Курмангазы Сагырбайулы
Родился в 1818 году в Букеевской Орде ( ныне Бокейординский район Западно-Казахстанской области ) в семье бедняка Сагырбая . С раннего детства занимался игрой на домбре . Но рано появившаяся склонность мальчика к музыке не вызывала у отца одобрения . Мать Курмангазы Алка , человек был яркой индивидуальности и сильной воли , наоборот , поддерживала своего сына .
В возрасте 6 лет под давлением жестокой нужды Курмангазы был отдан в пастухи . В родном ауле он в увлечением слушал заезжих кюйши , среди которых особо выделялся кюйши Узак , который заметил в юном Курмангазы особый интерес к музыке и предсказал ему большое будущее . В возрасте 18 лет он покидает родной аул и начинает скитальческую жизнь бродячего кюйши . Он продолжает развивать свое мастерство , обучаясь у таких известных домбристов , как Байжума , Баламайсан Байбакты , Есжан и Шеркеше .Курмангазы участвует в состязаниях вместе с Узаком и выдвигается в ряды выдающихся домбристов .
Был очевидцем народного восстания казахов Букеевской Орды (1836-1838) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против хана Джангира . Один из первых кюев «Кишкентай» («Малый») – была посвящена народному восстанию . За открытую критику богатых подвергался преследованиям . Курмангазы был неоднократно заточен в тюрьму , однако , он никогда не сдавался . Он сидел в тюрьмах Уральска , Оренбурга , существуют сведения , что ему приходилось сидеть в Иркуской тюрьме . Переживший скитания оскорбления и преследования кюйши создает кюи «Алатау» и «Сарыарка» , отразившие глубокие думы народ о независимости и свободе , любовь к своей земле .
Курмангазы был знаком с представителями русской прогрессивной культуры – филологами , историками , этнографами , которые собирали материал о казахской музыке , музыкантах и народных инструментах . Современник Курмангазы Сагырбаева Уральский журналист и поэт Никита Савичев в газете «Уральские войсковые ведомости» писал: «Курмангазы – редкая музыкальная душа и , получи он европейское образование , то был бы в музыкальном мире звездой первой величины…» . Кюй «Лаушкен» Курмангазы посвятил русскому другу , который помог ему в трудные минуты жизни . Его дружеские чувства отражены также в кюях «Машина» «Перовский марш» и другие .
В 1862 году Курмангазы встречается с земляком , великим кюйши Даулеткереем . Кюй Даулеткерея «Соловей» (Соловей) Курмангазы включил в свой репертуар .
Вершиной творчества Курмангазы является кюй «Сары - Арка» наполненный светлой тональностью , рисующий картину бескрайних просторов казахской степи . Особые приемы игры Курмангазы , во многом развивающие музыкальную технику того времени , бережно восприняли и разработали его ученики и последовали . Среди них были Махамбет Утемисов , Дина Нурпеисова , Ергали Есжанов и другие .
В 1880 году он поселяется в местечке Сахма под Астраханью . Курмангазы , умудренным опытом , ставший глубокоуважаемым аксакалом в народе , собирает вокруг себя преемников по исполнительскому искусству – это Дина Нурпеисова , Ергали Есжанов , Мамен , М.Сулейменов . Широко известные в то время домбристы – Кокбала , Менетай , Менкара , Сугурали , Торгайбай , Шора – также считали себя учениками Курмангазы .
Умер в 1889 году , похоронен он в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области России .
К настоящему времени сохранилось 60 кюев Курмангазы .
В сборнике кюев «Қазақтың дәстүрлі мың күй» кюи Курмангазы исполняют такие домбристы: Кали Жантлеуов (1902-1993) , Гильман Хайрошев (1914) , и другие .
Мавзолей Курмангазы в селе Алтынжар , Астраханская область
Достарыңызбен бөлісу: |