О матерях можно говорить бесконечно…



бет1/6
Дата06.06.2022
өлшемі68 Kb.
#146072
түріУрок
  1   2   3   4   5   6
Байланысты:
Тема матери стихи


Открытый урок на тему
«О матерях можно говорить бесконечно…»
(по «Сказкам об Италии» М. Горького)


Ход урока:
(На фоне записи «Одинокий пастух» звучит стихотворение Л. Койдулы «Есть светлый на земле приют…»)
Есть светлый на земле приют,
Любовь и верность там живут.
Все, что порой лишь снится нам,
Навеки приютилось там.
То- сердце матери. Оно
Так нежно, верно! Суждено
Ему жить радостью твоей,
Нести ярмо твоих скорбей.

Мать… Для каждого человека – большого или маленького, молодого или пожилого – мать самый родной человек на земле. Все лучшее в человеке от матери, давшей жизнь… Материнская забота, любовь, терпение, беспокойство для нас окружает нас с рождения и до последних минут жизни Матери.


Наш урок посвящен мамам и называется «О матерях можно рассказывать бесконечно…» (Слайд №2).


Знакомство с эпиграфом к уроку и целями урока (Слайды № 3,4).


Сегодня мы с вами будем работать по одной из «Сказок об Италии».


Цикл «Сказки об Италии», состоящий из 27 произведений был создан в 1906-1913 годах, когда писатель жил и работал в одной из красивейших стран европейского континента.

Рассказ ученика о жизни М. Горького на Капри (Слайды № 5,6,7).


Живя на Капри, писатель навсегда полюбил итальянский народ, его веселость, жизнерадостность, трудолюбие. Горький живо интересуется Италией и ее искусством – осматривает Колизей, Форум, Ватикан, картинные галереи, Везувий. «Из этой великолепной Флоренции – не вырвешься, удивительный город! В Уффици (картинная галерея) был трижды и завтра пойду в четвертый рассказ» «Облазил все музеи, был в частных галереях, видел кучу интересного, - голова моя подобна лавке антиквария», - писал он Пятницкому. Не раз бывал Горький на народных праздниках песни в Неаполе.


«Я навсегда сохраню к вам, прекрасным и благородным людям, чувство глубочайшего уважения и самую горячую признательность, - писал Горький мэру Капри.- Время, проведенное среди вас, навсегда останется для меня прекраснейшей страницей моей жизни».
Италия платила Горькому взаимной любовью. Портреты писателя итальянские рабочие и крестьяне вешали рядом с портретами Гарибальди и Маркса. На сюжет «Макара Чудры» итальянскими композиторами было написано несколько опер.
Каприйские носильщики всегда спрашивали приезжавших на остров русских, к какой партии они принадлежат – к «партии Максима Горького» или к партии царя». С первых они брали немного или не брали вовсе, зато со вторых драли вовсю.
Итальянские впечатления легли в основу горьковских «Сказок об Италии». В литературе начала века Италия изображалась страной-музеем. В отличие от современников, склонных видеть в сегодняшних итальянцах вырождение некогда славной нации, Горький в «Сказках об Италии» подчеркивал силу, здоровье и красоту народного духа.
Горьковские «Сказки» не ставили своей задачей этнографически точное изображение жизни Италии. Цель писателя в другом – показать в трудовом итальянском народе черты, общие для рабочих всех стран. В героях «Сказок» читатели многих стран – в том числе и России – видели черты, свойственные своему народу, труженикам всего мира.
Всепобеждающий человеческий труд, рабочая солидарность, народ как носитель поэзии и правды, любовь к родине, красота и величие человека, прославление матери, радость бытия – вот темы этих романтических «Сказок». (Слайды № 8).
«Сказки М.Горького, - писал в предисловии от имени редакции сам писатель, - это картинки действительной жизни, как она показалась ему в Италии; он назвал эти картинки сказками только потому, что и природа Италии, и нравы ее людей, и вся их жизнь – мало похожи на русскую жизнь, и русскому простому человеку действительно могут показаться сказками».
В «Сказках» писатель выделяет преимущественно положительное, то, что может служить примером, и оставляет в тени отрицательные стороны народной жизни, слабость революционного движения в Италии, расслоение крестьянства, рост империализма.
Мажорные «Сказки об Италии» отразили в своем оптимистическом настроении нараставший в России новый революционный подъем, вливали в читателя веру в свои силы, убеждали в справедливости борьбы пролетариата, звали к революционному героизму. Они резко противостояли преобладавшим в русской литературе тех лет упадку, унынию, проповеди неизбежности смерти, смакованию житейский грязи.

Как известно, «сказки» родились как яркие, изящные и поучительные импровизации. С их помощью Алексей Максимович расширял кругозор своего сына Максима, учил его видеть и понимать окружающий мир и людей.


Современники высоко оценили эту книгу. (Слайд № 9, 10)
«Сколько там любви к человеку, - писал М.М. Коцюбинский, - сколько знания его души и понимания природы. Чудесная, солнечная книга!»

Созвучным был и отклик В.В. Вересаева, данный в письме М. Горькому: «А как хорош ансамбль сказок! Сколько в них света и солнца, - физического и духовного, и как это нужно именно в нынешнее время».


В центре рассказа «Мать изменника» - мать. Незавидна ее судьба. Она воспитала сына, сильного, красивого. Она мечтала, что будет им гордиться. Но она – мать – приговорила его на смерть. Почему?


Вот об этом мы с вами и должны разобраться сегодня.


Как мы уже отмечали, «Сказки об Италии» состоят из 27 произведений. Все они написаны в жанре очерка.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет