25.11.2020
Дисциплина: Теория и методика музыкального воспитания ДОВ-32
Здравствуйте
Тема: Мажорные лады. Минорные лады.
Цель : узнать о том что такое мажорные и минорные лады.
Задачи : усвоить тему , разобрать ступени мажор и минор.
Задание : зарисовать в тетради Рисунок 3. Тяготение неустойчивых звуков к устойчивым.
Составить 5 вопросов по данной теме.
Критерии выполнения работы
«5»- объем работы выполнен полностью
«4»- объем работы выполнен не в полном размере
«3»- объем работы выполнен на половину
2»- работа не предоставлена на проверку
Срок сдачи : 26.11.2020 12.00
Тема 4.3.1 Минорные лады.
Помимо мажора и минора существовали и другие лады (см. «Средневековые лады»). Некоторые из этих ладов использовались и используются по сей день в творчестве различных народов. Основные используемые лады народной музыки мы рассмотрим в данной статье.
Семиступенные лады в народной музыке встречаются довольно часто. Последовательности интервалов между ступенями в этих ладах различны, что отличает их от натуральных мажора и минора, а также друг от друга. Несмотря на это, основой этих ладов является либо мажорный лад, либо минорный, поэтому лады народной музыки можно рассматривать как разновидности мажорного или минорного лада.
К семиступенным ладам народной музыки относятся две разновидности мажорного и две разновидности минорного ладов. Из-за совпадения звукорядов этих ладов со звукорядами средневековых ладов, им дали названия этих средневековых ладов:
Таблица соответствия ладов народной музыки и средневековых ладов
Описание звукоряда
|
Название
|
Мажор, повышена IV ступень
|
Лидийский лад
|
Мажор, понижена VII ступень
|
Миксолидийский лад
|
Минор, понижена II ступень
|
Фригийский лад
|
Минор, повышена VI ступень
|
Дорийский лад
|
|
|
Помимо семиступенных ладов, в народной музыке встречаются и пятиступенные лады. Их называют пентатоникой.
Тема 4.3.1 Минорные лады.
Лад, устойчивые звуки которого образуют малое или минорное трезвучие, называют минорным. Устойчивые звуки минорного лада также, как и мажорного, расположены по терциям. Только у мажорного лада сначала идёт большая терция, затем малая. А у минорного наоборот: сначала малая терция, затем большая. У обоих ладов крайние звуки расположены друг от друга на расстоянии чистой квинты. Приводим рисунок минорного трезвучия:
Рисунок 1. Пример минорного трезвучия
Минорный лад состоит из семи ступеней (как и мажорный). Гаммы минорного и мажорных ладов различаются последовательностью секунд (разные интервалы между ступенями). Порядок секунд минорной гаммы следующий: б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2. Название ступеней, а также их цифровые обозначения (римскими цифрами) в обоих ладах одинаковые. Ниже приводим рисунок минорной гаммы (для простоты на примере изображён Ля-минор, поскольку он не имеет при ключе знаков альтерации):
Рисунок 2. Минорная гамма (ля минор)
Приводим схему, на которой обозначены тяготения неустойчивых звуков к устойчивым:
Рисунок 3. Тяготение неустойчивых звуков к устойчивым
Далее всё по аналогии с мажором:
Ступени I, IV и V называются главными ступенями. Остальные ступени — побочные. Вводные звуки тяготеют к тонике (стремятся к разрешению).
Ступени I, III и V являются устойчивыми, они образуют тоническое трезвучие.
Достарыңызбен бөлісу: |