Министерство культуры красноярского края



бет1/5
Дата23.11.2016
өлшемі0,83 Mb.
#2406
түріМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Краевое государственное автономное учреждение культуры

культурно-социальный комплекс «Дворец Труда и Согласия»

Межнациональный культурный центр



Деятельность культурно-досуговых учреждений

в современных условиях по сохранению

национальной культуры

на территории края

Сборник методических рекомендаций

г. Красноярск 2015 г.



Деятельность культурно-досуговых учреждений

в современных условиях по сохранению

национальной культуры

на территории края

Эпиграф - «В мире не было, и нет человеческой особи,

которая была бы внеэтнична» - Лев Гумилёв
В предлагаемых методических рекомендациях автором сделана попытка рассказать о работе культурно-досуговых учреждениях по сохранению национальной культуры на территории Красноярского края, о деятельности межнационального центра культурно-социального комплекса «Дворец Труда и Согласия» по этому вопросу, его методах и формах работы, В рекомендациях приведены некоторые сценарные разработки по вышеназванной тематике.

Методические рекомендации помогут работникам, занимающимся культурно-досуговой деятельностью, тем, в чьи профессиональные обязанности входит организация досуга населения, в том числе с национально-культурными автономиями, расширить пространство профессиональной компетенции. Надеемся, что эти рекомендации окажутся полезными также отделам культуры территорий Красноярского края и национально-культурным общественным объединениям.


Автор-составитель – В.С. Зорина, директор Межнационального центра

КСК «Дворец Труда и Сргласия» тел. 229-01-01

e- mail:zorina47@bk.ru

методические рекомендации,

Красноярск, Межнациональный центр КСК «ДТиС», 2015 год, 47 стр.
Подписано в печать 29 июня 2015 г.

Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии КСК «ДТиС»



Оглавление


  1. Введение ………………………………………………………………………………… 4 стр.

  2. Сущность и содержание деятельности культурно-досуговых учреждений

этнокультурного воспитания населения………………………………………………. 6 стр.

  1. Система этнокультурного воспитания населения в культурно – досуговых

учреждениях ……………………………………………………………………………. 6 стр.

  1. Задачи, стоящие перед культурно-досуговыми учреждениями в свете сохранения национальной культуры на территории края…………………………………………. 8 стр.

  2. Модель этно-культурного воспитания в КДУ………………………………………... 9 стр.

  3. Взаимодействие культурно – досуговых учреждений с общественными

организациями и формы их работы…………………………………………………… 10 стр.

  1. Деятельность межнационального центра культурно – социального комплекса

«Дворец Труда и Согласия» по сохранению национальной культуры

на территории края………………………………………………………………………12 стр.



  1. Заключение………………………………………………………………………............ 14 стр.

  2. Список литературы………………………………………………………………………15 стр.

  3. Приложение………………………………………………………………………………16 стр.


«Деятельность культурно-досуговых учреждений в современных условиях по сохранению национальной культуры

на территории края»

Введение
Для Красноярского края - с его многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие. Мы видим, что происходит в мире, какие здесь копятся серьезнейшие риски. Реальность сегодняшнего дня - рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают государства и разделяют общества. Колоссальные миграционные потоки - а есть все основания полагать, что они будут усиливаться, - уже называют новым «великим переселением народов», способным изменить привычный уклад и облик целых континентов. Миллионы людей в поисках лучшей жизни покидают регионы, страдающие от голода и хронических конфликтов, бедности и социальной неустроенности. С «обострением национального вопроса» вплотную столкнулись самые развитые и благополучные страны, которые прежде гордились своей толерантностью. А сегодня - друг за другом объявляют о провале попыток интегрировать в общество инокультурный элемент, обеспечить неконфликтное, гармоничное взаимодействие различных культур, религий, этнических групп.

В «Повести временных лет» так описан многонациональный характер древнерусского государства: «Вот только кто по-славянски говорит на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане… А вот другие народы: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, корсь, нарова, ливы - эти говорят на своих языках…» Именно об этом особом характере русской государственности писал Иван Ильин: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину… всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство». И не случайно, среди первых документов, подписанных Владимиром Путиным сразу после инаугурации, появился Указ «Об обеспечении межнационального согласия». По сути, это план по воплощению в жизнь идей, озвученных Путиным в известной статье «Россия: национальный вопрос». Исторически наша страна является полиэтническим государством, в котором проживают многочисленные народы и народности, стремящиеся сохранить свою культурную самобытность, традиции. Однако современные условия развития массовой культуры, унификация, нивелирование этнокультурного своеобразия, ориентация экономики на рыночные отношения вызвали мощный накал социальных проблем, негативные явления в духовной жизни общества. Утрата части национальных традиций в обществе, до недавнего времени жившем по идеологическим установкам, обусловливает необходимость пристального внимания к этнокультурному воспитанию молодого поколения.

Для современного общества постоянное перемещение людей - большое количество миграций, туризм, деловые поездки, международные обмены - стало на сегодняшний день обычным явлением. В связи с этим приоритетом выступает творческое взаимодействие людей разных национальностей, ориентированное в будущее. Сейчас практически нет совершенно изолированных от мира культурных общностей: каждый народ открыт для восприятия иной для себя культуры и готов предложить свои ценности другим. В контексте этих тенденций общественного развития становится чрезвычайно важным приобщать молодое поколение к культурным особенностям народов, научить взаимному пониманию. В любом случае российскому обществу важно проследить, чтобы чиновничество, которое нынче соревнуется в составлении «дорожных карт», не переделало на свой лад и не завело в тупик предложенную модель государственной национальной политики. Пришло время национальный вопрос использовать не для поднятия рейтинга, а для укрепления единства и сплоченности нашего

многонационального Отечества. Пора научиться жить друг с другом как гражданам единой страны. Нас много, а Россия – одна и Красноярский край это один из ярких примеров, говорящий о том, как можно и нужно жить в мире и согласии.

Национальная культура, представляющая собой результат интеллектуальной творческой деятельности народа, придает самобытный колорит среде, в которой у подрастающего поколения формируется готовность к межкультурному диалогу, позволяющему выйти на уровень «принятия» общечеловеческих ценностей. Однако сегодня этнокультурная компетентность населения, и в первую очередь подрастающего поколения, формируется в крайне не благоприятных условиях. Помимо девальвации традиционных ценностей, социального несоответствия желаний и имеющихся возможностей - фрустрации, отягчающим фактором являются происходящие в мире процессы глобализации, когда бизнес становится фактором постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. А единое информационное пространство делает проницаемыми границы для материалов со сниженным ценностным потенциалом. Именно поэтому Правительство РФ акцентирует внимание на проблеме преодоления духовного кризиса в обществе, сохранения, распространения и развития национальной культуры, развития у подрастающего поколения культуры межэтнического общения, ещё и ещё раз подчеркивается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России и т.д.

Н.А. Бердяев отмечал: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный, а не отвлеченный человек, а именно как русский, француз, немец или англичанин». Таким образом, проблема формирования этнокультурной компетентности населения на сегодняшний день представляется до конца нерешенной. И в этом вопросе можно и нужно больше использовать потенциал культурно-досуговых учреждений.



Сущность и содержание этнокультурного воспитания
«В мире не было, и нет человеческой особи, которая была бы внеэтнична», - так говорил Лев Гумилёв. Существует достаточно много определений этноса. Слово «этнос» в греческом языке имело много значений, в том числе принимаемое нами за основу: «вид, порода»; в современном понимании - это та или иная историческая общность людей, большая или малая.

Детально рассмотрев определение этноса, можно смело сказать, что одним из объединяющих признаков этноса является культура, т.е. определенные культурные традиции определенного народа, складывающиеся из века в век и передающиеся из поколения в поколение. Именно культурное наследие отличает один этнос от другого.

Этническая культура включает язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение. Таким образом, этнокультура формирует человека не только как умелое и разумное существо, но и как носителя религиозного, этнического и межнационального смысла. В данном случае этнокультура рассматривается как культура конкретного этноса, которая находит свое выражение в определенном этническом самосознании материальных и духовных ценностей, проявляющихся в нравственно-этических нормах, образе жизни, одежде, жилище, кухне, социально-бытовых установках, этикете, религии, языке, фольклоре и психологическом складе. Можно констатировать, что этнокультура - это культура конкретного этноса, где непосредственно происходит сохранение локальных этнических норм (материальных и духовных ценностей). Личность как субъект этнокультуры является не только ее потребителем, но также носителем и творцом культурных ценностей, определяющим в своем развитии качественные характеристики воспроизводства этнического опыта. Народная художественная культура всех этносов, проживающих на территории Красноярского края определяет основу и содержание этнокультурного воспитания населения, особенно молодёжи, в культурно-досуговых учреждениях края с использованием всех ее составляющих: музыкального фольклора, народных ремесел и промыслов, календарно-обрядовых праздников, народных игр, бытовых танцев и хороводов для формирования целостных представлений об этнокультурных особенностях своего народа. Взаимосвязь игровой, концертной, театрализованной деятельности, соответствующей возрастным особенностям, направлена на освоение населением народной художественной культуры и перевода ее в личный опыт, достижение.
Система этнокультурного воспитания населения

в культурно-досуговых учреждениях

В культурно-досуговых учреждениях этнокультурное воспитание населения строится в соответствии с половозрастными особенностями и предусматривает использование совокупности воспитательного потенциала традиций русского народа и других народов, проживающих на территории Красноярского края в наиболее адекватных формах, методах в различных сферах жизнедеятельности людей, в том числе в и культурно-досуговых учреждениях. Успешная реализация процесса этнокультурного воспитания зависит от создания оптимальных социально - педагогических условий, связанных с согласованностью в воспитательной деятельности семьи, школы и конечно культурно-досуговых институтов; использованием многообразия традиционных национальных форм воспитательной работы; творческим участием в народных праздниках, и участием народных умельцев и мастеров в работе коллективов декоративно-прикладного творчества по национальным видам ремесел и спортивных секций; подготовкой родителей к этнокультурному воспитанию подростков в семье.

Если говорить об образованности и культуре личности то, надо понимать что это значит.

Я - образованный человек, стремящийся к разнообразному, созидательному и прежде всего творческому умственному и физическому труду. Это значит, что мне присущи сообразительность, любознательность, старательность, настойчивость, инициативность, саморазвитие, оригинальность мышления, увлеченность, общая осведомленность, познавательный интерес. И наоборот – необразованность - мне присущи тугодумие, нерешительность, пассивность, банальность мышления, глупость, рассеянность, легкомыслие, безразличие.

КУЛЬТУРА - великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так в особенности в духовной жизни людей. Я - культурный человек и это значит хорошо знающий историю своего Отечества, культуру народа, и мне присущи деликатность, чуткость, вежливость, воспитанность, щедрость, тактичность, опрятность, отзывчивость, образованность, интеллигентность, доброжелательность, гостеприимство, искренность, терпеливость… И наоборот, бескультурному человеку присущи скупость, жадность, бестактность, неряшливость, равнодушие, лицемерие, злобность, лживость, грубость, несдержанность.

Среда, которая формируется в культурно-досуговых учреждениях, представляет собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей. Это и национальные праздники, и обряды, тематические вечера, информационно-просветительские программы и т.д.

Система этнокультурного воспитания населения в культурно-досуговых учреждениях организовывается в двух направлениях:

- С одной стороны через деятельность самих учреждений культуры, общественных организаций, местных средств массовой информации.

- С другой стороны, значительное влияние на этнокультурный воспитательный процесс оказывают особенности социального своеобразия данного региона, семья, сфера свободного общения и другие факторы.

Исходя из вышесказанного, организация этнокультурной воспитательной работы с населением в культурно-досуговых учреждениях должна вестись по двум направлениям:

1.Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях народов, населяющих Красноярский край, специфике их культуры и ценностей)

2.Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе молодого человека, «расшевелить» его чувства) и поведенческие нормы (знания, полученные молодым человеком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Для реализации этих двух направлений в этнокультурном воспитании в учреждениях культуры используются разнообразные средства:


  • устное народное творчество;

  • художественная литература;

  • игра,

  • народная игрушка и национальная кукла;

  • декоративно-прикладное искусство,

  • живопись;

  • музыка;

  • этнические и календарные национальные праздники.

Стоит также заметить, что уже в самом определении социально-культурной деятельности заложен этнический компонент: социально-культурная деятельность - деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры.

Деятельность культурно-досуговых учреждений направлена на социально-педагогическое, информационное, организационно методическое содействие развитию личности в процессе производства, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей. Этнокультура рассматривается в КДУ, прежде всего, как одна из сторон существования национальной культуры. Культура конкретного этноса, которая находит свое выражение в определенном этническом самосознании материальных и духовных ценностей, проявляющихся в нравственно-этических нормах, в образе жизни, одежде, жилище, кухне, социально-бытовых установках, этикете, религии, языке, фольклоре и психологическом складе. Этническая культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа (этноса). В нее входят не только национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, но и народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, а также этнические формы их бытования, сохранение и трансляция).

Народная художественная культура (или этнохудожественная культура) представлена устным народным творчеством, музыкой, танцами, декоративно-прикладным искусством, фольклорным театром и другими видами художественного творчества этноса. Издревле она неразрывно связана с народными календарными праздниками, с повседневной жизнью и воспитанием. Региональная культура развивается, питаясь из двух источников: внутреннего саморазвития национальных культур и взаимовлияния, взаимодействия, взаимопроникновения, но не слияния разных культур, а их творческого взаимозаимствования. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют себе возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство.
Задачи, стоящие перед культурно-досуговыми учреждениями
Деятельность учреждений культуры не может строиться только на организации, ибо она является, с одной стороны, государственной со всеми требованиями, которые предъявляются к подобного рода учреждениям, а с другой, – выступает, как социальная организация, сущность которой состоит в том, чтобы предоставить возможность для свободного и творческого проявления личности. Именно поэтому наипервейшей задачей КДУ стоит задача средствами народоведения приобщать население, и в первую очередь молодежь, к общечеловеческим ценностям: к нравственным, моральным, этическим правилам и нормам, эстетическим чувствам и отношениям, объединяющим всех людей Земли, страны, региона.

А вторая задача - создавать благоприятные условия в культурно-досуговом учреждении для одновременного восприятия молодежью общечеловеческих ценностей и культур нескольких народов, сосуществующих продолжительное время в едином культурном пространстве региона, формируя в них чувство эмпатии - осознанного сопереживания, приятия и толерантности (терпимости) к общности и разности культур, понимание равнозначности и равноправия существования их в современном мире, не может быть оторвана от первой. Также для успешного осуществления межкультурного общения представители молодежной группы должны иметь высокий уровень общей культуры, хорошо знать культуру своей страны. Этнокультурные помехи могут возникать не только в условиях непосредственного, но и опосредованного межкультурного общения, когда отсутствие необходимых знаний может привести к случаям этнолингвистической функциональной неграмотности. Способствуя формированию определенного образа жизни через изучение отечественных и мировых этнических культур, полиэтническая образовательная среда способствует распространению чувства общности с другими народами с целью сохранения культурного разнообразия мира. При этом необходимо учитывать, что любой этнос сегодня развивается в двух направлениях: во-первых, идет процесс постепенной универсализации человечества и понимание того, что мир един, и планета - наш общий дом, во-вторых - идет процесс сохранения национальной самобытности.

Если говорить о молодёжной среде, то межнациональные отношения здесь имеют свои характерные, специфические черты. Если в детском, а затем в подростковом возрасте межнациональные отношения, противоречия не занимают большого места, то с годами, по мере взросления и до 30 лет, обострение противоречий, непонимание, националистические настроения возрастают. Этнокультурное воспитание как целостный педагогический процесс передачи подрастающему поколению традиций, социальных норм и культурных ценностей этноса является неотъемлемой частью процесса становления личности человека, оказывает влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое и физическое развитие. Одна из определяющих ролей в сохранении и развитии национально-культурных и культурно-исторических традиций народов России отводится социально-культурным учреждениям. В них этнокультурное воспитание молодежи реализуется в социокультурной деятельности культурно-досуговых учреждений.
Модель этнокультурного воспитании

в культурно-досуговых учреждениях
Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации. Действительное же отличие России от большинства других стран заключается в уникальном объединении на ее территории обществ, различающихся уровнями социального и культурного развития. Полиэтнический состав населения, свободное сосуществование и активное влияние разных этнических традиций и языков придают культурно-цивилизационному обществу особую устойчивость и открытость. Следовательно, в основу этнокультурного воспитания должны быть положены такие идеи, которые позволят превратить его в эффективный социокультурный механизм, предопределяющий этническую и над этнической целостность общества, решающий задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности. Особое место в социализации населения занимают социальные институты, такие как образование и культура. Именно социально-культурная деятельность располагает огромным воспитательным потенциалом, который формируется и организуется специалистами учреждений культуры и их активом. Модель реализации этнокультурного воспитания в культурно-досуговых учреждениях мы выстраиваем, основываясь на толковании термина «модель», устоявшемся в современной научной литературе.

Для формирования этнокультурной личности система культурно-досуговых учреждений в нашем крае располагает необходимым арсеналом средств и может быть охарактеризована как этническое пространство, где идет процесс формирования этнокультурной личности. На этническом пространстве возможно использование модели, состоящей их трех основных направлений, при этом каждое направление отличается достаточным уровнем эффективности и способствует реализации задач этнокультурного воспитания.



Первое направление - этнокультурная направленность воспитания. Это направление отличается традиционностью. Оно заключается в проведении мероприятий воспитательного характера на уровне краевых, общегородских, поселенческих праздников. Ярким примером может служить подготовка и проведение календарных национальных праздников: Масленницы, Дня весеннего равноденствия - Навруза, Дня Святого Михаила, Янова дня, Сагаалгана – праздника белого месяца, татарского Сабантуя и т.д.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет