План лекции Тема 10. Средневековое искусство



Дата09.11.2016
өлшемі24,6 Kb.
#1318
түріЛекции
  • Теория и история зарубежного искусства
  • Для студентов специальности 020600 «Культурология»
  • кафедра культурологии ИСМД
  • Гильмулина Елена Анатольевна, доцент, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РБ
  • План лекции
  • Тема 10. Средневековое искусство
  • Условия формирования искусства эпохи Средневековья
  • Дороманское искусство
  • Романская культура
  • «Каролингское возрождение»
  • Готическое искусство
  • Требования к знаниям, умениям и навыкам
  • В результате студент должен:
  • - знать основные этапы истории развития
  • искусства Византии,
  • - уметь классифицировать и идентифицировать
  • принадлежность произведений к различным
  • видам и формам искусства,
  • - владеть навыками анализа произведений
  • искусства того времени.
  • Ключевые понятия
  • Архитектура
  • Базилика
  • Готика
  • Изобразительное искусство
  • Иконопись
  • Крестово-купольный тип храма
  • Купольная композиция
  • Мозаика
  • Стили в искусстве

Этапы истории искусства средневековой Европы

  • Дороманский (VI-X вв.)
  • Романский (XI-XII вв.)
  • Готический (XIII-XV вв.)

Условия формирования искусства эпохи Средневековья

  • Великое переселение народов – один из источников средневековой культуры.
  • Падение Западной Римской империи.
  • Духовные предпосылки для объединения римлян и варваров.
  • Интенсивная христианизация Европы в VI-VII вв.

Дороманское искусство

  • Для эстетики раннего средневековья характерно влияние Аврелия Августина (354-430).
  • Раннехристианское искусство.
  • Росписи римских катакомб.
  • Повсеместное строительство церквей.
  • Базилика – основа развития церковной архитектуры в Западной Европе.
  • Нововведение в архитектуре церковного здания.

Церковь Сант Аполлинаре

  • Учебный материал
  • Мозаика купола церкви Св. Аполлинария
  • Мозаика купола церкви Св. Аполлинария,
  • фрагмент, VI век, Равенна (Италия)

Искусство раннего Средневековья

  • Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов.
  • Таковы гробница Теодориха в Равенне (526-530), церковные здания эпохи Каролингов - придворная капелла Карла Великого в Аахене (795-805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в.).

Романский стиль

  • (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре.
  • Термин «романский стиль» появился в XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI—XII вв. с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов).
  • В целом термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление.

Аббатство Мария Лаах. Германия

Романское искусство

  • Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. Главной заботой были крепость и солидность здания.
  • Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным.
  • Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
  • Рисунок
  • Учебный материал
  • Архитектура романского стиля
  • Замок Сюлли, строители неизвестны XIIв., Франция
  • Замок Дадли, строители неизвестны IX-Xвв., Англия

Романское искусство

  • Опыт строительства замков был перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и города-крепости.
  • Значение их возросло в жизни Европы 11—13 веков. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т.д.
  • Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв.), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др.

Изобразительное искусство

  • Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешенность от всего земного.
  • Дух безоговорочно подавлял здесь телесность.
  • В эпоху романского искусства развивались и разнообразные виды живописи: миниатюра, монументальная живопись; начинал развиваться витраж.
  • В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра — книга не мыслилась без иллюстраций. Получила развитие и монументальная живопись, которая почти не сохранилась.
  • Она носила главным образом назидательный характер и была теснейшим образом связана с зодчеством: играла важную роль в организации интерьера собора.
  • Библейские сюжеты основа романской монументальной живописи.

Рельеф из церкви Сен Серен

  • В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе ("Христос во славе", "страшный суд").

Историческая характеристика стиля готика

  • Готика – высшая ступень средневекового искусства и первый в истории общеевропейский художественный стиль
  • Родина готического стиля – Франция, его основа – церковное зодчество.
  • Из Франции готика распространяется на соседние страны; еще в XII в. она появляется в Англии, а в следующем столетии в Германии, Италии и Испании.
  • Это название было предложено в XV в. итальянскими теоретиками искусства, выразившими таким образом свое отношение к казавшейся им варварской архитектуре Западной и Средней Европы.

Периоды готического искусства

  • Готика возникла в процессе развития романской архитектуры, в противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, барокко и классицизма.
  • В первый период (XIII в.), называемый раннеготическим, стиль этот отличается тяжеловатостью форм и напоминает романский.
  • Во второй период (XIV в.) готические сооружения отмечены удивительным благородством и красотою; как всему зданию, так и его частям придаются легкие, тянущиеся в высоту формы, как бы символизируя тем стремление человеческого духа к Богу.
  • Стиль этого периода называется лучистым (rayonnant) или декорированным (decore).

Периоды готического искусства

  • В XV в. и первой половине XVI в., готический стиль, мало-помалу, приходит в упадок, делается вычурным и изысканным.
  • Третий период называют цветистым (fleuri), вследствие избытка в нем украшений, или пламенеющим (flamboyant), от появившегося в нем своеобразного декоративного мотива, напоминающего собою пламя свечи или рыбий пузырь (Fischblasenstil).
  • Во многом готический собор сохранял традиции романского. Это естественно: готика не изменила назначения собора, который по-прежнему остался местом богослужений. Но готика была связана с новой конструкционной системой - каменным каркасом, т.е. взаимосвязанными каменными стержнями.

Характерные черты стиля готика

Готическая конструкция

Собор Парижской Богоматери XII - нач. XIV века.

Собор Нотр-Дам в Париже, зодчие Жак из Шеля, Пьер из Монтрейля, Пьер из Шеля, Рави Жан, 1163 - нач.XIV века

  • В готических соборах светло, потому что окна занимают большую часть площади стен.
  • Свет проникает в соборы через витражи и является символом Божественного света.

Собор в Кельне 1248-1322гг.

Реймский собор

Изобразительное искусство

  • Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора.
  • Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.
  • Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период.
  • В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. Создавая импульсивную светотеневую игру, она оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге

Готическое направление в живописи

  • Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре.
  • В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 г., в Германии - в 1220-х гг., а в Италии позднее всего - около 1300 г.
  • Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее - наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы.
  • В витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.
  • Сцена из цикла «Апостолы»

Алтарь собора Нотр Дам де Бон Секюр, Монреаль

Тюдоровский дворец

  • Тюдоровский дворец на Темзе, Лондон. Королевская капелла – одно из немногих помещений дворца. Особый интерес представляют богато декорированная алтарная стена и позднеготический сетчатый свод с обильной позолотой по ребрам свода и пышными рельефными украшениями.
  • Вопросы для самопроверки
  • Назовите основные направления развития дороманского искусства
  • Расскажите о монастырском зодчестве и основных школах книжной миниатюры «каролингского возрождения»
  • Каковы отличительные особенности романского стиля?
  • Расскажите о сюжетах скульптурного декора романского храма
  • Назовите примеры наиболее значительных архитектурных сооружений романского стиля в странах Западной Европы
  • Назовите особенности архитектуры и скульптурного убранства готических соборов
  • Рекомендуемая литература
  • 1. Власов В. Г.Новый энциклопедический словарь изобразительного
  • искусства: в 10 т. - СПб. : Азбука-классика, 2007. - 912 с.
  • 2. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство:
  • Учебник для вузов - М. : Высш. шк., 2007. - 368с.
  • 3. История изобразительного искусства : пер. с фр. / Под ред. К.
  • Фронтизи. - М. : БММ АО, 2005. - 516 с.
  • 4. Классическое искусство от Древности до XX века: Сборник статей
  • Отдела классического искусства Запада. / сост. Н. В. Проскурина,
  • Отв. ред. М. И. Свидерская ; РАН, Гос. ин-т искусствознания. - М. :
  • КомКнига, 2007. - 424 с.
  • 5. Ротенберг Е. И. Искусство романской эпохи: Система
  • художественных видов - Федерал. агентство по культуре и
  • кинематографии, Гос. ин-т искусствознания. - М. : Индрик, 2007. –
  • 256 с.
  • Использование материалов презентации
  • Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
  • Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.


Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет