Методическая разработка
для руководителей хореографических объединений «Партерный экзерсис»
Автор/составитель Панфилова Л.В.,
педагог дополнительного образования
МОБУ ДОД ЦТРиГО г. Сочи
Введение
Фундаментом любого танца является экзерсис, который может быть классическим, народно-характерным, джазовым, в стиле «модерн» и, конечно, партерным. Что же такое партерный экзерсис и зачем его стоит применять на занятиях в хореографическом объединении?
Хореография, как и все виды искусства, она дает огромное влияние на развитие личности: умственное, нравственное, эстетическое. Особенно это влияние важно в детском возрасте, когда наиболее активно идет процесс формирования личности.
Таким образом, перед преподавателем-хореографом обязательно стоят следующие задачи:
Воспитать художественный вкус.
Развить чувство ритма и эмоциональную отзывчивость на музыкальный материал, танцевальную выразительность.
Дать учащимся первоначальную хореографическую подготовку для дальнейшего обучения хореографическим дисциплинам.
Выявить и развить физические данные, природные склонности каждого учащегося.
Помочь формированию скелетно-мышечного аппарата, осанки, повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц – вот основная цель использования партерного экзерсиса.
Кроме того, занятия партерной гимнастикой позволяют начинающим танцорам приобрести навыки вытянутого носка, ровного и подтянутого корпуса, дадут первоначальное представление обучающимся о работе мышц ног, рук, шеи, спины и т.д.;
Партерный экзерсис дает уникальную возможность педагогу, чтобы начать работу по исправлению некоторых недостатков в осанке обучающихся, а именно, асимметрии лопаток, увеличение прогиба в поясничном отделе позвоночника и др.
А еще партерный тренаж – это отличный инструмент развития двигательных функций (выворотности ног, подъема ног, гибкости корпуса, шага, прыжка) и подготовительный этап к традиционному классическому и народно-характерному экзерсисам у станка, требующим высокого физического напряжения.
Для работы с дошкольниками и младшими школьниками лучше других подходит именно партерный экзерсис, т.к. ребенку еще трудно координировать движения своего тела, включать в работу различные группы мышц, а занятия в положении сидя или лежа облегчают ему эти задачи: на полу легче уследить за правильностью исполнения, выворотностью и натянутостью ног и корпуса.
Именно поэтому программа первых годов обучения хореографическому искусству обязательно должна включать в себя следующие разделы партерного экзерсиса:
«Балетная осанка». Включает в себя понятия: постановка корпуса, ног, рук и головы. Основа осанки – позвоночник и его соединения с тазовым поясом, поэтому в данном разделе большое внимание уделяется упражнениям на развитие мышц живота и спины: сидя на полу с согнутыми и вытянутыми ногами, стоя на коленях и упражнения, лежа на животе, что и является методом формирования балетной осанки.
«Подъем стопы». Стопа является опорой тела человека и выполняет рессорные функции и функции регулятора равновесия, способствует отталкиванию при прыжке. А в классическом танце играет еще и не малую эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъемом в сочетании с натянутой ногой законченную линию в рисунке танца. Различают 3 формы подъема: высокий подъем, средний и маленький. Но, даже имея от природы маленький плоский подъем, с помощью определенных упражнений можно придать ему правильную красивую форму и выработать силу стопы. Упражнения, сидя и лежа на полу, растягивают ахиллово сухожилие, помогают вытянутости коленного сустава и стопы; развитие подъема, выворотного положения и подвижности стопы.
«Выворотность ног». Выворотное положение ног определяется строением тазобедренного сустава, связки коленного сустава (выворотность в голени) и в стопе. Сочетание природной и выработанной на занятиях выворотности ног с легким шагом превращает танец в пленительное зрелище. Выворотность ног позволяет совершенствовать технику. Выворотность ног зависит от 2 важных факторов: от строения тазобедренного сустава и от связок коленного сустава. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к 12 годам. К этому времени носки стоп у ребенка оказываются повернутыми либо наружу, либо внутрь. Причем иногда при хорошей выворотности в бедрах встречается плохая выворотность в коленном суставе и стопах и, наоборот, при хорошей выворотности в коленном суставе и стопах может быть плохая выворотность в бедрах.
«Гибкость тела» показатель пластичности тела, способствует грамотному исполнению движений, созданию сценического образа. Начинать работу следует с прогибания корпуса назад, лежа на животе, т.к. гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба. Наклон корпуса вперед и вниз совершается благодаря растяжению межпозвонковых дисков, а так же икроножных, подколенных и тазобедренных мышц и связок.
«Балетный шаг». Развитие танцевального шага неотъемлемая часть любого урока хореографии. Шаг создает в танце линии, обеспечивает широту и свободу движений. Амплитуда шага в стороны и вперед зависит от степени выворотности ног и подвижности тазобедренных суставов. Амплитуда шага назад зависит от подвижности позвоночного столба, силы и эластичности задней группы мышц бедра. Амплитуда шага способствует также высоте прыжка.
Ниже будут приведены упражнения в положении сидя и лежа на полу, которые развивают танцевальный шаг, выворотность и силу ног, амплитуду движения.
Выполняя эти упражнения, необходимо соблюдать следующие правила:
1. Перед началом занятий хорошо разогреться, то есть сделать любые упражнения, пока в мышцах не появится ощущение тепла.
2. В процессе обучения каждый ребенок выполняет упражнение в меру своих физических возможностей, но при систематичности занятий, наглядности и поощрениях повышает свои возможности.
3. Обязательно учитывать физиологические особенности ребенка, состояние опорно-двигательного аппарата и физическую подготовленность.
4. Упражнения на гибкость выполнять плавно, без рывков, в медленном темпе.
5. Каждое упражнение выполнять до появления легкой болезненности.
6. Все упражнение направлены на силовую работу различных групп мышц и обязательно должны чередоваться с упражнениями на расслабление.
7. Начинать растягиваться на «выдохе», затем дышать нормально. Заканчивать каждое упражнение «вдохом».
Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава и
эластичности мышц голени и стопы
И.П.: сесть на колени, пятки вместе, спина ровная, руки опущены вниз. Музыкальный размер 4/4.
1 такт. Поднимаем колени, перекатываясь на подъемы. Руки упираются в пол ладонями около бедер, спину постараться держать прямо.
2 такт. Фиксируем данное положение. Растягиваем подъем.
3 такт. Передвигаем ладони назад, за стопы. Колени прижать к груди. Опора на пальцы. Разрабатывается подвижность пальцев на стопе.
4 такт. Садимся на пол. Пальцы остаются загнутыми в пол.
5 такт. Вытягиваем колени. Пальцы ног скользят вперед, как можно дольше, касаясь пола.
6 такт. Фиксируем данное положение. Сохраняя натянутость колен и подъемов, пальцы ног стремятся в пол.
7 такт. Сгибая ноги, прижать колени к груди. Подъемы остаются натянутыми, пальцы ног загнуты в пол.
8 такт. Передвигаем ладони по полу вперед. Через загнутые пальцы, переходим на подъемы. Опускаем колени вниз, принимаем исходное положение. Первые пола касаются, подъемы, а потом колени.
Растяжка подъемов очень важна в формировании стоп, поэтому важно проследить за пятками, которые должны быть вместе на протяжении всего упражнения.
И.П.: сесть на пол. Ноги вперед. Стопы и колени сильно вытянуты. Спина ровная. Руки вытянуты в сторону, кисти на себя. Музыкальный размер 2/4.
1 такт. Сохраняя натянутость колен и подъемов, сильно сокращаем пальцы стоп.
2 такт. Сохраняя натянутость колен, сокращаем подъемы на себя. Пальцы ног и подъемы сильно тянутся к себе, растягиваем ахилл и икроножную мышцу.
3 такт. Сохраняя натянутость колен и сокращенные подъемы, загибаем пальцы ног, тянемся ими к пяткам.
4 такт. Сохраняя положение загнутых пальцев, вытягиваем подъемы. Натянутость колен и прямая спина сохраняется на протяжении всего упражнения. Вырабатывается сила всей ноги, эластичность связок, сила спины.
Упражнения на силу ног и устойчивость
И.П.: стоя на полу по 6 позиции, руки на талии, спина прямая. Музыкальный размер 4/4.
1 такт. 1 и – поднять пятку правой ноги как можно выше, нажать на полу палец, почувствовать натяжение в стопе. 2 и – отталкиваясь пальцами от пола, правая нога сгибается в колене и приходит в положение passé колено вперед (акцентируем внимание на том, что мы «толкаем пальцами пол»). Стопа сильно натянута. Опорная нога прямая. 3 и – правая нога опускается на полу палец около левой стопы. Пятка высоко поднята, чувствуем натяжение в стопе. 4 и – опускаем пятку на пол приходим в исходное положение.
2 такт. Все то же самое повторяем с другой ноги.
Упражнения на развитие выворотности и танцевального шага
И.П.: сесть на пол, опора на руки сзади, стопы на полу, колени прижать к себе. Музыкальный размер 4/4.
1 такт. 1 и – раскрываем колени в стороны, до пола. 2 и – вернуться в исходное положение. 3 и – раскрываем колени в стороны, до пола. (Имитируем полет бабочки, колени это крылья). 4 и – колени тянутся к полу, корпус наклоняется вперед («поймали бабочку»), ладони скользят по полу. Стараемся грудь положить на стопы.
2 такт.1 и -2 и – 3 и – сохраняем принятое положение, расслабляя мышцы, стараемся достать коленями до пола, а грудью до стоп.4 и – вернуться в исходное положение.
В этом упражнении нужно научить детей расслаблять мышцы в паху, для того чтобы они поняли, что при любой растяжке не нужно напрягаться. «Бабочка» дает нам выворотность в бедрах, а значит и хорошее plié.
И.П.: лежа на животе, ноги согнуты, колени разведены в стороны, стопы соединены вместе, полностью прижаться к полу. Руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол около плеч. Музыкальный размер 4/4.
1 такт. 1 и – вытягиваем локти, поднимаем корпус, прогибаемся назад, голова тянется к бедрам.2 и – 3 и – 4 и – фиксируем положение, бедра и стопы прижимаем к полу, сильно прогибаем спину.
2 такт. 1 и – 2 и – 3 и – принимаем исходное положение «лягушка засыпает».
4 и – отдыхаем.
Упражнения на развитие танцевального шага
И.П.: глубокий выпад на правой ноге. Левая нога отведена назад, подъем натянут. Голень правой ноги должна быть строго перпендикулярна полу. Руки соединены в замок и вытянуты наверх. Музыкальный размер 4/4
1 такт. 1 и – 2 и – сильно вытянуть колено левой ноги, так чтоб оно не касалось пола. Совершить глубокий вдох. 3 и – 4 и – выдыхаем через нос. Тело сохраняет принятое положение. Паховые мышцы расслабляются, бедра опускаются вниз, стремятся к полу.
2 такт. 1 и – 2 и – продолжаем расслаблять паховые мышцы и опускать бедра вниз, при этом сохраняя напряжение во всех остальных группах мышц. 3 и – 4 и – вернутся в исходное положение. Левое колено опускаем на пол.
Упражнение повторить не менее 8 раз. Затем обязательно проделать с левой ноги. Необходимо проследить, чтоб вес тела был между ног, а правая голень строго перпендикулярна полу. Правильное дыхание поможет исполнению упражнения, так как при выдохе мышцы легче расслабляются. Растяжка происходит за счет расслабления нужных мышц, под весом собственного тела.
Упражнение на растяжку нижней поверхности бедра
и подколенных связок
И.П.: встать на левое колено, левое бедро перпендикулярно полу. Правая нога вытянута вперед, развернута в выворотное положение. Стопа правой ноги сильно сокращена, мизинец прижат к полу. Спина прямая, руки вдоль корпуса. Музыкальный размер: 4/4. Характер музыки плавный.
1 такт. 1 и – 2 и – взмахнуть мягкими руками наверх, выполняем глубокий вдох. 3 и – 4 и – руки опускаются вниз, одновременно корпус, с прогнутой спиной, наклоняется вперед, живот прижать к бедру, спина прямая, бедра ровные, правая нога сохраняет выворотное положение. Выдох через нос.
2 такт. 1 и – 2 и – 3 и – 4 и – продолжаем растяжку.
3 такт. 1 и – 2 и – продолжаем растяжку. 3 и – 4 и – с круглой спиной через волну принять исходное положение.
Упражнение повторить не менее 4 раз. Затем обязательно проделать с другой ноги. Необходимо проследить за выворотным положением правой ноги, за тем, чтобы левое бедро оставалось перпендикулярно полу. Правое бедро должно быть на одном уровне с левым. Чувствуем сильное растяжение нижней поверхности бедра и подколенных связок.
И.П.: полушпагат на правой ноге. Бедра прижимаются к полу, в ровном положении. Корпус прямой. Музыкальный размер: 4/4.
1 такт. 1 и – 2 и – правая рука, круговым движением, через потолок, опускается назад на левое бедро. Корпус разворачивается за рукой в поясничном и грудном отделе. Происходит скручивание. 3 и – 4 и – правая рука скользит по левой ноге к пятке.
2 такт. 1 и – 2 и – 3 и – 4 и – сохраняем принятое положение. Чувствуем сильное натяжение в бедрах и спине.
3 такт. 1 и – 2 и – правая рука, круговым движением, через потолок приходит вперед, одновременно корпус с прогнутой спиной ложится вперед на правое бедро. 3 и – 4 и – левая нога, сохраняя сильную вытянутость, пытается оторваться от пола. Бедра прижаты к полу. Чувствуем сильное напряжение задней поверхности бедра левой ноги.
4 такт. 1 и – 2 и – 3 и – 4 и – фиксируем данное положение.
Упражнение повторить не менее 4 раз. Затем выполнить его с другой ноги. В данном упражнении сочетаются растяжение и напряжение мышц, что позволяет добиться наибольшего результата.
И.П.: сесть на шпагат на правую ногу. Для начала руки лучше положить на бедро правой ноги, впоследствии для усложнения, руки соединяем в замок и поднимаем наверх. Бедра ровные. Наличие полного шпагата не обязательно. Достаточно принять исходное положение, по мере возможности и сильно вытянуть ноги. Колено левой ноги не должно касаться пола. Музыкальный размер: 4 /4.
1 такт. 1 и – 2 и – 3 и – 4 и – сокращая паховые мышцы приподняться над полом. Вытянутость колен рук и спины сохраняется.
2 такт. 1 и – 2 и – 3 и – 4 и – расслабляем паховые мышцы и опускаем бедра на пол.
В данном упражнении сочетается напряжение и расслабление одних и тех же мышц. Это позволяет добиться их силы и эластичности. Упражнение повторить не менее 8 раз, затем проделать с другой ноги.
И.П.: сесть на шпагат на правую ногу. Корпус положить вперед, живот прижать к бедру правой ноги. Руками взяться за щиколотку правой ноги, локти отвести в сторону. Ноги вытянуты, спина прямая. Музыкальный размер: 1т. 4/4
1 такт.1 и – 2 и – 3и – 4 и – сохраняя исходное положение, через левый бок перекатиться на спину. Локти согнуты в сторону, тянуться к полу. Лежа на спине сохранить положение шпагата.
2 такт. 1 и – 2 и – 3 и – 4 и – сохраняя положение тела, продолжаем перекат и через правый бок перекатываемся в исходное положение на шпагат на правой ноге.
Повторить упражнение, перекатываясь в другую сторону. Затем проделать тоже самое, с другой ноги. Упражнение выполнять не менее 8 раз.
При выполнении упражнения следить за ровностью бедер, натянутостью ног и прямой спиной.
Упражнения для развития подвижности в тазобедренном суставе
И.П.: лежа на полу на спине. Руки наверху. Корпус ноги и руки сильно вытянуты. Музыкальный размер: 4/4.
1 такт. 1 и – 2 и – 3 и – 4 и - прижать корпус к ногам, выполнить складку. Спина сохраняет прямое положение.
2 такт. 1 и – 2 и – 3 и – 4 и - ноги, резко раскрываясь, скользят по полу, проходят через поперечный шпагат и соединяются сзади.
3 такт.1 и – 2 и – 3 и – 4 и - руки сгибаются в локтях. Ладони прижаты к полу около бедер. Вытянуть локти и сильно прогнуть корпус назад, живот прижат к полу.
4 такт.1 и – 2 и – 3 и – 4 и - ноги, резко раскрываясь, скользят по полу, проходят через поперечный шпагат и соединяются спереди. Принять исходное положение.
Выполняя это упражнение, следим за натянутостью ног и стараемся бедра не отрывать от пола. Упражнение очень хорошо развивает подвижность
тазобедренных суставов и растяжку на поперечный шпагат.
И.П.: сидя на полу, ноги сильно вытянуты вперед, стопы развернуты. Спина прямая руки внизу. Бедра ровные. Ровно сидеть на двух ягодицах. Музыкальный размер: 4/4.
1 такт. 1 и – 2 и – 3 и – 4 и – левая нога скользит по полу, выполняя rond. Сесть на шпагат на правую ногу. Бедра остаются ровные. Спина прямая.
2 такт. 1 и – 2 и – 3 и – 4 и – разворачивая ноги в тазобедренном суставе перейти на поперечный шпагат.
3 такт. 1 и – 2 и – 3 и – 4 и – разворачивая ноги в тазобедренном суставе перейти на шпагат на левую ногу. Проследить за ровностью двух бедер.
4 такт. 1 и – 2 и – 3 и – 4 и – правая нога скользит по полу, выполняя rond.Ноги соединяются спереди. Принять исходное положение.
Упражнение повторить не менее 8 раз. Затем проделать то же самое с другой ноги. Выполняя упражнение необходимо проследить за ровностью бедер, натянутостью ног и постараться не отрывать бедра от пола.
Упражнения для развития гибкости в спине и подвижности позвоночника
И.П.: сесть на колени, руки за спиной взять в замок. Музыкальный размер: 4/4. Характер музыки плавный, спокойный.
1 такт. 1 и – 2 и – прогибаясь в пояснице, наклоняемся вперед, лопатки сзади вместе, руки в замочке, голова до последнего не опускается вниз. 3 и – 4 и – округляем спину и возвращаемся в исходное положение, поднимаясь лопатками наверх, голова отстает.
Упражнение повторить не менее 8 раз.
И.П.: лежа на животе, ноги вместе сильно вытянуты (как будто у нас не 2 ноги, а 1 рыбий хвост), руки согнуты, локти в потолок, ладони прижаты к полу около плеч. Музыкальный размер 4/4.
1 такт. 1 и – вытянуть локти, поднять верхнюю часть корпуса, как можно выше. Ноги сохраняют исходное положение. Затылок тянется к пяткам. 2 и – оторвать руки от пола, перевести их наверх, сильно напрягаем мышцы спины, усиливаем прогиб. 3 и – фиксируем данное положение. 4 и – мягко возвращаемся в исходное положение.
Упражнение повторить не менее 8 раз. Упражнение укрепляет мышцы спины, развивает подвижность в грудном и плечевом отделе.
И.П.: сесть на пол, ноги согнуты в коленях, прижаты к себе, стопы упираются в пол. Корпус слегка откинут назад. Руки упираются в пол ладонями, пальцы рук повернуты в сторону. Музыкальный размер: 4/4.
1 такт. 1 и – 2 и – 3 и – 4 и – поднимаем бедра, выкручиваем руки в плечевом суставе, встаем в мост.
2 такт. 1 и – 2 и – 3 и – 4 и – фиксируем мост, переносим вес тела на руки.
3 такт. 1 и – 2 и – 3 и – 4 и – опускаем бедра, выкручиваем руки в плечевом суставе, принимаем исходное положение.
4 такт. 1 и – 2 и – 3 и – вытянуть ноги вперед, корпус наклонить вперед, живот прижать к ногам, сесть в складку, растянуть спину. 4 и – принять исходное положение.
Упражнение очень хорошо развивает подвижность в плечевом суставе, гибкость в грудном отделе. Способствует хорошей осанке, препятствует появлению сутулой спины. Упражнение можно усложнить, поставив кисти рук, как можно ближе друг к другу.
Достарыңызбен бөлісу: |