Реформы Ивана Киреев Егор авт-243



Дата22.03.2023
өлшемі24,36 Kb.
#172924
Байланысты:
реформы ивана 3


Реформы Ивана 3. Киреев Егор АВТ-243.
Причины изменений Московское единое государство, возникшее во 2-й в государственном половине XV столетия, не могло управляться так же, управлении как в XIII — начале XV вв. управлялась Северо-Восточная Русь. Прежде в каждом княжестве сидел свой князь, его наместники властвовали на местах. Каждое княжество имело свою казну, войско, суд, монету. Великий князь владимирский был среди прочих кня­зей лишь «первым среди равных». Он практически не вмешивался во вну­тренние дела самостоятельных земель.
Теперь же Иван III стал единственным государем всея Руси: ранее неза­висимые уделы влились в московскую державу, их правители утратили мо­наршие права и превратились в слуг великого князя Московского.
Характер реформ Поэтому по мере объединения территорий вокруг Москвы в правление Ивана III постепенно возникала новая система центрального и местного управления. В ней было многое, напоминающее о былой старине, но в то же время были заложены основы централизации страны.
Централизация в Западной Европе и на Руси Для централизованных стран, в частности для государств Западной Европы, в XV-XVI вв. были характерны: 1. сильный государственный аппарат в центре,
который мог контролировать подчиненные ему органы власти на местах; 2. чиновничество, для которого государственная служба стала основным занятием и источником существования; 3. единое войско, законодатель­ство, суд, территориальное деление, монета; 4. единообразное для различ­ных частей страны налогообложение.
Экономической основой централизации служили разрушение натурально­го хозяйства, специализация отдельных районов на производстве опреде­ленной продукции, что делало необходимым торговлю между ними, а тор­говля, в свою очередь, скрепляла страну в одно целое, где один район не мог обойтись без связей с другим.
Русское единое государство XV в. еще не было централизованным, однако оно развивалось в направлении централизации. Этот процесс был окончательно завершен лишь к концу XVII в.
В отличие от западноевропейских государств, экономический фактор не был главным для объединения Руси. Здесь большую роль играли внешнеполитические факторы — необходимость сбросить иго и успешно противостоять натиску соседей.
Государь всея Руси Главой русского государства был великий князь мос­ковский и владимирский, государь всея Руси. Новый титул московского монарха — «государь» подчеркивал, насколько выше его обладатель всех остальных князей. Власть государя в течение второй половины XV в. становилась все более самодержавной.
«Византийское наследство» В 1472 г. Иван III вступил во второй брак с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. Византийская империя пала под ударами турок в 1453 г. Стаи супругом Софьи, Иван Московский стал претендовать на роль преемника право­славных византийских императоров. Византийские царские облачения, символы и пышные ритуалы распространились при московском дворе.
Московский великий князь появлялся в бармах (наплечные украшения визан­тийских монархов) и длиннополой одежде с золотым шитьем и драгоценными камнями. В руках он держал символы верховной власти — скипетр и державу. На голове его была золотая, опушенная ценным мехом шапка Мономаха, увенчанная крестом. Гербом Руси сделался византийский двуглавый орел, которого помешали на великокняжеской печати. Георгий Победоносец, поражающий змея, принятый ранее как герб государства Ивана III, стал гербом Москвы.
«Москва — третий Рим» В дальнейшем при Василии III идеология московского самодержавия, преемственности от Византии оформилась в идею «Москва — третий Рим». Сочиненное в начале XVI в. «Сказание о князьях владимирских» возводило родословие Рюриковичей к римскому императору Августу. Псковский монах Филофей в послании к Василию III видел Московскую Русь покровительницей всех православных народов, наследницей Константинополя. В православии, считал Филофей, заклю­чена сила Московской Руси. Филофей писал, что первый Рим пал, погуб­ленный ересями; второй Рим — Константинополь (олицетворявший Ви­зантию) пал от унии с католической церковью; «а третий стоит, а четвер­тому не быти».
Власть великого князя Московского мыслилась как власть от Бога. Не случайно на приеме иноземцев в Кремле в 1488 г. Иван III с гордостью за­явил: «Мы Божиею милостию государи, от первых своих прародителей». Слово государя становилось для подданных законом.
Когда Иван в 1502 г. захотел переменить наследника московской держа­вы, передав престолонаследие своему старшему сыну от Софьи Палеолог Василию и лишив наследия внука Дмитрия Ивановича, которого он сам в 1498 г. «венчал» на престол и назвал своим соправителем, государь всея Руси ссылался не на закон или обычай, а лишь на собственную волю: «Чи не волен яз, великий князь, в своих детех и в своем княжении ? Кому хочу, то­му дам княжение».
Центральные органы Но даже самый полновластный правитель не может государственные один управлять страной. По важнейшим делам Государь всея Руси советовался с ближайшими к нему боярами, входившими в Боярскую Думу. Эта Дума отчасти напоминала о со­вете князя со старшей дружиной в старинные времена. Но Дума XV в. иг­рала и роль постоянного правительства, руководившего страной. Дума была невелика: 6-12 думных бояр (высший боярский чин), столько же окольничих (более низкий думный чин). Позже появились еше думные дворяне и думные дьяки.
Помимо Думы, центральными органами являлись Дворец и Казна. Дворец ведал личными (дворцовыми) землями великого князя, вел его хозяйство.
В озглавлялся Дворец дворецким. Это была очень почетная должность. Дворецкий был боярином, ему помогали дьяки. Последние в московском княжестве сначала были писцами, незнатными людьми, но уже во време­на Ивана Великого они обладали огромной реальной властью, являясь ча­сто фактическими руководителями.
Казна, управлявшаяся казначеем, играла роль государственной канцеля­рии, где находились государевы печати и государственный архив. Еше здесь хранилась сама великокняжеская казна, представлявшая собой смесь звонкой (серебряной) монеты, золотых и серебряных украшений, оружия, утвари, дорогой — украшенной драгоценными камнями и шить­ем — одежды, мехов и прочих ценных вещей. Казна контролировала сбор налогов. Еше она вела внешнеполитические дела. Как мы видим, обязан­ности Казны были очень разнообразны, порой она дублировала деятель­ность других органов, что, впрочем, было характерно вообще для всех рус­ских государственных учреждений XV-XVII вв.
Территориальное Гигантская русская держава делилась на уезды, повто- деление и местные рявшие своими очертаниями границы прежних неза- власти висимых уделов. Новгородская земля, как и в стари-
ну, делилась на пятины. Уезды включали в себя несколько волостей и ста­нов. Размеры уездов были различны. Для управления уездами Москва по­сылала наместников. Волостями и станами руководили волостели.
Наместниками иногда становились бывшие удельные князья, но чаще это были бояре. Волостелями являлись незнатные служилые люди. Наме­стникам поручалось следить за внутренней жизнью уезда, бороться с раз­бойниками, обороняться от внешних врагов, творить суд, собирать нало­ги, строить крепости, мосты, дороги и т.д.
Наместники могли оставлять себе судебные пошлины (присуд) и часть налогов (кормление), определенного жалованья они за службу не получа­ли. Интересно, что присуд и кормление воспринимались как награда за прошлые успехи, а не как оплата «труда» наместника. Неудивительно, что свои обязанности большинство наместников исполняло «спустя рукава», но при этом они стремились обогатиться, брали взятки и самоуправство­вали. На Руси возникла даже поговорка о местных властях: «До Бога — вы­соко, до царя — далеко, я — близко, кланяйся мне низко!» Проверить дея­тельность наместников из столицы было трудно, т.к. центральные органы не имели своих учреждений на местах. Поэтому реальная власть государя всея Руси в уездах и волостях была слабой. Никакой системы в назначении или смене наместников не было, все зависело от случая и связей боярина или служилого человека.
Уделы и удельные Помимо уездов, внутри Московского государства су- князья шествовали уделы, правителями которых являлись братья государя всея Руси. К концу XV в. остался лишь один удел (брата Ивана III), но потом по завещанию Ивана III были выделены уделы его четырем младшим сыновьям. Правда, наследник престола Василий Ива­ нович владел территорией, превышающей уделы всех его братьев вместе взятых. Суд в уделах вели не удельные князья, а наместник великого московского князя. Если удельный правитель умирал, не оставив сына, удел отходил государю всея Руси.
Суд и законы В судебных делах XIII—XV вв. руководствовались древней «Русской Правдой», княжескими договорами, грамотами и повелениями, которые конечно разнились в различных землях. Для еди­ного государства это было неудобно, к тому же «Русская Правда» устаре­ла, и ее законы плохо согласовывались с жизнью XV в.
По велению Ивана III, в 1497 г. был составлен новый Судебник. Он со­держал свод общерусских законов. Самым известным установлением Су­дебника 1497 г. является разрешение крестьянам, живущим на частных землях бояр, служилых людей или монастырей, переходить на другое мес­то жительства, заплатив хозяину пожилое, один раз в году, неделей до и не­делей позже Юрьева дня (26 ноября).
Часть историков видит в этом один из этапов закрепощения крестьян. Но дру­гие считают, что это не более чем фиксация на общерусском уровне традиционно­го права перехода крестьян. Крестьяне различных княжеств и ранее могли уходить тоЛЬко раз в году, когда были завершены все сельскохозяйственные работы и уста­навливался удобный санный путь. Сроки перехода по разным землям были раз­личны. Судебник 1497 г. облегчил положение многих крестьян: они могли теперь уйти за пределы своего княжества, в то время как прежде такой переход был запре­щен межкняжескими соглашениями.
Войско При Иване III претерпело изменение русское войско.
Раньше оно представляло собой сумму княжеских дружин и ополчений, собранных в своих владениях удельными и московскими князьями из простолюдинов. Теперь, после возникновения единого госу­дарства, основу войска составляла конница из слуг московского князя (бояр и незнатных вольных слуг), которым были пожалованы великим князем вотчины и поместья. Набирались также в войско служилые люди по прибору, т.е. ополченцы, простолюдины. Они становились пехотинца­ми, пушкарями, сопровождали обоз или выполняли иные вспомогатель­ные дела. Войско, которым располагал Иван III, превосходило по числен­ности и боеспособности московское войско его предшественников: от­ца — Василия Темного, деда — Василия I, прадеда — Дмитрия Донского.
Источник: https://studfile.net/preview/2451730/page:52/

Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет