Биография аристотель (384-322 до н э.)



Дата02.07.2018
өлшемі1,09 Mb.
#45471
түріБиография
  • Аристотель

Биография - АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.)

  • Аристотель, древнегреческий философ и ученый, родился в 384 г. до н. э. в Стагире (греческая колония), в семье придворного врача.
  • Рано потеряв родителей, он отправился сначала в Атарней (Малая Азия) затем — в Афины, где прожил 20 лет. Там, под влиянием лекций и сочинений Платона, очень скоро основал собственную философскую школу, враждебную академии Платона.
  • В 343 г. до н. э. по приглашению македонского царя Филиппа II Аристотель становится учителем молодого наследника престола, 13-летнего царевича Александра — будущего Александра Македонского.
  • В 334 г. до н. э. Аристотель переехал в Афины и основал там свою школу — Лицей.
  • После смерти Александра Македонского, обвиненный в безбожии, 62-летний Аристотель покинул Афины.
  • Спустя несколько месяцев умер от болезни желудка в 322 г. до н. э.

Высказывания, цитаты и афоризмы Apистотеля:

  • Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь.
  • Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.
  • Хвалить людей в лицо — признак лести.
  • Жизнь требует движения.

Философское учение Аристотеля:

  • Физика — наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.
  • Метафизика — учение о первопринципах бытия или первая философия. Первоначал четыре:
  • Материя — «то, из чего». Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов: вода, земля, воздух, огонь и эфир (небесная субстанция).
  • Форма — «то, что». Сущность вещей.
  • Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог.
  • Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Материя и форма

  • Материя многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна.
  • Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

Акт и потенция

  • Акт и потенция (действительность и возможность):
  • акт («энергия») — деятельное осуществление чего-либо;
  • потенция — сила способная к такому осуществлению.

Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее):

  • неорганические образования (неорганический мир).
  • мир растений и живых существ.
  • мир различных видов животных.
  • человек.

История философии

  • Аристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук.
  • Философия — это система научных знаний.
  • Философские знания разделены Аристотелем на метафизику, логику, этику, физику, историю, эстетику…

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

  • каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание (принцип материальности, или фактической данности вещи);
  • каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом (знаменитая аристотелевская концепция активной формы);
  • каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение (принцип причинности);
  • каждая вещь имеет свое определенное назначение (принцип цели).

Теория познания и логики

  • Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие.
  • Основа опыта — в ощущениях, в памяти и в привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном.
  • Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.
  • Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.
  • Аристотель является и основоположником логики.

Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции и индукции:

  • знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;
  • убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категорическим силлогизмом.

Аристотель сформулировал логические законы:

  • закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;
  • закон противоречия — «не противоречь сам себе»;
  • закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».

Человек

  • Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть нравственными качествами.

Космология Аристотеля

  • Аристотель учил, что Земля, являющаяся центромВселенной, шарообразна.
  • Доказательство шарообразности Земли Аристотель видел в характере Лунных затмений, при которых тень, бросаемая Землёй на Луну, имеет по краям округловатую форму, что может быть только при условии шарообразности Земли.
  • Ссылаясь на утверждения ряда античных математиков, Аристотель считал окружность Земли равной 400 тыс. стадий.
  • первым доказал шарообразность и Луны на основе изучения её фаз.
  • Его сочинение «Метеорология» явилось одной из первых работ по физической географии.

Идеализм Аристотеля получает в его учении о мирах окончательное оформление:

  • «Подлунный мир», то есть область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место. Над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня.
  • «Надлунный мир», то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого, совершеннейшего элемента — эфира.
  • Эфир (пятый элемент или quinta essentia) входит в состав звёзд и неба. Это божественный, нетленный и совершенно непохожий на другие четыре элемента.
  • Звёзды, по Аристотелю, неподвижно укреплены на небе и обращаются вместе с ним, а «блуждающиеся светила» (планеты) движутся по семи концентрическим кругам. Причиной небесного движения является Бог.

Логика (Органон)

  • Категории / Κατηγοριῶν / Categoriae
  • Об истолковании / Περὶ ἑρμηνείας / De Interpretatione
  • Первые аналитики / ἀναλυτικά πρότερα / Analytica Priora
  • Вторые аналитики / ἀναλυτικά ὑστερα / Analytica Posteriora
  • Топика / Τοπικῶν / Topica
  • О софистических опровержениях / Περὶ τῶν σοφιστικῶν ἐλέγχων / De Sophisticis Elenchis
  • Спасибо за внимание!


Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет