Влияние народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника



бет1/13
Дата30.11.2022
өлшемі117,24 Kb.
#160658
түріКурсовая
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Байланысты:
Курсовая работа Тема «Влияние народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника»
лекция №6, 25 мамыр мәліметі

Актюбинский Гуманитарный Колледж
Курсовая работа
Тема: «Влияние народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника»
0105000 «Начальное образование»
Выполнила: студентка 3-го курса Шаменова Д.А.
Руководитель: Умарова И.П.
Преподаватель педагогики и психологии

Допущена к защите курсовая работа


Зав. ПЦК «Педагогика и психология»
Султанова М.О. __________________
«___» ______________ 2016г.

Ақтөбе 2016 год




Содержание

Введение……………………………………………………………..……........3


Глава I. Роль народной педагогики в современном


педагогическом процессе………………………………………….…….…….8

1.1. Влияние фольклора на духовно-нравственное воспитание


(пословицы сказки, эпосы, колыбельные песни)…………..……….…...….14
1.2. Использование народных традиций в работе
с детьми младшего школьного возраст ……………………….………….…33

1.3 Загадка – как малый фольклор.


Наличие формы …, её значение в умственном воспитании……….………42

Глава II. Значение народных праздников


в духовно-нравственном воспитании………………….…………..………...47
2.1. История народных праздников …………………………………...…….51

2.2. Методика проведения праздников в школе …………………..………..61


Заключение……………………………………………………………………64


Список использованной литературы……………………………….….…….69




Введение.
В условиях социально-политического обновления общества одно из важных мест занимает проблема воспитания нравственных качеств человека.
Долгое время у нас считалось, что школа – главный воспитатель детей, а семья – ее помощник и союзник. Однако жизненный опыт, показывает, что именно семья есть главный воспитатель. Именно в семье создается неповторимый образ каждого ребенка, творящий его как личность. А отсюда следует другой важный вывод: родители не менее, чем школьные педагоги, должны быть вооружены педагогическими знаниями и умениями.
Многие из закономерностей и механизмов народной педагогики имеют широкий диапазон действий и могут успешно применяться не только в семейном и самодеятельном, но и в школьном воспитании, особенно в связи с утверждением личностного ориентированного учебно-воспитательного процесса. И здесь сфера свободного времени учащихся, да и самих учителей должна быть одним из определяющих факторов в процессе воспитания. Каждая нация должна «вырасти», т.е. осознать необходимость национального образования, участвовать в создании инфраструктуры для организации обучения родному языку, литературе, искусству, в целом приобщении учащихся к своей национальной культуре.
Одним из решающих факторов в осуществлении этой задачи является семья, ибо она обитель, откуда человек вступает в общественную жизнь.
Богатую историю имеет казахский народ, на протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт семейного воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются нравственный опыт народа, правила, нормы и принципы поведения человека. В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов сложились свои требования к семейному воспитанию детей. Семейные традиции, представленные богатым набором ритуалов, связанных с рождением, новым годом жизни ребенка, обрезанием, свадьбой и смертью человека, дают основание для построения целостной ритуальной системы семейной жизни казахов, содержательная сторона которой способствует формированию нравственных норм поведения у детей.
Духовные сокровища предков сохраняются и передаются в рассказах, пересказах, легендах, назиданиях, пословицах. Предки говорят устами потомков, устами деда говорит прадед. Из поколения в поколение передается сыновнее почтение, уважение к родителям и старшим – характерная черта и лейтмотив многих семейных афоризмов. Педагогика аксакалов – бабушек и дедушек – проявляется в самых разнообразных формах, то есть здесь мы видим проявление преемственности поколений на вековых гуманистических семейных традициях народа. В этой ситуации как никогда возникает необходимость основательного, более глубокого знакомства школьников с духовными ценностями своего народа, с его нравственной культурой, с народными семейными традициями, в потенциале которых заложено нравственное начало. Нравственное воспитание подрастающего поколения – тема актуальная во все времена, но особое значение она приобретает сейчас, в период обновления общества. На основании изучения этнопедагогической литературы (К.Б.Жарикбаева, С.К.Калиева, С.А.Узакбаевой, А.А.Калыбековой, К.Ж.Кожахметовой, К.Б.Болеева, Р.К.Дюсембиновой, М.Х.Балтабаева, Т.А.Кишкашбаева) мы рассмотрели и определили сущность, содержание казахских семейных традиций, выявили их воспитательный потенциал. Уважение к старшим внедряется в сознание подрастающего поколения как высший принцип, следуя которому можно достичь успехов в жизни и завоевать авторитет народа. Поэтому с самого раннего возраста детям внушают: «Слово старца – мед», «Слово старца – лекарство», «К молодому дереву прислонясь, старое дерево стоит», «Как отблагодаришь отца, так отблагодарят дети тебя». Данные пословицы служат подтверждением того, что люди пожилого возраста олицетворяют мудрость и являются хранителями житейского опыта и этикетного поведения. В семейном воспитании идеи почитания предков, уважительного отношения к старшим, проявления заботы и ответственности по отношению к представителям старшего поколения. Благодаря таким семейным традициям, незыблемость которых поддерживалась религиозными воззрениями народа, формировались устойчивые нравственные взаимоотношения между поколениями, поддерживалось соблюдение неписаного морально-этического кодекса казахского народа. Трогательное проявление заботы о старшем поколении находим также в традиции «бел көтерер» - угощение для пожилых, которые нуждались в особом уходе. Для них готовилось вкусное, мягкое, калорийное угощение: казы, сливочное масло, жент, кумыс, творог, мед и т.д. Угощение готовили и приносили дети, соседи, близкие. Благодарные и тронутые вниманием, заботой, пожилые выражают свою признательность «бата» (благопожелание). Участие детей в «бел көтерер», несомненно, является мудрым педагогическим приемом, позволяющим на основе эмоциональных переживаний (видя одобрение со стороны взрослых, ощущая значимость собственного вклада в доброе начинание) стимулировать детей на дальнейшее проявление нравственности и благородства по отношению к пожилым людям. Такие созидательные взаимоотношения между поколениями подчеркивает народная мудрость: «Старик меж двух детей ребенком становится, ребенок меж двух стариков мудрецом становится».
Еще в глубокой древности у казахов, как и у других народов, ведущих полукочевой образ жизни, предпочитающих среди основных видов трудовой деятельности скотоводство, земледелие и охоту, наряду с передачей трудовых навыков, детям прививалась любовь к труду, ответственное отношение к трудовым процессам, бережное отношение к ценностям, созданным руками человека, его трудом. В связи с этим сердцевиной формирования личности в семье является труд. Многие семейные традиции способствовали формированию у детей с самого раннего возраста понимания значимости коллективного труда, осознания ценности добрых взаимоотношений с окружающими людьми, потребности в оказании помощи и поддержки тому, кто в ней нуждается. Ярким подтверждением сказанному служит «Асар» - одна из древних казахских традиций, согласно которой аульчане, собравшись, выполняли вместе работу, требующую больших сил. Это могли быть постройка дома, загона, кошение сена, стрижка овец. Помогающие не брали плату за свою работу. Хозяин дома готовил для них специальное угощение, оказывал всяческие почести. «Асар» - показатель сплоченности казахского народа, заботы о ближнем.
Нравственное отношение к миру окружающей природы является неотъемлемым качеством воспитанного человека. Природа служила для казахов неиссякаемым источником и гарантом жизни, поэтому особое внимание в традициях семейного воспитания уделялось формированию норм и правил взаимодействия с миром природы, бережного отношения к животным, растениям, природным ресурсам. С самого раннего возраста родители внушали детям: «Срубил одно дерево, посади десять», «Где вода, там достаток», «Отец богатства – труд, земля – мать», «Человек без Родины, что соловей без леса».
Важное значение в плане воспитания ребенка в гармонии с природой отражено в «көгентұп» – традиции дарить ребенку новорожденное животное (көгендік). Если в гости приехал родственник или хороший знакомый с ребенком, то хозяин дома в знак уважения и любви дарил ребенку животное (теленка, жеребенка, ягненка). Такой обычай дает возможность детям с самого раннего возраста узнать анатомию и повадки животных, оказывать им первую и «ветеринарную» помощь, получить ранние умения и навыки по уходу за скотом в разное время года, наблюдать за его развитием.
Во всех приведенных выше образцах выражено представление казахского народа, его идеи о совершенном человеке, которые служат моделью современной личности, одновременно выступая как богатейший нравственно-этический материал, способствуя формированию у подрастающего поколения устойчивых нравственных норм поведения.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет