АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КАЗАХСТАНА
КАК ОБЪЕКТЫ САКРАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
В апреле 2017 года выходит на свет статья главы Казахстана Н. А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», где для модернизации сознание им предлагается проекта под названием «Духовные святыни Казахстана» или общее народным названием «Сакральная география Казахстана». Целью данного проекта является увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников доисламского и исламского периода и таким образом образовать каркас идентичности казахского народа.
Под видом комплекса памятников до исламского периода мы имеем в виду археологические памятники до VIII-IX вв. которых оставили кочевые и полукочевые племена, проживавшие на территории современного Казахстана на протяжении тысячелетия, которые согласно общепринятому мнению казахстанских историков и археологов сыграли значительную роль в формирование казахского народа.
Согласно данным центра «Сакральный Казахстан», созданный именно для реализации данного проекта на сегодняшний день археологические памятники до исламского периода, образует основной костяк сакральных объектов Казахстана.
Основной целью работы заключалась сделать обзор материалов, как принимают археологические объекты до исламского периода современное время. Многие из таких памятников является местами паломничество. Туда люди приходит для удовлетворения своих духовных потребностей и духовного обогащения, а также для лечения своих болезней. Такими местами на западе можно назвать мечети в комплексах Шопан-Ата, Караман-Ата, Есен-Ата, Бекет-Ата (в пос. Старый Бейнеу), мечеть Бекет-Ата (в местности Огланды, западный чинк Устюрта). Некоторые из них первоначально могли быть естественного происхождения и использовались в очень давние времена. На такую мысль наводят, с одной сто-роны, найденный архитектором А. Б. Ордабаевым в 1971 г. кремневый наконечник стрелы в подземной мечети Караман-Ата, с другой – наличие следов стоянок каменного века у подземной мечети Сулеймен-Эпе. Интерьер этих сооружений вырубался в толще мягких, мергелистых глин, подстилающих более твердые известковые отложения, которые и служили перекрытием для подземных помещений. В некоторых случаях в качестве естественных подпорок (мечеть Карамāн-Ата) оставляли участки мергелистых пород или делали подпорки из блоков известняка (подземная мечеть Сулǚāн-Эпе).
Анализ доступных источников показывает о двойную религиозную идентичность у основной масссы населения. Это выражается так, что человек, которые считая себя приверженцами ислама, может одновременно делать паломничество в места не связанное с исламом и там же делать обряды поклонения связанное с исламом. Также двойную идентичность мы можем наблюдать на примере кургана сарматского времени. Так на месте захоронения «Таксайской принцессы» а Теректинском районе Западного Казахстана, где была найдена остатки женщины эпохи древних кочевников, которая датируется 5-4 вв. до н.э. построили мавзолей в традиционном мусульманском стили. Такие примеры ярко демонстрирует двойную религиозную идентичность у основной массы населения, которая подпитывается начиная со школьной программы, где древние насельники современного Казахстана отожествляется прямыми предками казахов, а в религиозным плане казахи сохранили и впитали доисламкие реликты и традиционные исламские ценности. Целью дальнейших исследований является изучение этнографических материалов дореволюционного и советского периода, где отображены практика религиозного поломничество по сакральным местам.
Достарыңызбен бөлісу: |