2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И
КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ………………………...
9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика юношеского
возраста…………………………………………………………………
9
1.2. Патриотическое воспитание молодежи…………………………. 42
1.3. Культурное воспитание молодежи…………………….………… 28
ГЛАВА 2. РОЛЬ ВОЕННЫХ АНСАМБЛЕЙ ПЕСНИ И ТАНЦА В
ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ…………………………………………….
35
2.1. История возникновения военных ансамблей песни и пляски … 35
2.2. Военные ансамбли песни и танца Вооруженных сил
Республики Казахстан …………………………………………………
41
2.3. Творческая деятельность Ансамбля Министерства Обороны
Республики
Казахстан
как
пропаганда
культурных
и
патриотических аспектов в воспитании ……………………………...
47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. 56
3
ВВЕДЕНИЕ
Самым главным завоеванием Казахстана за последние годы стала
внутриполитическая и экономическая стабильность, межнациональное
согласие и безопасность государства. В своем Послании народу Казахстана
Президент Республики, Лидер нации Н.А. Назарбаев призвал общество
«вооружиться вечными качествами – усердием, трудолюбием и
целеустремленностью, которые помогут нам устоять и принести нашей
Родине достойное будущее. При этом нормой жизни государства и нации
должны стать дух патриотизма и традиций, дух единства и
состязательности. И каждый обязан сделать все, чтобы этот созидательный
дух стал частью его жизни».(24)
Испокон веков защита Отечества является нравственным и
священным долгом, одной из важных и почетных обязанностей граждан.
Воинский труд – тяжелый и благородный. Военный человек всегда
патриот, образец преданности народу и государству, воинскому долгу.
Нестабильная международная обстановка, проблемы мирового терроризма
заставляют всех, кто ответственен за будущее нации, использовать
всевозможные формы, средства и методы в деле патриотического
воспитания, особенно подрастающего поколения.
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой
личности. У человека должно вырабатываться чувство гордости за свою
Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным
страницам прошлого. Поэтому воспитать патриотов сегодня – это значит
обеспечить будущее завтра.
Проблема патриотического воспитания молодежи своими корнями
уходит глубоко в историю. На заре возникновения единого народа его
стремлением было утвердиться на той земле, на которой они
существовали. Защита своей территории накладывала отпечаток на быт
каждого человека. В этот период каждый мужчина был воином, его
4
достоинство определялось силой, храбростью и отвагой, а необходимыми
качествами предводителя были мудрость и доблесть. В памяти народа
сохранились имена казахских батыров: Каракыпшак Кобланды, Алпамыс
батыра, Ер Таргына, Ер Косая, Ер Кокше, Баян батыра, Кабанбай,
Богенбай, Раймбек батыра и других. Их подвиги по охране и возрождению
казахстанских земель могут служить примером для подражания
нынешнему поколению. Огромным патриотическим потенциалом
обладали жырау (поэты-летописцы), которые призывали к единству и
сплоченности в целях обеспечения территориальной целостности
казахских земель.
В связи с обретением независимости и суверенитета в РК на
современном этапе стали особенно актуальными вопросы военно-
патриотического воспитания всего населения и в первую очередь
молодежи. Опыт истории войн свидетельствует о том, что победа всегда
была за теми, кто был лучше подготовлен в морально-психологическом
отношении. Б.Момыш–улы в своей книге «Психология войны», говоря о
силе ума, чувства, воли, отмечает: «Проблема военно-патриотического
воспитания есть проблема воспитания от пеленок до штыковой атаки.
Родительское воспитание – самая главная стадия дошкольного воспитания.
Школьное воспитание, общественно-молодежное воспитание – самая
важная стадия в становлении человека. В общественном же воспитании
человек нуждается до самой гробовой доски». (25)
Огромную роль в патриотическом воспитании играют наши
Вооруженные силы – самая сплоченная, мобильная, организованная
государственная структура. И не будет ошибкой сказать, что
многонациональная армия Казахстана – это еще школа дружбы и
интернационализма. Современная армия Казахстана насчитывает 109
тысяч 500 человек. Основная часть – это молодые люди, в руках которых
находится настоящее и будущее нашей Республики. Поэтому в
5
многогранном процессе обучения и воспитания молодежи особое место
занимает военно-патриотическая работа.
Армия у нас является не только могучей боевой силой, но и большой
силой созидания, несущая в массы культуру и искусство наших предков и
современников. Искусство всегда рассматривалось как часть и средство
воспитания. Искусство как бы дополняет жизнь и расширяет ее
возможности. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели,
ученые обращались к вопросу о роли искусства в формирования у
подрастающего поколения патриотических взглядов и чувств. Самые
древние военные пляски существовали не только для эстетического
удовольствия, но и чтобы поднимать воинственные эмоции, они
«воодушевляли» на подвиг, дисциплинируя боевой дух, а кроме того,
успокаивали взвинченную нервную систему и прогоняли страх, открывая
свободный путь для храбрости.
Одной из действенных частей в структуре армии, имеющей
непосредственное отношение к искусству – это военные ансамбли песни и
танца. Воспитывать здоровые культурно-эстетические вкусы у молодежи
нужно и можно через музыку, песни, танцы. В свое время именноКрасная
Армия, например, стала колыбелью знаменитых на весь мир дважды
Краснознаменного ансамбля имени А. В. Александрова, Центрального
академического театра Советской Армии, многих военных духовых
оркестров, демонстрировавших свое мастерство в различных странах мира.
Каждой концертной программой помимо развлекательной функции,
ансамбль стремится достичь эффекта эстетического сопереживания,
пробудить живой отклик аудитории, обогатить её эмоциональный мир.
Героико-патриотическая
направленность
репертуара,
народность
музыкально-стилевых истоков (включающих традиционное и современное
искусство), жанровая характерность, неповторимость выразительных
средств, творческая индивидуальность и высокое профессиональное
мастерство – вот характерные черты военных ансамблей.
6
У нас в Казахстане военно-музыкальное искусство представляют
следующие творческие коллективы: Центральный ансамбль песни и танца
Министерства обороны Республики Казахстан, Ансамбль песни и танца
Внутренних войск МВД РК, Ансамбль песни и пляски пограничной
службы Комитета национальной безопасности Казахстана.
Военные ансамбли средствами хореографического искусства
содействуют
патриотическому,
нравственному
и
эстетическому
воспитанию, прежде всего, личного состава. Они активно участвуют в
музыкальном обеспечении воинских ритуалов, общественных, культурно-
массовых и спортивных мероприятий, ведут постоянную концертно-
просветительскую
работу,
оказывают
помощь
художественной
самодеятельности. Без танцевальных номеров не проходит ни одно
мероприятие в части. Концертно-гастрольная деятельность ансамблей
обращена в первую очередь к молодежи, будущим воинам. Основная цель
многочисленных концертов – воспитание молодежи в духе преданности и
любви к своей Отчизне, пропаганда лучших традиций армейской жизни и
преемственности поколений.
Служба автора работы в Центральном ансамбле песни и танца
Министерства обороны Республики Казахстан стала отправной точкой
выбора темы исследования «Творческая деятельность военного ансамбля
песни и танца в аспекте культурного и патриотического воспитания
молодежи», а значимость задач, решаемых военными ансамблями,
определила актуальность данной темы.
Объект исследования – культурное и патриотическое воспитание
молодежи.
Предмет исследования – творческая деятельность военных
ансамблей песни и танца.
База исследования – военный ансамбль песни и танца Министерства
Обороны республики Казахстан.
7
Цель исследования – доказать, что творчество военного ансамбля
несет в себе не только военно-патриотический, но и эстетический,
культурный и нравственный характер.
Основные задачи:
1) раскрыть военную культуру и историю возникновения военных
ансамблей песни и пляски и их предназначение;
2) на примере творчества военных ансамбле показать возможности в
деле культурного и патриотического воспитания молодежи.
Теоретическую базу исследования составили научные труды по
педагогике,
психологии,
истории
хореографического
искусства.
Направления патриотического и культурного воспитания наиболее полно
отражены в педагогической науке В.Н. Ивановым, О.В. Лебедевой, Н.В.
Савиным, Ш.И. Исмаиловым и др. Особенности военной психологии и
педагогики освещены А.В. Барабанщиковым, В.П. Давыдовым, Н.Ф.
Феденко.
Однако работ, раскрывающих творчество танцевальной группы
военных ансамблей, практически не существует. Деятельность военных
ансамблей песни и танца отражена в основном в периодической печати,
отчетах о проведенных мероприятиях. Вопросы о проблемах сохранения и
развития военного танца, специфика работы педагога-репетитора в
военном ансамбле песни и пляски описаны в исследовании М. Агеева и В.
Ионовой. В основном же, большая часть информации расположена на
сайтах интернета.
Это определило и основные методы исследования – сбор, анализ и
обобщение материалов по теме.
Исследовательская работа рекомендована для использования в
работе педагогов, балетмейстеров хореографических ансамблей, студентов
средне-специальных и высших учебных заведений специальности
«
хореография
»
.
8
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух
основных глав, выводов к ним, заключения, библиографического списка и
приложения.
9
Достарыңызбен бөлісу: |