Рабочая программа для студентов направления подготовки 38. 03. 01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит»



Дата04.12.2016
өлшемі0,99 Mb.
#3168
түріРабочая программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Тобольский педагогический институт им. Д.И.Менделеева

(филиал ТюмГУ) в г.Тобольске
УТВЕРЖДАЮ

Директор

_______________________ /Е.А.Короткова/

__________ _____________ 2015г.




МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит».

Форма обучения - очная, заочная.

Тобольск


2015
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

(сайт для загрузки УМК umk3plus.utmn.ru)

Рег. номер: ___________________________________________________________________

Дисциплина: ___________Мировая художественная культура_________________________

Учебный план: ________________________________________________________________

Автор:___________к.фил.н., доцент Гауч О.Н._____________________________________

Кафедра:___истории, философии и МП______________________________


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Тобольский педагогический институт им. Д.И.Менделеева

(филиал ТюмГУ) в г.Тобольске

Гуманитарный факультет

Кафедра истории, философии и МП



Гауч О.Н.
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит».

Форма обучения - очная, заочная.

Тобольск


2015
Гауч О.Н. Мировая культура и искусство. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит». Форма обучения - очная, заочная.

Тобольск, 2015, 34 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Мировая художественная культура [электронный ресурс] / Режим доступа: http:// umk3plus.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой истории, философии и МП.




  1. Пояснительная записка

    1. Цель и задачи дисциплины

Цель: формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение студента к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры.

Задачи:

- осуществление процесса обучения мировой художественной культуры в соответствии с образовательной программой;

- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения мировой художественной культуры, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

- воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации,

- оказание помощи в социализации учащихся;

- формирование общей культуры учащихся,

- рациональная организация учебного процесса;

- организация контроля за результатами обучения и воспитания;

- организация самостоятельной работы.


    1. Место дисциплины в структуре образовательной программы:

Дисциплина «Мировая художественная культура» относится к блоку дисциплин по выбору Б1.В.ДВ.2 учебного плана направления подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит». Дисциплина рассматривает сущность человеческой культуры и закономерности её исторического развития, осмысливает уникальный исторический опыт диалога культур и способы его миропонимания, представляет современность как результат культурно-исторического развития. В учебном курсе рассматриваются основные типы человеческой культуры, начиная с её зарождения (первобытная культура), далее Древний Восток как многообразие цивилизационных миров. История европейской культуры начинается с изучения античности, достижения которой реализовалось в последующие этапы развития мировой художественной культуры. На этапе знакомства со средневековьем параллельно рассматриваются этапы становления и развития древнерусского искусства. История европейской культуры освещена до современности, через отдельные периоды (Возрождения, Просвещения) её эволюции, с характерными для каждого из них, уровнями духовных ценностей, ментальности и идеалов. Культура XX в. рассматривается как этап формирования единой общечеловеческой цивилизации на основе общих, глобальных процессов, охвативших большую часть населения земли и влияющих на всех и каждого. Таким образом, цивилизационный подход позволяет рассматривать мировую культуру как систему общечеловеческих ценностей. Для освоения дисциплины «Мировая художественная культура» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Социология», «История», «Профессиональная этика».

Программа дисциплины предполагает изучение истории мировой культуры в соответствии с системой понятий и категорий культурологических дисциплин. Изучение дисциплины «Мировая художественная культура» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части гуманитарного цикла.

Таблица 1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

с обеспечиваемыми дисциплинами



№ п/п

Наименование обеспечиваемых дисциплин

Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых дисциплин

1.1-1.3

2.1-2.3

3.1-3.3

1

История

+

+

+

2

Социология

+

+

+

3

Современная научная картина мира




+

+




    1. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5).


    1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине:

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны

Знать:

- основные этапы в художественном развитии человечества;

- культурные доминанты различных эпох в развитии мировой художественной культуры;

- эстетические идеалы различных эпох и народов;

- основные стили и направления в мировой художественной культуре;

- роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

- особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;

- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох.



- основные особенности художественного развития народов мира.

Уметь:

  • отличать произведения искусства различных стилей;

  • самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для различных эпох и народов;

  • сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах современного искусства;

  • пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее;

  • показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры народов в мировой художественной культуре.

Владеть навыками:

  • анализа художественных произведений различных видов искусств;

  • и свободного владения терминологическим и понятийным аппаратом;

  • навыками самостоятельного изучения дополнительного материала по мировой художественной культуре;

  • формулирования собственного суждения об определенной эпохе, жанре, виде, представителе искусства.

  1. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 3. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 академических часа, из них 54 часа, выделено на контактную группу с преподавателем, 18 часов, выделено на самостоятельную работу. Для студентов заочной формы обучения контактная группа с преподавателем выделено 6 часов, на самостоятельную работу - 66 часов.

  1. Тематический план

Таблица 2.1 Тематический план (очная форма обучения)



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в часах

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого количество баллов

лекции

практические занятия

самостоятель-ная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Модуль 1

1.1

Культура Древнего мира.

1-2

2

4

3

9

1

13

1.2

Художественная культура средневековья и Византии.

3-6

2

8

3

13

1

25




Всего




4

12

6

22

2

38

Модуль 2

2.1

Художественная культура эпохи Возрождения.

7-8

2

4

2

8

1

10

2.2

Художественная культура Нового времени в Европе.

9-10

4

4

2

10

1

10

2.3

Художественная культура Запада в XX-XXI вв.

11-12

2

4

2

8

1

12




Всего




8

12

6

26

3

32

3.1

Древнерусская художественная культура.

13-14

2

4

2

8

1

10

3.2

Художественная культура России (XVIII – нач. XX вв.).

15-16

2

4

2

8

1

10

3.3

Советская художественная культура. Художественная культура России на рубеже веков.

17-18

2

4

2

8

1

10




Всего




6

12

6

24

3

30

Таблица 2.2 Тематический план (заочная форма обучения)




Тема

Виды учебной работы

Итого часов по теме

лекция

практическое занятие

самостоятельная работа




1

Культура Древнего мира

2

-

22

24

2

Культура Западной Европы

-

2

22

24

3

Культура России

-

2

22

24




  1. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 3. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

презентация

итого количество баллов

собеседование

коллоквиум

ответ на практическом занятии

тест

сочинение-эссе

художественный анализ памятников культуры

реферат

практические задания

контрольные работы







Модуль 1 (1-6 недели)

1.1

0-1

0-2

0-5

-

-

-

-

-

-

0-5

0-13

1.2

0-1

0-2

0-10

0-5

-

-

0-4

0-3

-

-

0-25

Всего

0-2

0-4

0-15

0-5

-

-

0-4

0-3

-

0-5

38

Модуль 2 (7-12 недели)

2.1

0-1

-

0-5

-

-

0-2

-

-

-

-

0-8

2.2

0-1

0-2

0-5

-

0-5

-

-

-

-

-

0-13

2.3

0-1

-

0-2

0-3

-

-

-

-

0-2

0-3

0-11

Всего

0-3

0-2

0-12

0-3

0-5

0-2

-

-

0-2

0-3

32

Модуль 3 (13-18 неделя)

3.1

0-1

0-2

0-5

-

-

-

-

0-2




-

0-10

3.2

0-1

-

0-2

-

-

-

-

-

0-3

-

0-6

3.3

0-1

-

0-5

0-3

-

0-2

-

-




0-3

0-14

Всего

0-3

0-2

0-12

0-3

-

0-2

-

0-2

0-3

0-3

0-30

Итого

0-8

0-8

0-24

0-11

0-5

0-4

0-4

0-5

0-5

0-11

0-100

  1. Содержание дисциплины

Модуль 1

Тема 1. Культура Древнего мира

Ритуально-магические основания искусства Древнего мира. Пространственные и временные виды искусства. Первобытный синкретизм искусств. Культура майя, ацтеков, викингов. Культура Двуречья. Мифо-эпические представления о мире и человеке. Храмовая архитектура. Эпос и Гильгамеше. Культура Древнего Египта. Открытие древнеегипетской цивилизации. Зооморфные божества – покровители древних египтян. Пирамиды – памятники бессмертию фараонов. Загадка иероглифов. Эстетический канон древнеегипетского искусства, его религиозные основы и символика. Древнеперсидская культура. Археологические изыскания в Иране. Царский род Ахеменидов. Ахеменидское искусство. Заратустра – основатель новой религии. Культура Древней Индии. Хараппы и Мохенджо-Даро. Древние арии и священная поэзия Вед. Древнеиндийские вероучения. Индийские храмы. Культура Древнего Китая. Осмысление мира и человека в искусстве Древнего Китая. Ритуал и магия. Иероглифика. Даосизм. Декоративно-прикладное искусство. Культура Древней Японии. Синтоизм и искусство Древней Японии. Становление художественно-образной системы. Культ гор и камней, цветов и деревьев. Храмовое зодчество и парковое искусство. Неповторимость японской поэзии. Культура Древней Греции. Периодизация художественной культуры Древней Греции. Мифология, театр, архитектура, скульптура Древней Греции. Культура Древнего Рима. Загадка культуры этрусков. Проблема человека в древнеримской культуре. Архитектура, скульптура, живопись. Значение римской античности.



Тема 2. Художественная культура средневековья и Византии

Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации. Особенности ислама как мировой религии. Арабески как один из видов изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство Востока. Эстетические категории исламской архитектуры. Научные достижения арабского Востока. Объединяющая роль христианской церкви в становлении европейской художественной культуры. Монастыри как центры образования и культуры. Эпические поэмы Северной Европы. Формирование художественного канона в храмовом искусстве. Романский стиль, его связь с римской базиликой. Архитектурные черты и особенности построек романского стиля. Народная музыка европейского средневековья. Странствующие музыканты. Средневековая культура мира и место в ней человека. Ведущая роль архитектуры. Образ средневекового храма. Образ мира и готический храм. Скульптурное убранство храма. Многоцветность витража. Книжная миниатюра. Куртуазная любовь и ее отражение в поэзии и литературе. Развитие готического стиля в искусстве Северной Европы. Ощущение трагизма жизни и его отражение в трактовке библейских сюжетов. Изящество миниатюры. Проторенессансные черты поздней готики.



Модуль 2

Тема 3. Художественная культура эпохи Возрождения

Основные черты. Периодизация культуры. Предшественники Возрождения. Данте, Петрарка, Боккаччо. Джотто как выразитель нового ощущения человеческого достоинства, Чимабуэ, Сандро Боттичели, Мазаччо. Архитектура Филиппо Брунеллески, Леона Батиста Альберти. Скульптура Донателло. Становление принципов гуманизма в философии и литературе. Титаны Возрождения. Шедевры живописи, архитектуры и скульптуры. Секуляризация искусства. Особенности периода. Андрео Палладио, Джорджоне, Тициан, Паоло Веронезе, Тинторетто. Этапы маньеризма. Основные черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов. Преобладание портретной и жанровой живописи. Братья Ван Эйки, И.Босх, А.Дюрер и другие. Роль Шекспира в мировой художественной культуре. Возрождение во Франции. Идеи Реформации. Учение Мартина Лютера.



Тема 4. Художественная культура Нового времени в Европе

Многоохватность видения мира в искусстве барокко. Развитие театра, балета, музыки. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Золотой век испанской культуры. Эль Греко – испанский художник. Фламандское и голландское искусство XVII в. Художественные школы. Рубенс, Ван Дейк, Ф.Снейдерс. Творчество Рембрандта и реализм. Формирование идей Просвещения. Проблема воспитания новых поколений и людей. Философ Джон Локк. Французские энциклопедисты. Новое понимание отношения «человек и природа». Вольтер и Ж.Ж. Руссо. Живописцы Просвещения Шарден, Грез, Хогарт. Театр и музыка XVIII в. Строительство светских зданий. Школа придворных портретистов. Классицизм. Стремление к выражению возвышенных и героических идеалов. Классицизм в живописи (Н.Пуссен, Лорен, Генсборо) и архитектуре. Версаль. Особенности рококо. Антуан Ватто, Франсуа Буше, Фрагонар. «Романтизм – идейно-художественное направление первой половины XIX века». Социокультурные доминанты эпохи. Основные направления и стили в искусстве. Поиск нового художественного языка. Дифференциация и синтез. Противопоставление образа свободной личности толпе. Мотивы одиночества. Романтика Средневековья в творчестве В.Скотта, В.Гюго и др. Живопись. Ф.Гойя, Э.Делакруа, Т.Жерико. Воздействие романтизма на последующие течения в сикусстве. Натурфилософия Фридриха Шеллига. Первостепенная роль музыки в системе искусств эпохи романтизма.

«Реализм – идейно-художественное направление второй половины XIX века». Становление реализма в литературе, живописи, театральном искусстве. У.Теккерей, О.Бальзак, Г.Флобер, Э.Золя. Барбизонская школа живописи. Т.Руссо, Ж.Дюпре, Ф.Милле, Г.Курбе. Основные положения натурализма и декаданса. Импрессионизм и его открытия. Скульптура, музыка.

Тема 5. Художественная культура Запада в XX-XXI вв.

Новое понимание красоты в постимпрессионистской живописи. Новые идеи в искусстве XX века. Символизм как новое видение мира (живопись, графика, литература и др.). Новые направления в живописи. Язык символов во французской поэзии Шарля Бодлера. Модерн в архитектуре, живописи и музыке. Универсализм модернистов. Эстетизация быта. Новые тенденции в музыке. Проблема субъективности в художественной культуре. Основы постмодернистской эстетики. Художественная культура в годы ВОВ. Эстетика гиперреализма. Возврат к идеям Ле Корбузье в архитектуре рубежа веков. Глобализация научно художественной картины мира. Особенности развития театрального искусства и киноискусства, живописи, архитектуры и скульптуры.



Модуль 3

Тема 6. Древнерусская художественная культура

Восточные славяне, их нравы, традиции, обряды. Художественная культура языческой Руси. Русь и Византия. Значение принятия христианства для формирования эстетического идеала и художественного канона. Своеобразие русского деревянного и каменного зодчества. Распространение письменности и формирование центров письменной культуры. Летописи.



Тема 7. Художественная культура России (XVIII – нач. XX вв.)

Петровские реформы и их значение. Развитие архитектуры от барокко (Б.Растрелли) к классицизму (В.Баженов, М.Казаков, К.Росси, И.Старов). Классицизм в живописи. Парадный портрет (Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский). Театр в XVIII в.

Романтизм в живописи (О.А.Кипренский, К.П.Брюллов, маринист И.К.Айвазовский и др.). Художники – реалисты (И.Е. Репин и др.). Товарищество передвижных выставок. Стиль ампир в архитектуре (Карл Росси). «Николаевский» или поздний классицизм второй трети XIX в. Творчество композиторов «Могучей кучки». «Реализм – идейно-художественное направление второй половины XIX века».

Тема 8. Советская художественная культура. Художественная культура России на рубеже веков

Основные положения натурализма и декаданса. Художественная культура XX-XXI вв. Художественная культура России до 1941 г. Сезоны Дягилева в Париже. Театральное искусство Мейерхольда. Становление кинематографа. Искусство в годы ВОВ. Художественная культура периода оттепели.



  1. Планы практических занятий

Модуль 1

Практическое занятие № 1

Тема: «Художественная культура Древнего Египта»

План:


  1. Мифология и религия в культуре Древнего Египта.

  2. Формирование мифологических представлений древних египтян и закрепление их в «Текстах пирамид», «Текстах саркофагов». Отражение религиозных представлений в культе Солнца и культе мертвых. «Книга мертвых».

  3. Синтез архитектуры и скульптуры в египетском искусстве и идея вечности. Задачи египетских пирамид.

  4. Художественный канон в живописи и скульптуре. Изображение людей и животных.

  5. Египетские мифы (чтение и анализ).

Тема 2: «Художественная культура Индии, Японии и Китая»

План:


  1. Культура Древней Индии. Хараппы и Мохенджо-Даро.

  2. Древние арии и священная поэзия Вед.

  3. Древнеиндийские вероучения. Индийские храмы.

  4. Культура Древнего Китая. Осмысление мира и человека в искусстве Древнего Китая.

  5. Ритуал и магия. Даосизм.

  6. Иероглифика. Декоративно-прикладное искусство.

  7. Культура Древней Японии. Синтоизм и искусство Древней Японии.

  8. Становление художественно-образной системы. Культ гор и камней, цветов и деревьев.

  9. Храмовое зодчество и парковое искусство. Неповторимость японской поэзии.

Тема 3: «Художественная культура Древней Греции»

План:


  1. Особенности мифологии. Пантеон богов.

  2. Особенности архитектуры. Ордерная система, памятники архитектуры.

  3. Особенности скульптуры.

  4. Особенности вазописи.

  5. Литературное наследие Греции.

Тема 4: «Художественная культура Древней Рима»

План:


1. Культура этрусков.

2. Особенности мифологии, связь с греческой мифологий.

3. Литературное наследие.

4. Памятники архитектуры.

5. Памятники скульптуры особенности скульптурного портрета.

Тема 5: «Художественная культура средневекового арабского Востока»

План:


  1. Особенности ислама как мировой религии.

  2. Арабески как один из видов изобразительного искусства.

  3. Декоративно-прикладное искусство Востока.

  4. Эстетические категории исламской архитектуры.

  5. Научные достижения арабского Востока.

Тема 6: «Художественная культура средневековой Европы»

План:


  1. Романский стиль, его связь с римской базиликой.

  2. Архитектурные черты и особенности построек романского стиля.

  3. Народная музыка европейского средневековья.

  4. Образ мира и готический храм. Скульптурное убранство храма.

  5. Книжная миниатюра.

  6. Развитие готического стиля в искусстве Северной Европы.

Модуль 2

Тема 7: «Периодизации художественной культуры итальянского Возрождения»

План:


  1. Научные открытия эпохи Возрождения

  2. Творчество ранних возрожденцев:

а) живопись (Чимабуэ, Джотто);

б) архитектура (Арнольфо ди Камбио, Брунеллески, Леон Батист Альберти);

в) скульптура (Николо Пизано).


  1. Высокое Возрождение. Титаны итальянского Возрождения»:

а) Леонардо да Винчи.

б) Микеланджело.

в) Творчество Рафаэля


  1. Высокое Ренессанс в Венеции (или Позднее Возрождение)

а) Тициан,

б) Джорджоне.



Тема 8: «Художественная культура Северного Возрождения»

План:


1. Нидерландское Возрождение: Ван Эйк, Ван дер Вейден, Хуго Ван дер Гус, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший;

2. Немецкое Возрождение: Альбрехт Дюрер, Ханс Гольбейн Младший, Лукас Кранах.

3. Французский Ренессанс: Жан Фуке, Мшель коломб, Жан Гужон и др.

Тема 9: «Стилевые направления в Европейском искусстве XVII-XIX в.»

План:


  1. Художественные особенности барокко.

А) Тематика творчества Рембрандт.

Б) Тематика и жанровое своеобразие реалистического творчества живописца Д.Веласкеса.

В) Этапы творчества Рубенса.

Г) Творчество Л. Бернини

2. Художественные особенности рококо

А) Творчество Ватто.

Б) Творчество Буше.

В) Творчество Фрагонара.

3. Художественные особенности классицизма

А) Многообразие тем в творчестве Н.Пуссена.

Б)Пейзажная живопись К.Лоррена.

В) Ж.Давид,

Г) Д.Энгр

Тема 10: «Основные тенденции развития европейского искусства XX в.»

План:


  1. Разнообразие художественных направлений изобразительного искусства. Программность искусства XX века.

  2. Фовизм. Творчество Анри Матисса.

  3. Творчество Ам. Модильяни.

  4. Анри Руссо – глава примитивизма.

  5. Экспрессионизм как художественный метод.

  6. Кубизм. Творчество П.Пикассо.

  7. Абстракционизм. Творчество В.Кандинского.

  8. Суприматизм Казимира Малевича.

  9. Сюрреализм С.Дали.

Тема 11: «Импрессионизм в Европейской культуре»

План:


  1. Импрессионизм как художественный метод.

  2. Творчество Э.Мане.

  3. Творчество Огюста Ренуара.

  4. Творчество Клода Моне.

  5. Творчество А.Сислея.

  6. Творчество Э.ДегаЖ.Сера.

  7. Скульптура Огюста Родена.

Модуль 3

Тема 12: «Иконопись и парсуна в древнерусском искусстве»

План:


  1. Иконографический канон.

  2. Творчество Феофана Грека.

  3. Творчество Андрея Рублева.

  4. Творчество Дионисия.

  5. Понятие парсуны. Творчество С. Ушакова.

Тема 13: «Архитектура Древней Руси»

План:


  1. Десятинная церковь в Киеве.

  2. Архитектура Киевского княжество. Софийский собор в Киеве. Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и др.

  3. Архитектура Московского княжества. Московский кремль.

  4. Архитектура Новгорода и Пскова княжества.

  5. Шатровые храмы. Храм Василия Блаженного и др.

Тема 14-15: «Художественная культура России в эпоху Нового времени»

План:


  1. Русское искусство первой половины XVIII в.

  1. Русское барокко как единство архитектуры, скульптуры, монументальной и декоративной живописи, прикладного искусства.

  2. Дворцовая и храмовая архитектура. Растрелли и его шедевры.

  3. Формирование жанра в русской живописи (И.Вишняков, А.Антропов, И. Аргунов; художники-иностранцы: Г.Кристоф Гроот, Пьетро Ротари; Ломоносов – мозаичист).

II. Русское искусство второй половины XVIII в.

  1. Классицизм и архитектура:

а) ранний классицизм (60-80 г.г.): А.Кокоринов, Ю.Фельтен, А.Ринальди;

б) строгий классицизм (80-90 г.г.): В.Баженов, М.Казаков, И.Старов, Дж. Кваренги, Н.Львов.



  1. Видовое разнообразие русской скульптуры втор. пол. XVIII в. (Ф.Шубин, Э.-М.Фальконе). Школа отечественных скульпторов: Ф.Гордеев, М.Козловский, Ф.Щедрин, И.Мартос.

  2. Классицизм в живописи: жанровая и тематическая специфика (А.Лосенко, И.Акимов, П.Соколов, Г.Угрюмов).:

а) развитие бытового жанра (М.Шибанов, И.Ерменев);

б) пейзажный жанр (С.Щедрин, М.Иванов);

в) творчество Ф. Рокотова и Дж.Левицкого;

г) портреты В. Боровиковского.

4. Место декоративно-прикладного искусства в классицизме.

Тема 16: «Художественная культура России в 1917-1940 гг.»

План:


  1. Возникновение и развитие импрессионизма. Основные представители и принципы. Э.Мане, К.Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей.

  2. Скульптуры Родена.

  3. Музыка Де Бюсси.

  4. Постимпрессионистическое видение мира: разнообразие авторских систем.

  5. Поль Сезанн. Творчество и судьба.

  6. В. Ван Гог и постимпрессионизм.

  7. Экзотическое творчество П. Гогена.

Тема 17-18: «Художественная культура в годы ВОВ и послевоенные годы»

План:


  1. Литература в годы войны.

  2. Кинематограф в годы войны.

  3. Агитационные плата в годы войны.

  4. Музыка военных лет: А.В. Александрова «Священная война», В.Г.Захарова «Ой, туманы мои, растуманы», Ленинградская симфония Шостаковича и др.

  1. Темы лабораторных работ. Не предусмотрены учебным планом ОП.

  2. Примерная тематика курсовых работ. Не предусмотрены учебным планом ОП.

  3. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.

Таблица 4. Планирование самостоятельной работы



Модули и темы

Виды СРС

неделя

объем часов

количество баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1

1.1

Культура Древнего мира.

чтение обязательной литературы

подготовка презентации

1-2

5

13

1.2

Художественная культура средневековья и Византии.

чтение обязательной литературы, выполнение анализа репродукции

3-6

5

25




Всего по модулю 1

10

0-38

Модуль 2

2.1

Художественная культура эпохи Возрождения.

чтение обязательной литературы

подготовка презентации, сочинение эссе.

7-8

8

10

2.2

Художественная культура Нового времени в Европе.

чтение обязательной литературы, выполнение анализа репродукции

9-10

8

10

2.3

Художественная культура Запада в XX-XXI вв.

чтение обязательной литературы, анализ репродукции

11-12

8

12




Всего по модулю 2

24

0-32

Модуль 3

3.1

Древнерусская художественная культура.

чтение обязательной литературы

подготовка презентации, сочинение эссе.

13-14

9

10

3.2

Художественная культура России (XVIII – нач. XX вв.).

чтение обязательной литературы, выполнение анализа репродукции

15-16

9

10

3.3

Советская художественная культура. Художественная культура России на рубеже веков.

чтение обязательной литературы, анализ репродукции

17-18

8

12




Всего по модулю 3:

26

0-32




Итого

60

0-100

10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

10.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):

Таблица 5. Матрица реализуемых компетенций



ОК-2

способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

Б1.Б.1

История

Б1.В.ОД.1

История денег

Б1.В.ОД.7

Современная научная картина мира

Б1.В.ДВ.2.3

Социология культуры

Б1.В.ДВ.10.1


История финансов

ФТД.2

Историческая география

ФТД.3

История мировой культуры и искусства

ОК-5

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Б1.Б.4

Социология

Б1.В.ОД.2

Русский язык и культура речи

Б1.В.ОД.7

Современная научная картина мира

Б1.В.ДВ.1.1

Профессиональная этика

Б1.В.ДВ.1.2

Этика предпринимательства

Б1.В.ДВ.2.1

Культура делового общения

Б1.В.ДВ.2.3

Социология культуры

Б1.В.ДВ.2.4

Экономические основы социального государства

Б2.У1

Учебная практика

10.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:

Таблица 6. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Код компетенции

Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП

Виды занятий

Оценочные средства

пороговый

(удовл.)


61-75 баллов

базовый (хор.)

76-90 баллов



повышенный

(отл.)


91-100 баллов

ОК-2

Знать:

выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох и основные этапы в художественном развитии человечества.



Знать:

культурные доминанты различных эпох в развитии мировой художествен-

ной культуры и эстетические идеалы различных эпох и народов


Знать:

роль и место классического наследия в художественной культуре современности



Лекции, практичес-кие занятия

письмен-

ный опрос, практичес-

кие задания, реферат, сообщение, презента-

ция


Уметь:

отличать произведения искусства различных стилей.




Уметь:

самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для различных эпох и народов.



Уметь:

показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры народов в мировой художественной культуре.



Лекции, практичес-кие занятия

письмен-

ный опрос, анализ художест-

венных произведе-

ний, тест, сочинения-рассужде-

ния


Владеть:

терминологическим и понятийным аппаратом.




Владеть:

навыками анализа художественных произведений различных видов искусств.




Владеть:

навыками формулирования собственного суждения об определенной эпохе, жанре, виде, представителе искусства.



Лекции, практичес-кие занятия

письмен-

ный опрос,

практич

еские занятия, терминоло-гический диктант, анализ произведе-



ний искусства, реферат

ОК-5

Знает: знаковые (ключевые) факты и фигуры разных эпох


Знает:

характеристики культурных эпох и выдающихся деятелей, комплекс артефактов, представляющих их важнейшую ценность




Знает: истории человеческого общества и истории культуры, национальных обычаев и традиций. Свободно оперирует культурологичес-кими терминами и понятиями, знает ключевые исторические события и факты

Лекции, практичес-кие занятия

Контроль-

ная работа, эссе, зачет



Умеет: в общем виде апеллировать в журналистскихтекстах к той или иной культур ной традиции, осмыслять значение смены исторических эпох


Умеет: самостоятельно моделировать журналистский текст в рамках конкретных культурных традиций и обычаев


Умеет: самостоятельно производить журналистские тексты (продукты), обладающие высокой историко-культурной ценностью, проявлять толерантность к разнообразным традициям и культурным ценностям

Лекции, практичес-кие занятия

Контроль-

ная работа, эссе, комплекс-

ная ситуацион-ная задача, зачет


Владеет: начальными навыками определения принадлежности фактов, явлений, текстов к определенной историко-культурной эпохе

Владеет основными навыка ми самостоятельного анализа принадлежности фактов, явлений, текстов к определенной историко-культурной эпохе, навыками определения ценности артефактов в рамках культурной традиции и в целом для человечества

Владеет: устойчивыми навыками экспертного определения ценности культурных артефактов, исторических событий

Лекции, практические занятия

Контроль-

ная работа, эссе, комплекс-

ная ситуацион-ная задача, зачет


10.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

В течение курса студентам будет предлагаться несколько видов работ:



Подготовка сообщений и докладов

Раздел: Художественная культура Европы в XX веке

Тема: История становления и развития кинематографа в Европе

Вид работы: сообщение


  1. Примерные темы:

  2. Творчество Стэнли Крамера («Не склонившие головы», «На последнем берегу», «Процесс в Нюнберге»),

  3. Творчество Сиднея Люмета («Двенадцать рассерженных мужчин»),

  4. Творчество Делберт Манн («Марти»),

  5. Творчество Марсель Карне («Обманщики»),

  6. Творческий путь Чарли Чаплина и др.

Раздел: Художественная культура Европы в XX веке

Тема: Особенности кинематографического искусства второй половины XX века в Европе.

Вид работы: сообщение

Примерные темы



  1. Творчество Лукино Висканти

  2. Творчество Микеланджело Антониони

  3. Творческий путь Фредерико Феллини

  4. Творческий путь Софи Лорен

Подготовка презентации:

Пример задания презентации

Раздел 2: Художественная культура.

Тема: Культура исчезнувших цивилизаций: мая, ацтеки, инки, викинги.

Методические указания: Студент самостоятельно выбирает культуру народа для презентации. В презентации можно отразить одну из сторон духовной культуры народа: ценности, обычаи или обряды, привычки, нормы поведения.

Раздел: Художественная культура эпохи Возрождения.

Тема: Художественная культура эпохи Раннего Возрождения

Приготовить презентацию о творчестве одного из представителей эпохи Раннего Возрождения: Джотто ди Бондоне, Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, Амброджо Лоренцетти, Филипп Брунеллески, Арнольфо ди Камбио, Донато ди Николо ди Бетто Барди (Донателло), Андреа Вероккио, Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Гвиди (Мазаччо), Сандро Боттичелли, Пьеро дела Франческа, Андреа Мантенья.

Раздел: Художественная культура эпохи Возрождения.

Тема: Высокое Возрождение. Титаны Итальянского Возрождения

Приготовить презентацию о творчестве одного из представителей эпохи Раннего Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто, Андреа Палладио.

Раздел: Художественная культура эпохи Возрождения.

Тема: Особенности художественной культуры Северного Возрождения

Приготовить презентацию о творчестве одного из представителей эпохи Раннего Возрождения: Ван Эйк, Ван дер Вейден, Хуто Ван дер Гус, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший, Альбрехт Дюрер, Ханс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший

Раздел: Художественная культура эпохи Возрождения.

Тема: Маньеризм как художественное направление эпохи Возрождения

Приготовить презентацию о творчестве одного из представителей эпохи Раннего Возрождения: Я.Понтормо, Д.Россо, А. де Вольтер, Дж. Романо, Парминджанино.

Раздел: Художественная культура XVII-XVIII вв.

Тема: Живопись барокко.

Приготовить презентацию о творчестве Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Аннибале Карраччи, Караваджо, Эль Греко, Франсиско Рибальта, Франсиско Сурбаран, Диего Веласкес, Питер Пауэль Рубенс, Антонис Ван Дейк, Франс Халс, Якоб Ван Рейсдал, Никола Пуссен, Рембрандт и др.

Раздел: Художественная культура XVIII века

Тема: Живопись рококо.

Приготовить презентацию о творчестве Жан Антуан Ватто, Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар, Жан Батист Шарден, Жан Батист Грез и др.

Раздел: Художественная культура XIX века

Тема: Художественное искусство импрессионизма.

Приготовить презентацию о творчестве Эдуард Мане, Клод Моне, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Жорж Сера, Огюст Роден и др.

Раздел: Художественная культура Европы в XX веке

Тема: Художественная культура авангардистов.

Приготовить презентацию о творчестве Анри Матисс, Амадео Модильяни, Анри Руссо, Пабло Пикассо, Пит Мондриан, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Джексон Полок и др.

Терминологический диктант

Примеры заданий терминологического диктанта

Раздел 2: Художественная культура Европы в XX веке..

Тема: Художественная культура авангардистов.

Терминологический аппарат: авангард, кубизм, футуризм, сюрреализм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, лучизм, пуризм, примитивизм, фовизм, поп-арт.

Тестовые задания

Тест по теме «Художественная культура первобытного общества и Древнего Востока»

Примерные варианты вопросов к тесту:


  1. Назовите понятие, которому соответствует следующее определение: "Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры".

а) анимизм;

б) фетишизм;

в) синкретизм;

г) тотемизм.

2. Основателем буддизма является:

а) Соманатха;

б) Сиддхартха Гаутама Шакъямуни;

в) Пандитачарья.

3. Идея совершенного человека положена в основу учения:

а) буддизма;

б) конфуцианства;

в) индуизм.

4. Соотнесите очаги древней культуры и произведения искусства:

а) Др. Египет а) росписи дворца Дзюракудай в Киото;

б) Др. Месопотамия б) «Висячие сады» Семирамиды;

в) Др. Япония в) храм Рамсеса II в Абу-Симбеле;

г) Др. Китай г) ступа в Санчи.

5. Назовите культуру, к которой относится цикл сказаний о Гильгамеше?

а) Древнего Египта;

б) Древнего Шумера;

в) Древнего Аккада;

г) Древней Япония.

6. Фараонов в Древнем Египте называли:

а) Царственный сын Ра;

б) Сын солнца;

в) Сын неба.

7. Мумией в Древнем Египте называли:

а) Тело погибшего в песках;

б) Забальзамированное тело;

в) Жертва богам.

8. Письменность Междуречья называлась:

а) Иероглифы;

б) Узелковое письмо;

в) Клинопись.


9. Из царей Ассирии только один оставил после себя библиотеку. Кто это?

а) Синохеринб;

в) Ашшурбанипал;

г) Валтасар.

10. Смысл учения Конфуция состоит в:

а) самосовершенствовании;

б) вере в загробную жизнь;

в) почитании традиций.

11. Для древне-восточного типа культуры не характерно:

а) деспотия;

б) город-полис;

в) культ жречества;

г) демократия.

12. Назовите основоположника древне-японской драматургии

а) Ихара Сайкаку;

б) Мацуо Басе;

в) Мондзаэмон Тикамацу;

г) Хакусэки Араи.

13. Основным типом жилищных построек в Древней Японии в период Дзёмон и Яёй были:

а) коро;


б) кёдзо;

в) татаэна;

г) пагода.

14. Одной из особенностей китайской культуры является:

а) синкретизм;

б) замкнутость;

в) идолопоклонство;

г) практицизм.

15. Значимое место в культуре Древнего Китая занимает:

а) культ богов;

б) культ огня;

в) культ кланов;

г) культ природы.

16. Одним из жанров китайской литературы был жанр цы, который переводился как:

а) песенные стихи;

б) стихи в прозе;

в) ода.

17. Именно в Древнем Китае зародился такой вид живописи как:

а) гравюра;

б) ханива;

в) каллиграфия.

Тест по теме «Античность – основа европейской цивилизации»



Примерные варианты вопросов к тесту:

1. Верховный бог Римлян.

а) Зевс,

б) Миркурий,

в) Сатурн,

г) Амон Ра.

2. Памятники архитектуры Древней Греции.

а) Львиные ворота,

б) Колизей,

в) Пирамиды Гизы,

г) Пантеон,

д) Парфенон.

3. Назовите основной элемент греческой архитектуры.

а) ордер,

б) пагода,

в) мельгама,

г) шаиер,

д) борельеф.

4. Греки к «семи чудесам» света относили.

а) Колосс Родосский,

б) Колизей,

в) пирамиды,

г) сады Семипирамиды.

5. Назовите скульптора известного древнегреческого монумента «Дискобол».

а) Поликлет,

б) Фидий,

в) Мирон,

г) Роден


6. Назовите архитектурные постройки Древнего Рима.

а) Храм неба,

б) Колизей,

в) Парфенон,

г) пирамиды в Гизе.

7. Древнегреческие скульпторы.

а) Скопас,

б) Фидий,

в) Лисипп,

г) Софокл,

д) Еврипид.

8. Назовите скульптурный монумент, принадлежащий Праксителю.

а) Менада,

б) Дискобол,

в) Гермес с Дионисом,

г) Дорифор.



9. Соотнесите очаги древней культуры и произведения искусства:

1) Древний Египет а) статуя «Ника Самофракийская»;

2) Месопотамия б) керамические фигуры из гробницы Цинь Ши-хуанди;

3) Древняя Индия в) храм Рамсеса II в Абу-Симбеле;

4) Древний Китай г) Колизей;

5) Древняя Греция д) ступа в Санчи;

6) Древний Рим е) «Висячие сады» Семирамиды.

10. Соотнесите исторические типы культуры и имена поэтов или писателей:

а) Овидий Назон;

1) Древняя Греция б) Агафий Миринейский;

в) Гомер;

2) Древний Рим г) Павел Силенциарий;

д) Гораций Флакк;

3) культура Византии е) Вергилий Марон;

ж) Апулей.



11. Соотнесите исторические типы культуры и имена ученых:

а) Лев Математик;

1) Древняя Греция б) Гиппократ;

в) Никколо Тарталья;

2) Древний Рим г) Евклид;

д) Герон Александрийский;

3) культура Византии е) Клавдий Птолемей;

ж) Аристарх Самосский.



12. Семь чудес света в древнем мире – это:

а) пирамида Хеопса;

б) Вавилонская башня;

в) висячие сады Самирамиды;

г) статуя Зевса;

д) храм Артемиды;

е) Галикарнасский мавзолей;

ж) Колосс Родосский;

з) Александрийский маяк.
Тест по теме «Художественная культура европейского средневековья»

Примерные варианты вопросов к тесту:

1. Назовите основные постройки романского стиля в Средневековой Европе.

а) соборы,

б) замки,

в) церкви,

г) пирамиды.

2. Назовите архитектурный стиль, для которого характерно наличие в постройке узких вытянутых окон, арок, колонн, стены замка увенчивались зубцами

а) готический стиль,

б) барокко,

в) романский стиль,

в) классицизм.

3. Назовите сооружения построенные в стиле готики.

а) Замок Пьервон,

б) Тауэр,

в) церковь сен Дени,

г) собор Парижской Богоматери,

д) Кафедральный собор в Реймсе.

4. Назовите основную религию поздней Византии.

а) протестантизм;

б) католичество;

в) православие;

г) конфуцианство;

д) даосизм.

5. Понятие Средневековая западноевропейская культура относится к периоду времени:

а) 3-10 вв. н.э.

б) 5-15 вв. н.э.

в) 6-17 вв. н.э.

г) 5-16 вв. н.э.

д) 4-18 вв. н.э.

6. Основные черты культуры Средневековья:

а) традиционализм;

б) синкретизм;

в) догматизм;

г) символизм;

д) дидактизм;

е) авторитарность системы ценностей;

ж) полисность;

з) рефлексивность.

7. Соотнесите понятие с формой его проявления:

1) рыцарство а) культ Прекрасной Дамы;

2) сеньориальность б) культ силы;

3) крестьянская культура в) право «мертвой руки»;

4) куртуазность г) культ разума;

5) бюргерство д) общинность;

е) культ личной свободы.


Тест по теме «Художественная культура эпохи Возрождения»

Примерные варианты вопросов к тесту:

I. Тесты закрытой формы

1. Назовите автора работ «Воздвижение креста», «Жизнь Марии Медичи», «Персей и Андромеда» (1 балл).

а) Рубенс;

б) Веласкес;

в) Моне;

г) Дюрер.

2. Назовите картину Д.Веласкеса (1 балл).

а) Джоконда;

б) Пряхи;

в) Герника;

г) Продавец воды в Севилье;

д) Подсолнухи.

3. Художнику эпохи Возрождения С.Боттичелли принадлежат следующие работы (1 балл).

а) Мона Лиза;

б) Рождение Венеры;

в) Мадонна с длинной шеей;

г) алтарь Мероде.

4. Леонардо да Винчи принадлежат следующие работы (1 балл).

а) «Мадонна с длинной шеей»,

б) «Портрет четы Арнольфини»,

в) «Тайная вечеря»,

г) «Джоконда».

5. Автором «Сикстинской Мадонны» является: (1 балл)

а) Микеладжело Буанаротти;

б) Рафаэль Санти;

в) Джорджоне;

г) Тицион.

6. Назовите испанского художника, продолжившего традиции маньеризма в своем творчестве (1 балл).

а) Веронезе;

б) Диего Веласкес;

в) Эль Греко;

г) Иорданс.



II. Тесты открытой формы

7. О каком роде искусства идет речь в предложении: «…… живопись – род живописи, имеющий самостоятельное значение, выражающийся в форме картин, обрамленных рамкой» (1 балл).



  1. Вставьте в предложении пропущенное по смыслу слово: «Одним из орудий борьбы католической церкви с ересью была ……….. – судебно-политическое учреждение, которое с XIII в. действовало как регулярный церковный суд» (2 балла).

  2. Назовите стиль, о котором идет речь в предложении: «В работах Пармиджанино формируется эстетический идеал …………………, кристаллизируются основные признаки стиля» (2 балла).

  3. Назовите основные особенности стиля Возрождения (3 балла).

  4. Назовите основные особенности стиля «маньеризм» (3 балла).

III. Тесты на установку соотношения

12. Соотнесите понятие с формой его проявления:

а) рыцарство 1) культ Прекрасной Дамы;

б) сеньориальность 2) культ силы;

в) крестьянская культура 3) право «мертвой руки»;

г) куртуазность 4) культ личной свободы;

д) бюргерство 5) общинность.

13. Соотнесите фамилии авторов и названия произведений живописи: (5 баллов)

а) Боттичелли 1) «Весна»;

б) Леонардо да Винчи 2) «Святой Себастьян»;

в) Рафаэль 3) «Поцелуй Иуды»;

г) Джотто ди Бондоне 4) «Мона Лиза»;

д) Тициан 5) роспись свода Сикстинской капеллы.

14. Соотнесите фамилии авторов и названия произведений живописи: (5 баллов)

а) Иероним Босх 1) «Мастерские гравюры»;

б) Питер Брейгель Старший 2) портрет Эразма Роттердамского;

в) Ганс Гольбейн Младший 3) портрет супругов Арнольфини;

г) Альбрехт Дюрер 4) «Сад наслаждений»;

д) Ян ван Эйк 5) «Охотники на снегу».

15. Соотнесите название этапов Эпохи Возрождения с их временными рамками: (2 балла)

а) треченто 1) XVI в.;

б) дученто 2) XIII в.;

в) кватроченто 3) XV в.;

г) чиквиченто 4) XIV в.



IV. Тесты упорядочивания

16. Расположите перечисленные этапы эпохи Возрождения в хронологической последовательности (2 балла).

а) кватроченто;

б) дученто;

в) треченто;

г) чиквиченто.


Тест по теме «Художественная культура Европы в XVII-XVIIIвв.»

Примерные варианты вопросов к тесту:

I. Тесты закрытой формы

1. Назовите французского живописца – автора полотен «Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ» (1 балл).

а) Делакруа;

б) Жерико;

в) Роден.

2. Назовите автора работ «Воздвижение креста», «Жизнь Марии Медичи», «Персей и Андромеда» (1 балл).

а) Рубенс;

б) Веласкес;

в) Моне;

г) Дюрер.

3. Назовите картину Д.Веласкеса (1 балл).

а) Джоконда;

б) Пряхи;

в) Герника;

г) Продавец воды в Севилье;

д) Подсолнухи.

4. О каком стиле идет речь в высказывании: «Стиль искусства, стремящийся к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, к гармонии формы и содержания произведения. Эстетическая программа этого стиля устанавливала, например, иерархию литературных жанров – «высокие» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). (2 балла)

а) реализм;

б) романтизм;

в) сентиментализм;

г) классицизм;

д) рококо

5. Художнику Возрождения С.Боттичелли принадлежат следующие работы (1 балл).

а) Мона Лиза;

б) Рождение Венеры;

в) Мадонна с длинной шеей;

г) алтарь Мероде.

6. Романтическое направление в искусстве отражают следующие личности: (2 балл).

а) Шеллинг, Байрон, Шелли, Корнелиус, Жерико, Делакруа;

б) Роден, Писсарро, Ренуар, Моне, Руссо, Дебюсси;

в) Кандинский, Дали, Пикассо, Малевич.

7. Одним из представителем западноевропейского барокко является (1 балл).

а) Доменикино;

б) Ватто;

в) Жерико;

г) Веласкес.

8. Рембранту принадлежат следующие работы (1 балл).

а) «Даная», «Страсти Христа»;

б) «Мадонна с младенцем», «Джоконда»;

в) «Крестьянский танец», «Ферма в Лакене»;

г) «Снятие с креста», «Воздвижение креста».

9. Леонардо да Винчи принадлежат следующие работы (1 балл).

а) «Мадонна с длинной шеей»,

б) «Портрет четы Арнольфини»,

в) «Тайная вечеря»,

г) «Джоконда».

10. Реализм во Французской живописи представлен произведениями (1 балл).

а) Писсаро;

б) Делакруа;

в) Курбе.

11. Господствующим художественным методом в русской художественной культуре второй половины XIX в. был: (1 балл)

а) романтизм;

б) реализм;

в) критический реализм;

г) классицизм.

12. Крупнейший представитель эпохи барокко, создатель жанра инструментального концерта, родоначальник оркестровой программной музыки, автор концерта «Времена года» (2 балла)

а) Моцарт;

б) Вивальди;

в) Бах;

г) Скарлатти



13. Назовите композитора, принадлежащего к неаполитанской музыкальной школе (1 балл)

а) Скарлатти;

б) Глюк,

в) Монтеверди;

г) Бах.

14. Назовите страну, которая является родиной оперы (1 балл).



а) Италия;

б) Франция;

в) Испания;

г) Германия.

15. Назовите композитора, крупного представителя стиля барокко в западно-европейском искусстве (1 балл).

а) И.С.Бах;

б) Г.Ф.Гендель;

в) Ф.Мендельсон;

г) А.Вивальди.

16. Назовите испанского художника, продолжившего традиции маньеризма в своем творчестве (1 балл).

а) Веронезе;

б) Диего Веласкес;

в) Эль Греко;

г) Иорданс.

17. Назовите лишнее имя в ряду французских художников (2 балла)

а) Жак Луи Давид;

б) Доминик Энгр;

в) Теодор Жерико;

г) Николя Пуссен.

18. Назовите вид искусства, с которым неразрывно была связана музыка в эпоху античности (1 балл).

а) скульптура;

б) литература;

в) театр;

г) архитектура.

19. Назовите работу, не принадлежащую кисти Пабло Пикассо (1 балл)

а) «Арлекин»;

б) «Натюрморт с рыбой»;

в) «Девочка на шаре»;

г) «Натюрморт с плетеным стулом».

20. Назовите работы Гогена, написанные в стиле импрессионизма (2 балла).

а) «Две таитянки»;

б) «Кафе в Арле»;

в) «Берег Бретании»;

г) «Натюрморт с тремя щенками»



II. Тесты открытой формы

21. Вставьте в предложении пропущенное по смыслу слово: «Важнейшим распространением идей Просвещения стало разделение единой русской культуры на две культуры: светскую и …….» (1 балл).

22. Закончите предложение: «Идейное направление в европейской культуре начала XIX в., связанное с абсолютизацией чувственного начала и интересом к неординарным проявлениям человеческого существования и жизни – ……..» (2 балла).

23. Закончите высказывание: «Для романтизма характерен интерес к ……………………..» (3 балла)

24. О каком виде искусства говорится в предложении: «…… – вид искусства, особенностью которого является художественное отражение явлений жизни, посредством драматического действия, возникающего в процессе игры перед зрителями» (1 балл).

25. Вставьте в предложении пропущенное по смыслу слово: «Жанр художественной культуры Северного возрождения, который сформировался и получил развитие в Нидерландах – это ……………………… картина» (2 балла).

26. Закончите высказывание: «Основные принципы классицизма в живописи были разработаны французским художником ……………» (1 балл).

Вставьте в предложении пропущенное по смыслу слово: «В живописи классицизма существовала строгая иерархия жанров: каждый жанр стоял на своей ступени. Самым низшим был ………………… » (1 балл).

28. Закончите высказывание: «Основным жанром в творчестве фламандского живописца Снейдерса был ……………….» (1 балл).

29.Вставьте в предложении пропущенное по смыслу слово: «………….. – вид театрального искусства, сочетающий инструментальную музыку, сольное и ансамблевое пение с элементами драматического действия и декорациями» (1 балл).



  1. Вставьте в предложении пропущенное по смыслу слово: «Одним из орудий борьбы католической церкви с ересью была ……….. – судебно-политическое учреждение, которое с XIII в. действовало как регулярный церковный суд» (2 балла).

  2. Вставьте в предложении пропущенное по смыслу слово: «В классицизме для каждого вида искусства были выработаны строгие каноны, так пропорции скульптурной композиции должны были быть соотнесены с размерами ………….. скульптур» (2 балла).

  3. Вставьте в предложении пропущенное по смыслу слово: «……………. – художественный стиль, сформировавшийся во Франции во второй половине XVIII в. и отражавший вкусы двора Людовика XV и аристократии» (1 балл)

  4. Вставьте в предложении пропущенное по смыслу слово: «Стиль ……….первоначально сложился во Франции при Наполеоне I и служил воплощению и выражению идеи государственного могущества, поэтому он изначально использовал архитектурные и декоративные формы императорского Рима» (1 балл)

III. Тесты на установку соотношения

34. Соотнесите автора и его произведение (2 балла)

а) А.Вивальди 1) «Сон в летнюю ночь»;

б) Ф.Шопен 2) «Времена года»;

в) Ф.Медельсон 3) «Токката и фуга ре минор»;

г) И.Бах 4) «Весенний вальс».

35. Соотнесите фамилию художника и государство, которое он представлял (3 балла)

а) Н.Пуссен 1) Германия;

б) Караваджо 2) Франция;

в) Дюрер 3) Италия;

г) Бернини 4) Голландия.

IV. Тесты упорядочивания

36. Расположите перечисленных французских художников в хронологической последовательности (2 балла).

а) Моне;

б) Анри Матисс;

в) Делакруа;

г) Ватто.



Подготовить реферат

Примерная тематика рефератов

Художественная культура первобытного общества

«Чудеса света»

1. «Висячие сады царицы Семирамиды – воплощение аграрной мощи Месопотамии»;

2. «Вавилонские стены и дорога Мардука – комплексная постройка Месопотамии»;

3. «Вавилонская башня как одно из семи чудес света»;

4. «Великая Китайская стена как символ китайской культуры»;

5. «Зал Большого Будды в Великом храме Востока»;

6. «Ангкор – город, забытый в джунглях».

Средневековая культура арабского Востока

Реферат по теме «Арабо-мусульманская культура»


  1. Зарождение исламской цивилизации;

  2. Сущность ислама и характеристика Корана;

  3. Характеристика арабо-мусульманского искусства;

  4. Особенности арабской архитектуры;

  5. Достижения арабского мира в области науки;

  6. Смелость и новизна философских воззрений Авиценны и Аверроэса;

  7. Культура исламского народа в Западной Сибири (Взаимосвязь и взаимовлияние исламской и русской культур на территории Западной Сибири).

Художественные стили в европейском искусстве XVII–XVIII вв.

Реферат «Музыка барокко и классицизма»

Творчество К.Монтеверди,

Творчество А.Страделла,

Творчество А.Скарлатти,

Творчество Г.Ф.Генделя,

Творчество И.С.Баха,

Творчество Ж.Люлли.

Расцвет итальянской скрипичной музыки (А. Корелли, А. Вивальди).

Жанры сонаты и концерта.

Развитие французской клавесинной музыки: программные миниатюры в творчестве Ф.Куперена, Ж. Рамо.



Задание творческого характера

Раздел 4: Античность – основа европейской цивилизации Античность – основа европейской цивилизации.

Написать сочинение-рассуждение по одной из тем


    1. «Нужны ли современному человеку идеалы античности».

    2. Образ человека в античном мире.

Требования к написанию эссе. Эссе представляет рассуждения автора, с использование цитируемой литературы по проблеме.

Формальные требования:

1. Эссе должно быть напечатано на компьютере, шрифт 12, Times New Roman,

межстрочный интервал 1,5. Поля: верхнее, нижнее – 2 см, правое – 1,5 см, левое –3 см.

2. Объем эссе 6-8 страниц основного текста (без титульного листа и списка литературы). Отклонение более чем на 10% в сторону уменьшения или увеличения объема рассматривается как недостаток работы.



Содержательные требования к эссе:

1. Основная задача студента при написании эссе – уметь излагать основные положения теоретических подходов, сравнивать теоретические концепции и использовать их для анализа современной культурной реальности.

2. Эссе должно иметь следующую структуру: введение, основная часть и заключение.

– во введении излагается основная идея и цель работы;

– основная часть должна раскрывать основную идею работы. Желательно, чтобы эта часть имела следующую структуру: теоретическая часть (1/3 объема) и эмпирическая часть (2/3 объема). В теоретической части дается описание теоретической концепции, в эмпирической – анализ выбранного культурного феномена с использованием выбранной концепции. Эмпирическую часть может также представлять сравнение двух или более теоретических концепций, если работа имеет подобную цель.

– в заключении представляются выводы, которые должны соответствовать поставленной цели.

3. При написании эссе должно быть использовано не менее 2-х источников (учебные пособия источниками не считаются). Источники приводятся в «Списке использованной литературы» в конце эссе.

4. Все цитаты должны быть подкреплены ссылками на источники. Цитирование без ссылок (ПЛАГИАТ) является нарушением авторских прав и карается незачетом работы. Недопустимым является также приведение очень длинных цитат из лекций и учебников (более трети объема текста на каждой странице).

Требования к теме эссе:

1. Эмпирическому анализу культурного явления/феномена/проблемы с точки зрения одной или нескольких парадигм,

2. Сравнительному анализу двух или более парадигм/теорий.
10.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций

В соответствии с положением ТюмГУ о балльно-рейтинговой системе, студент автоматически получает зачет в том случае, если по итогам 3 модулей он набирает 61 балл. В других случаях зачет проходит в устной форме и предполагает ответы на вопросы:

Вопросы к экзамену:



  1. Общие понятия культуры и искусства.

  2. Основные ареалы распространения художественных языков.

  3. Особенности художественной культуры Древнеперсидского царства.

  4. Религиозно-мифологические представления древних египтян. Система египетских культов.

  5. Архитектурные комплексы и скульптурные памятники Древнего Египта.

  6. Мировоззренческие принципы индо-буддизма. Эстетический идеал Древней Индии и его выражение в различных видах искусства.

  7. Религиозно-мифологические представления в культуре Древнего Китая. Своеобразие древнекитайского искусства.

  8. Культура и искусство Древней Японии (общая характеристика).

  9. Мировоззрение и мировосприятие человека античности (Древняя Греция и Древний Рим).

  10. Художественная культура Древней Греции.

  11. Литературное и театральное наследие Древнего Рима.

  12. Художественная культура Древнего Рима.

  13. Художественно-образная основа христианской культовой архитектуры Византии.

  14. Образцы и виды Византийской религиозной живописи. Равенна – центр искусства мозаики. Византийская икона, сложение канона.

  15. Раннеевропейская средневековая художественная культура.

  16. Расцвет средневековой художественной культуры. Образ мира и готический храм.

  17. Языческая культура древних славян.

  18. Духовные ценности славян Киевской Руси: принятие христианства, формирование христианской морали.

  19. Художественная культура Киевской Руси: письменность, зодчество.

  20. Древнерусская икона, как самобытное явление художественной культуры. Ее связь с Византийской традицией и национальное своеобразие.

  21. Основные черты культуры Московского царства (XV-XVI вв.).

  22. Особенности культурной ситуации в России XVII в..

  23. Эстетические идеалы гуманизма. Художественная культура Возрождения.

  24. Развитие театра, балета, музыки в художественной культуре барокко.

  25. Художественная культура барокко. Фламандское и голландское искусство XVII в.

  26. Живопись классицизма в Европе.

  27. Художественная культура рококо в Европе.

  28. Музыкальное искусство Европы в XVII в.

  29. Романтизм как идейно-эстетическое направление в европейском искусстве XVIII–XIX в.

  30. Реализм – идейно-художественное направление второй половины XIX века в европейском искусстве.

  31. Импрессионизм и постимпрессионизм в Европе.

  32. Модернизм в архитектуре Западной Европы.

  33. Особенности эпохи Просвещения в России. Русское барокко.

  34. Особенности русского классицизма в архитектуре.

  35. Особенности русского классицизма в живописи.

  36. Становление русского театра: придворный и крепостной театр.

  37. Особенности становления русской художественной культуры в XIX в.: романтизм и реализм.

  38. Особенности русского романтизма в живописи.

  39. Особенности русского реализма в живописи и архитектуре.

  40. Творчество художников передвижников.

  41. Особенности русского символизма в живописи.

  42. Русский модерн в архитектуре.

  43. Развитие русской художественной культуры в XX веке.

  44. Особенности русского музыкального искусства в XX в. (общая характеристика).

  45. Становление и развитие театрального искусства и киноискусства в XX в. (общая характеристика).

  46. Особенности художественной культуры «Серебряного века»: объединения «Мир искусства», «Бубновый валет», «Голубая роза», «Ослиный хвост» и др.. Русский модерн в архитектуре (общая характеристика, анализ творчества одного из представителей).

  47. Характеристика авангардистских течений в искусстве XX в.: фовизм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм, супрематизм и др. (общая характеристика, анализ творчества одного из представителей).

  48. Тоталитарная художественная культура России (общая характеристика, анализ творчества одного из представителей).

  49. Художественная культура России в период «оттепели» (1950–1980 гг.) (общая характеристика, анализ творчества одного из представителей).

  50. Развитие и становление графики и декоративно-прикладного искусства в России в период с XIX–XX вв. (общая характеристика).

11. Образовательные технологии

В ходе освоения дисциплины используются такие образовательные технологии, как лекции с презентациями; мастер-классы по редактированию текстов и изданий; работа в малых группах по составлению редакторского комментария; редактирование текстов в малых группах; подготовка презентаций по творчеству деятелей культуры.

Обеспечен доступ студентам к дидактическим и практическим материалам по курсу. Дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и Практикумы по дисциплине расположены в библиотеке. Консультирование студентов, совместное обсуждение различных проблем, связанных с ходом изучения дисциплины. Связь с преподавателем поддерживается через электронную почту.



12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

12.1. Основная литература:

  1. Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней : учеб. для студ. вузов / Т. В. Ильина. - 5-е изд. - М. : Юрайт, 2011. - 435 с. : ил.; МО. - (Основы наук)

  2. Садохин, А. П. Мировая художественная культура: учебник для студентов вузов / А. П. Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 495 с. URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=392048

  3. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособ. для студ. вузов.- М.: Академия, 2008.

12.2. Дополнительная литература:

  1. Багновская Н. М. Культурология: Учебник / Н. М. Багновская. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая кор порация «Дашков и Ко», 2011. - 420 с. URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=243431

  2. Георгиева Т. С. Культура повседневности. Русская культура и православие: Учеб. пособие / Т.С.Георгиева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 397 c. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104070&sr=1

  3. Дорофеева Ю.Ю., Моисеев А.А. Пастельная живопись. Русская реалистическая школа: учеб. пособие для студентов вузов / Ю.Ю. Дорофеева, А.А. Моисеев. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 128 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234846&sr=1Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. пособие для студ. [Текст] / Л.Г.Емохонова. – М.: Академия, 2001.

  4. Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство [Текст] / Т.В. Ильина. – М.: Высшая школа, 2007. - 368.

  5. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: учеб. для вузов [Текст] / Л.М.Брагина, О.И. Варьяш и др. – М.: Высш. шк., 2001. - 479 с.

  6. Окладникова Е. А. Традиционное декоративно-прикладное искусство народов стран Западной Европы: учебное пособие.-СПб.: ИД «Петрополис», 2013.- 407 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272495&sr=1

  7. Пивоев В.М. Миф в системе культуры. Учебное пособие к специальному курсу. 2-е изд.- М.: Директ-Медиа, 2013.-264 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211725&sr=1

  8. Садохин А.П. Культурология: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям / А.П. Садохин, И.И. Толстикова.-М.: ЮНИТИДАНА, 2012.-295 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115388&sr=1

  9. Садохин А. П. Мировая художественная культура. Словарь. — М: Директ-Медиа, 2014. — 668 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=226088

  10. Соколова, М.В. Мировая культура и искусство: учеб. пособ. для студ. [Текст] / М.В.Соколова. – М.: «Академия», 2004. - 368 с.

12.3. Интернет-ресурсы:
  1. http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx - Русский Гуманитарный Интернет-Университет – Библиотека учебной и научной литературы.


  2. http://znanium.com – Электронная библиотечная система.

  3. http://biblioclub.ru – Электронная библиотечная система.

Полнотекстовые базы данных и ресурсы, доступ к которым обеспечен сети http://mail.utmn.ru/ ТюмГУ

    1. Издания Тюменского государственного университете


    2. Полнотекстовая БД диссертаций РГБ

    3. Oxford University Press

    4. Университетская библиотека ONLINE

    5. Университетская информационная система Россия

13. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

При проведении мастер-классов используются компьютерные классы с выходом в Интернет (поиск нужной информации ведется на различных сайтах, отражающих примеры репродукций, изучаемых художников). Для обратной связи студента с преподавателем используются социальные сети (электронная почта), сайт отделения журналистики, где выложена вся необходимая информация по курсу.

14. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения лекционных занятий используются аудитории с аудиовизуальным и мультимедийным оборудованием. В ряде лекций применяются презентации. Для лабораторных занятий используются компьютерные классы с необходимым программным обеспечением: операционной системой Windows, текстовым редактором Microsoft Word, доступом к сети Internet.



15. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа дисциплины предполагает изучение основных понятий и памятников мировой художественной культуры. Дисциплина «Мировая художественная культура» включает лекционную часть, методику подготовки и проведения практических занятий по соответствующим частям лекционного курса, который предполагает их проведение путем свободного диалогического обсуждения рассматриваемых проблем и вопросов, заслушивание с последующим обсуждением докладов, реферативных сообщений, конспектирование материалов, анализа памятников художественной культуры и т.д. От обучающихся требуется систематическая самостоятельная подготовка, работа со справочной, учебно-методической, периодической литературой по проблемам курса. На лекционных и практических занятиях необходимо обращение к электронным средствам, схемам для иллюстрации материала.

Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет