«Согласовано»
Руководитель МО
Приказ №
Максимова Л.С.
Протокол № 1 от
29 августа 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основного общего образования (среднего общего образования) «Мировая художественная культура» (10-11 класс)
Срок реализации: 5 лет
Учитель: Иванова Д. И.
Принято на заседании педагогического совета
протокол № 1 от
«29» августа 2011 г.
2011- 2012 учебный год
ПРОГРАММА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программ] начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусств» музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мирово художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культур: развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприяти собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет боле качественно оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Проблемное noi отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всег человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый “строительный материал” дг самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для боле четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напряму связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которог моделируются разные исторические и региональные системы мировосприяти запечатленные в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, ei непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развит! восприятия (функцию активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способности (функцию исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоциональног эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приемов анали произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках “опыт творческс деятельности” приводится примерный перечень возможных творческих заданий i соответствующим темам.
Программа содержит примерный объем знаний за два года (X - XI класс! обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс X класса включен следующие темы: “Художественная культура первобытного мира”, “Художественн; культура Древнего мира”, “Художественная культура Средних веков” и “Художественн культура Ренессанса”. В курс XI класса входят темы: “Художественная культура Ново времени” и “Художественная культура конца XIX - XX веков”. Через оба курса сквозн< линией проходит тема “Культурные традиции родного края”, которая предполага изучение регионального варианта культуры, в том числе историкоэтнографическое краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обыча в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентации результатов (зарисовки, фото и видеосъемка, запись фольклора и “устных исторш создание музея школы, сайта и т. д.). Этот раздел реализуется за счет национальн регионального компонента или компонента образовательного учреждения.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учрежден] Российской Федерации отводит 70 часов на обязательное изучение учебного предме “Мировая художественная культура” на ступени среднего (полного) общего образован на базовом уровне. В том числе в X и XI классах по 35 часов, из расчета 1 учебный ча< неделю.
Цели образовательной программы «Новая история»
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образноассоциативного мышления i художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоенш ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественно! культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественной творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать из художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширени: кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Задачи предмета
Формирование основы эстетических потребностей, развитие толерантного отношение к миру, актуализация способности воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость.
Развитие навыков оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества
.СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная
программа
|
Класс
|
Учебные пособия для учащихся
|
Методические пособия учителя
|
ДЛ1
|
Мировая
художественная
культура
|
10
|
Г.И. Данилова Мировая художественная культура:
от истоков до XVII века
М.Дрофа 2007 г.
|
|
Мировая
художественная
культура
|
11
|
Г.И. Данилова Мировая художественная культура:
от XVII века до современности М.Дрофа 2007 г.
|
|
Список литературы Культура первобытного человека
Авдеев А.Д. Происхождение театра. М.-Д., 1989.
Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство (в серии “Малая история искусств”). М.,
Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л., 1873, гл.1.. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М., 1969, вып. 1, гл. 1.
Саккетти Л. Музыкальная хрестоматия с древнейших времен до XVII века включительно Спб., 1900, гл. 1-3.
Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985 Древний Восток
Афанасьева В.К. и др. Искусство Древнего Востока (в серии “Малая история искусств”). М., 1976.
Виноградова Н.А. и др. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. М., 1997.
История Древнего Востока, под ред В.И. Кузищина. М., 1988.
Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1994
Кинк Х.А. Древнеегипетский храм. М., 1979
Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М., 1987.
СтаньковаЯ., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., 1987, гл. 1-3.
Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 1-4..
Целлар К. Архитектура страны фараонов: жилище живых, усопщих и богов. М., 1990. Черняк В.З. Уроки старых мастеров. М., 1986..
Античность
Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима. М., 1938.
Гиро П. Частная и общественная жизнь греков М., 1994 Глухов А.Г. Судьбы древних библиотек. М., 1992.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1991, вып.1..
Киреева Е.В. История костюма. М., 1976, гл. 1.
Ривкин Б.И. Античное искусство (в серии “Малая история искусств”). М., 1972 Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 1-4.
Таруашвили Л.И. Эстетика архитектурного ордера. М., 1995.
Средние века
История западноевропейского театра. М., 1936, часть 1, отдел 1.
Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. М., 1986. стр. 5-17.. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М., 1969, вып. 1, гл. 1.
Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л., 1873, гл.1. Саккетти Л. Музыкальная хрестоматия с древнейших времен до XVII века включительно. Спб., 1900, гл. 1-3.
Культура Возрождения
Бартенев И.А. Зодчие итальянского Ренессанса. М., 1936.
Бех Н.И. и др. Мир художественного литья: История технологии. М., 1997.
Боттичелли. Сборник, сост. О. Сугробова. М., 1993.
Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. Гл.З. М., 1984.
Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция. М., 1991.
Джевилегов А.К. Творцы итальянского Возрождения: В 2 кн. М., 1998.
Прилуцкая Т.И. Живопись итальянского Возрождения. М., 1995.
Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М., 1969, вып. 1, гл. 3.
Санти Бруно. Леонардо да Винчи. М., “Слово”, 1998.
Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статьи 9-10
.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 10-11 класс
Тема: Древние цивилизации
Роль мифа в культуре (миф — основа ранних представлений о мире, религии искусстве). Древнние образы и символы (Мировое дерево, Богинямать, Дорога и др.) Первобытная магия. Ритуал — снова синтеза слова, музыки, танца, изображения пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрической орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массово] культуре).
Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность i красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорог; Процессий — свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизацш Шумера и Аккада). Древний Египет — культура, ориентированная на идею Вечно! жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксор! (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменност: канона. Модель Вселенной Древней Индии — ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева ] Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных i художественных систем. “Скульптурное” мышление древних индийцев. Отражена мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс ] Паленке (дворец, обсерватория, “Храм Надписей” как единый ансамбль пирамиды i мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям i археологическим находкам).
Тема: Культура Античности
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синте архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейски праздники — динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античны; традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Слава i величие Рима — основная идея римского форума как центра общественной жизни Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищны* сооружения (Колизей), храм (Пантеон) основные архитектурные и изобразительны! формы воплощения этой идеи.
Тема: Культура Средних веков
София Константинопольская — воплощение идеала божественного мироздания 1 восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и светово] композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика).
Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (Софи Киевская), Владимиро-Суздальская (церковь Покрова на Нерли), Новгородская (церков Спаса на Ильине) и Московская школы (от Спасского собора Спасо-Андронниковскоп монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символическоп языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спас Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева (“Троица”). Ансамбль московского Кремля — символ национального единения образец гармонии традиционных форм и новых строительных приемов.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпох (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы(Италия, Испания, Англи; и др.).
Тема: Культура Индии
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) — синте: монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.
Воплощение мифологических (космизм) и религиознонравственны: (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Спла] философии (дзен-будцизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (caj камней Реандзи в Киото).
Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал знаменный распев).
Тема: Культура Возрождения
Возрождение в Италии. Флоренция — воплощение ренессансной идеи создание “идеального” города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти литературногуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонард< да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеиз> религиозно философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации i мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанс! комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальны: жанров. Театр В. Шекспира — энциклопедия человеческих страстей. Историческо* значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Тема: Художественная культура XVII - XVIII веков
Стили и направления в искусстве Нового времени — проблема многообразия i взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечност] пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявлена трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рим; (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец Петергоф, Ф.Б. Растрелли) — национальные варианты барокко. Пафос грандиозности ] живописи П.П. Рубенса. Творчество Рембрандта X. ван Рейна как приме] психологического реализма XVII века в живописи. Расцвет гомофонно-гармоническоп стиля в опере барокко (“Орфей” К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонш (И.С. Бах).
Классицизм — гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеальноп города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. Ог классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.Л Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципо] симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.А. Моцар' СВДон ЖуанЛ), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).
Романтический идеал и его отображение в камерной музыке (“Лесной царь” Ф Шуберта) и опере (“Летучий голландец” Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозна; и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русское классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Тема: Художественная культура XIX.
Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О Домье) и русской (художники-передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитии русской музыки во второй половине XIX века (П. И. Чайковский).
Основные направления в живописи XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспресси: произведений В. ван Гога и П. Гогена, “синтетическая форма” П. Сезанна). Синтез: искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. С
Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл “Демон” М. А. Врубеля) и музыю (“Прометей” А. Н. Скрябина).
Тема: Художественная культура XX.
Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиа устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности i абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного ] сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX века: башня III Интернационала В.Е. Татлина вилла “Савой” в Пуасси Ш.Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма, Ф.Л. Райта, ансамбл] города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К.С Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма i постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке).
Синтез искусств — особенная черта культуры XX века: кинематограф (“Броненосе] Потемкин” С.М. Эйзенштейна, “Амаркорд” Ф. Феллини), виды и жанры телевидения дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл (“Иисус Христос — Суперзвезда” Э Ллойд Уэббер). Рок музыка (Битлз “Желтая, подводная лодка”, Пинк Флойд “Стена”) электроакустическая музыка (лазерное шоу Ж.М. Жарра). Массовое искусство.
Культурные традиции родного края.№ урока
|
Месяц
|
Тема урока
|
|
Сентябрь
|
I четверть
|
1
|
|
Тема Древние цивилизации
Первые художники Земли.
|
2
|
|
Архитектура страны фараонов
|
3
|
|
Архитектура страны фараонов
|
4
|
|
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта
|
|
Октябрь
|
|
5
|
|
Художественная культура Древней Передней Азии
|
6
|
|
Искусство доколумбовой Америки
|
7
|
|
Тема: Культура Античности
Золотой век Афин
|
8
|
|
Архитектура Древнего Рима
|
9
|
|
Изобразительное искусство этрусков
|
|
Ноябрь
|
II четверть
|
10
|
|
Театральное и музыкальное искусство Античности
|
11
|
|
Тема: Средние века
Мир византийской культуры
|
12
|
|
Архитектура Древнерусского государства
|
13
|
|
Архитектура Великого Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества
|
|
Декабрь
|
|
14
|
|
Московский Кремль
|
15
|
|
Изобразительное искусство и музыка Древней Руси
|
16
|
|
Изобразительное искусство и музыка Древней Руси
|
17
|
|
Архитектура западноевропейского средневековья
|
|
Январь
|
III четверть
|
18
|
|
Изобразительное искусство Средних веков
|
|
Февраль
|
|
Достарыңызбен бөлісу: |