Программа одобрена решением кафедры иностранных, государственных языков и зарубежной литературы
Протокол № ___ от «___»__________2012г.
Проект программы рассмотрен на заседании кафедры иностранных, государственных языков и зарубежной литературы
ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
История литературы страны изучаемого языка
по направлению подготовки
035700.62 «Лингвистика»
ФГОС ВПО утвержден приказом МОиН РФ от «20» мая 2010г. № 541
Общий объем курса по учебному плану _4_(zet) _144_(часов)
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Нормативный срок освоения программы – 4 года
Форма обучения - очная
Зав. кафедрой иностранных, государственных языков и зарубежной литературы к.филол.н., доц. Сергеев В.А. «___»_____2011г. _________ (подпись)
Разработчик д.филол.н., проф. кафедры иностранных, государственных языков и зарубежной литературы Несмелова О.О.«___»_____2011г. _________ (подпись)
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «История литературы стран изучаемого языка» являются: приобретение необходимых в рамках специализации фоновых знаний, позволяющих преодолевать влияние культурных стереотипов и мыслить критически; знание закономерностей функционирования литературного процесса в англоязычных странах; умение осознавать значимость междисциплинарных связей в процессе овладения иностранным языком.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Данная дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.1.В.ОД.2).
3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля):
По итогам изучения курса студент должен обладать следующими компетенциями:
Общекультурные (ОК):
ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);
руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2);
владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);
профессиональные (ПК):
имеет представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ПК-2);
умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ПК-5);
владеет основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);
умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач (ПК-37);
умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (ПК-38);
владеет основами современной информационной и библиографической культуры (ПК-39);
умеет выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту (ПК-40);
владеет стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования (ПК-41);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
основные литературные направления/художественные течения, характеризующие специфику англоязычной литературы, закономерности функционирования последней в рамках определенных лингвокультур (английской, американской, австралийской, и т.д.); функциональные разновидности и отличительные черты, свойственные литературе определенных исторических периодов (Средневековья, Ренессанса, эпохи Просвещения, Романтизма, Реализма, Модернизма, Постмодернизма); значимых представителей данных художественных течений и их основные произведения.
Уметь:
определить жанровую/культурную специфику изучаемого произведения, принадлежность его к определенному литературному направлению /художественной школе; структурировать и интегрировать знания из различных областей филологического знания.
Владеть:
навыками филологического анализа (определение идейно-формальной структуры художественного произведения, анализ индивидуальных авторских стилей и т.н. великих стилей эпохи; использование соответствующего понятийного аппарата); умение адекватно выражать свои мысли, критически мыслить и анализировать художественный текст.
4. Общий объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет _4_ (ZET)__144_(академ.часов)
Распределение часов курса «История литературы страны изучаемого языка» по разделам, темам и видам работ
Наименование
тем/разделов,
коды компетенций подготовки бакалавра, приобретаемых в соответствующих темах
|
ZET
|
Аудиторные занятия
(часов)
|
СРС (часов)
(Текущий контроль по темам)
|
Всего
|
Лек.
|
Практ./
Сем.
|
Лаб.
|
Всего
|
Реф.
|
Эссе
|
др. формы
контроля
|
Тема 1. Английская литература средних веков
Код компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК – 6, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-37, ПК -38, ПК – 39, ПК- 40, ПК - 41.
|
|
10
|
6
|
4*
|
|
10
|
2
|
6
|
2
|
Тема 2. Литература эпохи Возрождения
Код компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК – 6, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-37, ПК -38, ПК – 39, ПК- 40, ПК - 41.
|
|
10
|
12
|
8
|
|
10
|
4
|
10
|
6
|
Тема 3. Литература 17 в.
Код компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК – 6, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-37, ПК -38, ПК – 39, ПК- 40, ПК - 41.
|
|
10
|
12
|
8
|
|
10
|
4
|
10
|
6
|
Тема 4. Литература эпохи Просвещения
Код компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК – 6, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-37, ПК -38, ПК – 39, ПК- 40, ПК - 41.
|
|
12
|
12
|
8*
|
|
12
|
4
|
10
|
6
|
Тема 5. Романтизм
Код компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК – 6, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-37, ПК -38, ПК – 39, ПК- 40, ПК - 41.
|
|
10
|
6
|
4
|
|
10
|
2
|
6
|
2
|
Тема 6. Неоромантизм и реализм на рубеже 19-20 в.в.
Код компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК – 6, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-37, ПК -38, ПК – 39, ПК- 40, ПК - 41.
|
|
2
|
6
|
4*
|
|
2
|
2
|
6
|
2
|
ИТОГО
|
4
|
54
|
|
|
|
54
|
|
|
|
Курсовая работа
|
|
Промежуточный контроль
(экзамен/зачет/зачет с оценкой)
|
Экзамен (36)
|
ВСЕГО
|
180
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины (модуля)
5.1. Содержание разделов дисциплины
(Содержание указывается в дидактических единицах)
№ п/п
|
Наименование раздела, темы дисциплины
|
Содержание раздела
|
1.
|
Английская литература средних веков
|
Англо-саксонский период. Историческое развитие Англии в 5-11 в.в. Раннее средневековье. Понятие о народном эпосе. Особенности эпоса: устная основа, коллективное творчество, универсальный характер, Взаимодействие черт волшебной сказки и хроники. Эпическая поэма «Беовульф». Хронология создания. Фабула и структура. Характер эпического героя. Приоритет коллективных ценностей. Проблема сочетания языческого и христианского мироощущения в «Беовульфе». Художественные особенности языка эпоса. Аллитерационный стих.
Англо-нормандский период Нормандское завоевание. Структура феодального обществаАнглии, ее отражение в языке и литературе. Шотландские и английские народные баллады. Цикл о Робин Гуде. Средневековый рыцарский роман: происхождение и развитие. Понятие «куртуазность». Сопоставление рыцарского романа с народным эпосом. Основные сюжеты рыцарских романов. Книга Т. Мэлори «Смерть Артура» и ее место в истории рыцарского романа.
Английская литература 14 в. Понятие «Предвозрождение». Изменения в социальной структуре английского общества - возникновение «третьего сословия Интерес к реальной, земной жизни Д.Чосер «Кентерберийские рассказы» «Жизнерадостное свободомыслие» как основное настроение творчества. Структура книги - связь с «Декамероном» Д. Бокаччо. Стихотворные новеллы разных рассказчиков, представляющих разные социальные слои. Рассказы рыцаря и мельника как два полюса во взгляде на человека. Роль Чосера в формировании национального английского языка.
|
2.
|
Литература эпохи Возрождения
|
Понятие «Возрождение». Социальная база Возрождения - переход к буржуазному обществу. Формирование гуманистического мировоззрения - представление о красоте, могуществе и свободе человека. Великие научные и географические открытия. Возрождение в Англии - периодизация. Раннее Возрождение - Т. Мор «Утопия».
«Век Елизаветы» - вторая половина 16 в. Воплощение ренессансных идей в полнокровных художественных образах. Развитие английского сонета от Т. Уайета до У. Шекспира. Формирование английского национального театра. Т. Марло и ренессансная трагедия.
Творчество У. Шекспира. Биография - «шекспировский вопрос». Периодизация творчества. Цикл сонетов. Гуманистический взгляд на любовь. Комедии - фарсовые, галантно-пасторальные, «синтетические». Различные формы и уровни комического у Шекспира. Жанр драматических хроник. Основная тема хроник - путь Англии от феодальной анархии к национальному единству. Основные проблемы хроник: проблема власти и личности монарха. Трагедии Шекспира - связь с кризисом Возрождения. Универсальность ситуации и масштабность проблематики. Трагический герой-титан. Трагедии «Гамлет» и «Король Лир». Постелизаветинская драма и «метафизическая поэзия» начала 17 в.
|
3.
|
Литература 17 в.
|
Историческое развитие Англии в 17 в. Социально-политическая и религиозная борьба. Понятие о пуританстве. Английская буржуазная революция и реставрация монархии в 1660 г. «Славная революция» 1688 г. и формирование буржуазно-аристократического компромисса. Творчество Д. Мильтона. Связь с ренессансным гуманизмом и пуританские мотивы. Поэма «Потерянный рай». Торжественный, монументальный белый стих. Две основные сюжетные линии, основанные на материале Ветхого Завета. Амбивалентность образа Сатаны.
|
4.
|
Литература эпохи Просвещения
|
18 век - Век Просвещения. Основная задача Просвещения - борьба с рудиментами феодализма, установление буржуазно-демократического уклада. Разум как основа просветительского мировоззрения. Основной художественный стиль - просветительский реализм. Особенности Просвещения в Англии. Периодизация английского Просвещения. Роль журналистики в возникновении просветительского романа. Развитие просветительского романа.
Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Отражение просветительских идей. Труд как основа и главное содержание жизни. Характер труда Робинзона - свободный и творческий. Ранний просветительский роман - маскировка под документ, линейная композиция, роль детали. Типы романа - приключенческий, просветительский, плутовской, путешествий.
Д. Свифт «Приключения Гулливера». Особое место в английском Просвещении. Жанровая основа - политический памфлет, философская повесть, утопия, фантастика. Часть 1 - сатирико-аллегорическое изображение современной Англии. Часть 4 - глубина и всеобъемлющий характер сатиры.
С.Ричардсон. Семейно-бытовой роман. Формирование буржуазного этического кодекса. Детальное изображение повседневной жизни. Психологический анализ. Романы «Памела» и «Кларисса». Ограниченность моральной позиции Ричардсона.
Г. Филдинг. Новые виды романа - «роман большой дороги» и социально-бытовой роман. Теория романа: отказ от маскировки под документ, повествование от автора, разветвленная композиция. Роман «Приключения Тома Джонса». Панорамное изображение английского общества середины 18 в. Проблема подлинной и ложной нравственности (оппозиция Том Джонс - Блайфил).
Третий этап Просвещения - сентиментализм. Отказ от просветительского реализма. Творчество Л. Стерна. Роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди». Оригинальность стиля и композиции, пародийный характер. «Доктрина шендизма» - понятие «конька». Шендистские герои Стерна. Проблема сентиментального отношения к жизни в «Сентиментальном путешествии».
Поэзия Р. Бернса. Фольклорный характер.
|
5.
|
Романтизм
|
Исторические предпосылки возникновения романтизма - реакция на Французскую революцию и пост-революционное развитие. Отказ от просветительской опоры на Разум, акцент на чувство. Разрыв идеала и действительности. Эстетика романтизма. Культ природы и чувства. Типология романтического героя.
Ранний английский романтизм. Поэзия У. Вордсворта и С.-Т. Колриджа. Тематика и эстетические принципы. Поэзия П. Б. Шелли и Д. Китса.
Д.Г. Байрон. Биография. Политическая и литературно=эстетическая позиция. Ранняя лирика. Поэма «Паломничество Чайлд Гарольда». Образ главного героя - новизна и соответствие духу времени. Основные темы авторских отступлений - Испания, Греция, Наполеон, Французская революция и др. Сочетание романтической меланхолии с призывом к борьбе за свободу. «Восточные поэмы». Романтический Восток в поэзии Байрона. Образ романтического бунтаря - поэма «Корсар». Философия «мировой скорби» в поэмах «Манфред» и «Каин». Поэма «Дон Жуан» - новые черты в творчестве Байрона. Приключенческая фабула. Основные темы авторских отступлений - борьба против тирании, осуждение войны, сатирическое изображение английского общества.
Возникновение исторического романа и творчество В. Скотта. «Шотландские», «английские» и «континентальные» романы Скотта - художественное истолкование европейской истории в ее ключевых моментах. Философия истории в романах Скотта. Роль народа и великих исторических личностей. Идея «срединного пути». Романы «Айвенго», «Пуритане», «Квентин Дорвард».
|
6.
|
Неоромантизм и реализм на рубеже 19-20 в.в.
|
Неоромантизм - сопоставление с романтизмом начала 19 в. Особенности неоромантического идеала. Творчество О. Уайльда, Р.Л. Стивенсона, Д.Р. Киплинга.
Сочетание широты социального взгляда с глубиной психологического анализа. Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах». Форсайтизм как социально-психологическое явление. Д.Б. Шоу. Социально-политические и литературно-эстетические взгляды. Драматургическая реформа: пьеса-дискуссия на актуальную общественную тему. Цикл «Неприятные пьесы» - «Профессия миссис Уоррен». Борьба с романтическими иллюзиями - цикл «Приятные пьесы». Теория об «идеалистах» и «реалистах» - пьеса «Ученик дьявола». Проблематика пьесы «Дом, где разбиваются сердца». Условность и гротеск пьес 20-х г.г. Социальная фантастика Д.Г. Уэллса - «Машина времени», «Война миров», «Человек- невидимка».
8. Английская литература 20 века.
Историческая ситуация начала 20 в. Влияние новых философских идей (З. Фрейд, К. Юнг, А. Бергсон) на развитие литературы. «Психологическая школа и творчество В. Вулф. Техника «потока сознания». Эстетические принципы и творчество Д. Джойса. Роман «Улисс». Мировоззрение и творчество Д.Г. Лоуренса. Роман «Любовник леди Чаттерлей». Поэтическая система Т.С. Элиота.
Обзор творчества английских писателей 20 в. - У.С. Моэм, Г. Грин, И. Во, Рю. Олдингтон, О. Хаксли, Д. Оруэлл, А. Мэрдок, У. Голдинг, Д.Р.Р. Толкин, Э. Берджесс, М. Спарк,
Понятие о постмодернизме. Постмодернистские принципы художественного творчества - Д. Фаулз, Д. Барнс, П. Акройд и др.
|
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи
с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
|
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
1.
|
Стилистика
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
2.
|
Практикум по культуре речевого общения
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
3.
|
Аналитическое чтение
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
4.
|
Практический курс английского языка
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
5.
|
Лексикология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
6.
|
Русский язык и культура речи
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Достарыңызбен бөлісу: |