53.05.03 Музыкальная звукорежиссура (специалитет)
Очная форма обучения
Срок обучения – 5 лет
Вступительные экзамены
а) Творческий экзамен (Звукорежиссура – письменно и устно);
б) Собеседование (Коллоквиум);
в) Профессиональный экзамен (Теория музыка: сольфеджио и гармония –
письменно и устно)
Звукорежиссура
Письменный экзамен проводится в форме ответов на вопросы тестового
характера из школьного курса физики, включая разделы «Электричество»,
«Магнетизм», «Механика», школьного курса информатики, а также вопросы по
разделам акустики, связанные с представлением о природе звука.
Устный экзамен включает в себя ответы на вопросы билета из разделов
акустики, связанные с представлением о природе звука, и радиоэлектроники,
включая основные электронные элементы. В экзаменационных билетах содержатся
также вопросы по звукотехническому оборудованию студий различной
направленности (в том числе радио- и телевещания) и концертных залов, включая
приборы временных, тембровых и динамических преобразований сигнала и
контрольно-измерительные приборы.
Коллоквиум
На коллоквиуме выявляются уровень общекультурной подготовки
абитуриента, его эстетические взгляды, эрудиция в области различных видов
творчества: музыки, литературы, изобразительного искусства, кинематографа,
театра. Абитуриент должен продемонстрировать свое представление о профессии
звукорежиссера по областям деятельности (студийная звукорежиссура, концертная
звукорежиссура, звукорежиссура радио- и телевещания), знание истории развития
технологии звукозаписи и истории звукорежиссуры (включая творчество
выдающихся звукорежиссеров), компьютерных технологий, музыкальных
компьютерных программ, радиоэлектронных элементов и разъемов, компонентов
студийного звукотехнического оборудования.
Абитуриенту также будут предложены 1–2 фонограммы произведений разных
жанров и инструментальных составов для слухового анализа.
Параметры анализа:
характеристика музыкального произведения (композитор, музыкальный стиль,
эпоха, жанр произведения);
инструментальный состав / состав исполнителей (определение
тембров звучащих
инструментов, голосов или инструментальных групп, а также состава
исполнителей – ансамбль, оркестр / тип оркестра, хор / тип хора, тип голоса);
особенности
акустики помещения;
оценка фонограммы с точки зрения пространственности;
баланс звучания инструментов
или групп инструментов;
наличие технических и акустических шумов;
определение способа звукозаписи и носителя, на котором была записана данная
фонограмма.
В ходе анализа фонограммы произведения могут быть заданы сопутствующие
вопросы, предполагающие знание музыкальных жанров, музыкальных форм, типов
музыкальной фактуры, творчества зарубежных и русских композиторов различных
эпох, а также основных художественно-стилевых эпох: Возрождение, барокко,
классицизм, романтизм, импрессионизм и т. п.
В требования коллоквиума входит, также, исполнение 1–2 музыкальных
произведения на фортепиано либо другом музыкальном инструменте (по выбору
абитуриента).
Теория музыки
Сольфеджио
1. ПИСЬМЕННО: диктант – одноголосный фрагмент музыкального произведения в
форме периода с модуляцией в тональность I степени родства или развитой
хроматикой. Время написания диктанта – 25 минут при восьми проигрываниях.
Настройка в тональности по тону «ля».
2. УСТНО:
а. пение с листа одноголосного фрагмента из художественной музыкальной
литературы. Примерная сложность – начальные разделы учебников
Сольфеджио Д. Драгомирова, А. Островского, вып.1; А. Островского, О.
Соловьева, В. Шокина, вып.2. Предполагается умение настроиться на
тональность перед пением, а также осмысленность и выразительность
интонирования.
б. анализ на слух предложенного фрагмента музыкального произведения в форме
периода либо анализ отдельных элементов музыкального языка (интервалы,
аккорды, лады). При анализе фрагмента музыкального произведения от
абитуриента требуется жанрово-стилевое слышание музыки, с точки зрения
которого интерпретируются различные стороны анализируемого фрагмента
(синтаксическое строение, тонально-гармоническая логика, фактура).
Гармония
1. ПИСЬМЕННО: гармонизация мелодии в гомофонной фактуре (трехстрочная
запись). Время выполнения – 2 академических часа (без инструмента).
2. УСТНО:
а. игра на фортепиано модуляции в тональность I степени родства в четкой форме
периода и/или хроматической секвенции.
б. целостный анализ начального периода из предложенного музыкального
произведения, подразумевающий характеристику стиля, жанра, формы,
синтаксической структуры, средств музыкального языка (гармонии, фактуры,
ритма и др.), их формообразующей и образно-смысловой роли.
Во всех формах работы на экзаменах абитуриент должен продемонстрировать
комплексное владение знаниями и навыками, полученными в курсах
элементарной теории музыки, гармонии и анализа музыкальных произведений, а
также осознанный подход к художественному музыкальному материалу,
преимущественно
соответствующему
классико-романтическому
стилю
европейской музыки.