Приложение 2.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ЧАСТЬ I.История зарубежной хореографии
Раздел 1.Танцевальное искусство от древности до XIX века
Тема 1.1.Хореография как вид искусства.
УРОК 1
Введение в предмет.
Эпиграф урока: «Тело облачает душу,
оно же ее и разоблачает»
(итальянский поэт Франческо Петрарка)
В процессе эвристической беседы с учащимися выявить основные виды искусств. Рассмотреть связь танца с другими видами искусств.
Специфические особенности хореографии, ее выразительные средства. Виды хореографии. Рассказ о возникновении танца. Взгляд первобытного человека на окружающий мир. Виды первобытных плясок.
Примеры: роль танца в жизни ацтеков, древних мексиканцев, индийцев и народов Ближнего Востока.
Балетный спектакль как самая распространенная форма хореографического искусства XIX - XX вв.
Создатели балетного спектакля:
балетмейстер, композитор, либреттист, танцовщики (балетная труппа), музыканты (оркестр), осветитель, декоратор, гример, костюмер.
Понятия:искусство, хореография, классический, танец, балет, балетмейстер, балетный спектакль, либретто, декорация, увертюра, дирижер, пантомима.
Произведения:
ранние формы танца в наскальных изображениях;
иллюстрации, отображающие различные виды искусств.
Домашнее задание (варианты):
творческое сочинение на темы «Для чего нужно искусство», «Мой любимый вид искусства» и др.;
рисунок на любой сюжет из пройденной темы.
УРОК 2
Повторение и закрепление материала.
Работа со словарем:
Занесение основных терминов пройденной темы в словарь.
Также рассматриваются следующие понятия: адажио, вариация, солист, кордебалет, па-де-де, па-де-труа, па-де-катр.
Домашнее задание:
Заполнить предложенную преподавателем анкету, состоящую из вопросов, позволяющих узнать интересы и увлечения учащихся, их взгляды на искусство, вкусы, названия любимых спектаклей, книг и т.п.
Тема 1.2.Танцевальное искусство стран Востока.
УРОК 1.
Общая характеристика восточных представлений.
Восточный театр как синтез искусств.
Особенности драматургического построения, костюма и решения сценического пространства (отсутствие декораций).
Позы, жесты, ритмизированные движения в танце.
Влияние религий на театр Востока.
Страны Юго-Восточной Азии:
Мьянма (Бирма) - танцы составная часть религиозных и народных праздников. Пантомимы, песенно-танцевальные представления, карнавальные шествия.
Индонезия - танцы островов Ява, Бали, Суматра.
Театр масок.
Страны Дальневосточного региона:
Китай - виды театров. Распространение театрализованных песенно-танцевальных и фарсовых представлений.
Япония - театр «но» как синтез песенной и танцевальной культуры.
Понятия:икебана, пагода.
Произведения (по выбору преподавателя):
примеры народной музыки;
фотографии с изображением танцующих.
Примечания: показать существенное отличие классического танца Востока от европейского классического танца (балета), отметив многообразие и самобытность танцевальных культур Индии, Индонезии, Мьянмы (бывшей Бирмы), Китая и Японии.
УРОК 2
Танцевальное искусство Индии.
Возникновение театрального и танцевального искусства Индии задолго до европейского.
Пути развития индийского танца, отраженные в храмовых изображениях и скульптуре.
Древнее руководство «Натьяшастра» - «Наука о театре» (ок. IV в. н.э.)
Неразрывная связь танца с музыкой, пением, поэзией, театром. Влияние индуистской мифологии. Древнеиндийские эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» (IIв.н.э.) - основа театральных представлений. Язык кистей рук - мудра (жесты).
Стили индийского танца:
бхаратнатьям, катхак, катхакали, манипури, одисси.
Своеобразие индийских праздников и обычаев.
Особенности национального костюма.
Понятия:храм, ситар (музыкальный инструмент), сари, тика (точка на лбу индийской женщины).
Произведения:
«Танцующий Шива» (бронзовая статуя);
изображения индийских храмов и скульптуры;
фотографии с изображением танцовщиков различных стилей;
иллюстрации с изображением мужского и женского костюма;
музыкальный материал - звучание ситара.
Тема 1.3.Танцевальное искусство Древней Греции.
УРОКИ 1-2
Обращение к скульптуре и древней живописи Греции, в которых запечатлены красота и пластическая гармония образов античной хореографии.
Греческая мифология - 9 муз - покровительниц искусств и наук.
Терпсихора - муза танца.
Греческий театр: драма, комедия, гротеск.
Виды танцев Древней Греции:
военные «Пиррих», священные «Эммелия», сценические «Кордак», «Сикиннида», «Кубистика» (танец на руках).
Влияние античного искусства на формирование системы классического танца.
Особенности греческого костюма.
Понятия:античность, миф, мифология, Аполлон, Парнас, лира, орхестра, котурны, хитон, гиматий (греческий плащ), амфитеатр.
Произведения:
- репродукции
Р.Менгс «Парнас»;
Рафаэль «Парнас» Фреска (1511г.);
А.Мантенья «Парнас» (1497);
Н.Пуссен «Танец в честь Приама» (ок.1638);
фрагменты произведений Гомера «Иллиада» (описание хоровода), «Одиссея» (описание мужского дуэта на фоне танцующих юношей);
примеры скульптуры и древней вазовой живописи с изображением образов античной хореографии («Танцующие молодые гречанки», «Танцующая Менада», Танагрские статуэтки, вазовая живопись - «Кордакс», «Сикиннис» и т.п.).
- музыкальный материал:
греческий народный танец «Сиртаки».
Тема 1.4.Танцевальное искусство эпохи средневековья (X-XV вв.).
УРОКИ 1-2.
Появление ряда простейших танцевальных форм в зрелищах Средних веков. Влияние церкви (религии) на танцевальное искусство: запрет светских забав.
Религиозные танцы - «священные действа».
Романская эпоха (X - XII вв.) – хороводные танцы с линейно-шеренговой композицией.
Готическая эпоха (XII - XV вв.) – появление парных танцев, первых балетных интермедий - междуявствий. Различие между придворными и деревенскими танцами.
Характеристика основных танцев Средних веков: бранль, бассданс, мореска, фарандола.
Рыцарская культура - культ прекрасной дамы.
Особенности цветовой символики.
Средневековый женский костюм (S-образная форма силуэта) и мужской костюм (клювовидная остроносая обувь).
Влияние костюма на характер и манеру исполнения танцев (степенность, тяжеловесность).
Понятия:готика, готическая архитектура, тамбурин, интермедия, стиль.
Произведения:
- репродукции:
П.Брейгель Старший «Крестьянский танец»;
П.П.Рубенс «Крестьянский танец»;
П.Кристус «Портрет молодой женщины»;
Я.ванЭйк «Чета Арнольфини»;
Р.ван дер Вейден «Женский портрет»;
В.Карпаччо «Молодой рыцарь на фоне пейзажа»;
фрагмент рисунка Альбрехта Дюрера «Танцующая пара (рыцарь и дама)»;
миниатюра из «Трактата об искусстве танца» ГульельмоЭбрео « Придворный танец».
- фотографии (внешний вид, интерьер):
собор в Вормсе (X-XIII вв., романская архитектура);
собор Парижской богоматери (XII-XIV вв., готическая архитектура).
- музыкальный материал:
Г.Ф.Гендель «Пассакалья»;
Возможно использование музыки XIX-XX века, в которой ярко и характерно
звучит тема средневековья.
Например:
К.Сен-Санс «Danse macabre»;
С.Прокофьев. «Танец с лилиями», фрагмент из балета «Ромео и Джульетта».
Тема 1.5.Танцевальное искусство эпохи Возрождения (XVI в.).
УРОКИ 1-2.
Характеристика эпохи: развитие наук и искусств, прогресс во всех областях общественной деятельности.
Идеал эпохи - античность - отразилась во всех видах искусства (в живописи, литературе, скульптуре, хореографии).
Театральные представления с песнями и танцами, сочетающие античную драму и средневековые зрелища. Установка связи танца с музыкой. Постепенное превращение танца под воздействием музыки в профессиональное искусство. Первый образец нового жанра «Комедийный балет королевы» Бальтазарини де Бельджозо. Появление первых теоретиков - учителей танцев: ФабрициоКарозо, ЧезареНегри.
Виды представлений:
празднества светского характера;
триумфы на колесницах;
торжественные трапезы.
Популярные бальные танцы эпохи Возрождения (в основном парные, сложные движения и фигуры):
павана, ригодон, бурре, куранта, вольта, гальярда.
Объединение танцев в сюиты (павана, гальярда или бранль, бассданс, куранта, вольта, гальярда, сальтарелла ).
Основные элементы мужского и женского костюмов: обувь «медвежья лапа», воротник «мельничный жернов» и т.д.
Понятия:ренессанс, лютня, танцевальная сюита, танцмейстер, бал.
Произведения:
- репродукции:
гравюры из трактата ФабрициоКарозо «Танцовщик» (1581);
С.Боттичелли. Фрагмент картины «Весна» («Три грации») (конец 1470-х годов);
гравюры «Комедийный балет королевы»;
Ж.Клуэ Младший «Портрет Франциска I» (1525-1530);
С.Коэльо «Инфанта Исавель Клара Эухения» (1579);
П. де лаКрус «Портрет дона Диего де Вильмайор» (1609);
Л.Кранах Старший «Женский портрет» (1526), «Портрет принцессы СибиллыКлевской»;
Бронзино «Элеонора Толедская с сыном» (ок. 1545);
Караваджо «Лютнист».
- музыкальный материал:
звучание лютни;
Г.Форе «Павана»;
Дж.Дауленд «Павана» (фрагмент);
Ж.Ф.Рамо «Ригодон»;
Дж.Дауленд «Гальярда»;
И.С.Бах «Куранта»;
И.С.Бах. Бурре из оркестровой сюиты №2 си минор.
Тема 1.6.Танцевальное искусство XVII века.
УРОКИ 1-2
Характеристика эпохи:
XVII век - эпоха государственности, укрепления государства и власти короля.
Пример: Франция и король Людовик XIV - самый влиятельный монарх Европы (1638-1715г.)
Франция - центр балетного искусства. Господство стилей классицизм, барокко. Основание Людовиком XIV Королевской Академии танца (1661г.). Преобразования танцевального искусства Пьером Бошаном (ок.1636-1705). Начало становления классического балета. Ведущая роль музыки. Танцевальная музыка в творчестве придворного композитора Жан Батиста Люлли (1632-1687).
Разнообразие жанров театральных представлений:
Франция - балет-маскарад,
- драматический балет,
- балет с выходами («Королевский балет ночи»).
Италия - театр масок комедия дель арте,
- конный балет.
Англия - маски,
- антимаски.
Популярные бальные танцы менуэт и гавот.
Основные элементы мужского и женского костюмов (схожесть силуэта).
Влияние костюма на манеру исполнения танцев.
Понятия:монарх, монархия, классицизм, барокко, Версаль, антре, комедиядель арте.
Произведения:
- репродукции:
П.Миньяр «Людовик XIV в кругу семьи»;
Ш.Лебрен «Людовик XIV, молодой король»;
Ж.Эдеминк «Портрет Людовика XIV»;
гравюры Жака Калло. «Танцы в comediadell’arte»;
рисунки Жака Калло «Конный балет «Война любви» (1615);
эскизы балетных костюмов начала XVII века;
гравюра из книги Рамо «Учитель танцев» «Менуэт»;
гравюры с изображением сцен из балетов, танцовщиков и танцовщиц (по выбору преподавателя);
фотографии Версальского дворцового комплекса (внешний вид, интерьер).
- музыкальный материал:
Ж.Ф.Рамо «Менуэт»;
Ж.Б.Люлли «Гавот».
Примечания: проследить, как в XVII веке танец проделал путь от придворных забав к профессиональному театру, от костюмированных балов к представлениям на публичной сцене.
Тема 1.7.Танцевальное искусство эпохи Просвещения (XVIII в.).
Характеристика эпохи: возникновение интереса к образованию
Расцвет парадной придворной культуры - стиль рококо. Основные элементы мужского и женского костюмов.
Появление массовых танцев.
Бальные танцы XVIII века:
гавот, скорый менуэт, тампет, танец с шалью, пасспье, контрданс, полонез.
Развитие танцевальной сюиты - объединение танцев аллеманда, куранта, сарабанда и жига.
Понятия:рококо, клавесин, «большой балет XVIII века» (выход по окончании театрализованного представления в XVIII веке).
Произведения:
- репродукции:
Д.Веласкес «Портрет инфанты Маргариты» (ок. 1660г.);
Ф.Буше «Портрет мадам де Помпадур» (1759);
Д.Рейнолдс «Портрет коммодора Кеппела» (1753-54);
Т.Гейнсборо «Портрет миссис Грехэм» (1777); «Утренняя прогулка» (1785);
гравюра Жак-ФилиппаЛеба по картине Филиппа Кано «Учитель танцев» (1745г.);
«Менуэт» гравюра из книги Пьера Рамо «Учитель танцев» (1725);
гравюры XVIII века посвященные танцу (по выбору преподавателя).
Например: Кл. Валефф «Большой балет» Людовика XV в Шантильи»;
«Бытовой танец» 1780г. Франция;
«Карнавальный уличный танец» Венеция, 1756г.
- музыкальный материал:
В.А.Моцарт «Менуэт» из оперы «Дон-Жуан» или И.С.Бах «Менуэт» из оркестровой сюиты №2 си минор;
полонез (по выбору преподавателя). Например: И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, В.А.Моцарта или Л.Бетховена;
И.С.Бах. Гавот из оркестровой сюиты №4 ре мажор;
Г.Ф.Гендель. Куранта из сюиты для клавесина соль мажор (фрагмент).
Тема 1.8.Хореографы XVIII века.
УРОКИ 1-2
Появление музыкальных театров.
Ведущие жанры музыкальных театров:
- в Англии - пантомимные балеты, влияние итальянской комедии дель арте;
- во Франции - опера-балет;
- в Италии - развлекательные балеты.
Балет XVIII века как синтетический спектакль. Проследить пути самоопределения балетного жанра. Постепенное усовершенствование эстетики спектакля: технические приемы, оформление, костюм. Обращение к мифам, историческим легендам, волшебным сказкам.
Знакомство с творчеством мастеров танцевального искусства разных стран, выступавших за независимость балетного искусства, особенности их творчества.
Англия:
Джон Уивер (1673-1760) - утверждение на сцене сюжетного балета без пения и слов, при помощи танца и пантомимы.
Джон Рич (1682-1781) - главенствующая роль музыки в пантомимных спектаклях.
Франция:
Мари Салле (1707-1756) - танцовщица-хореограф – шаг к большей свободе сценического поведения в танце, драматизация балета (превращение развлекательного зрелища в содержательное и полноправное произведение музыкального театра).
Мари Камарго (1710-1770) - танцовщица - обновление и усложнение техники танца (заноски, костюм, быстрый темп).
Жан Жорж Новерр (1727-1810) - первый балетный режиссер, реформатор балетного театра.
Балетный спектакль - самостоятельный театральный жанр.
Основа - драматургия.
Разделение бальной и сценической хореографии.
Жан Доберваль (1742-1806) - ученик Новерра. Создание нового хореографического жанра - комедийный балет. Балет «Тщетная предосторожность».
Италия:
ГаспароАнджолини (1731-1803) - музыка и драматургия - основа балетного спектакля; усовершенствование балетной эстетики в сфере героической и трагической хореографической драмы.
Произведения:
- репродукции:
Н.Ланкре «Мари Камарго»;
гравюра Н.Лармесьена по картине Н.Ланкре «Мари Салле» (после 1732);
иллюстрации к балету «Тщетная предосторожность» (любые по выбору преподавателя);
гравюра «Ж.Ж.Новерр»;
Боке. Эскизы и костюмов для балета Новерра (1768);
гравюра «Джон Рич-Арлекин» (1753);
гравюра 1718г. Балет Д.Уивера «Орфей и Эвридика. Сцена ада»;
К.Сомов «Итальянская комедия» (1914);
Ж.А.Ватто «Итальянские комедианты» (около 1720);
П.Сезанн «Арлекин и Пьеро».
- музыкальный материал:
фрагменты балета «Тщетная предосторожность».
Раздел 2. Танцевальное искусство XIX века
Тема 2.1.Бальный танец XIX века.
УРОКИ 1-2
Характеристика эпохи: влияние общественных отношений на искусство.
Стиль ампир как переход от классицизма к романтизму. 30-е годы - вершина развития стиля романтизм.
Основные черты стиля романтизм.
Проявление романтического мировосприятия в хореографии, музыке, моде.
Появление новых танцев, изменение стиля и манеры исполнения (непринужденность, легкость).
Светский этикет.
Популярные танцы XIX века:
полонез, вальс, мазурка, галоп, полька, полька-галоп, французская кадриль.
Обращение композиторов-романтиков к танцевальному жанру.
Понятия:ампир, романтизм, фрак, ритурнель.
Произведения:
- музыкальный материал:
Ф.Шопен. Полонез № 3 ля мажор, соч. 40 №1;
Ф.Шопен. Вальс си минор;
Ф.Шуберт. Вальс ля бемоль-мажор;
Ф.Шопен. Мазурка № 34 до мажор, соч. 56 №2;
И.Штраус. Полька-галоп «Трик-трак».
- репродукции по выбору преподавателя.
Тема 2.2.Романтические образы в хореографии XIX века.
УРОК 1.
Общая характеристика основных черт романтического балета (2 направления: фантастика и поэтизация земного).
Романтические балеты, построенные на фантастических образах и на столкновении фантастики и реальности. Творчество балетмейстера Филиппа Тальони (1777-1871). Воздушный танец Марии Тальони (1804-1884).
Принципы нового стиля балета «Сильфида» (1832):
- танец на пальцах как эстетическое стремление передать в классическом балете полетность, невесомость, воздушность;
- кордебалет фон для солистов;
- изменение балетного костюма - тюник.
Балет «Жизель» - вершина романтической хореографии.
Сотрудничество балетмейстеров Жюля Перро и Жана Коралли с композитором Адольфом Аданом.
«Жизель» (1841) - попытка создать образ в слияние хореографического и музыкального начал (единство пантомимы и танца, контраст реального и фантастического миров, взаимодействие солистов и кордебалета).
Балерина Карлотта Гризи (1819-1899) - первая исполнительница роли Жизели.
Понятия:пуанты, тюник, кордебалет, солист, сильфида, виллисы.
Произведения:
- музыкальный материал:
фрагменты балета «Сильфида» (по возможности);
фрагменты балета А.Адана «Жизель»:
I акт - Вальс и танец Жизели и Альберта
- Сцена сумасшествия
II акт - Танец виллис
- Па-де-де Альберта и Жизели
- репродукции:
К.Штельцнер «Портрет Марии Тальони»;
гравюра с картины Ж.Леполла. «М.Тальони и Ж.Мазилье в балете «Сильфида»;
литография А.-Э.Шалона. «М.Тальони в балете «Сильфида» (ок. 1846г.);
гравюры с изображением М.Тальони, Ф.Тальони, Ж.Перро, К.Гризи и др. (по выбору преподавателя);
фотоматериалы постановок балетов «Сильфида» и «Жизель» в наше время.
УРОК 2.
Романтические балеты, идеалом которых стала поэтизация всего земного через раскрытие драматических сюжетов с сильными страстями и контрастными образами героев.
Реалистические образы в творчестве балетмейстера Жюля Перро (1810-1892).
Балет Цезаря Пуни «Эсмеральда» (1848г.) - действенный романтический балет (показ реалистической картины средневекового Парижа).
Творчество балерины Фанни Эльслер (1810-1884).
«Падекатр» Жюля Перро.
Понятия:pasd’actions (па д’аксьон – действенный танец).
Произведения:
- музыкальный материал:
фрагменты балета Ц.Пуни «Эсмеральда» (по выбору преподавателя).
- репродукции:
литография Ж.Бувье. «К.Гризи и Ж.Перроисполняющие польку»
(ок. 1846г.);
литография «Жюль Перро в балете «Эсмеральда»;
гравюры и фотоматериалы (по выбору преподавателя).
Тема 2.3.Появление развлекательных балетов в хореографии XIX века.
Путь от взлета романтического балета (30-40-е годы) до кризиса второй половины XIX века. Спад интереса к классическому балету, произошедшие изменения: стремление к развлекательности, пестрота художественных приемов, внешние эффекты, тяготение к акробатике.
Влияние кризиса на французскую и итальянскую школы классического танца.
Балетмейстеры ЛуиджиМанцотти и Артур Сен-Леон – яркие представители балетных театров Италии и Франции.
Балетмейстер ЛуиджиМанцотти (1835-1905) - грандиозные постановки, балеты-феерии, большое количество участников, главная роль кордебалета, структура представления - большое ревю, технические сложные вариации, отсутствие развернутых характеров.
Основные балеты «Эксцельсиор» (1881), «Любовь» (1886), «Спорт» (1897).
Артур Сен-Леон (1821-1870) - балетмейстер, сценарист, композитор, дирижер, скрипач - виртуоз.
Особенности спектаклей: внешний блеск, обилие сольных танцев, причудливость костюмов, трюки, электрические эффекты, приемы мюзик-холла и варьете тяготение к характерным пляскам.
Сотрудничество с композитором Лео Делибом - балет «Коппелия» (1870). Краткое содержание, хореографические приемы и музыкальные особенности балета (новаторская музыка).
Вывод: определение положительных и отрицательных сторон развлекательных балетов.
Понятия:кризис, дивертисмент, мюзик-холл, варьете, характерный танец,
Произведения: стилизация, балет-феерия, ревю.
- музыкальный материал:
Л.Делиб. Фрагмент балета «Коппелия» (например: вальс, музыка кукол, дивертисменты 3 акта).
Достарыңызбен бөлісу: |