Социальная философия



Pdf көрінісі
бет1/3
Дата09.03.2022
өлшемі426,42 Kb.
#134836
  1   2   3
Байланысты:
trud-kak-forma-samorealizatsii-cheloveka
KqKei7lyfy4w1COuH0GkTNTHCshjCAz1RdcPM1GJ, рус яз в каз школе


113 
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 
 
УДК 130.12:130.123.3 
ТРУД КАК ФОРМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА 
Н.А. Некрасова, С.И. Некрасов 
 
Рассматривается труд как форма предметной активности людей, анализируется 
место труда в актуализации творческого потенциала человека на основе анализа соотно-
шения репродуктивной и продуктивной форм активности.
Ключевые слова: труд, творческий потенциал человека, человеческая активность, 
научное творчество.
 
Согласно классической марксистской традиции, первой формой деятель-
ности был труд как форма предметной активности людей по обеспечению усло-
вий производства самого человека и условий его существования. К. Маркс рас-
сматривал труд и как «труд вообще», и конкретные его формы. В первом случае 
речь шла об абстрактном человеческом труде, имеющем реальное проявление в 
физиологической активности, продуктивном расходовании энергии человеческо-
го мозга, нервов, рук[1, с. 59]. Таков человеческий труд в его самом общем по-
нимании. Конкретные же формы труда отличаются по своей цели, характеру, 
предмету, средствам, результатам. В подобном толковании понятие «труд» ока-
зывается по содержанию более широким, чем целеполагающая деятельность, ибо 
охватывает психологический и физиологический уровни человеческой субъек-
тивности. «Естественная творческая активность человека, функционируя в фор-
ме деятельности, выражает абстрактную социальную работу и в своем общем 
свойстве фиксирует простую трату человеческой силы» [2, с. 30]. 
Место труда в актуализации творческого потенциала обусловлено тем, 
что благодаря ему биологические и психологические силы направляются на со-
циально значимые цели и намерения. Труд – это процесс, в котором человек 
своей деятельностью опосредует, реализует, а следовательно, и контролирует 
обмен веществ между собой и природой. Этот естественный процесс человек 
превращает в социальный – в производство материальных благ. Именно здесь 
(в производстве) и происходит процесс усложнения бытия в его материально-
вещественной и индивидуально-духовной формах. Другими словами, труд как 
творчество – это природное условие человеческой жизни и одновременно явля-
ется всеобщей предметной формой создания самого человека[3]. 
Труд – это не сугубо изолированная деятельность как с точки зрения от-
ношения к другим видам, формам деятельного освоения мира, так и со стороны 
его взаимодействия с сознанием (духом). Таким образом, труд не обусловлен 
чисто физиолого-психологическими проявлениями или умениями и навыками в 
определенных сферах. Труд как творческая, преобразующая активность, 
направленная на изменение реальной действительности, имеет предметную и 


114 
идеальную природу. Поэтому способность расширять сферу производственной 
деятельности обусловлена, в частности, тем, что человек в силу наличия духов-
ного начала, индивидуального «Я», способен «видеть» в окружающем мире 
больше, чем существует в реальности, раздвигать пределы собственного миро-
восприятия. Это – прерогатива деятельно-сознательного и побудительно-
мотивационного механизмов активности, благодаря которым работа становится 
осознанной деятельностью, имеющая целесообразный характер, конкретное 
направление, и достигает определенного результата. 
Творческий потенциал в его эссенциально-деятельной форме выступает 
орудием труда-деятельности, их прямым дополнением и продолжением которо-
го являются внешние способы и орудия, которые, в свою очередь, представля-
ют собой результатом человеческого творчества[4]. 
Конечно, надо иметь в виду, что сам труд – это форма человеческой ак-
тивности, которая исторически меняется и, таким образом, в ней меняется со-
отношение между рутинными, репродуктивными и инновационными, произво-
дительными элементами, в связи с чем повышается степень использования 
творческого потенциала человека. И в неразвитых формах труда творческий 
потенциал человека приобретает необходимую целостность благодаря ком-
плексному характеру самого труда. Углублению виртуальных уровней челове-
ческой субъективности способствовала (уже на первых шагах становления тру-
да как всеобщей формы деятельности) необходимость предварительного кон-
струирования как самой деятельности, так и путей достижения желаемого ре-
зультата в сознании человека, прежде, чем замысел воплощался в конкретном 
факте. С другой стороны, с самого начала труд должен быть организован как 
коллективный процесс, требующий от отдельного человека способности к об-
щению, к обмену информацией и, в конце концов, к выходу за пределы соб-
ственного индивидуального опыта. 
Таким образом, творческий потенциал человека можно определить как 
совокупность духовных качеств человека, при помощи которой осуществляется 
реальная и возможная деятельность в форме труда, познания и общения, со-
держание и характер которой отличаются новизной.
Производство, труд – непрерывный процесс, в котором одновременно 
или последовательно происходит распредмечивание творческих сущностных 
сил человека, отчуждения продукта труда и опредмечивание, присвоение. В 
процессе труда общее, особенное и индивидуальное взаимно переплетаются
прирастают, тем самым деятельность переходит в самодеятельность, репродук-
ция в продукцию, творчество
.
Труд – родовая форма человеческой активности, 
которая имеет генетические корни, но реализуется в процессе индивидуального 
и социально-исторического развития. Существует мнение, что человеку легче 
не работать, чем напрягаться умственно, физически. Но парадокс труда состоит 
в том, что, как только прекращается деятельная активность, человек останавли-
вается в развитии, деградирует, постепенно угасают качества, которые делают 
его творческим существом. 
В индивидуальном и историческом развитии вектор становления потен-
циальных способностей к труду направлен от индивидуально-неповторимого к 


115 
общему. Каждый индивид подходит к труду, как ко всеобщей форме самораз-
вития и освоения мира постепенно через обучение [5]. 
В труде, как в средстве поддержания жизненных сил человека и суще-
ствования социума, большое значение имеют репродуктивные, воспроизводя-
щие и поддерживающие формы активности, которые базируются на деятельном 
механизме обновления бытия. Поэтому возможности для творчества в труде 
(как в массовой, повседневной деятельности) довольно ограничены: главное 
здесь заключается не в поиске чего-то нового в результате или путях его до-
стижения, а в том, чтобы тщательно, «технологически» точно выполнять изде-
лия (чтобы последнее не отличалось от образца). И это касается не только со-
временного массового производства, в котором процесс создания нового в зна-
чительной мере выводится за пределы непосредственного производства типо-
вых изделий и становится специфическим видом трудовой действительности 
конструкторов, технологов, других специалистов. Правда, и в пределах самого 
производства как такового остается место для реализации творческого потен-
циала работников – в рационализаторстве, изобретательстве. 
В то же время ретроспективный взгляд на труд как исторично-
изменчивый вид деятельности позволяет констатировать наличие творческих 
элементов в ней как на этапе становления, так и в дальнейшем, например, в ре-
месленнической деятельности. 
Среди существующих видов важное место занимает художественное и 
научное творчество. Первое из них, как известно, долгое время вообще отож-
дествлялось с творчеством, в то время как еще в немецкой классической фило-
софии наука таковым не считалась. Но уже в XX веке научное творчество, став 
предметом теоретического анализа и практического изучения, получила статус 
едва ли не важнейшего вида творческой деятельности. Художественное и науч-
ное творчество сближает их духовно-практический характер и направленность 
на приращение достижений человеческой культуры. Но по своему объекту и 
предмету, методам, результатам эти две формы творчества в значительной сте-
пени отличаются. 
Ученый пытается непосредственно познать тот фрагмент бытия, кото-
рый является объектом научного исследования, дойти до сущности явлений, 
познать закономерные связи, открыть неизвестное. Художник также пытается 
познать мир, но не путём открытия объективных законов его существования, а 
через «зеркало человеческой души», в образно-чувственной форме. И учёный, и 
художник будто удваивают жизнь, создавая идеальные её отображения. Но у 
учёного они имеют рационально-интеллектуальную природу и представляют 
собой понятийную сетку, которую исследователь как бы набрасывает на бытие. 
При этом отдельные факты, явления отходят на второй план, тогда как типич-
ные связи, сущностные закономерности становятся основными в научной кар-
тине мира. Художника, наоборот, интересуют как раз факты жизни во всех их 
многообразиях и хитросплетениях. Художник не открывает нового, он из из-
вестного составляет иную картину бытия в соответствии со своим замыслом на 
основе норм данного жанра искусства. Субъективная позиция художника, его 


116 
оригинальное видение объекта едва ли не самое важное в художественно-
эстетическом творчестве в отличие от объективности учёного. 
Результатом научного творчества является теория, которая аккумулиру-
ет в себе как уже известные знания об объекте, так и те, которые найдены, от-
крыты исследователем. То есть научное творчество своей целью и результатом 
имеет приращение знаний об окружающем мире. 
Результатом художественного творчества является создание эстетиче-
ских ценностей, произведений, которые «как бы» отражают жизнь, но их цель 
заключается не в этом, а в достижении идеала. Чем более опосредована связь 
между этим идеалом и содержанием произведения, тем дольше живет художе-
ственное произведение, тем больше возможностей для его интерпретации имеет 
потребитель (читатель, зритель, слушатель). 
Соответственно, весьма существенно проявляется разница в творческом 
потенциале ученого и художника, по крайней мере, в степени активизации и ак-
туализации (а соответственно и в развитии) тех или иных его составляющих. 
Задачи, которые решает ученый, с необходимостью актуализирует ин-
теллектуально-рациональную составляющую творческого потенциала человека 
с использованием соответствующих методов и форм познания объекта. Чтобы 
найти новое, ученый должен быть способным к переосмыслению большого 
массива фактического материала с тем, чтобы увидеть то, что не было известно 
до него никому, то есть обладать умением трансцендироваться за пределы соб-
ственного опыта. Научный гений «словно сводит воедино бесконечное, един-
ственное и множественное, в части видит целое, в целом – часть, в ощутимом – 
неосязаемое» [6, с. 227]. 
В результате усилиями ученых расширяются горизонты человеческого 
опыта, знаний и восприятий. 
Конечно, результаты такого масштаба достигаются творчеством великих 
художников, поэтов, музыкантов или другими способами за счет других со-
ставляющих творческого потенциала. В данном случае речь идет прежде всего 
о развитости внутреннего «виртуального» уровня творческого потенциала че-
ловека автора-художника за счёт мобилизации образно-чувственной составля-
ющей, а также путём привлечения к творческому процессу фантазии, вообра-
жения, веры. В таком случае оказываются прямо противоположными научному 
творчеству некоторые особенности художественного видения мира. В частно-
сти, если фантазирование, домысел, недопустимы в научных исследованиях
,
то 
для деятеля искусства они являются необходимыми элементами творческого 
процесса. Главное, чтобы результаты его воображения отвечали правде жизни и 
вызывали определенные настроения у читателя или зрителя (пушкинское «над 
вымыслом обольюсь слезами»). Если язык, который использует учёный, дол-
жен быть очень точным, выверенным, не допускающим многозначности в тол-
ковании содержания, то речь художника, наоборот, достигает цели, если воз-
буждает воображение читателя или зрителя своей многозначностью, образно-
стью, символической насыщенностью. Учёному не обязательно перевопло-
щаться при решении научной проблемы (хотя это иногда и бывает), а художник 


117 
обязательно должен «вжиться в образ», встать на место героя, переживая все 
сюжетные перипетии вместе с ним. 
Рассмотренные выше специфические проявления творческой деятельно-
сти в их связи с творческим потенциалом человека позволяют сделать вывод о 
том, что творчество в его человеческом измерении является органическим 
сплавом физической, умственной и эмоционально-чувственной активности, хо-
тя доля и роль каждой составляющей зависит от сферы и вида деятельности её 
создателя. Так, в деятельности ученого преобладают моменты интеллектуаль-
ной активности над чувственно-образными. В творчестве художника указанные 
составляющие как бы меняются местами. 
Но такое суждение можно считать приемлемым, по крайней мере, при 
двух предупреждениях. Во-первых, указанная разница имеет значение и прояв-
ляет себя на этапе решения творческой задачи. На стадии формулирования за-
дачи, накопления информации, выбора путей ее решения соотношение образ-
ного и рационального перемещается в сторону последнего независимо от вида 
творчества. Во-вторых, несмотря на то, что творческий потенциал имеет уни-
версальный характер и типовую структуру, в реальной жизни существует инди-
видуальное отклонение в развитии той или иной составляющей творческого по-
тенциала человека, которое, по сути, и составляет основу неповторимой инди-
видуальности автора. 
Самоидентификация как актуализация потенциальных задатков челове-
ка – это своеобразный «смотр» сущностных сил и возможностей с целью регу-
лирования их устремленности и динамики в определённых направлениях. 
Именно здесь проявляется как волевая способность концентрации субъекта 
творчества на определенном действии, так и возможность удержаться от него 
ради мобилизации своих внутренних ресурсов для приращения внешнего мира 
и самосовершенствования [7]. 
Родовым понятием, связанным с целенаправленным или спонтанным ре-
гулированием функций творческого потенциала, его динамикой и результатив-
ным использованием, является самореализация. По своему содержанию она 
имеет отношение не к отдельным проявлениям самодеятельности, а ко всей 
структуре творческого потенциала человека, характеризуя его жизненный путь 
человека в целом и его отдельные этапы с точки зрения конструирования жиз-
ни, обновления сущностных сил человека. Самореализация и реализация твор-
ческого потенциала человека не связаны с ключевыми этапами жизни, они со-
провождают человека на всем пути жизнедеятельности, проявляя себя в разных 
видах и формах деятельности, общения, рефлексии
и самоусовершенствования. 
Самореализация не является неограниченным созданием нового, она 
несет в себе элементы продуктивно-ограничивающих усилий, направленных на 
погашение репродуктивных сторон опыта, запретов, норм. Самореализация 
противостоит саморазрушение, которое имеет место в условиях ограничений, 
связанных с преобразованием средств жизни в его цели, концентрации на иска-
женных формах жизнедеятельности, а также неспособности ограничить свои 
телесные, психологические усилия. Самоограничение как составляющая само-
реализации эффективно в том случае, когда оно становится своеобразным мо-


118 
стиком, связывающим человека с окружающим миром путем выбора доступно-
го на определенном этапе жизни в соответствии с имеющимися внешними 
условиями и внутренними ресурсами при наличии общей ориентации на созда-
ние нового. 
Самосозидание и самореализация происходит там и тогда, где и когда 
человек имеет в наличии и практически использует энергию сопротивления об-
стоятельствам, где мобилизуются духовные ресурсы, благодаря которым инди-
видуальная и родовая жизнь приобретает динамизм, в ней преобладает прира-
щение, нерепродуцирование существующих форм, а углубление и рост связей с 
миром. 
В отличие от обычного существования, в котором преобладает эссенци-
ально-действенное осуществление творческого потенциала, это – так называе-
мое предельное бытие или «бытие-за-гранью» (Н. Хамитов), которое ведёт к 
актуализации виртуальной и трансцендентальной составляющих творческого 
потенциала человека [8]. 
Соответственно, высоким уровнем напряжения творческого потенциала 
является «бытие-за-гранью», под которым понимается преодоление простран-
ственно-временных координат существования за счет использования имею-
щихся духовных ресурсов, среди которых ведущее место занимают любовь, ве-
ра, стремление к истине, красоте, добру, воля к осуществлению своих жизнен-
ных установок. Это состояние достигается за счет концентрации всех источни-
ков энергии созидания на важнейших общечеловеческих ценностях и идеалах 
путем достижения власти над телесностью, духовностью и душевностью. Этот 
уровень самореализации доступен немногим, и основные его воплощения сим-
волизируют фигуры Героя, Гения, Святого, Богочеловека. 
Реальные формы духовного освоения мира – религию, мораль, искус-
ство, философию, науку – можно рассматривать как предпосылку активизации 
духовных ресурсов, которые составляют содержательное наполнение творче-
ского потенциала в его различных проявлениях. 
В основе этих форм духовности лежат системы духовных ценностей, 
своеобразный закодированный «язык», освоение которого позволяет индивиду 
пройти путь восхождения к идеалу. В то же время абсолютизация любого из 
имеющихся видов духовности, привлечение к нему всех других её видов ведёт 
к разрушению духовной составляющей творческого потенциала человека, к 
возникновению догматически ограниченных (например, технократизм, эстетет-
ство, религиозный фанатизм и др.) форм воплощения духовности. 
Вместе с поиском теоретических основ интегративной духовности 
наиболее актуальным является поиск путей рекреации и слияния, эмпирически 
существующих типов с целью выработки конкретных ступеней восхождения к 
духовному совершенству, в том числе и через ограниченные и преобразованные 
разновидности духовности. Особое значение при этом приобретает развитие и 
реализация творческого потенциала человека, который выступает не только ме-
ханизмом осуществления связи между внутренним и внешним мирами, но и не-
обходимым средством становления высших типов духовности [9, с.118]. 


119 
Функционирование творческого потенциала человека – это всегда диа-
лектическое взаимодействие общего, особенного и единичного в жизнедея-
тельности человека и общества. Общее здесь – ритмика творческих актов, дей-
ствий творческого потенциала, а также закономерности творческого мышления 
и деятельности. Особое – типичные характеристики субъекта творчества как 
носителя творческого потенциала, а также специфика видов и форм деятельно-
сти, в которой активизируется и реализуется творческий потенциал челове-
ка[10,с. 18]. Единичное – это индивидуальные свойства творческого потенциала 
человека, его конфигурация и пути осуществления творческих актов и процес-
сов в конкретных видах деятельности. Ступени воплощения общего, особенно-
го и индивидуального в творчестве конкретных носителей творческого потен-
циала человека можно выделять по разным признакам: по наличию или отсут-
ствию универсальности, целостности, напряженности творческого потенциала 
человека, или по его направленности (на этой основе различаются понятия 
«одаренность», «гений», «талант»). 
Сам творческий потенциал человека можно рассматривать как то осо-
бое, внутреннее детерминированное действие, благодаря чему раскрывается
творческая сущность человека в конкретных условиях существования. Поэтому 
главной формой актуализации и реализации творческих потенциальностей яв-
ляется деятельность. Творчество и деятельность совпадают как родовые формы 
жизнедеятельности человека и отличаются на уровне конкретных форм. Не су-
ществует творчества вне деятельного освоения мира, но существует деятель-
ность в её конкретных проявлениях, которая лишена творческого содержания. 
Анализ труда, научной и художественной деятельности в их связи с актуализа-
цией творческого потенциала человека приводит к выводу о специфическом 
характере этого процесса с наличием общих для указанных форм деятельности 
моментов. Так, если труд требует активизации деятельно-эссенциального уров-
ня и эмоциональной подструктуры творческого потенциала, то научная и худо-
жественная деятельность требуют проникновения в виртуальные глубины соб-
ственного духа и интеллектуально-рациональной подструктуры и способности 
трансцендирования за пределы имеющегося опыта. 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет