Программа курса история западноевропейской философии часть первая. Античность. Средние века. Москва, 2000 г



Дата27.02.2020
өлшемі141 Kb.
#57484
түріПрограмма курса
РОССИЙСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА


С.С.Пименов, А.В.Ситников

ПРОГРАММА КУРСА


ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ


Часть первая.

Античность. Средние века.

МОСКВА, 2000 г.

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом

Российского православного университета св. Иоанна Богослова

Рецензенты:



Семушкин А.В., профессор, доктор философских наук, профессор кафедры истории философии РУДН
Пименов С.С., Ситников А.В. Программа курса «История западноевропейской философии. Часть первая. Античность. Средние века».

Программа курса «История западноевропейской философии. Часть первая. Античность. Средние века» включает основные понятия, течения и персоналии античной и средневековой философии, представлены важнейшие этапы истории философской мысли этого периода. Программа содержит вопросы и рефераты для студентов, которые могут быть и темами докладов. Литература, рекомендованная в рамках данной программы, ориентирует студентов на знакомство с классическими работами, научными исследованиями и учебными пособиями по изучаемому курсу.



ПРОГРАММА КУРСА
Название темы


ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 1

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 4

ТЕМА 1. Истоки философии. Мифология и религия греков 4

ТЕМА 2. Ранняя ионийская "фисиология" 4

ТЕМА 3. Элейская школа. Проблема бытия. Демокрит 5

ТЕМА 4. Софисты: человек есть мера всех вещей. Сократ. 5

ТЕМА 5. Платон 6

ТЕМА 6. Аристотель 7

ТЕМА 7. Философия эпохи эллинизма 7

ТЕМА 8. Философия стоиков. Позднеантичный идеал мудреца 8

ТЕМА 9. Философия в эпоху Римской империи 8

ТЕМА 10. Путь к неоплатонизму. Плотин. Поздний неоплатонизм. 9

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 10

ТЕМА 11. Формирование христианской философской мысли 10

ТЕМА 12. Философия бл. Августина 11

ТЕМА 13. Начало схоластики 11

ТЕМА 14. Средневековая философия ХI-ХII веков. Спор о природе универсалий 12

ТЕМА 15. Расцвет схоластики. Фома Аквинский 12

ТЕМА 16. Концептуализм Дунса Скота и номинализм Оккама 13

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: 13

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ: 14



Цели и задачи курса и рекомендации по методике обучения

Настоящая программа разработана для студентов Российского православного университета св. Иоанна Богослова с целью дать им углубленное знание истории философии. Содержание данного курса составляет история мировой философской мысли античности и средних веков во всем многообразии её основных направлений и школ. Учитывая специфику Православного университета, большое внимание уделяется взаимоотношению философии и религии, отношению к религии тех или иных мыслителей, а также тому, как они решали ключевые для мировоззрения проблемы соотношения мира и Бога, назначения и смысла бытия человека и мироздания. Студентам Православного университета необходимо освоить все богатство философской проблематики и быть свободными от того понимания истории философии, которая содержится в учебных пособиях советского времени. Поэтому большое внимание должно уделяться работе с первоисточниками философской мысли. Учебная работа студента при изучении каждой темы должна обязательно включать прочтение основных философских текстов (указанных в программе), их конспект и написание рефератов. Это позволяет студентам лучше овладевать первоисточниками и выработать навыки самостоятельной работы с текстами.


Рекомендуемые учебные пособия:

  1. Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

  2. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1998.

  3. Виндельбанд В.. История древней философии. К., 1995.

  4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в западноевропейской философии. М., 1986.

  5. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М.: Институт философии, 1998.

  6. История философии: Запад-Россия-Восток. Т. 1. М.: ГЛК, 1995

  7. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

  8. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

  9. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Кн. 1. СПб., 1994

  10. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М.,1997.

  11. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996.

  12. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ТЕМА 1. Истоки философии. Мифология и религия греков


Что такое философия? Религия, философия, наука - их соотношение. Предмет «история философии». Источники и исследования по курсу. Генезис греческой философии. Миф, особенности мифологической картины мира. Характеристика "Осевой эпохи" (К.Ясперс) – VII-VII вв. до РХ. Критская культура. Характерные черты греческой цивилизации. Города-полисы, агора. Самоуправление, состязательность, судебная деятельность. Дельфы, религиозная жизнь Греции. Боги гомеровских поэм. Элевсинские мистерии, Дионисийский культ, орфики. "Греческое чудо" и рождение теоретической деятельности. "Теогония" Гесиода и его попытка "систематизации" богов. Представление о происхождение космоса. Античная предфилософия и движение от Мифа к Логосу. Периодизация греческой философии. (досократики, софисты и Сократ, Платон и Аристотель, эллинистический период, поздний эллинизм). Модель: исхождение – пребывание – возвращение. Краткая характеристика периодов.
Первоисточники:

  1. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.

  2. Маковельский А. Досократики. Минск, 1999.

Литература:

  1. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1998.

  2. Гомперц Т. Греческие мыслители. Минск, 1999.

  3. Иванов В. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994

  4. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М.: Институт философии, 1998.

  5. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. В кн.: Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

  6. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Сочинения в 2-х томах. Т.1. М., 1990

  7. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М.,1997.

  8. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. М., 1991, с. 29-99.



ТЕМА 2. Ранняя ионийская "фисиология"


"Музы ионийские" и "музы италийские". Ионийская философия: Семь мудрецов, гномоны. Предфилософия. Отличие теоретической философии от предфилософии. "Фисиология" ранних греческих философов. Мир как живой организм. Фалес Милетский как первый греческий философ. Понятие первоначала. Проблема первоначала в античных мифах и у ранних греческих философов. Формирование субстанциального понимания основы мира. Анаксимандр. Понятие апейрон (беспредельное). Способ происхождения вещей из Первоначала. Представление о мировых циклах. Анаксимен. Учение о сгущении и разряжении. Италийская философия: Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейское общество и пифагорейский образ жизни. Пифагорейский союз как предтеча философских школ античности. Пифагорейская мистика чисел и таблица противоположностей. Происхождение телесного мира из арифметическо-геометрического. Космология. Учение о душе и о перевоплощении. Учение о числе и мировой гармонии. Чет и нечет, предел и беспредельное. Пифагореизм в последующие эпохи. Гераклит Эфесский. Образ жизни. Место Гераклита в философской традиции. Мировой Огонь (фр.51). Логос (фр.1 и 93). Логос как связь, явленность и смысл. Космос. Единство и борьба противоположностей (фр.28). Душа, ее характеристики и участь после смерти. Этика Гераклита (фр. 98).

Первоисточники:

  1. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.

Литература:

  1. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1998.

  2. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000, стр.15-49.

  3. Гомперц Т. Греческие мыслители. Минск, 1999.

  4. Жмудь А. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.

  5. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М.: Институт философии, 1998.

  6. Кессиди Ф. Х. Гераклит. М., 1982.

  7. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М.,1997.

  8. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996.



ТЕМА 3. Элейская школа. Проблема бытия. Демокрит


Элеаты о Бытии и путях его познания. Ксенофан Колофонский. Учение о едином божестве. Парменид Элейский. Поэма "О природе". Парменид: "путь истины" и "путь мнения". Способ логического доказательства истины и запрет противоречий. Учение о Сущем и Не-сущем. Тождество Сущего и мышления. Физика Парменида. Апории Зенона Элейского и опровержение небытия, движения и множественности. Эмпедокл Агригентский. Личность. Идея синтеза. Мировая Сфера. Мировые эпохи. Первое представление о движущей причине мира. Любовь и Вражда. Учение о четырех элементах, разделение на вещество и двигающую силу. Теория познания: подобное – подобным. Судьба души в мировом процессе. Этические представления Эмпедокла. Анаксагор Клазоменский - первый афинский мыслитель. Учение о всеобщей смеси, понятие "гомеомерии". Учение об Уме. Теория познания: подобное – различным. Комментарий фр. 12. Левкипп и Демокрит Абдерский. Атомы и пустота. Характеристика атома. Учение о познании. Космология Демокрита, представление о космических вихрях. Этика и представление о богах. Особенности атомистической трактовки души и духов.

Первоисточники:

  1. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.

Литература:

  1. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1998.

  2. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000, стр.49-91.

  3. Гомперц Т. Греческие мыслители. Минск, 1999.

  4. Доброхотов А. Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980.

  5. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М.: Институт философии, 1998.

  6. Лурье С. Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования. Л.,1970.

  7. Рожанский И. Д. Анаксагор. М.,1972.

  8. Семушкин А. В. Эмпедокл. М. 1994.

  9. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М.,1997.



ТЕМА 4. Софисты: человек есть мера всех вещей. Сократ.


Греческое просвещение. Софисты. Образ жизни. Риторика. Теория познания: "по установлению" и "по природе", скепсис. Отношение к богам. Протагор о человеке как "мере всех вещей". Горгиевы фигуры. Софисты и первый опыт субъективизма. Софистическая логика в качестве орудия выгоды и пользы. Сократ. Биография. Проблема Сократа. Сократ и софисты: сходства и различия. Платон, Ксенофонт и Аристофан как источники. Воспитательная тенденция в философии Сократа. Спор Сократа с софистами об объективности истины. Индивидуальное и надындивидуальное в сознании. Сократический метод, ирония, маевтика. Диалогичность. Оформление предмета и метода классической философии в учении Сократа. Вера в могущество знания. Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели. «Никто не ошибается добровольно». «Познай самого себя». Понятие добродетели и блага. Открытие новой области – области человеческого духа. Сократ и христианское Откровение.

Первоисточники:

  1. Платон. Апология Сократа. // Собрание сочинений в 4-х томах. Т.1- М., 1990 - 1994.

  2. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. - М., 1993.

  3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

Литература:

  1. Адо П. Что такое античная философия?. М., 1999.

  2. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1998.

  3. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000, стр.91-109.

  4. Гомперц Т. Греческие мыслители. Минск, 1999.

  5. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М.: Институт философии, 1998

  6. Йегер В. Пайдейа. ГЛК, М., 1997.

  7. Кессиди Ф. Х. Сократ. М.,1976.

  8. Марру А.И. История воспитания в античности (Греция). ГЛК, М., 1998, стр.75-93

  9. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М., 1997.



ТЕМА 5. Платон


Платон, его биография. Проблема хронологии диалогов. Теория познания: знание как припоминание. Критика чувственного восприятия, "Теэтет". Учение Платона о бытии. "Пещера" Платона ("Государство", кн. 7). Идея Блага. Учение об идеях как образцах для этого мира. "Парменид", проблема Единого – многого. Творение мира. "Тимей". Представление о демиурге. Время как подвижный образ вечности. Космология и учение о четырех элементах. Материя как "восприемница идей". Проблема зла и небытия. Учение о человеческой душе и мировой Душе. Душа и тело. Бессмертие и загробное воздаяние. Трехчастная структура человеческой души. "Федр", "Федон". Учение Платона об идеальном государстве ("Государство"). Классификация типов государств. Сословия в государстве. Цель человеческой жизни. Стремление к благу. Место Платона в европейской философии. Оценка Платона отцами Церкви. Сходства и различия платонизма и патристики.

Первоисточники:

  1. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1990 - 1994.

Литература:

  1. Адо П. Что такое античная философия? М., 1993.

  2. Асмус В. Ф. Платон. М., 1975.

  3. Васильева Т. В. Путь к Платону. М.,1999.

  4. Виндельбанд В. Платон. Киев, 1993.

  5. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000, стр.109-197.

  6. Доброхотов А.Л. Категория бытия в западноевропейской философии. М., 1986.

  7. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М.: Институт философии, 1998.

  8. Йегер Й.. Пайдейа. ГЛК, М., 1997.

  9. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М., 1993.

  10. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М., 1997.

ТЕМА 6. Аристотель


Жизненный путь и наследие. Проблема: Платон и Аристотель, критика и преемственность. "Третий человек". Предмета философии: "физика" и "метафизика". Деление философии. Учение о познании, знание и мнение. "Категории". Отношение логики и онтологии. Метод индукции и дедукции. Законы логики Аристотеля. Негативное отношение к античным диалектикам и запрет противоречия. Метафизика, или первая философия. Единичное и общее. Форма и материя (первая и последняя). Учение Аристотеля о четырёх видах причин. Движущее и движимое. Возможность и действительность. Понятие "энтелехия". Идеи в уме Бога как косвенное признание платонизма. Ум, мышление о мышлении, форма форм. Учение о сущности. Первая и вторая сущности. Сущность и определение через род и последнее видовое отличие. Физика, проблема движения. Его причина и виды. Необходимость Первого движущего. Космология. Место и роль первой материи в устройстве мира. Бог как перводвигатель. Основные принципы натурфилософии Аристотеля. Психология. Душа как внутренняя форма и причина тела. Части человеческой души. Этические сочинения Аристотеля. "Никомахова этика". Определение высшего блага. Счастье как деятельность души в полноте добродетелей. Классификация добродетелей, нравственные и интеллектуальные добродетели. Человек есть общественное животное наделенное разумом. Политическая теория Аристотеля. Судьба аристотелевского наследия. Платон и Аристотель в христианской мысли средних веков.

Первоисточники:

  1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М., 1975 - 1984.

Литература:

  1. Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

  2. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1998.

  3. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000, стр.197-287.

  4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в западноевропейской философии. М., 1986.

  5. Зубов В.П. Аристотель. М., 1963; М., 2000.

  6. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М.: Институт философии, 1998.

  7. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. М., 1975.

  8. Лосев А. Ф. Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М., 1993.

  9. Луканин Р.С. Органон Аристотеля. М., 1984.

  10. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М.,1997.

  11. Чанышев А. Н. Аристотель. М., 1987.



ТЕМА 7. Философия эпохи эллинизма


Своеобразие эпохи эллинизма. Периодизация философии эллинизма. Эллинистическая философия как учение и образ жизни. Фигура мудреца в эллинистической культуре. Основные философские школы, их формирование и тенденции развития. Сократические школы (мегарики, киники, киренаики, академия Платона) и начало эллинистической философии. Человек, истина и добродетель в сократических школах. Антисфен как родоначальник кинизма. Подчинение теории практике. Киники и номинализм европейской философии. Идеал автаркии и отказ от гражданского долга. Диоген Синопский. Эпикур. Деление философии. Каноника как логическая часть учения Эпикура. Критерий истины – ощущение. Предвосхищение и претерпевание. Физика: учение об атомах и пустоте, о движении и спонтанном отклонении атомов. Случайность. Атомизм Эпикура и его отличие от атомизма у Демокрита. Космология и представление о богах. Боги как совершенные существа. Этика. Освобождение от страха и страданий - назначение эпикурейской этики. Мудрец. Невозмутимость духа как этический идеал. Гедонизм и самодовление. Отношение к смерти и судьбе.

Первоисточники:

  1. Антология кинизма. М., 1996.

  2. Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х томах. М., 1975-1976.

  3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1998.

  4. Фрагменты ранних стоиков. Т. 1. Зенон и его ученики. М., 1998.

  5. Эпикур. Письма. Главные мысли // Лукреций. О природе вещей. М., 1983.

Литература:

  1. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1998.

  2. Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995.

  3. Нахов И.М. Киническая литература. М., 1981.

  4. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996.



ТЕМА 8. Философия стоиков. Позднеантичный идеал мудреца


Зенон Китийский - основатель стоицизма. Клеанф, Хрисипп, Панетий и Посидоний. Периодизация стоицизма. Определение и деление философии: логика, физика, этика. Единство учения. Логика. Чувственное восприятие как основа познания. Учение о критерии истинности. Схватывающее представление. Образование "общих представлений". Знак и "лектон". Физика стоиков. Понятия "пневма", "тонос" и сперматический логос. Огонь Гераклита и бог стоиков. Душа как напряженная огненная пневма. Пансоматизм. Первоосновы (начала, элементы) космоса. Космогенез и космология. Космология стоиков в качестве одной из форм пантеизма. Уровни организации живого. Разумная природа. Целесообразность причинно-следственных связей, мантика. Промысл. Теология. Стоическая этика. Стоический идеал мудреца. Жизнь в согласии с природой. Понятия добра, зла и безразличного. Этика стоицизма в качестве первой теодицеи. Четыре способа "оправдания" зла и страданий. Понятие судьбы и фатализм. Свобода как познанная необходимость. Апатия и атараксия. Путь разумного самоограничения страстей. Стоический идеал смирения. Стоическая этика и христианство. Аскетизм.

Первоисточники:

  1. Фрагменты ранних стоиков. Том 1. Зенон и его ученики. Перевод и комментарии А.А.Столярова. ГЛК, М., 1998. Том 2 часть 1. ГЛК, М. 1999.

  2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1998.

  3. Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М., 1995.

Литература:

  1. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М.,1995.

  2. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Сочинения. М., 1994. стр.80-102.

  3. Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995.

  4. Лосев А. Ф. Словарь античной философии. М.,1995.

  5. Степанова А.С. Философия Древней Стои. СПб., 1995.

  6. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М.,1997.

  7. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996.



ТЕМА 9. Философия в эпоху Римской империи


Культура Древнего Рима и ее отличие от греческой культуры. Античный скептицизм. Истоки античного скептицизма. Крайний скептицизм Пиррона. Счастье как воздержание от суждений и жизненная невозмутимость. Аркесилай, Карнеад. Тропы Энесидема в поддержку релятивизма. Философская деятельность Секста Эмпирика. Невозможность достоверного знания. Скептические тропы. Этические взгляды. "Примирение" философских споров античности в эклектицизме. Главные философские школы Древнего Рима: Академия, Ликей, Сад и Стоя. Цицерон. Лукреций. Трансформация эпикуреизма и стоицизма в римском обществе. Эпикурейство (удовольствие от излишеств) как вульгарная версия учения Эпикура. Стоицизм как антипод эпикурейства. Римские стоики. Различия между римским и греческим стоицизмом. Сенека. Сенека о греховности человека. Стремление к личному спасению. Эпиктет. Марк Аврелий. "К самому себе". Сохранение внутренней гармонии, порядка и покоя души, основанных на единении с божественным умом.

Первоисточники:

  1. Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. М., 1975.

  2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1998.

  3. Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М., 1995.

  4. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. М., 1914.

  5. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

  6. Эпиктет. Беседы. М., 1997.

Литература:

  1. Лосев А. Ф. Культурно-историческое значение античного скептицизма и деятельность Секста Эмпирика // Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Т.1. М., 1975.

  2. Лосев А.Ф. Эллинистическо-римская эстетика I-II вв. н.э. М., 1979.

  3. Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995.

  4. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996.

ТЕМА 10. Путь к неоплатонизму. Плотин. Поздний неоплатонизм.


Филон Александрийский. Сочинения Филона. Характерные черты мировоззрения. Аллегорический метод Филона, его черты. Учение о Боге и Его силах. Контуры апофатического и катафатического богословия у Филона. Филон о роли божественного Логоса в творении мира. Совечность Бога и мира. Психология. Учение о силах души. Пантеизм и фатализм. Предсуществование душ. Этика Филона. Полное подчинение воле Бога. Общая оценка учения, отличие от христианства. Влияние на христианскую философию. Неопифагореизм. Основные черты: математика, аскетика, катартика, мантика, статус учителя, толкование текстов. Герметизм и гностицизм, их характеристика и представители. Истоки и сущность гностицизма (дуализм, отвержение Ветхого Завета, магия, всевозможные “откровения” о тайнах небесного мира, сферах, посредствующих духах, ангелах-архонтах и т.п). Гностический путь спасения - познание (“гнозис”). Герметизм и гностицизм 2-го века и европейский оккультные учения. Критика гностицизма апологетами. Концептуальное оформление церковной доктрины и размежевание с гностицизмом. Средний платонизм. Нумений, Плутарх, Аммоний Саккас. Плотин. Учение о единстве бытия и сверхбытийном Благе. Иерархия бытия у Плотина. Понятие об эманации и ее отличие от учения о сотворении мира. Материя. Плотин о душе человека и Мировой душе. Антропология Плотина и ее отличие от христианского учения о человеке. Этика: роль очищения в возвращении души на свою сверхчувственную родину. Созерцание умопостигаемого мира. Мистика Плотина и ее отличия от христианского богопознания. Поздний неоплатонизм. Александрийская, Сирийская и Афинская школы неоплатонизма. Провал попытки воссоздания на основе неоплатонизма обновленного языческого культа. Неоплатонизм и христианское богословие.

Первоисточники:

  1. Учебники платоновской философии. М., 1995.

  2. Плутарх. Исида и Осирис. Киев, 1996.

  3. Плотин Сочинения. Плотин в русских переводах. СПб., 1995.

  4. Прокл. Первоосновы теологии. Гимны. М., 1991.

  5. Дамаский Диадох. О первых началах. СПб., 2000.

Литература:

  1. Адо П. Плотин или Простота взгляда. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991.

  2. Блонский П.П. Философия Плотина. М., 1918.

  3. Владиславлев М. И. Философия Плотина, основателя новоплатонической школы. СПб., 1868.

  4. Ганс Йонас. Гностицизм (Гностическая религия). СПб., 1998.

  5. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. М., 1992.

  6. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм. М., 1981.

  7. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Последние века. М., 1988.

  8. Поснов Гностицизм II века и победа христианства над ним. Киев, 1917.

  9. Сидоров А.И. Плотин и гностики // Вестник древней истории, 1979. - №1.

  10. Ситников А.В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. СПб., 2001

  11. Трубецкой С.н. Учение о Логосе в его истории. // Сочинения. М., 1994, стр.117-204


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

ТЕМА 11. Формирование христианской философской мысли


Периодизация средневековой философии: патристика, формирование схоластики, усвоение аристотелизма и зрелая схоластика, разложение схоластического метода. Особенности и основные проблемы средневековой христианской мысли. Латиноязычная и грекоязычная апологетика. Борьба апологетов против гностицизма. Отношение апологетов к философии (св. Ириней Лионский, св. Иустин Философ, Тертулиан и Климент Александрийский). Влияние стоицизма и платонизма на церковных писателей первых веков. Евсевий Кессарийский. Экзегетические методы античной философии и христианские школы экзегезы. Александрийская школа. Аллегорический метод и буквальный смысл Писания, деисторизирующие тенденции аллегоризма, задача экзегезы. Ориген: “дух”, “душа” и “тело” Писания как аллегорическое, нравственное и буквальное понимание. Антиохийская школа: бл. Феодорит Киррский, свт. Иоанн Златоуст. Типологическое толкование. Педагогическая система Климента. Уточнение им предмета и задач философии в качестве "служанки богословия". Вера как "истинный гносис". Ориген как философ. Вопрос о влиянии среднего платонизма. Учение о Боге, творении мира и человеке. Анафематствованные Церковью идеи Оригена. Великие каппадокийцы (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский).

Первоисточники:

  1. Ориген. О началах. Пер. Петрова. Новосибирск, 1993 (переиздание: Рига, 1936).

  2. Тертуллиан К.С.Ф. Избранные произведения. М., 1994.

  3. Климент Александрийский. Педагог. М., 1996.

  4. Иустин Философ. Творения. М., 1995.

  5. Ириней Лионский. Творения. М., 1996.

  6. Василий Великий

  7. Григорий Нисский. Об устроении человека.

Литература

  1. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. 2. М., 1994.

  2. Болотов В.В. Учение Оригена о Св. Троице. М., 1999.

  1. Бычков Эстетика отцов церкви. М., 1996.

  1. Владимирский Ф.С. Отношение космогонических и антропологических воззрений Немезия к патристической литературе и влияние его на последующих писателей. В кн.: Немезий Эмесский. О природе человека. М., 1998.

  2. Гастон Буасье. Собрание сочинений. Т.5. Падение язычества. СПб., 1998.

  3. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М. 1994

  4. Киприан (Керн), архимандрит. Патрология. Т.1. М., 1996.

  5. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., 1979.

  6. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс, 1992.

  7. Сидоров А.И. Курс патрологии: возникновение церковной письменности. М.,1996.



ТЕМА 12. Философия бл. Августина


Биография Августина, путь к христианству. "Исповедь". Августин и античная философия. Гармония веры и разума в трактовке Августина (Credo ut intelligam). Понятие веры у Августина. Познание истины. Учение о божественной иллюминации. "Я сомневаюсь, следовательно, существую". Триадология. Учение о Логосе, идеях и творении космоса. Зло как неполнота Добра. Субъективная форма времени как способ организации души. Человек как разумная душа, пользующаяся смертным телом. Учение о воскресении тела. Грехопадение человека. Споры вокруг изначальной предопределенности к греху и праведности в учении Августина. Божественное предопределение и свобода воли. Учение Августина о "двух Градах". Два вида любви: любовь к неизменному Благу и к конечным изменчивым благам.

Первоисточники:

  1. Августин Бл. Энхиридион или о вере, надежде и любви. М., 1996.

  2. Августин Аврелий. О граде Божием. В 4 т. М., 1995.

  3. Блаженный Августин О Троице // Богословские труды №29, М.1989.

  4. Аврелий Августин. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991.

Литература:

  1. Гастон Буасье. Собрание сочинений. Т.5. Падение язычества. СПб., 1998.

  2. История западноевропейской философии: Учебное пособие. - М: Институт философии, 1998.

  1. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. - М., 1997.

  1. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., 1979.

  2. Писарев Л. Учение бл. Августина о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894.

  3. Попов И.В. Личность и учение Бл. Августина. - Сергиев Посад. 1916.

ТЕМА 13. Начало схоластики


Начало схоластики: Боэций. Наследие Аристотеля и роль "учителя средневековья". Переводческие и комментаторские труды Боэция. Формировании логических основ схоластики. Схоластическая диалектика как искусство разделения на роды и виды. Тринитарная проблема и её решение Боэцием. Понятия "субстанция" и "акциденция". Проблема универсалий. Комментарий на "Isagoge" Порфирия. Роды и виды. Трактовка Боэцием универсалий. "Утешение философией". Кассиодор: Trivium и Quadrivium. Псевдо-Дионисий. Проблема датировки трактатов. Отрицательное и положительное богословие. Иерархия бытия. Проблема зла. Псевдо-Дионисий и поздний неоплатонизм. Иоанн Скот Эриугена. Трактат «О разделении природы». Учение о Боге и происхождении из Него всего. Учение о человеке и о возвращении в нем всего к Богу.

Первоисточники

  1. Памятники средневековой латинской литературы IV-VII веков. М., 1998.

  2. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб.: Глагол, 1994.

  3. Антология мировой философии. Т.1. Ч.2. М.,1969.

  4. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М.,1990.

  5. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994.

  6. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. СПб., 1997.

Литература

  1. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

  2. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М.: Институт философии, 1998.

  3. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998.



ТЕМА 14. Средневековая философия ХI-ХII веков. Спор о природе универсалий


Общая характеристика схоластического метода. Убежденность в возможности рационального знания о сущем. Тождество бытия и мышления в античной и средневековой философии. Платон и Аристотель о первоэлементах бытия. Антиреалистическая позиция Росцелина. Решение Росцеллином тринитарной проблемы. Ансельм Кентерберийский и позиция крайнего реализма в средневековой схоластике. Проблема веры и разума: "Верую, дабы уразуметь". Доказательства бытия Бога из степеней совершенства, "Монологион". "Прослогион", онтологическое доказательство бытия Бога. Мнение Ансельма об универсалиях. Вклад в развитие схоластического метода. Истина как "правильность", состоящая в соответствии всего истинного тому, чем оно должно быть согласно своей идее в Боге. Петра Абеляра. Вера и знание: нельзя верить в то, что не понято. Абеляр об универсалиях как общем в самих вещах. Концептуализм. Учение о Троице: Бог как всемогущество, премудрость и благость. Этика Абеляра. Школы XII столетия. Шартрская школа. Школа при Сен-Викторском аббатстве. Бонавентура. Мистический путь богопознания. Доктрина творения Бонавентуры.

Первоисточники

  1. Абеляр Петр. Тео-логические трактаты. М., 1995.

  2. Антология мировой философии. Т.1. Ч.2. М.,1969.

  3. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995.

  4. Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993.

Литература

  1. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

  2. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.

  3. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М: Институт философии, 1998.

  4. Неретина С.С. Концептуализм Абеляра. М., 1996.

  5. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998.



ТЕМА 15. Расцвет схоластики. Фома Аквинский


Философия ислама и ее значение для западноевропейской схоластики. Мусульманская теология - калам. Мутазилиты. Переводческая деятельность. Арабский перипатетизм. Ибн Сина (Авиценна). Метафизика Ибн Рушда (Аверроэса). Проблема отношения Бога и мира. Извечность творения мира. Проблема личного бессмертия в философии Аверроэса. Университеты XIII века. Переводческая деятельность. Распространение аристотелизма в Европе. Альберт Великий. Приспособлению Аристотеля к христианской доктрине. Фомы Аквинский. Жизнь и сочинения. Систематизация Фомой доказательств бытия Бога. Учение о Боге как акте бытия. Сущность и существование. Материя и форма. Фома Аквинский о творении Богом "первой материи". Иерархия форм бытия. Христианские коррективы в учении Аристотеля о душе. "Примирение" противоположных позиций в учении Фомы об универсалиях. Соотношение познавательных способностей людей, ангелов и Бога. Этика Аквината: цель жизни как обретение блаженства в познании Бога с помощью интеллекта. Судьбы томизма в европейской философии.

Первоисточники:

  1. Антология мировой философии. Т.1. Ч.2. М., 1969.

  2. Фома Аквинский. Теология и наука. Естественная теология. Метафизическая теория бытия и теория познания. / Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

  3. Хрестоматия по истории философии. Ч.1. М., 1994.

Литература:

  1. Жильсон Э. Томизм. Введение в философию св.Фомы Аквинского. М.- СПб., 2000.

  2. Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. - Долгопрудный, 1999.

  3. Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново // Символ № 33. Париж, 1995.

  4. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

  5. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.

  6. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М.: Институт философии, 1998.

  7. Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995.

  8. История философии: Запад - Россия - Восток. Книга первая. М., 1995.



ТЕМА 16. Концептуализм Дунса Скота и номинализм Оккама


Судьба томизма в позднем средневековье. Учение о "двойственности истины". Иоанн Дунс Скот, жизнь и сочинения. Отвержение божественной иллюминации, истины как аналитические высказывания. Роль чувственного опыта в познании. Предмет метафизики. Концептуализм: реально существуют только индивиды. "Чтойности" существую в качестве объекта Божественного интеллекта. "Чтойность" - объект абстрактного знания. "Этость" как индивидуализирующий признак. Противопоставление Скотом рационализму Фомы волюнтаризма. Тезис о свободе воли. Творение мира: только свободная воля Творца создает уникальное "это". Этика Скота: любовь к Богу как фундаментальное неизменное предписание. Зависимость морального закона от божественной воли. Номинализм ХIV-ХV вв. "Бритва Оккама" и победа в лице Оккама номинализма над реализмом. Номинализм и завершение схоластики. "Отмена" универсалий и метафизики.

Первоисточники:

  1. Антология мировой философии. Т.1. Ч.2. М., 1969.

  2. Хрестоматия по истории философии. Ч.1. М., 1994.

Литература:

  1. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

  2. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.

  3. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М.: Институт философии, 1998.

  4. Быховский Б. Э. Сигер Брабантский. М., 1979.

  5. Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995.

  6. История философии: Запад - Россия - Восток. Книга первая. М., 1995.



ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:


  1. Формирование предмета и метода философии в античности

  2. Античная философия о едином Боге.

  3. Мифологическое сознание и его специфика.

  4. Учение о Логосе в античной философии.

  5. Происхождение мироздания: от античности к средневековью.

  6. Философия Аристотеля и ее влияние на средневековую схоластику

  7. Место схоластической философии в духовной жизни Средневековья

  8. Святые отцы о греческой философии.

  9. Ориген как философ.

  10. Августин о природе человека и его предназначении.

  11. Учение Ансельма Кентерберийского об истине.

  12. Ансельм и Аквинат о бытии Бога.

  13. Этика Аристотеля в томизме.



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ:


  1. Истоки философии. Философия и мифология

  2. "Фисиология" ранних греческих философов

  3. Демокриту: обсуждение проблемы бытия

  4. Сократ и софисты: поворот к человеку

  5. Учение Платона об идеях

  6. Платон об идеальном государстве

  7. Платон о путях познания

  8. Учение Аристотеля как энциклопедия античной философии

  9. Учение Аристотеля о душе

  10. Логика и диалектика Аристотеля

  11. Эллинизм и разложение античной философской традиции

  12. Особенности античного стоицизма

  13. Древний Рим и формирование христианской философии. Путь от апологетов к патристике

  14. Учение Филона Александрийского

  15. Неоплатонизм и христианство

  16. Учение Аврелия Августина

  17. Учение Оригена о Св.Троице и творении мира.

  18. Доктрина Божественного просвещения бл. Августина.

  19. История и время в философии Августина.

  20. Значение Боэция в становлении средневековой философии.

  21. Учение о разделении природы Иоанна Скота Эриугены.

  22. Онтологическое доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского.

  23. Спор о природе универсалий: Росцелин, Гильем из Шампо, Абеляр.

  24. XIII век: исламская философия и усвоение аристотелизма, Альберт Великий.

  25. Фома Аквинат о бытии: сущность и существование, проблема универсалий.

  26. Доказательства бытия Бога у Фомы Аквината.

  27. Онтология и этика Дунса Скота.

  28. Уильям Оккам и конец схоластического метода.




Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет