КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.ГОРЬКОГО - Подготовлена Мировской Н.А., учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс Кировской области
Фридрих Ницше (1844-1900) немецкий философ Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) – выдающийся русский художник-маринист армянского происхождения. - Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) – выдающийся русский художник-маринист армянского происхождения.
Фридрих Ницше – создатель теории «сверхчелове- - Фридрих Ницше – создатель теории «сверхчелове-
- ка» - индивидуали-
- стический культ сильной личности
- Картина И.К.Айвазовского «Среди волн»
Творчество М.Горького в - Творчество М.Горького в
- 1890-е годы (ранние
- романтические произведения)
- «Макар Чудра» (1892)
- «Челкаш» (1894)
- «Старуха Изергиль» (1894)
- «Песня о Соколе» (1899)
- «Песня о Буревестнике» (1901)
Драматургия М.Горького - «Мещане» (1901)
- «На дне» (1902)
- «Дачники» (1904)
- «Дети солнца» (1905) и др.
- Итальянский период творчества (1906-1913)
- «Сказки об Италии»
Возвращение Горького - Возвращение Горького
- в Петербург
- Автобиографическая трилогия:
- «Детство»
- «В людях»
- «Мои университеты»
- М.Горький в 1917-1918 годы
- Публицистика «Несвоевременные мысли»
Послереволюционное творчество Горького - Послереволюционное творчество Горького
- «Дело Артамоновых» (роман)
- «Жизнь Клима Самгина» (роман)
- «Егор Булычев и другие» (пьеса)
- и др.
«Если человек опаршивеет - своди его в баню, вымой, надень чистую одежду – выздоровеет! А как же изнутри очистить человека?!» ( М.Горький) - «Если человек опаршивеет - своди его в баню, вымой, надень чистую одежду – выздоровеет! А как же изнутри очистить человека?!» ( М.Горький)
Черты романтизма в произведении - Протест против пошлости, обыденности и прозаичности жизни.
- Общая пессимистическая направленность.
- В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам.
- «Двоемирие», то есть разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу
"Решительно, Горький - не драматург; у него бывают прекрасные отдельные сцены, бывает живой диалог и замечательные характеры; но того, что нужно именно для драмы, у Горького нет; в драме он почти всегда теряет свой пафос". (Александр Блок) - "Решительно, Горький - не драматург; у него бывают прекрасные отдельные сцены, бывает живой диалог и замечательные характеры; но того, что нужно именно для драмы, у Горького нет; в драме он почти всегда теряет свой пафос". (Александр Блок)
"На дне" - настоящая драма, только не совсем обычная, и Горький более скромно, чем правильно, назвал ее сценами. Перед нами развертывается нечто цельное и строго объединенное мыслью и настроением поэта» (Иннокентий Анненский) - "На дне" - настоящая драма, только не совсем обычная, и Горький более скромно, чем правильно, назвал ее сценами. Перед нами развертывается нечто цельное и строго объединенное мыслью и настроением поэта» (Иннокентий Анненский)
Особенности драматургии М.Горького - Чехов создает объективные картины жизни, а Горький - в противоположность ему - всегда более склонен изобразить "душевные настроения личностей", соответственно "запросам своей души".
«У Горького нет ни одного героя, который бы не философствовал. Каждый чуть появится на его страницах, так и начинает высказывать свою философию. Каждый говорит афоризмами; никто не живет самостоятельно, а только для афоризмов. Живут и движутся не для движения, не для жизни, а чтобы философствовать". (К.Чуковский) - «У Горького нет ни одного героя, который бы не философствовал. Каждый чуть появится на его страницах, так и начинает высказывать свою философию. Каждый говорит афоризмами; никто не живет самостоятельно, а только для афоризмов. Живут и движутся не для движения, не для жизни, а чтобы философствовать". (К.Чуковский)
Е.Тагер писал, что "в основе пьес Горького лежит" отнюдь не "естественное течение жизни", в ходе которой зреют драмы и конфликты, а - "философема", узел которой завязан в плоскости не личных, а идеологических отношений". - Е.Тагер писал, что "в основе пьес Горького лежит" отнюдь не "естественное течение жизни", в ходе которой зреют драмы и конфликты, а - "философема", узел которой завязан в плоскости не личных, а идеологических отношений".
- Идеология – система взглядов и идей, мировоззрение
Философичность горьковской драмы проявляется не только в том, что в своих спорах персонажи затрагивают вопросы самого высокого уровня, проблемы бытия и его познания, проблемы существования. Каждая реплика, каждое действие персонажа в горьковской драматургии могут быть рассмотрены и с бытовой, и с философской (идеологической) точки зрения. (Юзовский) - Философичность горьковской драмы проявляется не только в том, что в своих спорах персонажи затрагивают вопросы самого высокого уровня, проблемы бытия и его познания, проблемы существования. Каждая реплика, каждое действие персонажа в горьковской драматургии могут быть рассмотрены и с бытовой, и с философской (идеологической) точки зрения. (Юзовский)
"Отношение к миру, выраженное в чувстве, в переживании героя, обычное у Чехова, обогащалось у Горького отношением к миру, переданным в мысли» (Е.Тагор) - "Отношение к миру, выраженное в чувстве, в переживании героя, обычное у Чехова, обогащалось у Горького отношением к миру, переданным в мысли» (Е.Тагор)
- «Если диалог чеховских героев исключительно богат психологическим подтекстом, то горьковский диалог, сохраняя остро психологическую выразительность, подчеркнуто афористичен, философичен" (Е.Тагор)
Драма Чехова - это социально-психологическая драма. - Драма Чехова - это социально-психологическая драма.
- Драма Горького социально-философская.
- Константин
- Сергеевич
- Станиславский
- Владимир Иванович
- Немирович-Данченко
Начало новой репертуарной линии Московского худож-го театра – общественно-политической - связано прежде всего с постановками пьес М.Горького. - Начало новой репертуарной линии Московского худож-го театра – общественно-политической - связано прежде всего с постановками пьес М.Горького.
- Оглушительный успех имела постановка пьесы «На дне» (1902), которая была написана специально для МХТ (Сатин – К.Станиславский, Настя – О.Книппер и др.)
О пьесе «На дне» - в зарубежной печати - "Нет более плохой драмы, более невозможного литературного произведения!" ("Der Tag").
- "Горький не драматург..." ("Berl. Neueste Nachrichten").
- "С точки зрения искусства и эстетики это произведение стоило бы отодвинуть на задний план" ("Germania").
Пьеса «На дне» посвящена К.П. Пятницкому (на фото - рядом с М.Горьким) - Константин Петрович Пятницкий – писатель, участник литературного кружка «Среда», 1902 г.
Система персонажей в пьесе М.Горького «На дне» (1902 г.) Квашня - Квашня
- «…свободная женщина, сама себе хозяйка…»
- «…ни за сто печёных раков – под венец не пойду!»
- Клещ: А с Абрамкой (Абрам Медведев) ты обвенчаешься…
- Торговка пельменями
- Как издох мой милый муженёк… так я целый день от радости одна просидела: сижу и всё не верю счастью своему…
Клещ и Анна - Клещ и Анна
- Анна: …Дайте хоть умереть спокойно!
- Анна: Андрей Митрич (Клещ)…Там пельмени мне оставила Квашня…возьми, поешь.
- Андрей Митрич…Душно мне…трудно…
- Клещ: Я – рабочий человек… я с малых лет работаю…Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…
- Анна: Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть…
Сатин - Сатин
- Кто это бил меня вчера?
- Потому что – дважды убить нельзя.
- Макробиотика…ха!
- А то ещё есть – транс-сцедентальный…
- Люблю непонятные, редкие слова…Я был образованным человеком…
- Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность…
Барон - Барон
- Пепел: Ну, полай! Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал…
- Я… бывало… проснусь утром и, лёжа в постели, кофе пью… кофе! – со сливками… да!
- Бубнов: Он и теперь – нет-нет, да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, ещё.
Бубнов - Бубнов
- Я вот – скорняк был…своё заведение имел…
- Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай – всё сотрётся…
- (Насте) Ты везде лишняя… да и все люди на земле – лишние…
- Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки – прочь…
- Скорняк – мастер по выделке мехов из шкур
Актёр - Актёр
- Мой организм отравлен алкоголем…
- В драме «Гамлет»…Я играл в ней могильщика…
- …талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу.
- Ты… не знаешь, что такое аплодисменты… это, брат, как… водка!
- Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему – погиб? Веры у меня не было… Кончен я…
Костылев, Василиса (хозяева ночлежки) - Костылев, Василиса (хозяева ночлежки)
- (Клещу) Надо будет накинуть на тебя полтинничек…
- Сатин: Жену ищет… И чего ты не пришибёшь его, Василий?
- Бубнов: Н-да, она своего даром не отдаст… баба – лютая…
- Лука: Ах, и неласкова ты, мать…
- Бубнов: Сколько в ней зверства, в бабе этой!.. К любовнику, видишь, пришла, а его нет…
- Абрам! Иди… Василиса Наташку… убивает…
- (Пеплу) Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…
Васька Пепел - Васька Пепел
- Актёр: Василису он давно поймал…
- Кто бы я ни был, а… захочу – и не видать вам больше Наташки!
- Вор, а тобой не пойман…
- Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал…
- Красивая ты, Васка – а никогда не лежало у меня сердце к тебе…
Лука - Лука
- Старику – где тепло, там и родина…
- Все мы на земле странники… Говорят… что и земля-то наша в небе странница.
- Он (человек) – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…
- Мяли много, оттого и мягок…
- …если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил…
- Любить – живых надо… живых…
Выводы - На тесной площадке подвала-пещеры собраны горемыки, маргиналы, каждый со своей бедой, трагедией.
- Маргинал - человек, находящийся вне своей социальной группы, изгой
- Связывает обитателей ночлежки мрачная власть реального круговорота событий, бессолнечная жизнь (варианты названия пьесы – «Без солнца», «Ночлежка», «Дно»)
- Три правды в пьесе
- Горького "На дне"
Философия, «правда» Луки - Неужто и на том
- свете мука мне
- назначена?
- Отдохнёшь там!..
- Потерпи ещё!.. Ты –
- надейся… Вот,
- значит, помрёшь, и
- будет тебе спокойно.
- Ты… лечись! От
- пьянства нынче
- лечат. Да я тебе
- город назову!.. Ты
- пока готовься!
- Мечтает избавиться
- от постыдной
- зависимости и
- вернуться на сцену.
- Иди… в Сибирь! А
- Хорошая сторона –
- Сибирь! Золотая
- сторона! Кто в силе
- да в разуме, тому
- там – как огурцу в
- парнике!
- Стремление к
- свободной,
- вольной жизни.
- Говорит всем,
- какая сильная,
- настоящая любовь
- была у неё
- Твоя правда…
- Коли ты веришь…
- значит – была она!
Оценка личности Луки после его исчезновения (акт 4) - Настя: Хороший был старичок!
- Сатин: Любопытный старикан…
- Клещ: Он… жалостливый был…
- Татарин: Старик хорош был…
- Сатин: Поманил их куда-то… а сам –дорогу не сказал…
- Барон: Старик – шарлатан!
- Сатин: Он – умница!.. Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…
Правда Луки – - Правда Луки –
- Правда Бубнова – правда факта.
- Правда Сатина
- Правда сострадания, жалости и утешительной лжи,
- вселение в человека надежды на исполнение того,
- во что он верит: «Во что веришь, то и есть».
- «Человек – вот правда!.. Ложь – религия рабов и
- хозяев… Правда – бог свободного человека!..
- Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!
- Надо уважать человека! Не жалеть… уважать надо!»
- Правда веры в человека, которому не нужна ложь.
Основной вопрос пьесы - Что лучше: жестокая правда, которая «обух для человека», или утешительная ложь?
«Как бы мы должны были оценить врача, который исходил бы из убеждения, что все больные неизлечимы и что его единственная задача – скрыть это от больных? Лука – именно такой врач… его проповедь на деле приносит им только вред». (Бялик Б., 1969г.) - «Как бы мы должны были оценить врача, который исходил бы из убеждения, что все больные неизлечимы и что его единственная задача – скрыть это от больных? Лука – именно такой врач… его проповедь на деле приносит им только вред». (Бялик Б., 1969г.)
- «…Теория Луки, его утешения не вредят людям, а напротив, пробуждают в них дремавшие надежды… Лука – не только утешитель… но ещё носитель добра, доброго человеческого слова, которое так нужно озлобленным душам». (Вишневская И., 1979г.)
Домашнее сочинение по творчеству М.Горького - «Романтические герои ранних произведений Горького» (по рассказу «Старуха Изергиль»)
- «Причины падения героев «на дно», трагичность их положения».
- «Образ Луки в пьесе».
Достарыңызбен бөлісу: |