1
ПОЧЕМУ МУСУЛЬМАНЕ СТАЛИ ОТСТАВАТЬ
В СВЕТСКИХ НАУКАХ?
Автор: Абу Саид аль-Гидатли
ВВЕДЕНИЕ
Возможно, это один из тех вопросов, на которые мусульмане не могут найти
чёткого ответа. Этот вопрос особенно волнует мусульман в век научной
революции. Видя всё большее продвижение немусульманских стран в науке и
технологиях – причём стоит отметить, что продвигаются не только страны
Запада, но и Азии – мусульмане на этом фоне всё больше осознают, насколько
сильно их отставание.
Чтобы наглядно понять масштабы отставания в научно-техническом прогрессе,
предлагаем взглянуть на следующую иллюстрацию. В ней представлены данные
о том, сколько тратят страны в мире на НИОКР (научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы).
2
Данные на 16 июля 2018 г.
1
Цифры действительно ужасают. Шесть ведущих исламских стран (Турция,
Египет, КСА,
Пакистан, Индонезия, Иран), каждая из которых временами
позиционирует себя как стержневое государство исламской цивилизации, в
совокупности тратят на НИОКР почти в два раза меньше (42,7 миллиардов
долларов), чем одна Южная Корея (73,2 миллиарда долларов).
С другой стороны, если поближе присмотреться к исламскому обществу, то
ситуация ещё более удручающая. В то время как немусульмане уже давно
исследуют геологию и климат Марса с помощью очередного марсохода,
мусульмане всё ещё ведут нескончаемые
баталии касательно того, плоская
Земля или шарообразная. При этом баталии ведутся не только среди простых
мусульман, но и всерьёз обсуждаются современными мусульманскими
учёными-богословами.
Так в чём причина такой отсталости мусульман? Почему в 8–14 веках
исламское общество стояло в авангарде научного прогресса, а сейчас плетётся
где-то в хвосте? Ведь всем известно, что в своё время исламский восток был
центром мировой науки, куда со всего мира
съезжались
жаждущие получить
знания.
К большому удивлению, я не нашёл ни в русскоязычной, ни в арабоязычной
литературе какого-либо серьёзного исследования на эту тему. Большинство
мусульманских исследователей, хоть в какой-то мере затрагивающих эту тему,
обычно задаются вопросом:
«Кто виноват?»
, в то время как куда правильней
было бы задаться вопросом:
«Что мы делаем не так?»
. Стремление мусульман
найти «козла отпущения» в этой проблеме породило в исламской среде
множество версий. При этом причины отсталости мусульман, по мнению
многих мусульман, можно разделить на две группы:
1. внутренние причины. Здесь мусульмане расходятся во мнениях,
каждая
группа или течение обвиняет в отсталости своих оппонентов: ваххабиты, как
обычно, винят в отсталости мусульман их поклонение могилам,
распространение ширка и нововведений; суфии часто возлагают вину на
распространение в исламском обществе лжесуфиев, а также на ваххабитов;
традиционалисты причиной отсталости мусульман называют отказ от строгого
следования мазхабам, а безмазхабники, наоборот, причиной регресса называют
закостенелость традиционалистов в мазхабах и отказ от обновления в фикхе;
2. внешние причины. Большинство мусульман в
этом вопросе имеют
незначительные расхождения во мнениях. Внешние причины, по их мнению,
это: крестовые походы, нашествия монголо-татар, колонизация исламских
1
https://howmuch.net/articles/research-development-spending-by-country
Также эти данные представлены на сайте ЮНЕСКО:
http://uis.unesco.org/apps/visualisations/research-and-development-spending/
3
земель Западом, заговоры евреев, христиан, тамплиеров, масонов, иллюминатов
и прочих.
Можно добавить к первой группе ещё одну причину, с которой согласны все
мусульмане – это отход мусульман от твёрдого следования Корану и Сунне.
Утверждается, что если мусульмане будут твёрдо следовать пути Шариата, то
Аллах
дарует им прогресс, власть и победу. С этим, конечно же, нельзя не
согласиться, однако многие мусульмане весьма странно понимают решение
этой проблемы. Утверждается, что мусульмане должны как можно больше
времени уделять изучению шариатских наук, пребыванию в мечетях и т. д. При
этом не объясняется, каким образом в исламском обществе появятся физики,
химики, биологи и астрономы, если все
они будут заняты изучением
шариатских наук.
Что касается этих причин, то они слабо выдерживают критику. Распространение
нововведений в исламском обществе вряд ли можно назвать причиной
отсталости мусульман в светских науках. Ведь на пике развития исламской
цивилизации в ней было гораздо больше различных течений ахлюль-бид‘а,
нежели сейчас. Причём изощрённая ересь этих течений намного превосходила
ересь нынешних течений. Более того, во время расцвета исламской цивилизации
многие халифы и правители были последователями нововведений. Главный
покровитель науки того времени Абдуллах аль-Мамун (813–833 гг.) был
мутазилитом и активно поддерживал сторонников мутазилизма. А многие
учёные, внёсшие весомый вклад в науку, также были последователями ахлюль-
бид‘а или вовсе вероотступниками.
Крестовые походы,
нашествие монголо-татар, колонизацию Западом также
нельзя назвать причинами регресса науки среди мусульман.
Во-первых, наука в исламском обществе развивалась и после нашествия
монголо-татар и походов крестоносцев.
Во-вторых, в периоды Возрождения и Просвещения в Европе также шли
нескончаемые войны, случались эпидемии и бедствия, повлёкшие не меньше
пагубных последствий, но там это не стало помехой развитию наук.
В-третьих, колонизации подвергались разные регионы, не только исламские, но
уже прошло какое-то время с тех пор, как колонизация прекратилась. В
некоторых регионах, например, в странах Азии произошёл значительный скачок
в развитии. Наука, экономика, промышленность в этих странах уже ничем не
уступает странам, колонизировавшим их. А
в мусульманских странах, в
частности, на Ближнем Востоке, ситуация остаётся плачевной. Экономический
прогресс в таких на первый взгляд успешных странах, как Катар, Кувейт, ОАЭ,
связан с привлечением западных специалистов и обилием полезных
ископаемых, а не с тем, что население этих стран прогрессировало в науке.