Эстетикалық цикл оқытушыларының озық тәжірибелік мектебінің Материалдары.
Материалы школы передового опыты преподавателей эстетического цикла.
«Педагогтардың кәсіби шеберлігін арттыру жөнінде
эстетикалық цикл сабақтарында жұмыстың тиімді әдіс-тәсілдері»
«Эффективные формы и методы работы на уроках эстетического цикла по повышению профессионального мастерства педагогов»
Қостанай 2011
Өткізілетін күні: 26.04.2011 ж. Өткізілетін уақыты: 9.00.- 12.00.
Өткізілетін орны: «№ 1 ОМ» ММ
Тақырыбы: «Педагогтардың кәсіби шеберлігін арттыру жөнінде эстетикалық цикл сабақтарында жұмыстың тиімді әдіс-тәсілдері»
№
|
Уақыты
|
Мазмұны, өткізілетін орны
|
жауаптылар
|
1
|
8.45 – 9.00.
|
Қонақтарды қарсы алу (мектеп фойесі, 40 каб.)
|
Л.Г. Остапенко, эстетикалық цикл мұғалімдерінің қалалық ӘБ жетекшісі
|
Тәжірибелік кезеңі
|
2
|
9.05-9.50
10.05 – 10.50
|
«Музыка сабағында жаңа ақпараттық технологияларды қолдану» тақырыбы бойынша 3 «а» сыныбында ашық сабақ
«Оқу процесінде IT-технологияларын қолдану» тақырыбы бойынша шебер-сынып.
|
Л.Г. Остапенко
№ 1 ОМ музыка мұғалімі
Л.Г. Остапенко
№ 1 ОМ музыка мұғалімі
|
Теориялық кезеңі
|
3
|
11.05-
10.20
10.20-10.35
10.35-10.50
10.50-11.05
|
Баяндамалар:
«Тұлғаның жетілдіру потенциалы ретінде, сольфеджио сабақтарында оқушылардың шығармашылық қабілеттерінің дамуы»
«Соқпалы аспаптар сыныбында оқушылардың шығармашылық қабілеттерінің дамуы»
«БММ денгейіндегі мконцертмейстер жұмысының ерекшеліктері»
Педагогтардың авторлық жұмыстарының тұсаукесері
|
Т.Н. Иващенко,
БММ теория пәндерінің оқытушысы
С.В. Ким
БММ соқпалы аспаптар сыныбының оқытушысы
С.Г. Хасенова,
БММ концертмейстері
Л.Г. Остапенко
№ 1 ОМ музыка мұғалімі
|
4
|
11.10 – 11.30
|
Рефлексия.
Ұсыныстар.
|
Л.Г. Остапенко, эстетикалық цикл мұғалімдерінің қалалық ӘБ жетекшісі
|
Дата проведения: 26.04.2011 г. Время проведения: 9.00.- 12.00.
Место проведения: ГУ «СШ № 1»
Тема: «Эффективные формы и методы работы на уроках эстетического цикла по повышению профессионального мастерства педагогов»
№
|
время
|
Содержание, место проведения
|
ответственные
|
1
|
8.45 – 9.00.
|
Встреча гостей (фойе школы,
каб. 40)
|
Остапенко Л.Г., руководитель гор. МО учителей эстетического цикла
|
Практический блок
|
2
|
9.05-9.50
10.05 – 10.50
|
Открытый урок
в 3 «а» классе по теме: «Использование новых информационных технологий на уроке музыки»
Мастер-класс по теме: «Использование IT-технологий в обучающем процессе»
|
Остапенко Л.Г.
учитель музыки СШ № 1
Остапенко Л.Г.
учитель музыки СШ № 1
|
Теоретический блок
|
3
|
11.05-
10.20
10.20-10.35
10.35-10.50
10.50-11.05
|
Выступления :
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках сольфеджио как потенциала совершенствования личности»
«Развитие творческих способностей учащихся в классе ударных инструментов»
«Некоторые особенности работы концертмейстера в условиях ДМШ»
Презнтация авторских работ педагогов
|
Иващенко Т.Н.,
преподаватель теоретических дисциплин ДМШ
Ким С.В.
преподаватель по классу ударных инструментов ДМШ.
Хасенова С.Г.,
концертмейстер ДМШ.
Остапенко Л.Г.
учитель музыки СШ № 1
|
4
|
11.10 – 11.30
|
Рефлексия.
Рекомендации.
|
Остапенко Л.Г., руководитель гор. МО учителей эстетического цикла
|
Открытый урок демонстрирующий использование новых информационных технологий на уроке музыки
Класс 3 «А»
Учитель Остапенко Л.Г. СШ №1 г.Костаная
Тема урока: «Музыка встречает гостей»
Цели:
Знать музыкальную терминологию, нотную грамоту, выдающихся деятелей казахской музыки.
Уметь работать с музыкальными программами, использовать в работе возможности интерактивной доски.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: использование новых информационных технологий.
Методы и приёмы: фронтальная, групповая и индивидуальная работа; дискуссия, сравнение, беседа, взаимопроверка, взаимооценивание.
Ход урока:
1.Организационный момент. Исполняется песенка с психологическим настроем «Ты- звезда». (хоровое исполнение с героями из Улицы Сезам по компьютерной программе)
Каждый из вас – неповторимая звёздочка, а вместе весь класс- созвездие. Так пусть это созвездие горит.
СЛАЙД № 1
Учитель: Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
СЛАЙД № 2
Я очень хотела бы, чтобы вы показали им свои знания и умения по работе на интерактивной доске, владение новыми компьютерными программами по музыке. А так -же весь запас знаний по музыке.
- Скажите, пожалуйста, какие возможности у интерактивной доски? (ответы)
Вспомните о психологическом звуке «И», который благотворно влияет на работу всего организма. Исполним его и настроимся на работу. «ИИИИИ»
2. Повторение изученного материала по нотной грамоте.
Слайд № 3
Этот волшебный цветик -семицветик открывает нам дорогу в волшебную страну. Какую?
Дети: Музыки.
- Правильно. Но как вы догадались?
Дети: Семь нот по цветам радуги и семь лепестков.
- Каждая мелодия состоит из нот. И мы начинаем работу с нотной грамоты. Под каждым листиком находится нотка. Определите её по названию.
(дети по- очереди на доске открывают лепестки)
-Молодцы, ребята. Все вместе поработаем по ручным знакам нот.
СЛАЙД № 4
Ребусы. В каждом слове вместо слогов вставлены цветные квадраты. Дети по цвету определяют нотку и вставляют в слова: республика, мир, независимость, суверенитет…
Определяют общность всех слов: Государство, Казахстан.
- Ещё мы знаем нотки по длительностям. Назовите их. (ответы) В разделе «библиотека» на интерактивной доске мы найдём и вынесем нотки разной длительности. (индивидуальная работа по длительностям нот) Хорошо! Теперь откроем программу «Музыкальный класс», раздел «теория музыки», урок №1, задание №1. Работаем в группах. Взаимопроверка и оценивание.
Следующее задание: урок №2, задание №1 и №2. Работа в группах по закреплению знаний нотной грамоты..
СЛАЙД № 5-8
Физминутка для глаз при работе на интерактивной доске и компьютере. (по стрелочкам)
3. Повторение теоретического материала.
СЛАЙД № 9
Повторение по теме «ЭПОС»
СЛАЙД № 10
Что такое «АЙТЫС»?
Работа во флипчарте.
СЛАЙД № 11
Виды айтыса. (ученики прописывают виды айтыса)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Учитель: Настя для нас приготовила сюрприз. Она исполнит «Жар –жар» айтыс. (ученица на синтезаторе исполняет «жар-жар» айтыс. Дети обсуждают содержание.
СЛАЙД № 12
Что такое «ТАРТЫС»?
СЛАЙД № 13
Виды тартыса. (проверочная работа)
СЛАЙД № 14
Музыкальная пауза. «Если весело живётся» (на государственном языке) исполняется под фонограмму (-) минус.
4. Работа по дополнительному материалу. Дети читают фразу и называют выдающегося деятеля.
СЛАЙД № 15
Знаете ли Вы?
СЛАЙД № 16
Аль-Фараби
СЛАЙД № 17
Коркут- ата
СЛАЙД № 18
Асан-кайгы
СЛАЙД № 19
Тестовое задание по закреплению полученных сведений. Выполнить задание на флипчарте, поставив соответствующие стрелочки.
5. Работа по песенному материалу.
СЛАЙД № 20
-Какие вы все молодцы! Ребята, какие чувства у вас возникают, когда мы работаем по казахской музыке?
(ответы учеников)
- Узнайте песню по музыкальному фрагменту (звучит фрагмент «Здравствуй, столица!»)
Ученики называют песню , затем распеваются в пределах октавы до-дона слова припева. Работа над правильным интонированием скачка на октаву вверх и вниз. Хоровое исполнение песни «Здравствуй, столица!»
СЛАЙД № 21
Какой идти дорогой?
- Какой песне принадлежит эта фраза?
Дети: «Дорога добра».
- Правильно! Мы, взрослые, очень хотим, чтобы вы всегда выбирали правильную дорогу, даже если она не всегда прямая и лёгкая.
Исполняется песня «Дорога добра».
6. Итог урока. Релаксация. Домашнее задание: составить кроссворд по пройденным темам.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках сольфеджио, как потенциала совершенствования личности
Иващенко Т.Н.
Преподаватель теоретических дисциплин ДМШ
Я преподаю в музыкальной школе сольфеджио, теорию музыки и музыкальную литературу.
Перспективы развития музыкального образования и музыкальной педагогики ставят первоочередной задачей создание личности человека, будущего, способного стать не только высококлассным специалистом в своей отрасли, но и прежде всего достойным человеком, ценителем мировой культуры. С этой целью необходимо создавать оптимальные условия для быстрого раскрытия музыкальных способностей учащихся, вести работу по формированию активной мотивации к профессиональному обучению.
В течение аттестационного периода, главный акцент моей педагогической, учебно-методической и воспитательной работы был сделан на реализации двух тем.
Тема школы: «Формирование и развитие творческой личности учащегося практически реализовать свои музыкальные способности и знания».
Моя научно-исследовательская тема: «Методические приёмы для развития гармонического слуха и аналитических навыков учащихся на уроках сольфеджио и гармонии в ССМШ».
Известно высказывание педагога-новатора в области сольфеджио, Г.И.Шатковского: «В процессе развития музыкального слуха только тот добьется максимальных результатов при минимальных затратах сил и времени, кто твердо знает и соблюдает основные принципы методики, прежде всего важнейший из них – принцип соотношения цели и средств». На этом пути разумное соотношение цели, средств обучения и индивидуальных потенциальных возможностей учащихся принесут плоды и приведут к маленьким и большим успехам в процессе развития творческих способностей учащихся на уроках сольфеджио.
Целью своей работы считаю:
1) выявление и развитие задатков и способностей детей;
2) личностный подход и создание условий для самовыражения;
3) отбор в процессе обучения детей, способных к продолжению профессионального обучения.
Учебные задачи моей работы на уроках сольфеджио:
1) развитие ладотонального мелодического слуха, основанного на тяготении неустойчивых звуков лада в устойчивые с помощью сольфеджирования одноголосных мелодий – диатонических и с применением альтерации, однотональных и с развитым тональным планом.
2) развитие гармонического слуха при сольфеджировании многолосия, интонировании интервалов и аккордов.
3) привитие навыков слухового анализа различных элементов музыкального языка.
4) практическое освоение знаний по теории музыки с помощью пения, игры, музицирования и письменных работ.
5) развитие навыков записи диктантов.
6) совершенствование музыкальной памяти.
Учитывая важность формирования нравственно-эстетических качеств личности, следует отметить, что в задачу курса «Сольфеджио» вводится не только обучение различным знаниям и навыкам, но и воспитание музыкального вкуса, любви к музыке, творческой инициативы, трудолюбия и целеустремленности и кругозора учащихся.
Применяя принцип единства обучения и воспитания важно использовать метод осознанного обучения и развития мышления и самостоятельности.
В своей работе обращаюсь к учебникам ведущих авторов России и Казахстана. Особенно хочу выделить среди них серии учебников Металлиди-Перцовской (1-7 классы ДМШ – продуманная система курса сольфедждио и интереснывм материалам по одноголосию (достаточно высокого уровня) (и двухголосию с методическими рекомендациями). Интерес представляют и учебники Фроловой. В работе со старшими классами обращаюсь к педагогическим новинкам из серии «Классика – XXI веку»: Золина, Синяева, Чустова – «Диатоника. Хроматика. Модуляция» - для 6-8 классов ДМШ – издание с интересными методическими предложениями; обращаюсь к методической литературе, учебникам Драгомирова – Одноголосие; Способин – Двухголосие; к «Гармоническому сольфеджио», к учебнику (4хголосие) Кирилловой и Попова, к учебникам, предназначенным для работы с учащимися музыкальных училищ.
С целью воспитания интереса к национальному искусству Казахстана использую учебники сольфеджио Аузембаевой и Серикбаевой. (Аузембаева. Сольфеджио. Алматы 1996), Серикбаева, Сольфеджио. Алматы 1968)
Работая над развитием музыкального слуха учащихся, их чувства ритма и вокальных навыков, я стараюсь практически реализовать потенциальные возможности ребят, не останавливаться на достигнутом. Этапы моей работы над развитием творческих способностей были отражены в моих открытых урока по сольфеджио в 5, 7, 9 классах.
Темы уроков, проведенных за аттестационный период:
1. «Развитие гармонического слуха учащихся в приёмах работы на уроках сольфеджио» (в 5 классе, в марте 2008г.);
2. «Отклонения и модуляции в тональности I степени родства, как средство для развития гармонического слуха (в XI классе, в апреле 2010 г.);
3. «Работа с аккордами в тональности и вне лада для совершенствования гармонического слуха учащихся» (в VII классе, в феврале 2011 г.).
Каждый предмет в музыкальной школе выполняет свою воспитательную функцию в деле формирования и развития различных качеств творческой личности учащегося.
Сольфеджио – предмет многогранный по своему значению в воспитательном процесе. Полноценный музыкант должен не только обладать эмоциональной отзывчивостью к музыке, хорошими музыкальными способностями, но и иметь большой опыт слушания музыки.
Среди всех предметов музыкально-теоретического цикла важнейшим для расширения общекультурного и музыкального кругозора учеников ДМШ является музыкальная литература.
К мелодиям золотого фонда мирового музыкального искусства обращаемся и мы – педагоги, ведущие уроки сольфеджио, работая с отрывками из произведений русских и советских композиторов: М.И.Глинки и С.Рахманинова, А.Даргомыжского и Д.Шостаковича, великолепного Моцарта и блистательного Россини, утонченного Шопена и решительного Бетховена. Сколько замечательных нотных примеров в учебниках сольфеджио из русского, украинского, казахского музыкального фольклора. Все они, кроме роли учебного материала для развития ладотонального, мелодического и гармонического слуха учащихся играют положительную роль и для совершенствования их памяти, чувства ритма, для становления и развития вокальных, сольных и ансамблевых навыков пения играют и художественную роль в воспитании вкуса учащихся, способствуют развитию кругозора и общей культуры. Здесь проявляется и межпредметная связь. Работая над многими мелодиями из учебников сольфеджио, я применяю краткий комментарий об эпохе или стиле композитора, или даю краткую характеристику герою оперы, фрагмент арии которого предлагается для сольфеджирования. Это помогает ребятам петь выразительно и точно в характере музыки.
Проводя параллель предметов учебно-воспитательного процесса, нельзя не сказать о взаимовлиянии сольфеджио и хора, особенно в тех формах работы, которые предполагают многоголосие – 3х-4хголосие, особенно в пени аккордовых последовательностей с развитым тональным планом – с включением отклонений и модуляций. Учащиеся, которые работают на занятиях хора над культурой звука, правильным дыханием, над интонацией, фразировкой, ансамблем голосов и эмоциональной подачей музыки – легко справляются с заданиями и на уроках сольфеджио. Эти два предмета взаимно подпитывают друг друга и в целом способствуют развитию музыкального слуха учащихся и воспитывают их творчески. В этом плане я благодарна своим коллегам, работающими с хоровыми коллективами – Ольге Николаевне, Ларисе Михайловне и Галине Михайловне.
Говоря о творческом, художественном воспитании и развитии детей на уроках сольфеджио, нельзя не сказать м о роли элементарной теории музыки, которая идее в тесном союзе с сольфеджио и дает учащимся систематизированные знания важнейших элементов музыки, необходимых для учащихся любой специальности. Изучение основных интервалов, аккордов, особенностей ладов и тональностей дает возможность ребятам быть грамотными музыкантами, быстрее и более сознательно выучивать тест произведений по специальности наизусть, совершенствовать способности и развивать свой интеллект и кругозор, умение логически мыслить и анализировать. (Можно поставить в один ряд два предмета – теорию музыки и математику. Есть фраза: «Математику уже за то любить нужно – что она ум в порядок приводит». Аналогично и с теорией музыки).
О формах работы:
Интонационные задания я применяю для накопления внутренних слуховых впечатлений. Эти задания помогают узнавать элементы пения при анализе на слух, при записи диктантов. Основная их цель – создать базу для воспитания навыка чтения с листа. Чтобы достичь прочности усвоения интонационных упражнений применяю разные форма исполнения: пение хором, группами, индивидуально, «цепочкой», чередуя пропевание вслух и про себя, сольфеджируя и с текстом. Материалом для интонационных упражнений могут быть гаммы, попевки, секвенции, песни, интервалы с разрешением в ладу и вне лада (от звука). В процессе пения упражнений иногда я меняю темп, штрихи, чтобы способствовать лучшему усвоению и сохранить интерес к заданиям.
Работая над чистотой интонации, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков. Я стараюсь воспитывать вокальный вкус учащихся. Учу их слышать, оценивать свое пение, замечать недостатки и работать над качеством, т.е. воспитываю их внимание и самоконтроль.
Важное значение для развития творческой личности учащихся имеет чтение с листа, эта форма работы представляет мыслительный процесс: «вижу – понимаю – представляю - пою». Именно при чтении с листа проявляется развивающее обучение, т.к. это дает возможность увеличить объем учебного материала и ускорить темп его прохождения. Стимулируя творческую фантазию учащихся, я предлагаю им на уроке сочинить мелодию на заданный ритм, затем прочесть ее.
Для развития внутреннего слуха полезно петь вслух и про себя; для развития свободы в ладовом отношении важно петь с транскрипцией в другие тональности. Положительную роль в развитии гармонического слуха учащихся играет 2хголосное группами или с фортепиано (когда один голос поется, а другой звучит на инструменте).
Важной формой работы на уроке сольфеджио является анализ на слух.
В практике преподавания я применяю определение на слух звукорядов, интервалов и «цепочек» из них, отдельных аккордов в тональности и вне лада, аккордовых последовательностей с отклонением и модуляцией (в старших классах). Развитие аналитических способностей у учащихся разных классов ДМШ имеет большое значение для развития и становления музыкантов. Это одна из сложных, кропотливых форм деятельности ребят и она является своеобразным итогом работы: интонированием, построением в тетради, игрой на фортепиано. Важно уделять слуховому анализу большое внимание и это приведет к положительным результатам.
Воспитание творческой личности учащихся на уроках сольфеджио невозможно без активной практической работы над развитием чувства ритма. Для этой цели я привлекаю различные ритмические задания с применением в младших классах – ходьбы, хлопков, дирижирования, игры на шумовых инструментах, а в старших классах – выполнение ритмических заданий по группам (пульс-доли и ритмические упражнения с включением ритма триоли, синкопы, пунктирного ритма).
Учебно-методическая работа.
1. Пособие по гармонии для учащихся XII класса ССМШ – «Рабочий вариант экзаменационных заданий по гармонии»;
2. Пособие по гармонии для учащихся XII класса ССМШ – «Образцы экзаменационных практических заданий по игре аккордовых последовательностей по цифровым обозначениям»;
3. «Учебное пособие по теории музыки для учащихся 4 класса ССМШ»;
4. «Учебное пособие для подготовки к экзамену по сольфеджио для 9 класса ССМШ».
Мой практический опыт развития творческих способностей учащихся был обобщен в ряде методических пособий по гармонии, сольфеджио и теории музыки.
Появление пособия по гармонии, например, было продиктовано актуальностью момента в подготовки учащихся к ответственному экзамену в 12 классе ССМШ, в котором ребятам надо было не только показать знания по теоретическому материалу гармонии, проявить навыки решения задач, но и сыграть аккордовые последовательности с модуляцией, используя фактурные варианты с применением различных видов ритмического рисунка в жанре марша или вальса. Эта форма работы способствовала развитию творческого отношения к работе на фортепиано и помогала почувствовать себя автором маленькой музыкальной миниатюры. Ребята делали эти задания с интересом. Разработка и практическое применение этих пособий были вызваны необходимостью повысить качество знаний учащихся, стремлением развить творческие способности ребят, помочь их профессиональному росту.
Главное внимание в течении аттестационного периода я уделяла работе над авторским изданием, которое является учебно-методическим пособием, состоящим из 2-х частей:
I часть – «Методические рекомендации по оргшанизации уроков сольфеджио для учащихся VIII класса ДМШ (профессиональной направленности) »;
II часть – «Контрольно-проверочные задания по сольфеджио для учащихся VIII класса ДМШ (профессиональной напрввленности) ».
Это пособие предназначено для педагогов, работающих с учащимся старших классов ДМШ и направлено на более глубокое изучение тем классов ДМШ и направлено на более глубокое изучение тем курса сольфеджио для музыкальных школ с целью подготовки учащихся к профессиональному обучению в музыкальных колледжах.
В «Методических рекомендациях по организации уроков сольфеджио для работы учащихся VIII класса ДМШ» представлены советы о применяемых и наиболее эффективных методах и приемах работы над ключевыми темами курса сольфеджио и томами, работа с которыми вызывает трудности у учащихся. «Контрольно-проверочные задания включают итоговые тесты и контрольные работы по полугодиям, а также задания контрольных работ и тестов по ключевым темам курса сольфеджио.
Это учебно-методическое пособие было представлено на городской, а затем на областной совет по экспертизе и лицензированию при Костанайском областном ИПК и ПРО и одобрено.
Научно исследовательской теме, над которой я работала, посвящены мои публикации в Республиканских педагогических журналах: «Білім - Образование» (№1, 2011 г., Алматы), «В мире музыки» (№1, 2011 г., Алматы) . «Білім - Образование» входит в список педагогических изданий комитета по надзору и аттестации в сфере образования и науки. В этом журнале я опубликовала статью «Практические задания для развития гармонического слуха и аналитических навыков на уроках гармонии по теме «Аккорды двойной доминанты».
Журнал «В мире музыки» - является Республиканским научно-методическим, педагогическим журналом, рассматривающим материалы, посвященные преподаванию в школе, колледже и ВУЗе. В этом журнале я напечатала статью «Создание ситуации успеха»
Работая над своей научно-исследовательской темой, я участвовала в Международной научно-практической конференции «Дулатовские чтения» в секции Педагогические науки. Профессиональное образование».
В сборнике докладов конференции была опубликована моя статья «Методические приемы по практическому освоению гармонического анализа на уроках гармонии по теме «Аккорды двойной доминанты».
О моей работе в творческих группах и педсоветах
Большое значение для меня имела работа над докладом для теоретического отделения – «Приёмы развития гармонического слуха учащихся старших классов в ССМШ на уроках сольфеджио», доклад для педсовета «Создание ситуации успеха в учебном процессе» (ноябрь 2010)
Учебно-воспитательная работа
В своей практике я часто обращаюсь к различным формам работы по развитию творческих навыков – от подбора по слуху одноголосных мелодий до аккомпанемента в различных фактурных вариантах. В конкурсе по сольфеджио «Живет на свете красота», который я проводила с VII и VIII классом (две команды) этот вид творчества носил соревновательный характер, поэтому вызвал у ребят большой интерес и отдачу в процессе подготовки и проведения конкурса. Они с удовольствием и настроением искали и находили варианты аккомпанемента к 8 песням для конкурса.
Таким образом, все виды деятельности учащихся на уроках сольфеджио кроме образовательных целей преследуют и воспитательные, т.к. развивают настойчивость, стремление к успеху, воспитывают трудолюбие, самостоятельность, как качество личности.
Практическим результатом моей педагогической деятельности была успешная сдача выпускных экзаменов по сольфеджио и теории музыки учащихся IX класса 2009-2010 учебном году. Учебная программа по сольфеджио для учащихся VIII – IX классов (профессиональной направленности) ДМШ. Также методические рекомендации и разработки уроков, контрольно-проверочные задачи по сольфеджио, предназначенные для детей с перспективой обучении я в специальных музыкальных колледжах – успешно реализовались. За аттестационный период наиболее сильные учащиеся с отличием сдали вступительные экзамены и поступили в музыкальные колледжи Рудного, Магнитогорска, Алматы и в Академию искусств города Астаны и Челябинска.
Надеюсь, что мои уроки способствуют развитию музыкальной, творческой индивидуальности, личности мыслящей, способной создавать и по достоинству ценить художественные образцы музыкального искусства, учит стремлению быть порядочным человеком в обществе, с высокой гражданской позицией и чувством патриотизма к Родине, родному языку и музыкальной культуре народов разных стран.
Некоторые особенности работы концертмейстера в детской музыкальной школе
Хасенова С.Г., концертмейстер ДМШ
Введение
Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде. Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические училища и вузы. Однако при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция.
В обширном поле деятельности пианиста-концертмейстера работа в детской музыкальной школе занимает почетное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую музыкальность. Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью.
Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера
Концертмейстер - «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им в на репетициях и в концертах». Понятие «концертмейстер» включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем - как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений.
Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст и сразу отличать существенное от менее важного.
Перечислим, какие же знания и навыки необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в музыкальной школе.
в первую очередь умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого, играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению;
владение навыками игры в ансамбле;
Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, участником второплановым. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности.
Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, но необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик.
Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера - это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту - главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.
Мобильность, и быстрота и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в случае, если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст (что часто бывает в детском исполнении), не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение ребёнка перед эстрадным выступлением. Лучшее средство для этого - сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу. Воля и самообладание - качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.
Функции концертмейстера, работающего в учебном заведении с солистами (с детским контингентом в особенности), носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются, главным образом, в разучивании с солистами нового учебного репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта.
Заключение
Для педагога по специальному классу - концертмейстер - правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста (инструменталиста) - концертмейстер - наперсник его творческих дел; он и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог.
Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер - оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.
Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха - аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.
Итог моей концертмейстерской работы.
Литература
1. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - М.: Музыка, 1961.
2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство - музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. - 2001. - №2.
Ұсыныстар:
1. Мектеп мұғалімдерінің озық тәжірибелерін қарастыру, қабылдау және енгізу.
2. Кәсіби құзіреттілігін арттыру бойынша оқытушылардың жұмысын жандандыру.
3. Кәсіби құзіреттілігін арттыру бойынша мұғалімдер жұмысының озық тәжірибесін көпшілікке тарату.
Рекомендации:
1. Изучать, апробировать и внедрять передовой опыт работы учителей школы.
2. Активизировать работу преподавателей по повышению профессиональной компетентности.
3. Распространять передовой опыт работы учителей по повышению профессиональной компетентности.