Реформы Ивана 3. Киреев Егор АВТ-243. Причины изменений Московское единое государство, возникшее во 2-й в государственном половине XV столетия, не могло управляться так же, управлении как в XIII — начале XV вв. управлялась Северо-Восточная Русь. Прежде в каждом княжестве сидел свой князь, его наместники властвовали на местах. Каждое княжество имело свою казну, войско, суд, монету. Великий князь владимирский был среди прочих князей лишь «первым среди равных». Он практически не вмешивался во внутренние дела самостоятельных земель.
Теперь же Иван III стал единственным государем всея Руси: ранее независимые уделы влились в московскую державу, их правители утратили монаршие права и превратились в слуг великого князя Московского.
Характер реформ Поэтому по мере объединения территорий вокруг Москвы в правление Ивана III постепенно возникала новая система центрального и местного управления. В ней было многое, напоминающее о былой старине, но в то же время были заложены основы централизации страны.
Централизация в Западной Европе и на Руси Для централизованных стран, в частности для государств Западной Европы, в XV-XVI вв. были характерны: 1. сильный государственный аппарат в центре,
который мог контролировать подчиненные ему органы власти на местах; 2. чиновничество, для которого государственная служба стала основным занятием и источником существования; 3. единое войско, законодательство, суд, территориальное деление, монета; 4. единообразное для различных частей страны налогообложение.
Экономической основой централизации служили разрушение натурального хозяйства, специализация отдельных районов на производстве определенной продукции, что делало необходимым торговлю между ними, а торговля, в свою очередь, скрепляла страну в одно целое, где один район не мог обойтись без связей с другим.
Русское единое государство XV в. еще не было централизованным, однако оно развивалось в направлении централизации. Этот процесс был окончательно завершен лишь к концу XVII в.
В отличие от западноевропейских государств, экономический фактор не был главным для объединения Руси. Здесь большую роль играли внешнеполитические факторы — необходимость сбросить иго и успешно противостоять натиску соседей.
Государь всея Руси Главой русского государства был великий князь московский и владимирский, государь всея Руси. Новый титул московского монарха — «государь» подчеркивал, насколько выше его обладатель всех остальных князей. Власть государя в течение второй половины XV в. становилась все более самодержавной.
«Византийское наследство» В 1472 г. Иван III вступил во второй брак с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. Византийская империя пала под ударами турок в 1453 г. Стаи супругом Софьи, Иван Московский стал претендовать на роль преемника православных византийских императоров. Византийские царские облачения, символы и пышные ритуалы распространились при московском дворе.
Московский великий князь появлялся в бармах (наплечные украшения византийских монархов) и длиннополой одежде с золотым шитьем и драгоценными камнями. В руках он держал символы верховной власти — скипетр и державу. На голове его была золотая, опушенная ценным мехом шапка Мономаха, увенчанная крестом. Гербом Руси сделался византийский двуглавый орел, которого помешали на великокняжеской печати. Георгий Победоносец, поражающий змея, принятый ранее как герб государства Ивана III, стал гербом Москвы.
«Москва — третий Рим» В дальнейшем при Василии III идеология московского самодержавия, преемственности от Византии оформилась в идею «Москва — третий Рим». Сочиненное в начале XVI в. «Сказание о князьях владимирских» возводило родословие Рюриковичей к римскому императору Августу. Псковский монах Филофей в послании к Василию III видел Московскую Русь покровительницей всех православных народов, наследницей Константинополя. В православии, считал Филофей, заключена сила Московской Руси. Филофей писал, что первый Рим пал, погубленный ересями; второй Рим — Константинополь (олицетворявший Византию) пал от унии с католической церковью; «а третий стоит, а четвертому не быти».
Власть великого князя Московского мыслилась как власть от Бога. Не случайно на приеме иноземцев в Кремле в 1488 г. Иван III с гордостью заявил: «Мы Божиею милостию государи, от первых своих прародителей». Слово государя становилось для подданных законом.
Когда Иван в 1502 г. захотел переменить наследника московской державы, передав престолонаследие своему старшему сыну от Софьи Палеолог Василию и лишив наследия внука Дмитрия Ивановича, которого он сам в 1498 г. «венчал» на престол и назвал своим соправителем, государь всея Руси ссылался не на закон или обычай, а лишь на собственную волю: «Чи не волен яз, великий князь, в своих детех и в своем княжении ? Кому хочу, тому дам княжение».
Центральные органы Но даже самый полновластный правитель не может государственные один управлять страной. По важнейшим делам Государь всея Руси советовался с ближайшими к нему боярами, входившими в Боярскую Думу. Эта Дума отчасти напоминала о совете князя со старшей дружиной в старинные времена. Но Дума XV в. играла и роль постоянного правительства, руководившего страной. Дума была невелика: 6-12 думных бояр (высший боярский чин), столько же окольничих (более низкий думный чин). Позже появились еше думные дворяне и думные дьяки.
Помимо Думы, центральными органами являлись Дворец и Казна. Дворец ведал личными (дворцовыми) землями великого князя, вел его хозяйство.
В озглавлялся Дворец дворецким. Это была очень почетная должность. Дворецкий был боярином, ему помогали дьяки. Последние в московском княжестве сначала были писцами, незнатными людьми, но уже во времена Ивана Великого они обладали огромной реальной властью, являясь часто фактическими руководителями.
Казна, управлявшаяся казначеем, играла роль государственной канцелярии, где находились государевы печати и государственный архив. Еше здесь хранилась сама великокняжеская казна, представлявшая собой смесь звонкой (серебряной) монеты, золотых и серебряных украшений, оружия, утвари, дорогой — украшенной драгоценными камнями и шитьем — одежды, мехов и прочих ценных вещей. Казна контролировала сбор налогов. Еше она вела внешнеполитические дела. Как мы видим, обязанности Казны были очень разнообразны, порой она дублировала деятельность других органов, что, впрочем, было характерно вообще для всех русских государственных учреждений XV-XVII вв.
Территориальное Гигантская русская держава делилась на уезды, повто- деление и местные рявшие своими очертаниями границы прежних неза- власти висимых уделов. Новгородская земля, как и в стари-
ну, делилась на пятины. Уезды включали в себя несколько волостей и станов. Размеры уездов были различны. Для управления уездами Москва посылала наместников. Волостями и станами руководили волостели.
Наместниками иногда становились бывшие удельные князья, но чаще это были бояре. Волостелями являлись незнатные служилые люди. Наместникам поручалось следить за внутренней жизнью уезда, бороться с разбойниками, обороняться от внешних врагов, творить суд, собирать налоги, строить крепости, мосты, дороги и т.д.
Наместники могли оставлять себе судебные пошлины (присуд) и часть налогов (кормление), определенного жалованья они за службу не получали. Интересно, что присуд и кормление воспринимались как награда за прошлые успехи, а не как оплата «труда» наместника. Неудивительно, что свои обязанности большинство наместников исполняло «спустя рукава», но при этом они стремились обогатиться, брали взятки и самоуправствовали. На Руси возникла даже поговорка о местных властях: «До Бога — высоко, до царя — далеко, я — близко, кланяйся мне низко!» Проверить деятельность наместников из столицы было трудно, т.к. центральные органы не имели своих учреждений на местах. Поэтому реальная власть государя всея Руси в уездах и волостях была слабой. Никакой системы в назначении или смене наместников не было, все зависело от случая и связей боярина или служилого человека.
Уделы и удельные Помимо уездов, внутри Московского государства су- князья шествовали уделы, правителями которых являлись братья государя всея Руси. К концу XV в. остался лишь один удел (брата Ивана III), но потом по завещанию Ивана III были выделены уделы его четырем младшим сыновьям. Правда, наследник престола Василий Ива нович владел территорией, превышающей уделы всех его братьев вместе взятых. Суд в уделах вели не удельные князья, а наместник великого московского князя. Если удельный правитель умирал, не оставив сына, удел отходил государю всея Руси.
Суд и законы В судебных делах XIII—XV вв. руководствовались древней «Русской Правдой», княжескими договорами, грамотами и повелениями, которые конечно разнились в различных землях. Для единого государства это было неудобно, к тому же «Русская Правда» устарела, и ее законы плохо согласовывались с жизнью XV в.
По велению Ивана III, в 1497 г. был составлен новый Судебник. Он содержал свод общерусских законов. Самым известным установлением Судебника 1497 г. является разрешение крестьянам, живущим на частных землях бояр, служилых людей или монастырей, переходить на другое место жительства, заплатив хозяину пожилое, один раз в году, неделей до и неделей позже Юрьева дня (26 ноября).
Часть историков видит в этом один из этапов закрепощения крестьян. Но другие считают, что это не более чем фиксация на общерусском уровне традиционного права перехода крестьян. Крестьяне различных княжеств и ранее могли уходить тоЛЬко раз в году, когда были завершены все сельскохозяйственные работы и устанавливался удобный санный путь. Сроки перехода по разным землям были различны. Судебник 1497 г. облегчил положение многих крестьян: они могли теперь уйти за пределы своего княжества, в то время как прежде такой переход был запрещен межкняжескими соглашениями.
Войско При Иване III претерпело изменение русское войско.
Раньше оно представляло собой сумму княжеских дружин и ополчений, собранных в своих владениях удельными и московскими князьями из простолюдинов. Теперь, после возникновения единого государства, основу войска составляла конница из слуг московского князя (бояр и незнатных вольных слуг), которым были пожалованы великим князем вотчины и поместья. Набирались также в войско служилые люди по прибору, т.е. ополченцы, простолюдины. Они становились пехотинцами, пушкарями, сопровождали обоз или выполняли иные вспомогательные дела. Войско, которым располагал Иван III, превосходило по численности и боеспособности московское войско его предшественников: отца — Василия Темного, деда — Василия I, прадеда — Дмитрия Донского.
Источник: https://studfile.net/preview/2451730/page:52/