Лекция 1.
Романтизм: художественный метод и литературное направление.
Романтизм в Германии. Йенская и Гейдельбергская школы немецкого романтизма.
Творчество Э.Т.А. Гофмана
Начиная изучение литературного процесса 19 века, следует заметить, что литературный век не совпадает с календарным, т.к. литературный процесс, вернее изменения в нем, определяются не датами, а теми или иными событиями, оказавшими влияние на его развитие, на качественные изменения в нем. Литературный 19 век определяется событиями Великой Французской революции 1789 – 1794 гг. и событиями Парижской коммуны 1871 г. Рубежом, отделяющим историческую и литературную эпохи, следует считать войну за независимость в США и завершение промышленного переворота в Англии. Эти события положили начало капиталистическому пути развития многих государств и крушению феодализма. Новые формы жизни породили и новые пути отражения ее в искусстве. Можно с полной уверенностью сказать, что романтизм возник как реакция на события и последствия Великой Французской революции.
Романтизм также является реакцией на Просвещение, которое было связано с борьбой буржуазии против феодализма. Просветители подготовили буржуазную революцию. Но результаты революции оказались неожиданными. Обещания просветителей не сбылись. Возникло недоверие к разуму и литературе разума. Революция разрушила иллюзии просветителей, обнаружила несостоятельность их мечты о царстве разума.
Романтическое направление распространилось между годами:
1794 (год, когда закончилось восходящее движение Французской Буржуазной революции – 27 июля, или 9 термидора по революционному календарю – произошло свержение якобинской диктатуры и поступательное развитие революции закончилось, а к власти пришла крупная контрреволюционная буржуазия) и
1848 г. (когда вновь вспыхнули буржуазно-демократические революции). В этот период романтизм стал господствующим в европейском искусстве. В том числе и в тех странах, где феодальные порядки остались незыблемыми. Международное движение революционных событий определило широту и масштабность романтического движения в большинстве стран Европы и за ее пределами. Все под знаком Французской революции.
Надо помнить, что границы романтизма как метода и литературного направления различны. Реализм вытеснил романтизм как литературное направление в 40-х гг. 19 в. Элементы романтического художественного метода продолжают жить и после распада романтического направления. Роман «Отверженные» В. Гюго написал в 60-х гг. 19 в. После периода расцвета в 10 – 30-е гг. романтизм не исчезает, он существует в видоизмененных формах, в сложных и многообразных отношениях с реализмом.
О термине «Романтизм». Первыми теоретиками романтизма были Фридрих и Август Вильгельм Шлегели. Именно с их теоретическими работами связывают утверждение в правах термина «романтизм» (хотя впервые этот термин встречается в английской критике 18 века). Ф. Шлегель производил название нового направления в литературе от термина «роман». Он считал этот жанр выразителем духа современной эпохи. В бытовом употреблении 18 в. романтическим, или романическим было принято называть все фантастическое, необыкновенное, что происходит как в романах. Поэтому и поэзия нового времени была названа романтической (романической), т.к. резко отличалась от предшествующей ей классицистической и просветительской, была всегда необыкновенной, а нередко и фантастической.
А. Шлегель отмечал: «Изобрели для обозначения своеобразного характера современного искусства, в противоположность античному или классическому, название романтизм». Понятие романтического искусства для А. Шлегеля равнозначно современному искусству в противовес классическому. Это искусство, созданное на живых, народных, а не мертвых классических языках.
Т.о., среди многообразных суждений можно выделить две основные концепции в определении романтизма: романтизм как искусство послеантичной эпохи, противоположное в главных своих свойствах античному; и романтизм как живое творчество современности в противоположность догматическому применению мертвых традиций.
Внутри романтизма принято выделять различные течения: консервативный, или реакционный – имел не только ярко выраженную антибуржуазную, но и не менее определенную монархо-аристократическую и религиозно-спиритуалистическую направленность (В Англии Вордсворд, Кольридж, Саути; в Германии – Новалис, Тик, Шлегели, Шеллинг, Арним, Брентано; во Франции – Шатобриан, Виньи); прогрессивный, или революционный – имел также антибуржуазный, антифеодальный характер (в Англии – Байрон, Шелли; в Германии – Гельдерлин, Шамиссо, Гофман; во Франции – Гюго, Мюссе, Санд, Сталь).
Течения в романтизме различаются прежде всего по характеру социально-политических взглядов и деятельности романтиков, по преобладающей связи их с реакционными или прогрессивными силами.
Надо помнить, что понятия реакционное и прогрессивное могут употребляться как соотносимые в историческом, политическом, художественном отношении. Политическую реакционность и прогрессивность нельзя в полной мере отождествлять с художественной. Художественный прогресс мог сочетаться с политическими реакционными идеями. В мировосприятии романтиков реакционные идеи часто парадоксально сочетались с замечательными прозрениями, глубокими наблюдениями, острой критикой тех или иных сторон жизни.
Можно ли считать романтизм единым течением, при несомненности, хотя и определенной условности его деления на прогрессивный и реакционный? Разделение романтизма на два течения подтверждается фактами литературных «войн»: Байрон в своих поэмах «Английские барды и шотландские обозреватели», «Беппо» высмеивал реакционных романтиков – Вордсворда и Кольриджа; Гюго в «Предисловии к драме «Кромвель» - обличал ложный романтизм.
В литературоведении высказывались разные взгляды на единство романтизма как художественного метода. Крайняя позиция была выражена Б.Г. Реизовым, который считал, что термином «романтизм» покрывается множество очень разных явлений. В каждой стране, даже у каждого писателя-романтика обнаруживается свой подход к изображению жизни. Распространенной является точка зрения, согласно которой существуют два совершенно самостоятельных метода: метод прогрессивного и метод реакционного романтизма.
Романтизм и его эстетику следует рассматривать не как сумму пестрых и разнородных конкретно-исторических явлений, а как единое и цельное направление историко-художественного процесса, но при этом направление внутренне противоречивое, выражавшееся в многообразных формах, развивавшееся во взаимодействии и борьбе различных группировок, течений, школ.
Романтизм обладает некоторыми устойчивыми общими чертами: историческая почва, на которой возникает романтизм, особенности творческого метода (способов отображения жизни в искусстве), характер героя.
Все течения романтизма различных национальных литератур объединяет определенный тип отношения искусства к действительности.
Общая черта всякого романтизма – безоговорочное отрицание капиталистической действительности.
Идеи и образы романтического искусства. Жизнь и мечта в романтическом искусстве.
Романтическое искусство характеризуется резким разрывом идеала и действительности. Романтики отчетливо осознавали свое враждебное отношение к хищническо-стяжательской, мещанско-филистерской жизни, свою чуждость миру чистогана и меркантилизма, подавляющему и уродующему человеческую личность.
Бесчеловечности и антипоэтичности буржуазного образа жизни романтики противопоставляют духовный принцип бытия или духовное начало в человеке. Прозе буржуазной жизни они противопоставляют возвышенный гуманистический идеал, который лежит вне реальной действительности, противостоит ей.
Критическое начало сравнительно редко выступает в творчестве романтиков прямо и обнаженно. В большинстве случаев их произведения посвящены утверждению иллюзорного мира, противостоящего действительности, утверждению прекрасного и возвышенного идеала, лежащего вне реальной действительности, противостоящего низменной прозе жизни.
Итак, резкая несовместимость мечты и действительности, где царит чистоган, устремленность к идеалу – составляет самую сущность романтического искусства.
Все без исключения особенности романтического искусства могут быть выведены из характера его основного противоречия между мечтой и действительностью.
Так, например, в конфликте мечты и жизни у романтиков побеждает мечта. Поэтому движение жизни в художественном произведении, логику развития событий, способ разрешения драматических конфликтов романтики подчиняют своим желаниям, а не движению, логике закономерности самой объективной действительности. Должное, желаемое они изображают как сущее.
Романтическое искусство характеризуется тенденциями субъективизма и нормативизма. (Счастливые финалы у Гюго, например «Отверженные»). Во многих произведениях Гофмана исход конфликта также является выражением мечты: злые чары волос Цахеса уничтожаются силами добра.
Торжество добра и справедливости, достижение счастья положительными героями – все это оказывается у романтиков результатом не борьбы и победы самих героев, а следствием либо благоприятных случайностей, либо вмешательства в жизнь потусторонних, фантастических сил.
Романтическое противопоставление мечты и действительности могло проявляться и в стиле в целом. В творчестве Гейне отчетливо выделяются две основные сферы: лирика и сатира. Ирония и сатира служат отрицанию действительности, в лирике выражается противостоящий ей душевный мир художника. Так называемое романтическое двоемирие. К основному противоречию романтической концепции восходит двуплановость повествования у Гофмана («Житейские воззрения кота Мурра») – записки кота на страницах романа о Крейслере.
Из главных черт романтического искусства вытекают и такие приемы, как антитеза и гипербола.
Достарыңызбен бөлісу: |