Дарендорф выделяет разные уровни, на которых может происходить конфликт



Дата20.01.2020
өлшемі26,69 Kb.
#56182
Байланысты:
Р Дарендорф

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА Р. ДАРЕНДОРФА

Немецкобританский социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) уже к концу 50х гг. XX в. разработал и обосновал свою теорию конфликтной модели общества. Конфликт является центральной категорией всей его социологической деятельности. Она представлена в его книге «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957) и более зрелой публикации «Современный социальный конфликт» (1992) . Взгляды социолога на конфликт перекликаются с его более ранними диссертационными изысканиями, посвященными критике теории Маркса. Поэтому классовая борьба между пролетариатом и буржуазией признана Дарендорфом как основной конфликт, но не объясняет конфликты современного общества.

Общество, по Дарендорфу, представлено как постоянно меняющаяся система взаимоотношений между конфликтующими социальными группами или классами. Социальные конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие конфликта считается ненормальным для общества.

Дарендорф выделяет разные уровни, на которых может происходить конфликт:

1) между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку, играющему ту или иную роль;

2) между социальными ролями, которые мы должны играть одновременно;

3) внутригрупповые конфликты;

4) между социальными группами;

5) конфликты на уровне общества в целом;

6) межгосударственные конфликты.

Дарендорф выстраивает иерархию конфликтов, различающихся уровнем действия– от микроуровня до макроуровня, насчитывающую 15 типов конфликтов. Классовый конфликт как центральный конфликт общества зависит от характера власти, преобладающей на конкретном историческом этапе. В современном обществе этот конфликт определяется как конфликт между индустриальным ипостиндустриальным обществом. Конфликты индустриального общества теряют свою остроту изначимость. Появляются новые конфликты, порожденные сменой характера власти и отношений вобществе. Например, конфликт образа и стиля жизни. Влиять на подобные конфликты, как считает Дарендорф, бессмысленно и нецелесообразно, так как они образованы естественным эволюционным путем развития общества.

Одно из направлений теории конфликта Дарендорфа посвящено развитию либерализма в обществе, поощрению реформ и других изменений в обществе, раскрытому в книгах «Жизненные перспективы» (1979), «Закон и порядок» (1985).



Другим важным направлением его теории стал анализ исторических событий, оказавшихся переломными для общества XX в. Социолог изучает глобальные изменения, происходившие в Европе в целом и в Британии в частности, отыскивая причины социальных конфликтов и преобразований в обществе под воздействием революций.

С.А. Батуренко, канд. социол. наук, ст. преп. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА И ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА В данной статье анализируется проблема социального порядка в истории социологической мысли. Автор описывает научный спор между функционализмом и теорией конфликта. Теория конфликта исходит из убеждения, что общество всегда содержит в себе фундаментальные конфликты интереса и что социальный порядок достигается балансом силы, в котором интересы сильного содержат и направляют запросы и требования слабого. Данная модель позволяет увидеть, что социальный порядок по существу неустойчив и, вероятно, является следствием борьбы, приложения усилий для преодоления напряжения с целью изменить баланс сил, что в свою очередь приводит к социальным изменениям. Ключевые слова: теория конфликта, социальный порядок, функционализм, социальная интеграция, системная интеграция, Талкотт Парсонс, Ральф Дарендорф, Джон Рекс, Дэвид Локвуд. In this article the problem of social order in the history of sociological thought is being analyzed. The author describes scientific dispute between a functionalism and the conflict theory. The theory of the conflict proceeds from belief that society always contains fundamental conflicts of interest and that social order is achieved by balance of power in which the interests of the stronger successfully contain and channel the demands of the weaker. But this model also enables us to see that social order is essentially precarious and that the likely consequence of struggles to alter the balance of power is social change. Key words: conflict theory, social order, functionalism, social integration, system integration, Talcott Parsons, Ralf Dahrendorf, John Rex, David Lockwood. В конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. зарождаются и широко распространяются современные теории конфликта. Опираясь на классические теории, в частности теории К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля, критически оценивая их достижения и выводы, современные теории конфликта выстраиваются в противовес одному из самых влиятельных направлений в социологии середины ХХ в. — структурному функционализму. Отталкиваясь от критики структурного функционализма Т. Парсонса, его специфики исследования проблемы социального порядка, теоретики конфликта фактически не акцентировали необходимость предположений о том, что обмен нормами и ценностями является обязательным условием социаль- ∗ Батуренко Светлана Алексеевна, e-mail: level_s@rambler.ru 112 ного порядка. Представители современной теории конфликта скорее исходят из убеждения, что общество всегда содержит в себе фундаментальные конфликты интереса и что социальный порядок достигается балансом силы, в котором интересы сильного содержат и направляют запросы и требования слабого. Данная модель позволяет увидеть, что социальный порядок, по существу, неустойчив и, вероятно, является следствием борьбы, приложения усилий с целью преодоления напряжения ради изменения баланса сил, что в свою очередь приводит к социальным изменениям. Такова была точка зрения, предложенная в противовес функционализму в конце 1950-х — начале 1960-х гг. группой европейских авторов, которые стали известны как теоретики конфликта. Наиболее известными и влиятельными среди них и в настоящее время являются Л. Козер, А. Гоулднер, Д. Локвуд, Р. Дарендорф, Д. Рекс. Одной из характерных особенностей, объединяющих взгляды данных теоретиков, является обвинение функционалистской социологии в недостаточном внимании к конфликту ценностей и интересов в обществе или в отнесении их ко вторичным явлениям. Теоретики конфликта предложили другой подход к рассмотрению проблемы социального порядка, выделяющий роль власти и принуждения, а также конфликта, связанного с удовлетворением экономических и политических интересов в обществе. Вместе с тем современные теории конфликта — это не абсолютно однородные образования. Испытывая влияние различных авторов, особенно классиков социологической теории, каждая из разновидностей теорий конфликта имеет свои специфические особенности. В частности, можно говорить об особом влиянии идей Маркса на Гоулднера, Зиммеля на Козера, Маркса и Вебера на Дарендорфа и Рекса. Широкой известностью в научных и политических кругах стран Запада пользуется современный социолог Ральф Дарендорф (1929—2007). Его исследования социального конфликта, проблемы неравенства, проблемы социального порядка в современном обществе заняли особое место в социологии. И теория социальной стратификации, и проблема социального порядка рассматриваются Дарендорфом на основе его общей теории конфликта. Опираясь на труды Маркса и Вебера, Дарендорф подвергает критике классическую классовую теорию, полемике с которой посвящает большую часть своих работ раннего периода, например таких, как “Маркс в перспективе. Идея справедливости в мышлении Карла Маркса” (1953) и “Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе” (1957). Дарендорф учитывает социальные изменения, произошедшие в современном обществе на протяжении ХХ в., и доказывает неадекватность традиционной классовой теории 113 реальностям современного западного общества1. В качестве доказательства автор приводит четыре эмпирических наблюдения. Вопер вых, общество изменилось в том отношении, что буржуазия и пролетариат больше не являются большими и однородными группами, находящимися в прежнем положении и имеющими прежние установки. В результате разделения и труда и капитала на обособленные элементы стало достаточно трудно идентифицировать рабочего, который, по мнению Дарендорфа, превратился практически в абстракцию. На месте рабочего, как утверждает автор, мы обнаруживаем множество групп с различным статусом и квалификацией, а также с различными интересами. Буржуазия в свою очередь разделилась на собственников и менеджеров. Речь, таким образом, идет о разложении двух основных классов. Во-вто рых, это явление, которое можно назвать “разложением” двух антагонистических классов, дополняется тем, что Дарендорф называет их “наращиванием” за счет фрагментов среднего класса. Автор утверждает, что появление наемных служащих в первую очередь означает расширение старых классов — буржуазии и пролетариата. К буржуазии присоединяются бюрократы, а к пролетариату — “беловоротничковые” рабочие. Это означает, что в результате подобного наращивания, оба основных класса становятся еще более сложными и неоднородными образованиями. В-третьих, особую роль в современном обществе играет значительная социальная мобильность. В отличие от описанной Марксом позиции индивида, занимаемой им в обществе и основанной на семейном происхож дении и положении родителей, в современных условиях социальная позиция индивидов, составляющих класс, не является исключительно наследственной, а представляет собой только одну из множества социальных ролей. Именно регулярная социальная мобильность отличает современный класс от того закрытого класса, который описывал Маркс. Подобное наблюдение приводит Дарендорфа к выводу о том, что существующая внутри и между поколениями социальная мобильность, а также связанные с этим процессом ожидания масс снижают устойчивость конфликтных групп. Усиление нестабильности классов приводит к уменьшению интенсивности классового конфликта. Вместо того чтобы выдвигать свои требования в качестве членов однородных групп, люди предпочитают конкурировать друг с другом за место под солнцем в качестве индивидов2. В-четвертых, по мнению Дарендорфа, особое внимание заслуживает такой фактор, как развитие эгалитаризма в современном западном обществе. Автор описывает, 1 См.: Дарендорф Р. Современный социальный конфликт: очерк политики свободы. М., 2002. 2 Там же. С. 210. 114 как в ходе развития индустриальных обществ последовательно реализовывались три вида гражданских прав, оказывающих все более существенное влияние на процессы классовой дифференциации, классового конфликта, изменение социального порядка в современных обществах. Пошаговое осуществление трех видов гражданских прав началось с универсализации принципа равенства перед законом, дальнейшее изменение в направлении полного равенства связано с распространением гражданских прав на политическую сферу, и наконец, третьим шагом стало дополнение юридических и политических прав определенными социальным правами. Так в общих чертах Дарендорф подвергает критике классовую теорию Маркса, а вместе с тем показывает реальные основания современного социального порядка и условия нового социального конфликта. Основу формирования конфликтных групп в современном западном обществе Дарендорф обнаруживает в отношениях господства. По его мнению, фундаментальным источником неравенства в социальной структуре и постоянно действующей детерминантой классового конфликта является неравенство власти и господства. Автор многократно и в самом различном контексте повторяет тезис о господстве как конституирующем элементе общества. “Общество значит господство, а господство значит неравенство”3. И далее: “И все же большое значение имеет не только та мысль, что общество означает господство, а господство значит неравенство, но и та, что неравенство порождает конфликты, которые служат источником прогресса, в том числе расширения жизненных шансов людей”4. Описывая современную социальную реальность, Дарендорф ставит вопрос не только об адекватности использования такого понятия, как “классовая борьба”, но и о непримиримом противостоянии труда и капитала, значительно изменившемся к 1950-м гг. С течением времени труд и капитал “все больше налаживали взаимоотношения”5. Процесс этот осуществлялся постепенно посредством переговоров о заработной плате и условиях труда, в него включались методы посредничества, сглаживались противоречия. В результате всего этого образовалась и укрепилась законодательно зафиксированная система правил и тарифных соглашений. Таким образом, Дарендорф отмечает, что трения между трудом и капиталом были признаны легитимным принципом рынка труда, и называет этот процесс “институционализацией классового противоречия”. По мнению Дарендорфа, это означает, что традиционные классовые конфликты отступили на задний план, несмотря на то 3 Там же. С. 41. 4 Там же. С. 42. 5 Там же. С. 145. 115 что они сами и рассуждения о них еще сохраняются. В современном обществе различные интересы людей представляют организованные группы, вписанные в привычный порядок вещей. Определяя направления нового социального конфликта, а также основы социального порядка, Дарендорф утверждает, что “классы — это категории людей, занимающих одинаковое положение в структурах господства. Обычно они либо стоят у руля, либо нет, и потому находятся между собой в конфликтных отношениях”6. Еще в 1959 г. Дарендорф доказал и аргументировал то положение, что стабилизация системы власти является наиболее важным аспектом социального порядка. Конфликт интереса всегда присутствует в социальной жизни, но власть — это возможность того, что решение этих конфликтов внутри существующих институциональных рамок (институциональной системы) каким-то образом может быть найдено. (Например, урегулирование трудовых споров путем коллективных переговоров.) Другими словами, конфликт становится институционализированным. Дарендорф также утверждает, что Маркс был некорректен в том, что считал собственность основой класса. По его собственному мнению, классы и стратификация — результат деления (распределения) институционализированной власти между руководителями и подчиненными. Другой известный представитель современной теории конфликта, Джон Рекс (1925—2011), так же как и Дарендорф, опирался на работы Маркса и Вебера. Приступая к исследованию конфликта, Рекс критиковал британскую социологию середины ХХ в. прежде всего за недостаточное внимание к классическим идеям и даже отказ от них, за односторонний акцент на теории Маркса и следование модным теоретическим тенденциям. В связи с этим уже в своей первой работе “Ключевые проблемы социологической теории” (1961) он предлагает синтезировать классические подходы в социологии с целью подчеркнуть роль конфликта вместе с ценностями и нормами в обществе. Рекс пытается создать так называемую “чистую” теоретическую модель теории конфликта. Пересматривая фундаментальные идеи Парсонса, он поднимает некоторые теоретические вопросы, которым Парсонс и его последователи не уделяли должного внимания. Решая эти проблемы, Рекс предлагает теорию, которую правильнее было бы назвать теорией “социального порядка”. По мнению Рекса, в структурном функционализме Парсонса при описании общества как системы под системой подразумеваются институционализированные ценностные образцы или нормативные аспекты интеграции, при этом недостаточное внимание уделяется проблемам власти, а также неинтегративным 6 Там же. С. 149. 116 аспектам распределения ресурсов. Опираясь на критику описания социальной системы Парсонса, выступающую в качестве самоценной и самодовлеющей, Рекс предлагает свою модель, учитывающую другие стороны общественной жизни. Во-первых, основным моментом данной модели является особенность понимания автором проблемы интеграции. Рекс предполагает отсутствие полной интеграции в обществе, что, по его мнению, означает не хаос, а обычное деление общества на группы, преследующие свои собственные интересы, которые предстают как конфликтные. Во-вторых, если всякая социальная система, как считает Рекс, характеризуется ограниченностью ресурсов, то обязательно должны существовать механизмы, распределяющие их. Через распределение всех возможных ресурсов: экономических, властных и других — осуществляется и интеграция. Являясь результатом распределительных процессов, достигаемая интеграция приводит к пониманию недостаточности ценностного единства. В то же время отношения остаются конфликтными даже при согласовании других ролевых ожиданий. Исходя из этих положений, Рекс приходит к пониманию социального порядка как результата отстаивания отдельной группой обладаемой ею власти с целью установления и сохранения контроля над распределением ресурсов. Ценностно-нормативная сфера в этом случае имеет значение, только поддерживая внутреннюю интеграцию таких групп. Таким образом, Рекс приходит к выводу о том, что всякое социальное изменение определяется положением различных групп по отношению к власти. В 1961 г. Рекс критиковал Дарендорфа за то, что последний не пошел достаточно далеко в своем анализе проблемы социального порядка. По мнению Рекса, за стабилизацией власти лежит более фундаментальный баланс силы. Поэтому он предлагает рассматривать социальную систему как вовлеченную в конфликтные ситуации во всех главных вопросах (центральных пунктах), простирающихся от рыночной конкуренции до открытого насилия. Из этого рождается (устанавливается) социальный порядок, состоящий из двух или более классов, каждый из которых имеет свою собственную самостоятельно содержащуюся нормативную систему. Поскольку власть будет распределена неравномерно, один из этих классов появляется (возникает) как относительно (сравнительно) прочный (надежный, обеспеченный) правящий класс. Таким образом, Рекс описывает определенное состояние социальной системы, при котором правящий класс как доминирующая группа осуществляет контроль над всеми социальными институтами, а другие группы или классы, проявляя несогласие, противостоят правящему классу. Подобные конфликтные отношения являются основой прогрес- 117 сивных социальных изменений. Очевидно, Рекс, как и другие теоретики социального конфликта, признает главенство конфликта в развитии любого общества, в то время как социальный порядок, по его мнению, носит черты временного состояния, обеспеченного победой одного класса. Выстраивая свою модель социального конфликта, Рекс обращает внимание и на отсутствие целостной культуры общества с точки зрения основы социального контроля. Социальные изменения представлены автором как результат конфликтных отношений различных групп, проходящий в условиях отсутствия контроля как со стороны дифференцированных социальных институтов, так и со стороны духовно-цен ностных систем. Очевидно, что модель социального конфликта, предложенная Рексом, не является идеальной в силу ряда причин, одной из которых можно назвать абсолютизацию теории распределения. В связи с этим возникают сложности и в обосновании возможности существования социального порядка. Идеи Рекса были развиты его последователями, которые стремились создать интегральную теорию, в которой социальный порядок и социальный конфликт не представляли бы собой абстрактные теоретические положения, а описывались как различные условия существующей социальной реальности. Известный британский социолог Дэвид Локвуд (1929) внес огромный вклад в разработку не только проблемы социальной стратификации, но и проблемы социального конфликта. Как и Рекс, Локвуд принимает активное участие в научных спорах, посвященных критическому анализу структурного функционализма, и в частности работ Парсонса. В таких своих работах, как “Некоторые замечания о социальной системе” (1956), “Социальная интеграция и системная интеграция”7 (1964), Локвуд подчеркивает значение теории конфликта, делая обзор теории Парсонса и критикуя ее. Он отмечает, что внимание Парсонса к конфликту и любому напряженному состоянию в обществе ограничивается рассмотрением нормативных деформаций. По мнению Локвуда, такой взгляд следует считать ограниченным, поскольку в данном случае не учитывается, во-первых, вероятность того, что настоящий конфликт материального интереса и распределения силы существует, и, вовторых, что нормативный порядок будет фактически “работать” так, чтобы скрыть существующий конфликт. Локвуд критикует функционализм, пытаясь преодолеть, по его мнению, с одной стороны, одномерный подход Парсонса, а с другой стороны, определенную ограниченность теорий конфликта, описывающих проблему социального порядка. Цель автора — прежде всего продемонстри7 Lockwood D. Social integration and system integration // Social Change / Ed. by G. Zollschman, W. Hirsh. Cambridge, 1976. 118 ровать появившееся в 1964 г. разграничение между “социальной” интеграцией и “системной” интеграцией, которые являются главными элементами социальной жизни. Таким образом, ограниченность теории конфликта преодолевается, по мнению Локвуда, путем соотнесения ее с концепцией социальной системы и необходимостью рассматривать их в качестве взаимозависимых. Локвуд, так же как и другие теоретики социального конфликта середины ХХ в., старается ответить на вопрос о том, почему функционалисты придают так много значения самоподдержанию интеграции в социальных системах. Локвуд показывает, что, в сущности, функционалисты действительно смешивают две формы интеграции, которые не могут рассматриваться как эквивалентные (равноценные, равнозначные). Локвуд одним из первых предпринял попытку концептуализировать понятия социальной и системной интеграции. Социальной интеграцией автор называет формирование принципов, на основании которых строятся непосредственные связи между субъектами в процессе социального взаимодействия. Можно сказать, что социальная интеграция относится к действию субъекта, а субъектом в данном случае могут быть как социальные группы, так и индивиды. “Под системной интеграцией понимается характер взаимоотношений, устанавливающихся между частями самой социальной системы. Причем в условиях системной интеграции социальные отношения необязательно носят гармоничный характер”8. Социальный порядок и стабильность в обществе основываются на сбалансированности действия и структуры. С большим почтением и интересом Локвуд относился к теории капиталистического общества Маркса, считая ее одним из успешных примеров преодоления известной ограниченности двух подходов — нормативного функционализма и конфликтологического. Функционалисты акцентируют внимание в основном на отношениях между социальными институтами, а теоретики конфликта — на противоречиях между социальными группами. С позиций теории капиталистического общества Маркса возрастающий классовый антагонизм или социальная интеграция являются реакцией на развитие противоречий между производительными силами и производственными отношениями или системной интеграцией. Результат — нахождение способов изменения или сохранения существующего социального порядка. Новизна обсуждения данного вопроса Локвудом состоит в демонстрации следующего. Изначально существуют две гипотезы. Согласно первой, общества функционируют в соответствии с определенными предпосылками, согласно второй, люди соответствуют 8 Социологическая энциклопедия. Т. I. М., 2003. С. 375. 119 определенным нормам. По мнению автора, обе этих гипотезы одновременно могут быть не верны. Локвуд замечает, что сами функционалисты знали это и писали о степени совпадения данных гипотез. Примерами могут служить обсуждения в литературе правил напряженности между ролями, рассматриваемых как требования набора, которые социальная структура налагает на людей, и ролей, рассматриваемых как фактические действия, в процессе которых люди договариваются о своих точных правах и выгоде. Действительно, как говорит Локвуд, если бы гипотезы совпадали, то мы столкнулись бы с обществом, в котором люди были бы “сверхсоциализированы” в идеальном соответствии с общественными потребностями. Таким образом, становится очевидным то, насколько различаются уровни анализа объема личного социального опыта и функционирования общества, что, возможно, они даже требуют “двух социологий”. Это особенно верно для общества с высоким уровнем социального неравенства, которое может отлично “функционировать” как система, но при этом все же создавать огромные проблемы для интеграции людей и групп в пределах нее. Идеи, касающиеся вопросов социального порядка, предложенные Локвудом, были восприняты и развиты современными социологами, в частности Энтони Гидденсом, в ходе разработки концепции деятельности и структуры (и это несмотря на то, что в 1970-е гг. развивается множество теорий конфликта, в связи с чем многие прежние различия между теорией конфликта и функционализмом становятся несущественными). В настоящее время функционализм является не самой популярной школой социологической мысли, идеи которой исполь зуются в том числе и в исследованиях проблем социального порядка. Однако критика функционализма, нападение на идеи Парсонса, Мертона и др., на наш взгляд, просто демонстрируют кризис последовательности, в процессе которого конкуренты часто повторяют одни и те же аргументы на многих концептуальных языках. При этом даже наиболее радикальные идеи часто обладают таким же целенаправленным, статическим и неисторическим характером. Страдает от этого и теория конфликта. Однако сложности функционального объяснения по-прежнему являются частью проблемы социологии в целом, а рассматривать функционализм как серьезную ошибку социологического анализа нельзя, учитывая историческое развитие социологической теории. Теория конфликта, предложенная Марксом и Вебером, была потеснена последующим развитием марксизма. Устойчивость позднего капитализма к политическому перевороту означала, что большая часть работ нового марксизма касалась воспроизводства капиталистической системы и была связана с ролью идеологических сил как главного ее элемента. Логическим теоретическим ответом на это и результатом этого был функционализм. В современной социологической науке интерес к проблеме социального порядка становится особенно актуальным, что связано в том числе и с переосмыслением характера социальных связей. Некоторые современные социологи (З. Бауман, У. Бек, К. Уильямс и др.) учитывают последние тенденции социального развития и подвергают сомнению саму возможность интеграции, влияющей на социальный порядок, при этом характеризуя современные общества как нестабильные, индивидуализированные.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. М., 2002. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. Т. 5. М., 2004. Громов И.А., Мацкевич А.Ю. Западная теоретическая социология. М., 2003. Rex J., Race R.M. Community and conflict: a study of sparkbrook. Oxford, 1967. Lockwood D. Social integration and system integration // Exploration in social change / Ed. by G.Z. Zollschan, W. Hirsch. L., 1964.

Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет