Лекция 2.
Периодизация истории кочевничества. Предпосылки возникновения кочевничества: природно-географический и социо-культурный факторы. Возрастание роли и значения скотоводства. Формы скотоводческого хозяйства: придомное, яйлажное, пастушеское, отгонно-перегонное и др. Всадничество. Колодцы. Конское снаряжение. Освоение степных, полустепных и пустынных регионов. Видовой состав стада. Социальная организация и общественное устройство.
Хронология и памятники археологических культур эпохи раннего железа. Тасмолинская культура: дата, ареал, особенности курганов и материальной культуры. Письменные источники. Изучение раннего железного века в Казахстане. Этнополитическая и социальная история племен эпохи раннего железа. Саки. Массагеты. Савроматы и сарматы. Политические образования саков и сарматов. Культура племен раннего железного века:хронология, погребальный обряд, оружие, узда, искусство звериного стиля. Дервние античные города. Взаимоотношения саков с державой Ахеменидов. Участие саков в греко-персидских войнах. Борьба саков против завоеваний Александра Македонского.
Сармато-аланский племенной союз. Аорсы и роксоланы. Территория расселения. Государство Яньцай. Взаимоотношения с гуннами и Кангюй.
Начальные этапы становления государственности, урбанизации и взаимодействия кочевой и оседлой культурных зон на территории Великой степи (III век до н.э. – II век н.э.)
Культурогенез прото- и ранних тюрков. Вопросы древних контактов пратюрков и прамонголов. Культура плиточных могил. Коргантасские погребения Центрального Казахстана. Сообщения китайских источников о сюнну. Данные археологических исследований. Проблема происхождения и этнической истории сюнну. Политическая история империи хунну (сюнну).
Этнополитические объединения усуней Семиречья и Тянь-Шаня. Проблемы этнической и языковой принадлежности усуней. Этнополитическое образование усуней в Семиречье и на Тянь-Шане. Взаимоотношения усуней с сопредельными народами и государствами.
Историко-культурное наследие Кангюй. Происхождение и этническая история кангюй. Территория и места кочевий кангюй во II в. до н.э. - первой трети V в. н.э. Ранние этапы урбанизации. Бытовая керамика как показатель этнической принадлежности. Текстильное производство. Значение жетыасарских племен в этнокультурной истории Кангюй. Формирование тюркской этнической общности на территории Восточного Приаралья. Торговые связи с Византией, Ираном, Сирией и Китаем.
С начала II тысячелетия до н. э. на территории Казахстана жили арийские племена, которые относились к индоевропейской языковой и культурной общности. В I тысячелетии до н. э. Их преемниками стали саки. В эпоху раннего железа наряду с археологическими памятниками - курганами, могильниками, поселениями появились письменные источники о древних насельниках Казахстана. Это персидские источники и прежде все - проповеди Заратустры, основоположника зороастризма -древнейшей религии мира с верой в единого бога, самой древней из мировых религий откровения, религий, полученных пророком от Бога. Зороастризм во многом повлиял на иудаизм, буддизм, христианство, ислам и был господствующей религией величайших цивилизаций древности и средневековья. Заратустра - арий из рода Спитамы жил между 1 годами до н. э., по другим данным - в начале I тысячелетия до н э, или в промежутке VIII - VI веков до н. э или более неопределенно - в конце II - начале I тысячелетия до н. э. в степях Казахстана к востоку от Волги.
В Авесте кочевые племена, населявшие степи севернее бактрийцев, согдианцев, хоремиицев, Казахстана именовались «туры с быстрыми конями». В древнеперсидских текстах те же племена назывались именем сака, или саки. Например, две с половиной тысячи лет назад была сделана Бехистунская надпись иранского царя Дария I, где народы жившие к северу от Сырдарьи названы саки. В персидских источниках назывались имена сакских племен и групп племен. В их числе саки парадарайя - заречные (заморские) саки, тиграхауда-носящие остроконечные шапки, обитавшие в низовье Сырдарьи и Амударьи, хаомоварга -изготавливавшие напиток хаома, обитавшие в Прибалхашье, аримаспы - стерегущие золото грифов, расположившиеся на Алтае и в Восточном Казахстане.
Сведения о древних насельниках Казахстана содержатся в античных источниках в трудах древнегрпеческих и римских летописцев. И прежде всего в «Истории» «отца истории» Геродота, написанной в конце 40-х, начале 30-х годов V века до н. э., состоявшей из 9 книг, где в 4-ой книге описывались племена Евразии, в том числе и Казахстана. Так же сведения по истории Казахстана содержатся в работах Полибия, Плиния, Птолемея, Стробона. Древнегреческие и латинские источники саков называли скифами, упоминали имена племен: массагеты в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее сарматы) - на западе Казахстана, а также исседоны, аргипейи, саракаулы и другие. Это были племена одной культурной общности, которая сложилась на степных просторах от Хуанхэ до Дуная, они составляли единый, родственный по языку и этнокультурному складу массив племен и родоплеменных подразделений. Саки были достойными соперниками таких могучих держав как персидское государство Ахеменидов, Ассирия, Урарту. Сведения о саках содержатся в Библии. Имеются сведения о сакской царице Зарине, успешно сражавшейся с мидянами за первенство над Парфией. О походе персидского царя Кира в 530 году до н. э. против саков за Аму-дарью, когда персы потерпели сокрушительное поражение от массагетов под руководством царицы Томирис, сам Кир погиб в сражении. Преемником Кира стал Дарий I, который в 519 году до н.э. совершил поход против саков, «носящих остроконечные шапки». Известно имя вождя саков Скунха, который оказывал сопротивление персам. В 518 году до н. э. Дарий I опять совершил поход против саков. По сведениям древнегреческого историка Полиена во время похода сак по имени Ширак изуродовал сам себя, представился обиженным соплеменниками, вошел в доверие к персам и завел их в безводную пустыню, где большинство участников похода погибло.
Саки древнего Казахстана играли важную роль в мировой политике того времени, были активными участниками исторических событий. Так, в составе персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидииским царем Крезом При Дарий I саки входили в его могучую гвардию в число так называемых «десяти тысяч бессмертных». Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах. В битве при Марафоне в 490 году до н. э. саки находились в центре боевого построения персов. В битве при Фермопилах в 480 году до н. э.саки в составе войска Ксеркса сражались против спартанцев Царя Леонида.
В 331 году до н. э. в битве при Гавгамелах Александр Македонский (Искандер Зуль-Карнайн - Двурогий) ученик Древнегреческого философа Аристотеля окончательно разбил войско Дария Ш и стал владыкой Азии. Но на завоевание Средней Азии - территории саков понадобилось три года с 331 по 327 годы до н. э., то есть столько же времени, сколько он потратил на завоевание всей империи Ахеменидов от Эллады до Индии. Известно имя вождя саков Спитамена, который три года вел партизанскую войну с македонянами. Не смотря на все усилия Александра Македонского, саки, жившие за Сыр-дарьей сохранили свою независимость и фактически остановили продвижение македонян на восток. Часть саков стали союзниками Александра в его походе на Индию.
В эпоху саков окончательно происходит становление скотоводческого хозяйства. Сакское общество не было однородным. На его высшей ступени были «цари», обладавшие немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов, заключали союзы, возглавляли войска. Существовал «царский» род, из которого были наследственные правители. Важную роль в сакском обществе играла военно-племенная аристократия. В эпоху саков сформировались особенности номадов Великой Степи, отличавшие их от других народов Востока. Здесь не было чиновников, характерных для земледельческих цивилизаций, основную роль в управлении общества играли родовые предводители, каждый сакский мужчина был свободным и полноправным человеком.
Скопления сакских могильников обнаружены на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах Кыргызского, Заилийского, Джунгарского Алатау, в долинах Кегеня и Нарынкола. Наиболее известный памятник - Курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилийского Алатау. Его открытие было сделано в 1969 году. В кургане диаметром 60 м, высотой более 7 м было обнаружено погребение «Золотого человека», датированное V веком до н. э.
Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в искусстве саков был «звериный стиль», сложившийся в VII - VI веках до н. э. и получивший распространение среди племен Сибири, Казахстана, Средней Азии, юга Восточной Европы. Это образы различных животных, которыми оформлялись предметы быта, одежда, посуда, оружие. Многие элементы материальной культуры саков стали достоянием современных народов. От саков заимствованы длинные штаны и короткий кафтан, к которым восходят брюки и пиджак, составляющие основу современной мужской и женской одежды. К сакам восходят также мягкие кожаные сапоги и войлочная островерхая шапка - прообраз казахского колпака.
Ярким представителем сакской культуры является Анахарсис - философ, живший в VI веке до п. э. На Анахарсиса «скифа сына Гжура и брата Кадуифа, скифского царя, по матери же эллина и оттого владевшего двумя языками» ссылался в «Никомаховой этике» Аристотель. Анахарсису посвящен специальный раздел в книге Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Он был другом афинского архонта Солона. Известно его письмо царю Лидии Крезу.
Эпоха саков показывает, что Великая Степь - степная часть Центральной Азии представляла собой самостоятельный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем. Этот очаг цивилизации Великой Степи синтезировал в себе особенности различных вариантов возникновения цивилизаций, с одной стороны, он возник в регионе, где протекают великие реки Центральной Азии Амударья и Сырдарья и семь южно-казахских рек подобно тому, как возникли цивилизации в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Хуанхэ. С другой стороны, он расположен на стыке Европы и Азии, подобно тому, как возникли цивилизационные очаги на континентальных перекрестках в Греции, Малой Азии, Восточном Средиземноморье, Северной Месопотамии. Этот очаг цивилизации с момента возникновения изначально отличался этнокультурной подвижностью своих элементов, но вместе с тем устойчивостью изначальной цивилизационной константы, ее способностью к адаптации с другими элементами.
В III веке до н. э. племена, населявшие Казахстан образовали устойчивые объединения с зачатками государственной власти. Это были племена усуней и кангюй -этнокультурных преемников саков.
Племена усуней пришли в Казахстан из Центральной Азии. Территория государства усуней была обширной, северные его границы доходили до Балхаша, западные - до Таласа. Центром усуньских владений была Илийская долина в Семиречье, ставка правителей находилась в Чигучене, «городе Красной долины» на берегу Иссык-Куля.
Во 11 веке до н. э. в Семиречье побывало китайское посольство во главе с Чжан Цянем, который сообщил важные сведения об усунях. Об усунях говорилось «усунь-го», то есть государство усуней. Среди них были племена сэ (саков) и юэчжей. Численность населения государства составляла 630 тысяч человек, войско 188 тысяч, в состав которого входила дружина усуньского правителя - 30 тысяч конников. Верховный правитель усуней носил титул гуньмо. Государство усуней играло важную роль в экономическом и политическом развитии всего региона. Со II века до н. э. стал формироваться Великий Шелковый путь как регулярная торговая и дипломатическая артерия, связывающая Китай со Средней, Западной Азией и Европой. О силе и мощи государства усуней говорит тот факт, что принцессы древнего Китая и сюнну часто становились женами усуньских гуньмо и наоборот. В китайских источниках подробно освещается история усуней до III века н. э., имеются упоминания и в более позднее время до начала V века.
Западнее усуней в среднем течении Сырдарьи образовалось племенное объединение канглы, ставка правителей была в Битяне. Это тоже были центрально-азиатские племена, их численность составляла 600 тысяч человек, они имели войско 120 тысяч.
У усуней и канглы кочевое скотоводство сочеталось с земледелием. Расслоение общества на бедных и богатых было более выраженным чем у саков. У су ни были больше скотоводами. Китайский историк I века Сыма Цянь писал: «В Усунь много коней. Их самые богатые люди имеют до 4-5 тысяч голов лошадей». Кангла же в основном занимались земледелием, они жили в поселениях с крепостными стенами и рвами, здания возводились из кирпича в том числе и сложные дворцовые комплексы. У усуней и канглы существовало рабство, рабами были в основном пленные, главным образом они использовались в домашнем хозяйстве.
В IV - III веках до н. э. у северных границ Китая в Центральной Азии сложилась консолидация племен сюнну, они же хунну, они же гунны. Это были прототюркские племена, именно с ними связаны кардинальные изменения в этнополитическом развитии всего Евразийского континента. В 109 году до н. э. шаньюй сюнну Модэ провел реформы по укреплению своего государства. О сюнну, их завоеваниях имеются сведения у китайского «отца истории» Сыма Цянь. Верховным правителем сюнну был шаньюй, которого избирал совет старейшин, управлял он своими владениями через наместников из числа близких родственников. Войско сюнну, по подсчетам китайцев насчитывало от 300 до 400 тысяч воинов. Организация войска строилась по десятичной системе, дисциплина была строгой. Сюнну разгромили духну, часть усуней. Саяно-Алтайские племена, успешно воевали против Китая, который платил им дань. В результате они владели огромной территорией от Забайкалья до Тибета, от Восточного Туркестана до среднего течения реки Хуанхэ. Однако держава сюнну была непрочной в I веке до н. э. она начала распадаться под давлением извне и внутренних междоусобиц.
В 47 году до н. э. сюнну распались на южных и северных. Южные приняли подданство Китая, а северные, вступив в союз со среднеазиатскими племенами, откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и вынуждены были перейти Тянь-Шань, войти в контакт с кангюй. Это была первая волна переселения сюнну на территорию Казахстана и Средней Азии.
Вторая волна началась в I н. э., когда северные сюнну теснимые китайцами снова двинулись на запад, одни племена они втягивали в союз, других оттесняли. Под давлением сюнну началось движение племен в Центральном Казахстане, на севере от Сырдарьи, а также в районе Аральского моря, Каспия. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет со II по V века, это было «Великое переселение народов», когда массы кочевников, пестрых по этническому составу двигались из Центральной Азии на запад через территорию Казахстана. Под предводительством Аттилы они нанесли сокрушительный удар Римской империи. Сюнну внесли изменения в состав и расселение жителей этого региона, все это привело к тому, что здесь стали преобладать тюркские племена.
Известно также, что в Западном и Центральном Казахстане в У-У1 веках существовал Аварский каганат, предполагается, что авары потомки жуань-жуаней, создавших в IV - V веках каганат в Монголии. В 552 году авары были разгромлены племенами тюрок и под их натиском они ушли в Европу.
Основная литература:
1. Таймагамбетов Ж.К., Байгунаков Д.С. Қазақстанның тас дәуірі (зерттелу тарихы мен негізгі мәселелері). – Алматы: Қазақ университеті, 2008. – 266 б.
2. Толеубаев А. Т. Раннесакская шиликтинская культура: научное издание / А. Т. Толеубаев. – Алматы: ИП «Садвакасов А. К.», 2018. - 528 с.
3. Зайберт В.Ф. Ботайская культура. – Алматы: Қазақпарат, 2009. – 576 с.
4. История древнего Казахстана. Под ред. Байпакова К.М. - 2-е изд. - Алматы: Рауан, 1996. - 112 с.
5. Исмагулов О., Исмагулова А. Происхождение казахского народа. По данным физической антропологии. Алматы, 2017. – 196 с.
6. Харари Ю.Н. Sapiens. Краткая история человечества. – М.: Синдбад, 2019. – 512 с. // https://librebook.me/sapiens__kratkaia_istoriia_chelovechestva/vol2/2
7. Китов Е.П., Тур С.С., Иванов С.С. Палеоантропология сакских культур Притяншанья (VIII – первая половина II в.до н.э.). – Алматы: «Хикари», 2019. 300 с.
Достарыңызбен бөлісу: |