Муфтий Мухаммад Шафи
Правила
хаджа
Askimam.ru
1
Перевод
Askimam.ru
Первоисточник
«
Hajj: Merits and Precepts
» (англ.)
Источник текстов мольб
(араб.)
«
ِماكحا
جح
»
(урду)
муфтия
Мухаммада Шафи
Консультации по переводу муфтий Сухайл Тармахомед
Год написания
1968 (1387 г.х.)
Год перевода
2013 (1434 г.х.)
Текст Корана (араб.)
Quran.com
Автор данной книги, муфтий Мухаммад Шафи, являлся:
одним из самых известных и авторитетных исламских
теологов XX века,
первым верховным муфтием Пакистана,
автором восьмитомного тафсира «Мудрость Корана»
(«Магариф-уль-Коран»),
отцом всемирного известного муфтия Мухаммада Такы
Усмани и нынешнего верховного муфтия Пакистана
Мухаммада Рафи Усмани.
2
Содержание
№
Стр
Предисловие
6
1
Хадж – один из столпов Ислама и важная
религиозная обязанность
7
2
Перед отправлением в хадж
9
3
Отправляясь в хадж
14
4
Во время поездки
16
5
Хадж и умра
17
6
Три вида хаджа
18
7
Различия между тремя видами хаджа
19
8
Как надевать ихрам
21
9
Ограничения ихрама
24
10
Ихрам для женщин
25
11
Микаты: где и когда входить в состояние ихрама
26
12
Жители территории, очерченной микатами
28
13
Где надевать ихрам жителям Пакистана и Индии
30
14
Вступление на территорию Харам
32
15
Вступление в священную Мекку
33
16
Во время первого взгляда на Каабу
35
17
Сначала – таваф
36
18
Совершение тавафа
37
19
Мольбы во время тавафа
40
3
20
Два ракаата намаза после тавафа
42
21
Подойти к мультазаму и молить Аллаха
45
22
Попить замзам-воды
46
23
Идтыба и рамаль во время тавафа
47
24
Сай между холмами Сафа и Марва
49
25
Правила и условия сая
50
26
Совершение сая по Сунне
52
27
После сая
56
28
Пять дней хаджа
57
29
Первый день (8-е зульхиджи)
58
30
Второй день (9-е зульхиджи): День Арафата
59
31
Вукуф Арафата
60
32
Как по Сунне проводить время в Арафате
62
33
Мольбы во время вукуфа
64
34
Из Арафата в Муздалифу
67
35
Третий день хаджа: пребывание в Муздалифе
69
36
В Мину из Муздалифы
71
37
Второй ваджиб 10-го зульхиджи: бросание камней
в Большой джамрат
72
38
Как бросать камни в Большой джамрат
74
39
Важные правила, связанные с камнебросанием
76
40
Жертвоприношение
–
третий
ваджиб
10-го
зульхиджи
79
4
41
Халк (каср) – четвертый ваджиб 10-го зульхиджи
80
42
Зиярат-таваф
–
важнейшее
действие
10-го
зульхиджи
82
43
Сай хаджа
84
44
11-е зульхиджи – четвертый день хаджа
85
45
12-е зульхиджи – пятый день хаджа
87
46
Возвращение в Мекку из Мины
88
47
Прощальный таваф
89
48
Виды нарушений правил хаджа
91
49
Список нарушений ихрама
92
50
Отличительные особенности нарушений ихрама
93
51
Срок оплаты штрафа за нарушение ихрама
94
52
Нарушения ихрама: используемые термины
95
53
Нарушение ихрама по уважительной причине
96
54
Нарушение ихрама из-за нанесения на тело
ароматических веществ
97
55
Нарушение
ихрама
вследствие
нанесения
ароматических средств на одежду
98
56
Нарушение ихрама из-за приема ароматной пищи
99
57
Нарушения ихрама вследствие соприкосновения с
ароматическими веществами, хной, сурьмой и др.
101
58
Ношение сшитой одежды, носков, обуви в ихраме
104
59
Нарушение ихрама из-за укрытия головы и лица
105
60
Нарушение ихрама из-за бритья и стрижки
106
5
61
Нарушение ихрама вследствие истребления вшей
108
62
Нарушение ихрама из-за интимных отношений
109
63
Охота во время ихрама
111
64
Охота и рубка деревьев на территории Харам
112
65
Пересечение микатов без ихрама
113
66
Таваф в состоянии осквернения. Сокращение числа
кругов тавафа
114
67
Нарушение правил сая
117
68
Отправление из Арафата до заката
118
69
Отказ от пребывания в Муздалифе
119
70
Нарушение порядка исполнения ритуалов 10-го
зульхиджи
120
71
Нарушение правил бросания камней
121
72
Нарушения правил хаджа: примечание
122
73
Посещение священной Медины
123
74
Некоторые нормы этикета посещения Медины
124
75
Входя в Мечеть Пророка
ﷺ
126
76
Приветственный салават Посланнику Аллаха
ﷺ
127
77
Приветствия хазратам Абу Бакру Правдивому и
Умару Фаруку
129
78
Дальнейшие действия в Медине
131
Приложение: правила бадаль-хаджа (хаджа за
другого человека)
133
Словарь
139
6
Предисловие
ميحرلا نمحرلا للها مسب
ىلصنو هدمحن
ميركلا هلوسر ىلع
О правилах хаджа написаны сотни книг на разных языках.
Алимы не оставляли эту тему без внимания и посвящали данной
теме как подробные руководства, так и небольшие книжки.
Цель данной брошюры – представить обязательные правила
хаджа в понятной форме с удобной классификацией. В основу
легли подробные книги алимов по данной теме, на которые в
тексте, большей частью, даются необходимые ссылки. Помимо
книг по хадисам и исламскому праву, данная брошюра основана
на следующих трудах:
«Манасик» (автор — мулла Али Кари);
«Гуньят-ун-Насик»;
«Зубдат-уль-Манасик» (автор — хазрат Рашид Ахмед
Гангохи, с аннотацией хаджи Шер Мохаммеда
Мохаджира Мадани): большинство правил взято из этой
книги.
Фактически, данный труд — заслуга именно этих алимов.
Автор лишь упростил текст и классифицировал правила. Вся
работа была проведена за десять дней месяца шавваля в 1387 г.
хиджры в соответствии с указаниями старших товарищей,
посредством благословения которых автор надеется, что Аллах
может принять и его маленький вклад.
Мухаммад Шафи (да пребудет над ним милость Аллаха)
17-е шавваля 1387 г. хиджры
7
1. Хадж — один из столпов Ислама и важная
религиозная обязанность
«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому
(Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто
не уверует (то есть не придет к Дому несмотря на то, что
способен сделать это), то (он причинит вред только самому
себе,) ведь Аллах не нуждается в мирах».
(Коран, 3:97)
Человек считается способным совершить поездку к Каабе,
если у него имеются средства на:
повседневные нужды,
покрытие всех расходов, связанных с поездкой в Мекку,
к Дому Аллаха,
пребывание в самой Мекке,
обратный путь,
ваджиб (обязательное) материальное обеспечение
лицам, находящимся у него на иждивении, рассчитанное
на срок вплоть до его возвращения.
В Священном Коране и хадисах имеются суровые
предупреждения для тех, кто не совершает хадж несмотря на
наличие такой возможности (в соответствии с вышеуказанными
условиями).
8
Хадис. Посланник Аллаха
ﷺ
сказал: «Тот, кто совершит
хадж ради Аллаха, воздержавшись во время него от
непристойных поступков и слов, пороков и грехов, вернётся
домой столь же чистым от грехов, каким был в тот день,
когда его родила мать».
(Бухари и Муслим)
Хадис. Посланник Аллаха
ﷺ
сказал: «Совершающие хадж и
умру — гости Аллаха. Если они попросят что-нибудь у Аллаха,
Он дарует им это».
(Ибн Маджа)
Разве существует большее благословение для мусульманина,
чем получить от Аллаха прощение всех совершенных грехов и
все, о чем он только просил? Посредством этого благословения
он мог бы легко достигнуть всех своих земных и небесных
целей.
Важное замечание:
Получение всех указанных привилегий зависит от исполнения
всех фардов, ваджибов и сунны хаджа. В ином случае, даже
если человек и освободится от обязанности хаджа, он, тем не
менее,
несомненно
лишится
всех
преимуществ
и
благословений. Паломники, как правило, небрежно относятся к
Допустим, в какой-то момент жизни у человека имелись средства,
достаточные для покрытия расходов по хаджу; и к тому же, он
был в состоянии сохранить их в своей собственности вплоть до
начала сезона хаджа, то есть до начала месяца шавваля. Если
впоследствии, вместо совершения хаджа, он израсходовал
средства на постройку дома, проведение свадьбы или на какие-то
иные цели, то хадж уже стал для него обязательным (фард). Он
обязан заново, делая все возможное, собрать необходимые
средства, чтобы исполнить обязанность по хаджу.
9
этому. Их не заботит получение знаний в отношении
предписаний хаджа и посещения священных мест. Прибыв на
священную землю, они вверяют себя неопытным наставникам.
Они не заботятся ни о правильном исполнении ваджибов
(обязательных действий) хаджа, ни о воздержании от грехов в
ихраме. Здесь необходимо отметить, что после надевания
ихрама для хаджа или умры человек подпадает под
определенные,
установленные
шариатом
ограничения,
нарушение которых является тяжким грехом. Более того, за грех,
совершенный
в
пределах
Харама
Мекки,
наказание
чрезвычайно сурово. После исполнения хаджа эти невежды
думают, что вернулись очистившимися от грехов, и что они
получили множество наград от Аллаха в будущей жизни. Но, на
самом деле, они возвращаются с большим количеством грехов
из-за нарушения ваджибов и сунны хаджа и с ворохом штрафов
из-за невыполнения ваджибов ихрама. Конечно, есть
вероятность того, что все эти оплошности прощены Аллахом
вследствие Его безграничной милости и бесчисленных
благословений Мекки и Медины, но у нас нет права небрежно
относиться к этому. Кроме того, грех, не принятый всерьез и
совершенный небрежно, имеет меньшую вероятность быть
прощенным. Поэтому во все времена алимы специально
составляли сборники предписаний хаджа, упрощая их
представление
для
удобства
паломников
из-за
своей
доброжелательности и сострадания по отношению к ним. Если
до начала поездки, равно как и во время нее, эти предписания
будут постоянно изучаться, то, если Всемогущий Аллах
пожелает, хадж будет Им принят.
10
2. Перед отправлением в хадж
Пожалуйста,
отнеситесь
внимательно
к
следующим
моментам:
1. Пусть ваше намерение будет чистым: стремитесь
совершить
хадж
только
ради
Аллаха,
рассчитывая
исключительно на награду на том свете. В вашем намерении не
должно быть тщеславия, корыстных планов, жажды мирского
почета или финансовых выгод. Конечно, нет ничего плохого,
если, по благоволению Аллаха, будут добыты некоторые
мирские выгоды (и, как гласят хадисы, они непременно будут),
но в ваше намерение они входить не должны.
2. Обратитесь к Аллаху с раскаянием во всех грехах, малых и
тяжких. Существуют три условия искреннего раскаяния:
покаяние и сожаление о грехах, совершенных в
прошлом с возможным исправлением упущений;
прекратить совершение всех грехов в настоящее время;
намереваться не совершать никаких грехов в будущем.
Это три условия искреннего раскаяния, без которых одно
лишь произнесение слов покаяния не будет достаточным.
Упущения, которые можно восполнить и после истечения
отведенного срока для данных действий, указаны ниже:
Посты и намазы, пропущенные после достижения
половой зрелости. Их количество нужно подсчитать. Если
точный подсчет не представляется возможным, они
должны быть восполнены на основе приблизительного
расчета.
Если в прошлом вы не платили закят со своих денег и
имущества, следует выплатить его сейчас, основываясь
на расчетах или аккуратной приблизительной оценке.
Если вы, дав клятву, нарушили ее, необходимо искупить
11
нарушение. Также, если вы дали обет Аллаху и не могли
осуществить его, необходимо выполнить его сейчас.
Права людей, которые можно восстановить. Например,
вы кому-нибудь задолжали, или у вас есть финансовые
обязательства перед кем-то; вы кого-нибудь обидели
словами или причинили вред своими действиями, или
говорили о ком-то плохо в его отсутствии. За все эти
действия вам необходимо попросить прощения у
соответствующих людей, равно как и погасить все
финансовые обязательства перед ними или же добиться
прощения долгов, если ваши кредиторы захотят этого.
Если человек, которому вы задолжали, умер, выплатите долг
его наследникам или же добейтесь от них прощения долга.
Если кредиторов много, и их местонахождение неизвестно,
отдайте от их имени сумму своего долга беднякам в качестве
милостыни. Если вы совершили что-то запрещенное по
отношению к ним своими словами или действиями, часто
молите о прощении их грехов. Если Аллах пожелает, вы
освободитесь от обязанностей по отношению ко всем их
правам.
12
Если пропущенных намазов и постов слишком много, чтобы
успеть восстановить их до хаджа, или же ваши обязательства по
отношению к другим настолько велики, что в настоящее время
не в ваших силах их выплатить или выпросить у кредиторов
прощение долгов, тогда вам нужно прямо сейчас твердо
вознамериться погасить все эти обязательства или добиться
прощения у соответствующих людей. И в то же время нужно
выплатить все, что вы в состоянии выплатить. На оставшиеся
обязательства составьте завещание и назначьте кого-нибудь из
своих родственников или близких друзей в качестве
исполнителя завещания, чтобы в случае, если вы не сможете
при жизни выплатить все долги, этот человек мог погасить все
ваши обязательства.
Человеку, обремененному долгами, после уплаты которых у него
не останется свободных средств, лучше не намереваться
совершать хадж до погашения своих обязательств. Ему сначала
нужно задействовать все свои ресурсы для выплаты всех своих
задолженностей. Если до погашения долгов он исполнит хадж, то,
тем не менее, его обязанность по совершению хаджа будет
выполнена. Данные долги, конечно, не включают текущие
коммерческие кредиты, которые не могут быть причиной
откладывания хаджа.
Если обремененный долгами человек не располагает имуществом,
достаточным для погашения своих долгов, его отправление в хадж не
дозволено без разрешения кредиторов. («Манасик» муллы Али)
13
3.
Внимательно
отнеситесь
к
законности
средств,
расходуемых для хаджа. Хадж, совершенный на добытые
нечестным путем средства, не получает одобрения и лишается
небесной награды, хотя обязанность по его совершению и
признается исполненной.
4. Готовясь к хаджу, не забудьте приготовить необходимую
одежду для ихрама. Для ихрама будет достаточно двух кусков
ткани. Лучше, если ткань будет белого цвета. Ихрам, состоящий
из двух больших полотенец, который может легко заменить два
куска ткани, намного лучше в жаркие дни лета и во время
холодных зим. Если возможно, приготовьте два или три ихрама
для поочередного использования в случае их загрязнения.
Если средства — несколько сомнительного происхождения, их
обладателю следует занять достаточное на покрытие расходов по
хаджу количество денег у немусульманина и затем выплатить ему из
своих средств. Это делается для того, чтобы не лишиться небесных
даров и наград.
14
3. Отправляясь в хадж
1. Прощаясь, паломник должен добиться прощения своих
ошибок его друзьями и родственниками и попросить их
молиться за его благополучие. Когда он уже вознамерится выйти
из дома, ему следует исполнить два ракаата нафль-намаза.
Подойдя к выходу из дома, ему следует произнести суру «Аль-
Кадр» (сура 97). Когда он выйдет, ему следует дать милостыню,
сколько сможет себе позволить, и произнести Аят-уль-Курси.
Далее ему следует обратиться к Аллаху со следующими
словами:
ْوَأ ، َمِلْظَأ ْوَأ ، َّلَزُأ ْوَأ ، َّلِزَأ ْوَأ ، َّلَضُأ ْوَأ ، َّلِضَأ ْنَأ ْنِم َكِب ُذوُعَأ يِّنِإ َّمُهَّللا
َأ ، َلَهْجَأ ْوَأ ، َمَلْظُأ
َّيَلَع َلَهْجُي ْو
«О Аллах! Прошу у Тебя защиту, чтобы я не сбился с пути и
меня не сбили с него, чтобы я не притеснял и меня не
притесняли, и чтобы я не совершал невежественных
поступков и не являлся жертвой таковых».
Следует произнести также следующее мольбу (дуа):
ْنِّوَه َّمُهَّللا ، ىَضْرَ ت اَم ِلَمَعْلا َنِمَو ، ىَوْقَّ تلاَو َّرِبْلا اَذَه اَنِرَفَس يِف َكُلَأْسَن اَّنِإ َّمُهَّللا
يِف ُةَفيِلَخْلاَو ، ِرَفَّسلا يِف ُبِحاَّصلا َتْنَأ َّمُهَّللا ، ُهَدْعُ ب اَنَل ِوْطاَو ، اَذَه اَنَرَفَس اَنْ يَلَع
، ِلْهَلأا
يِف ِبَلَقْ نُمْلا ِءوُسَو ، ِرَظْنَمْلا ِةَبآَكَو ، ِرَفَّسلا ِءاَثْعَو ْنِم َكِب ُذوُعَأ يِّنِإ َّمُهَّللا
ِموُلْظَمْلا ِةَوْعَدَو ، ِرْوَكْلا َدْعَ ب ِرْوَحْلاَو ِلْهَلأاو ِلاَمْلا
«О Аллах! Просим у Тебя праведности и набожности в нашем
путешествии. Просим Тебя благословить нас поступками,
которые угодны Тебе. О Аллах! Сделай наше путешествие
комфортным для нас и помоги нам в пересечении этого
расстояния с легкостью. О Аллах! Ты — наш спутник в этой
поездке и опекун нашей семьи, оставляемой нами. О Аллах!
15
Прошу Твоей защиты от бед в этом путешествии, от печали
вследствие неприятных сцен, от того, чтобы увидеть свое
имущество и семью в плохом состоянии по возвращении, и от
проклятия притесненного».
2. Если паломник не помнит арабский текст дуа, можно
произнести их смысл, указанный в переводе.
3. Покидая родственников, следует повторить следующую
мольбу:
ُهُعِئاَدَو ُعيِضَتلا يِذَّلا َللها ُمُكُعِدْوَ تْسَأ
«Я вверяю вас защите Аллаха, под чьей опекой ничто не
утрачивается».
4. Входя в транспортное средство, следует сказать
«Бисмиллях...» и следующую мольбу:
Достарыңызбен бөлісу: |