Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №91» г.Перми
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК В СТРАНАХ ИСЛАМА
Федосеева Елена Николаевна
Учитель математики МАОУ СОШ №91
ПЕРМЬ 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИКИ В СТРАНАХ ИСЛАМА 3
2.1. АЛ-ХОРЕЗМИ И РОЖДЕНИЕ «АЛ-ДЖАБР» 4
2.2. ПОСЛЕДОВАТЕЛИ АЛ-ХОРЕЗМИ 6
РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В СТРАНАХ ИСЛАМА 7
БАГДАТСКИЙ «ДОМ МУДРОСТИ» 7
ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЫЧАЕВ НА РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ 8
ЗВЕЗДЫ И АСТРОЛЯБИИ 9
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
5. ЛИТЕРАТУРА 11
ВВЕДЕНИЕ
Развитие арабской математики началось в VII в. нашей эры, как раз в эпоху возникновения религии ислама. Она выросла из многочисленных задач, поставленных торговлей, архитектурой, астрономией, географией, оптикой, и глубоко сочетала в себе стремление решить эти практические задачи и напряженную теоретическую работу. В средние века астрономия, находившаяся в застое в Европе, переживала расцвет в странах ислама. Астрономы эпохи Возрождения учились по сочинениям исламских ученых, которые в свою очередь сохранили и развили достижения древних греков.
Историки науки, прослеживающие развитие астрономии с античности до Возрождения, иногда называют период с VIII по XIV в. "исламским". В эту эпоху наиболее быстрый подъем астрономии был отмечен на Среднем Востоке, в Северной Африке и в мавританской Испании. В то время, когда Европа была погружена во тьму средних веков, светильник древней науки перешел в страны ислама. Ученые этих стран "поддерживали в нем огонь", и от них он попал в Европу эпохи Возрождения.
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИКИ В СТРАНАХ ИСЛАМА
В развитии арабской математики можно различить два периода: прежде всего усвоение в VII и VIII вв. греческого и восточного наследия. Багдад был первым крупным научным центром в правления ал-Мансура (754-775) и Гарун ал-Рашида (786-809). Там было большое количество библиотек, и изготовлялось много копий научных трудов. Переводились труды античной Греции (Евклид, Архимед, Аполлоний, Герон, Птолемей, Диофант), изучались также труды из Индии, Персии и Месопотамии.
Но к IX в. сформировалась настоящая собственная математическая культура, и новые работы вышли за рамки, определенные эллинским математическим наследием.
Первым знаменитым ученым багдадской школы был Мухаммед ал-Хорезми, деятельность которого протекала в первой половине IX в. Он входил в группу математиков и астрономов, которые работали в Доме мудрости, своего рода академии, основанной в Багдаде в правление ал-Маммуна (813-833). Сохранились пять работ ал-Хорезми, частично переработанные, из которых два трактата об арифметике и алгебре оказали решающее воздействие на дальнейшее развитие математики.
Его трактат об арифметике известен только в латинском варианте XIII в., который, без сомнения, не является точным переводом. Его можно было бы озаглавить «Книга о сложении и вычитании на основе индийского исчисления». Это, во всяком случае, первая книга, в которой изложены десятичная система счисления и операции, выполняемые в этой системе, включая умножение и деление. В частности, там использовался маленький кружочек, выполнявший функции нуля. Ал-Хорезми объяснял, как произносить числа, используя понятия единицы, десятка, сотни, тысячи, тысячи тысяч…, которые он определил. Но форма использованных ал-Хорезми цифр неизвестна, возможно, это были арабские буквы или арабские цифры Востока.
. АЛ-ХОРЕЗМИ И РОЖДЕНИЕ «АЛ-ДЖАБР»
Самым значительным трудом ал-Хорезми можно считать «Краткую книгу об исчислении ал-джабр и ал-мукабала», которую можно рассматривать как сочинение по основам алгебры на арабском языке и которая оказала сильное влияние благодаря своим многочисленным латинским переводам на всю средневековую западную науку. Большая часть этой работы посвящена практическим задачам – насущным задачам повседневной жизни той эпохи, в частности задачам раздела наследства, связанным с очень сложными мусульманскими правами наследования. Трактата ал-Хорезми учит, как решать уравнения первой и второй степени с числовыми коэффициентами. Его алгебра целиком риторическая, он не использовал символов даже для чисел. Тем не менее, он различал три вида чисел: просто числа, которые он обозначал «дирхам» (по названию греческой денежной единицы драхмы); неизвестное, которое он называл «шай» (вещь) или «джизр», когда речь шла о корне уравнения; наконец, он использовал «маал», чтобы обозначить квадрат неизвестного.
Все уравнения приводились к шести каноническим типам, которые ал-Хорезми и его ученики записывали в формах, эквивалентных следующим:
1) ах²=bx ; 4) ax² + bx=c;
2) ax²=c ; 5) ax² + c=bx;
3) bx=c ; 6) bx + c=ax².
Все коэффициенты были положительные, и члены только складывались. Чтобы решать эти уравнения, были введены две основные операции:
операция «ал-джабр» (что означает «дополнение» или «восполнение»), которая состояла в избавлении от членов со знаком «минус» в одной части уравнения путем прибавления к обеим частям уравнения одинаковых членов;
операция «ал-мукабала» (что означает «противопоставление», «уравновешивание»), которая состояла в сокращении равных членов в обеих частях уравнения.
Словом ал-джабр вскоре стали называть все позднейшие книги арабов по этому предмету. Оно затем распространилось на всю теорию уравнений и пришло в Европу в XIV в. в виде слова «алгебра» для обозначения этой науки.
. ПОСЛЕДОВАТЕЛИ АЛ-ХОРЕЗМИ
Трактат ал-Хорезми явился отправным пунктом развития алгебры в странах ислама, а позднее и в средневековой Европе. Наряду с ним большую роль сыграла "Книга об алгебре и ал-мукабале" Абу-Камила, написанная в конце IX или начале Х в. Абу-Камил также ограничивается линейными и квадратными уравнениями. Но у него более развито алгебраическое исчисление, даны другие геометрические доказательства правил решения квадратных уравнений, основанные на предложениях II книги "Начал" Евклида, и приведено обширное собрание примеров. Примеры составляют главное богатство книги и требуют великолепного умения обращаться с иррациональностями, которые нередко входят в корни и даже в коэффициенты уравнений. У ал-Хорезми этого не было.
Во второй половине IX в. математики стран ислама включают в круг своих занятий кубические уравнения. Прежде всего, ал-Махани попытался решить задачу Архимеда о делении данного шара плоскостью на сегменты с данным отношением объемов. Он свел задачу к "равенству куба и числа квадратам", но потерпел неудачу в решении. Лишь примерно через сто лет ал-Хазини и несколько спустя Ибн ал-Хайсам строят корень уравнения как (говоря по-современному) координату точки пересечения двух конических сечений, т. е. при помощи того же приема, который использовал Архимед, а за ним Дионисодор и Диокл. По-видимому, в то время восточные математики не были знакомы с решениями в греческой литературе. Тщательный анализ задача Архимеда произвел современник Ибн ал-Хайсама ал-Кухи, построивший еще две аналогичные задачи. Основное значение в привлечении более пристального внимания к кубическим уравнениям имело сведение к ним задачи о построении правильного девятиугольника и трисекции угла, применявшейся при вычислении тригонометрических таблиц. Эти задачи мы встречаем, например, у ал-Бируни в первой половине XIв. и тогда же у Абу-л-Джуда. В порядок дня становится разработка общего учения об уравнениях третьей степени.
РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В СТРАНАХ ИСЛАМА
Развитию астрономии в странах ислама способствовали два обстоятельства. Одним из них была географическая близость к регионам, где древняя наука достигла своего расцвета, в сочетании с проявлением терпимости по отношению к ученым из других стран. В IX в. на арабский язык была переведена значительная часть научных сочинений древних греков, включая "Синтаксис" Птолемея - высшее достижение античной астрономии. Именно благодаря этим переводам греческие труды стали впоследствии известны в средневековой Европе. ("Синтаксис" Птолемея до сих пор известен в Европе под арабским названием "Альмагест", что означает "Величайший").
Другое обстоятельство было связано с мусульманскими обрядами, которые ставили перед математической астрономией ряд задач, касающихся в основном исчисления времени. Решая эти задачи, ученые стран ислама вышли далеко за рамки математических методов древних греков. Их достижения, особенно в тригонометрии, сыграли важную роль в становлении европейской астрономии в эпоху Возрождения.
БАГДАТСКИЙ «ДОМ МУДРОСТИ»
Наиболее деятельным покровителем наук был халиф аль-Мамун, который пришел к власти в 813 г. Аль-Мамун основал академию, получившую название "Дом Мудрости", и во главе ее поставили несторианина Хубайн ибн Исхак аль-Ибади с плеядой блестящих ученых - греков. Хубайн получил наибольшую известной из всех переводчиков греческих текстов. Он перевел на арабский Платона, Аристотеля и их комментаторов, а также труды трех основоположников греческой медицины: Гиппократа, Галена и Диоскорида.
В переводе трудов по астрономии и математике главную роль в академии играл язычник Сабит ибн Корра. До этого Сабит был менялой на рынке в городе Харране в северной части Месопотамии, считавшемся центром астрального культа. Он утверждал, что приверженцы этого культа первыми начали обрабатывать землю, возводить города, строить морские порты и развивать науку. В мусульманской столице к его взглядам отнеслись спокойно, и здесь он написал свыше 100 научных сочинений, включая комментарий к "Альмагесту".
В IX в в Багдаде работал еще один астроном - Ахмад аль-Фаргани. Его труд "Элементы астрономии" способствовал распространению наиболее простых, не математических понятий птолемеевой геоцентрической астрономии. "Элементы" существенно повлияли на развитие западной науки. Книга дважды переводилась на латынь в Толедо: В первой половине XII в Иоанном Севильским (Испанским) и в более полном виде спустя несколько десятилетий Герардо Кремонским.
ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЫЧАЕВ НА РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ
Основной толчок к развитию астрономии в странах ислама был связан с религиозными обрядами, которые ставили перед математической астрономией, и, в частности, перед сферической геометрией ряд разнообразных вопросов.
Одна задача была связана с тем, что мусульмане молятся, обратясь лицом к Мекке, и строят мечети, ориентируя их в этом же направлении, поэтому надо было научиться определять направление на священный город в любом западном месте. Вторая задача состояла в том, что бы по расположению небесных тел определять правильное время дневных молитв, совершаемых с восходом Солнца, в полдень, днем, с заходом Солнца и перед наступлением ночи.
Решение обеих задач связано с нахождением неизвестных сторон и углов треугольника на небесной сфере по известным сторонам и углам. Один из способов определять время дня, например, состоит в построении треугольника, вершины которого суть зенит, Северный полюс мира и Солнце. Наблюдатель должен знать высоту Солнца и полюса; первая может быть измерена, а вторая равна широте места, в котором находится наблюдатель. Время дня определяется углом между меридианом (дугой, проходящей через зенит и полюса мира) и солнечным часовым кругом (дугой, соединяющей Солнце и полюса мира).
ЗВЕЗДЫ И АСТРОЛЯБИИ
Название звезд - одно из наиболее заметных наследий арабской астрономии. Бетельгейзе, Ригель, Вега, Альдебаран, Фомальгаут - это примеры названий, которые либо имеют непосредственно арабское происхождение, либо являются арабскими транскрипциями греческих названий, данных Птолемеем. В "Альмагесте" Птолемей приводит список более 1000 звезд.
Одним из самых плодовитых мусульманских математиков, XII в. был Насир ад-Дин ат-Туси оставивший после себя 150 научных трудов и трактатов, ат-Туси построил большую обсерваторию в г. Марага (ныне находится в иранском Азербайджане на севера - западе Ирана).
У ат-Туси особенно сильное возражение вызвало понятие экванта. В своем сочинении "Тазкира" ("Памятка") он устранил это понятие, введя вместо него два дополнительных малых эпицикла для каждой планеты. С помощью этого остроумного нововведения, используя комбинацию равномерно вращающихся сфер, ат-Туси смог достичь желаемого результата: заставить планеты двигаться с переменной угловой скоростью.
Полностью концентрическая схема движения планет была построена Ибн аш-Шатиром, который работал в Дамаске около 1350 г. Ибн аш-Шатир использовал схему, близкую той, что создал ат-Туси, и при этом сумел исключить не только эквант, но и другие птолемеевы круги, вызывавшие возражения. Тем самым он расчистил путь к созданию схемы идеально расположенных и допустимых законами механики небесных сфер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Арабские математики добились решающих достижений и сделали ряд неоспоримых открытий в области разработки алгебраического исчисления, как абстрактного, так и практического, становления теории уравнений, алгоритмических методов на стыке алгебры и арифметики.
Неоспоримы заслуги и астрономов стран Ислама, особого внимания заслуживают труды Птолемея, работа Марагинской обсерватории, концентрическая схема движения планет Ибн аш-Шатира. Однако схема Ибн аш-Шатира, равно как и достижения астрономов из Мараги, осталась в средневековой Европе практически неизвестной. Существует лишь мнение, что труды Ибн аш-Шатира могли оказать влияние на работы Н. Коперника.
ЛИТЕРАТУРА
Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. М.:Просвещение, 1994.
Бобынин В.В. Математика древних народов. М., 1882.
Выгодский М.Я. Арифметика и алгебра в Древнем мире. М.: Наука, 1967.
Глейзер Г. И. История математики в школе. — М.: Просвещение, 1964.
Раик А.Е. Очерки по истории математики в древности. Саранск, Мордовское гос. изд-во, 1977.
Чистяков В.Д. Рассказы о математиках. Минск, 1966.
Достарыңызбен бөлісу: |