Максимилиа́н Карл Эми́ль Ве́бер – Немецкий социолог, историк, экономист и юрист Наиболее известные работы: «Протестантская этика и дух капитализма»



Дата04.10.2022
өлшемі217,3 Kb.
#151727
Байланысты:
соц през


Макс Вебер
(1864-1920)
Тастан Аэлита
Группа: 1705-62
Преподаватель: Сатыбекова Э. С.
Максимилиа́н Карл Эми́ль Ве́бер –
Немецкий социолог, историк, экономист и юрист
Наиболее известные работы:
  • «Протестантская этика и дух капитализма» (1904)
  • «Методология социальных наук» (1949)

Рассматривал социологию, как науку, изучающую действия (а, например, не мнения) людей.
Проявлял интерес к социальным и политическим делам Германии. Его взгляды были критическими, либеральными, антиавторитарными, антипозитивисткими, поэтому его социология называется (как он сам её назвал) «понимающей».
Понимающая социология Макса Вебера
«Понимающая социология исследует не только рациональное действие (где есть чётко представляемые цели, средства, результаты, выгода), но и:
  • традиционное действие (действие на основе устоявшейся привычки или обычая),
  • действие ценностно-рациональное (действие согласно долгу или убеждениям),
  • аффективное действие (действие на основе эмоционального состояния). Как раз в работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер обращается к исследованию иррациональных этико-религиозных мотивов появления

  • капиталистических отношений».

Если власть - это способность одного субъекта подчинять себе поведение другого субъекта, то господство - это способность одного должностного лица отдавать приказы другому человеку на основе властных полномочий (законов), делегированных ему государством.
Важнейшим условием господства как отношения между управляющим и подчиненным является легитимность распоряжения, т. е. его соответствие законности и вере подченённого, что это распоряжение действительно соответствует законности.
Вебер выделяет три типа легитимности:
  • легально легитимный, при котором люди подчиняются распоряжениям потому, что они, по видимости, соответствуют их интересам и существующим в обществе законам (в демократическом обществе);
  •  харизматический, при котором распоряжения выполняются, поскольку исходят от вождя - лидера, лучше знающего, что нужно делать (например - в СССР
  • распоряжения Сталина);

  • традиционный, при котором, исполнение происходит вследствие традиций, освященных временем (например, смена монархов).

Вебер утверждает, что социология должна исходить из своего принципиального отличия от естественных наук. Если естествознание имеет дело с бессознательными явлениями, то обществознание -со смысловыми.
Люди совершают свои действия под влиянием каких-то сознательных побуждений и ориентируясь на других. Социология не может открывать объективные законы социальной жизни.
Социология не может давать научных прогнозов по типу тех, которые дает естествознание (затмение Солнца и т. п.), но она может предлагать вероятностные сценарии развития обществ.
Список литературы
  •  Добреньков В.И., Власюк К.Г., Зайналабидов А.С. Основы социологии и политологии. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 416 c. 4.
  •  Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. - 640 с. 5.
  •  Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.:

  • Академический проект, 2002. - 508 с.
    • Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. - М.:
    Юристь, 1997.- 344 с.


Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет