторым – хорошо зарабаты-

вать, занимаясь любимым делом и выполняя свой общественный долг.

При этом аудитория только выигрывает, знакомясь с новостным контен-

том, в котором оперативные видеоматериалы фрилансеров сочетаются

с аналитическими комментариями профессиональных журналистов. По

этой причине опыт «крауд-журналистики» может быть полезен для оте-



чественных медиа.
Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Этические а л горитмы мироздания
123456789 -> Учебная программа для специальности: 1-21 04 01 «Культурология
123456789 -> Учебная программа учреждения высшего образования по дициплине для специальности
123456789 -> Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 1-23 01 09 «Журналистика международная»
123456789 -> Тема магнитные свойства вещества
123456789 -> Народна українська академія І. О. Помазан історія зарубіжної літератури XX століття
123456789 -> Рік народження: 1976 Освіта: вища Спеціальність за дипломом
123456789 -> Сценарій «Вечір пам’яті Кузьми


Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет