РАННЯЯ ПОЭЗИЯ ОЛЖАСА СУЛЕЙМЕНОВА В КОНТЕКСТЕ ЛИРИКИ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ
Какильбаева Э.Т., доцент КазНУ им.аль-Фараби
Нурахынова А. С., магистрант РУДН, Москва – КазНУ им.аль-Фараби, Казахстан
Поэзия Олжаса Сулейменова – это яркий пример интернационального характера творчества поэтов XX века, также она является знаковой для истории казахской литературы. Литературная деятельность О. Сулейменова началась в 1955 году и окрепла в стенах Литературного института имени А. М. Горького в Москве, в который поступил в 1958 году на отделение поэтического перевода, но в 1961 году был вынужден прервать учёбу. Однако О. Сулейменов не переставал заниматься литературной деятельностью.
Лирика Олжаса Сулейменова так же многогранна, как и его личность. Стихотворения ранних лет наполнены философичностью, своеобразием и новизной. В его стихах за обыденностью фраз скрывается сложное мироощущение. Поэзия Олжаса Сулейменова, признанная мировой литературой, имеет два равных крыла. Если в основе правого крыла заложена западная и русская классика, то левое крыло насыщено восточной и самобытной казахской поэзией. Вследствие этого в творчестве Олжаса Сулейменова можно обнаружить мудрость А. С Пушкина, романтизм М. Ю. Лермонтова, новизну и своеобразие В. Маяковского и В. Хлебникова, глубину и сложность А. Вознесенского и Е. Евтушенко, также дерзость и живость Махамбета Утемисулы и глубокую, философскую мысль поэзии Абая Кунанбаева. По сути, это очень редкое явление, когда отдельные миры таких поэтов обретают своё новое качество в творчестве одного поэта.
По мнению казахстанского критика и литературоведа советского времени Николая Ровенского, поэзия О. Сулейменова «родилась на стыке двух эстетических культур - русской и казахской. Но основное место занимает в ней русская традиция» [1, 6]. «Олжас Сулейменов - поэт динамики. Мир никогда не был статичным для него. Он понимает его как непрерывное становление, изменение. Он насквозь диалектичен, чувствует непрестанную борьбу, взаимодействие противоположностей, как непреложный закон, управляющий событиями природы и человеческого общества» - утверждает Тамара Щербакова [2, 9].
Как и у многих поэтов, и у Олжаса Сулейменова в творчестве был период ученичества. Это его ранние стихи в первом сборнике «Аргамаки», который появился на свет в 1961 году. И в том же году была напечатана поэма «Земля, поклонись человеку». В 1962 году вышла в свет книга стихов под названием «Солнечные ночи». В 1963 году появляется сборник стихов «Ночь-парижанка». Следом, выходит сборник стихов «Доброе время восхода», который является неким своеобразным итогом творчества поэта за предыдущие годы. Начало нового периода в творчестве поэта ознаменовалось выходом стихотворного сборника «Год обезьяны». Далее последуют сборники стихов и прозы «Глиняная книга», «Над белыми реками», затем - поэтические сборники «Повторяя в полдень», «Каждый день утро», «Круглая звезда», «Определение берега», а в 1983 году вышел сборник стихов «Трансформация огня». По признанию поэта, после этого он не писал стихи.
В первом сборнике стихов и поэм «Аргамаки» мир только начинает возникать перед поэтом. Это скорее исповедь юноши, желающего высказать себя, поэтому поэзия «Аргамаков» очень субъективна. В этом сборнике несколько стихотворений посвящены животным, что напоминает стихи С. Есенина. Но, в сулейменовских стихах проблема решается более безжалостно и сурово. Стихотворение «Ты собаку ударил» - это обвинение лирическим героем своего друга в подлости за то, что тот посмел ударить собаку. Мотив жестокости встречается и в следующем стихотворении «Волчата». Вместе с идущим по степи волчатником мы наталкиваемся на мёртвую волчицу с разорванным горлом и на голодных волчат, которые жадно пьют «густую, холодеющую кровь». В сборнике «Аргамаки» Олжас Омарович раскрывается как поэт, сердце его становится центром всех переживаний, страданий мира.
В следующем сборнике «Солнечные ночи» основной темой является степь. В стихах этого сборника много обращения к степи, топота скакунов, степной воли, погонь. В стихотворении «Хромой кулан» очень ярко показан косяк степных диких скакунов и их «старый вожак», который знает, как спасти табун от множественных опасностей, подстерегающих коней в степи.
В сборнике «Доброе время восхода» автор продолжает традиции индивидуализированного воссоздания живой истории прошлого. Одним из программных произведений этого сборника является «Красный гонец и чёрный гонец». Образ двух всадников, у одного из которых красный флаг – вестник победы, у другого чёрный флаг – вестник поражения:
…Тише, люди!
Достарыңызбен бөлісу: |