Министерство образования и науки Республики Казахстан Казахскийнациональный женский педагогический университет
М.Ю. Лермонтов Поэт
Выполнила: Ибраева А Специальность: Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения Проверила: Орынханова Г.А Алматы 2023 г Стихотворение "Поэт" было написано в 1838 году русским поэтом М. Ю. Лермонтовым. Лермонтовская эра-тридцатые годы 19 века, период застоя, отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов. Лермонтов, как настоящий поэт, не мог его принять. Поэтому многие стихи, относящиеся к гражданской лирике, полны горечи, сожаления, недовольства. Чувства поэта особенно ярко выражены в стихотворении"поэт". Основная тема стихотворения-поэзия и мысль о высшей, гражданской деятельности поэта. Эта тема является традиционной для мировой литературы. Кроме того, духовно обреченное современное общество не останется без внимания Лермонтова. Это стихотворение разделено на две части по композиции и значению. Первая часть представляет собой расширенную метафору, сравнивающую кинжал с поэтом, вторая посвящена образу поэта в современном обществе. Во введении автор описывает Кинжал. Он использует такие эпитеты, как "надежный", "без зла", чтобы показать, что Кинжал верно служил своему хозяину. Он предназначался для храбрых сражений, служил боевым оружием ужасов. У него была цель жить. В третьей строфе автор пишет об отсутствии украшений в кинжале, которые были бы" чужими и позорными для оружия", поскольку его действия украшали его. В чужих руках кинжал теряет свою цель. Эпитет "родственники" указывает на абсолютное одиночество, бесцельность его существования. Автор называет нож "бедным", то есть несчастным, потому что он потерял достойного хозяина и поэтому больше не может выполнять свою цель. Кинжал становится "игрушкой", "бесславной "и"безобидной". Автор подчеркивает тщетность кинжала, написав:"никто не чистит его, не балует, а его надписи молятся перед рассветом, и никто не читает". Вторая часть стихотворения посвящена размышлениям лирического героя о судьбе поэта, его роли в обществе, цели поэзии. Мотив осуждения поколения 30-х годов звучит в начале 2-й части. Автор описывает свою эпоху эпитетом "избалованный". Лирический герой с горечью рисует картину современного общества, в котором поэзия утратила свое божественное предназначение, а в прошлом она обладала огромной силой, оказывала значительное влияние на умы и сердца людей. Использование слов высокого стиля" Злато "и" респект " отражает торжественную интонацию, размышляющую о существенных изменениях в жизни общества, стремящегося к философским обобщениям. Вспоминая былые времена, лирический герой говорит о неотделимости поэзии от народной жизни: она пробуждала в людях добрые чувства, делала людей благородными, сильными. Ряд сравнений (поэзия "как чаша праздника, как фимиам на часах молитвы") позволяет автору ясно показать потребность поэзии в обществе. Третье сравнение ("как Дух Божий") усиливает впечатление, отражает Божественную цель поэзии, а четвертое сравнение поэзии с "Вечным колоколом"показывает огромную роль поэзии в жизни народа: она формирует дух народа, его единство в" дни народных праздников и бед". Изображая современный мир, автор сравнивает его со славным прошлым. Союз " но " в начале строфы противоположный образ: простота и гордость языка поэзии противостоит новым ценностям нового поколения - "блеску и обману". Автор пытается украсить себя, используя детальное сравнение современного мира с "стареющей красотой", "скрывая морщины под румянцем", автор приходит к парадоксальному выводу: на самом деле новое поколение молодых людей – это старики, потому что они характеризуются безразличием, разочарованием и отсутствием высоких идеалов. Именно эта идея объясняет многократное использование эпитета "изношенный" в конце стихотворения. Стихотворение заканчивается страстью лирического героя проснуться к поэту – пророку, преодолеть зависимость от недостойных современников, отомстить за смех и презрение, восстановить честь поэзии. В финале стихотворения - объяснение метафоры "поэзия-нож". Поэма в целом очень эмоциональна и выразительна, образ лирического героя, который думает о поэзии – образ гордого, смелого, очень смелого, готового бросить вызов общепринятому мнению, противопоставить себя широкой публике. Строфа одиннадцати строк известного стихотворения Михаила Лермонтова "Поэт" олицетворяет множество тем и образов, которые могут быть тщательно проанализированы: Тема стихотворения: Тема стихотворения "Поэт" - это роль поэта в обществе, его нравственные и эстетические идеалы, а также его отношение к искусству и миру. Ораторская поэтическая речь: Да, в стихотворении "Поэт" прослеживается традиция ораторской поэтической речи. Это проявляется через использование риторических приемов, обращений и выразительных средств. а) Основная интонация: Основная интонация стихотворения - это возвышенность, патетика и гордость. б) Стилистические приемы: В стихотворении можно выделить риторические вопросы ("Что нам с тобой, мой дружок, милый?"), обращения ("Ты — мой отрадный друг и пламенный") и употребление метафор. в) Ораторский пафос: Ораторский пафос особенно ощутим во всем стихотворении, так как оно наполнено гордостью поэта перед миссией искусства и перед народом. Развитие метафоры: Стихотворение можно разделить на несколько частей. Первые строфы описывают кинжал как символ древних времен, в то время как последние строфы олицетворяют его как символ настоящего времени. Композиционное своеобразие стихотворения заключается в разделении на два временных плана - прошлое и настоящее. Нравственные позиции поэта: Метафора кинжала в прошлом представляет нравственные ценности, такие как верность, надежность, действенность и активность. Это вызывает уважение поэта. В то время как метафора кинжала в настоящем символизирует изнеженность, мягкость и отсутствие стойкости, что вызывает осуждение и протест. Подтекст характеристики кинжала: Кинжал характеризуется эпитетами, такими как "надежный", "без порока" в первых строфах, что создает торжественность. В пятой и шестой строфах, эпитеты более простые и "разговорные", что создает контраст с первыми строфами. Сравнения в восьмой – девятой строфах: Сравнения в этих строфах усиливают образ поэта и его роли в обществе. Одно из сравнений, сравнение с грозой, является наиболее масштабным и исторически-конкретным. Архаическая лексика в седьмой – девятой строфах добавляет эстетическую ноту и помогает подчеркнуть возвышенность образа. Образ золота (злата): Образ золота связан с темой "изнеженного века" и противопоставляется образу булата. Золото символизирует богатство, изнеженность и непрочность, в то время как булат - силу и стойкость. Лексика в девятой и десятой строфах: Снижение поэтической лексики в девятой и десятой строфах создает эффект простоты и прямолинейности, что подчеркивает искренность и искренний патос поэта. Последняя строфа: Последняя строфа стихотворения характеризуется интонацией завершения и риторическим вопросом, который выражает авторскую позицию. Образ осмеянного пророка может ассоциироваться с недооцененным талантом, который не признается в свое время. Использование глагола "воспламенять": Лермонтов использует глагол "воспламенять" в контексте вдохновения и страсти, сопоставляя его с пушкинским афоризмом "Глаголом жги сердца людей" из "Пророка". Взгляды М.Ю. Лермонтова на назначение поэзии: Стихотворение "Поэт" выражает идею о высокой роли поэзии и поэта в обществе, призывая к нравственным и идеальным ценностям и осуждая изнеженность и утрату стойкости. М.Ю. Лермонтов говорит о необходимости искусства вдохновлять и воспламенять сердца людей. Этот анализ помогает раскроить сложные темы и структуру стихотворения "Поэт" М.Ю. Лермонтова, позволяя лучше понять его идеи и эмоциональную окраску.