Выполнила студентка 1 курса специальности «Финансы» Бердешова З.Н. Проверила Мекебаева М. А. АЛМАТЫ 2023 К середине 18 века джунгары несколько раз вторгались в пределы Казахского ханства. В связи с тем, что территории Казахского ханства простирались от Алтая на востоке до реки Урал на западе, от реки Ишим на севере до современного Ташкента на юге, казахи столкнулись с трудностями при изгнании. . нападения на людей. В силу исторически сложившегося образа жизни применительно к территориальным, природным условиям казахи занимались в первую очередь скотоводством на всей огромной территории ханства. Разнородным казахам было трудно спешно мобилизоваться и воевать еще и потому, что сами казахи были народом миролюбивым, никогда не вторгались в соседние страны и территории, не имели никакой власти над землями соседей. Казахи в 1731 году в битве при Анракае обычными усилиями отбили джунгар, остановили их атаки и разбили их.
В середине 18 века звезда великого казахского полководца и государственного деятеля Абылай-хана, сумевшего уравновесить Российскую империю с династией Цин, не получила гражданства ни одной из стран. Также именно при Аблай-хане династия Цин, опасаясь чрезмерно агрессивного вторжения джунгар на свои северные территории, начала поход против джунгарского народа, полностью сокрушив его народ, джунгар (калмаки в Казахстане, калмыки) остаток на русском языке) Российская империя щедро предлагает ночлег и кров, она же просит Абылай-хана напасть на их путников и пропустить их через казахскую территорию.
Политическая идеология Кенесары сформировалась в четвертой четверти XIX века, когда Российская империя проникла вглубь гор Казахстана. Партизанским мятежом руководили активные представители казахской знати. Именно в этот момент восстания Кенесары стал его политическим лидером. Это было крупнейшее восстание против колониального гнета и крупнейшее восстание 19 века. Численность повстанцев достигала 20 тысяч человек, охвативших все три жуза. В эти годы Кенсари стал активно участвовать в движении, которым руководил его брат Саржан. Восстание явилось борьбой за независимость русского народа в первой половине XIX века и показало, как в основе противоречий казахского общества лежала царская политика.
В 1822 г. император Александр I издал указ о введении «Закона о сибирских киргизах» М. М. Сперанского, ликвидировавшего власть хана в жузах Казахстана. Губернские приказы также наделялись правом взимать ясак (услуги) с торговых караванов. Районирование по реформе 1822 г. привело к разрушению скотоводческого хозяйства и распаду межрасовых отношений. Приказы волостей Младшего жуза в целом нарушали кочевой образ жизни казахских этносов, что, в свою очередь, устраивало переселенцев.
Хан Кенесары (р. 1802) со второй половины 20-х гг. Вместе со своим отцом Касымом и братом Саржаном он яростно выступал против нового российского административного режима, установленного в 1824 году в Кокчетавской и Каркаралинской губерниях. После смерти брата, убитого в 1836 году в Ташкенте, Кенесары продолжил свои действия на территории Среднего жуза.
Кенесары является продолжателем дела своего деда Абылай-хана. В борьбе с Россией Кенесары сначала выступил как продолжатель политической линии своего отца Касыма и брата Саржана, убитых кокандским ханом. После убийства Саржана (1836 г.) и Касыма (1840 г.) союз с кокандцами стал для Кенесары невозможным. Он искал других союзников в лице бухарского хана, киргизов и т. д. В основе действий Кенесары против Российской империи лежало стремление удержать власть, остановить ее дальнейшее продвижение в пустыню, разрушить русские замки, построенные на казахской земле и прекратить новое строительство в окрестностях Иргиза, Тургая, Иртыша и др. Прежде чем продолжить дело отца, Кенесары пытался дипломатическим путем решить возникшие проблемы между Казахским ханством и Россией. Сохранилось несколько писем Кенесары русским властям - адресованных чиновникам царя Николая I, губернатору Оренбургского.
Восстание 1837—1847 гг., охватившее все три жуза, явилось крупнейшим восстанием против колониального гнета;
Восстание показало, как внутренние противоречия казахской жизни зависели от политики Российской империи, так как само казахское государство усиливало ее.
в его порядке от 50 до 70 колесниц, 10-12 таких аулов образовывали волость, 10-15 волостей образовывали округ с определенной территорией. Офицеры султанов, за которыми правительство сохраняло исполнительную власть, были особенно призваны обеспечить укрепление позиций правительства. Волостные султаны, приравненные к старшинам 12-го класса, имели главу аулов, а аульные старшины имели права, равные с сельскими старшинами. Важнейшие права стали изыматься из ведения суда биев.
Однако Л. Серебренников категорически не согласен с более ранними примерами и объяснениями известных историков.
На территории Среднего жуза зародилось феодальное движение во главе с Кенесары Касымовым. Будучи потомком ханов Аблай и Вали, он считал, что титул хана в Среднем Жузе должен принадлежать только ему. Еще в 1824 году отец Кенесары Касым и его старший брат Саржан, добиваясь восстановления ханской власти и присвоения Касымову ханского титула, начали совершать набеги на русские поселения и путников, в том числе и на казахстанский аул, который они не хотят им подчинять.
Почему была табуирована история восстания Кенесары Касымова в советское время?
Известно, что среди дореволюционных историков переворот Кенесары Касымова в основном рассматривался как досадная неудача и не предполагалось укрепление русского военно-политического влияния в Казахстане и Средней Азии, что давало завоевание Кокандского ханства затянувшимся на двадцать лет. Таким образом, не случайно в советской историографии тема восстания К. Касымова и других казахских восстаний относилась к царским репрессиям 20-х и 30-х годов. 20 век стал одним из самых популярных, поскольку был призван обосновать тему классовой борьбы как главной исторической движущей силы. В 1920–1930-е годы почти все мятежи рассматривались как независимость и антиколониализм, а колониальная политика царской России как следствие «торгового капитализма» подвергалась критике в духе идей М. Н. Покровского. Казахстанцы и другие народы Средней Азии считались жертвами классового гнета со стороны русских помещиков и капиталистов. А русских колонистов считали еще более варварами, чем англичан и французов. Безоговорочное несогласие русских эмигрантов должно было дать большевикам важную трубную ноту в их пропаганде среди народов Востока, все еще находящихся под игом иностранных держав. Эти люди рассматривались как важные деятели мировых перемен, а национальные группы — только как либеральные и классовые персонажи. Их национальная сторона осталась в тени.
В советской историографии бедняк Шаруа считался главной движущей силой казахского восстания. Они стремились удалить его феодальный и колониальный гнет, создание ханов, султанов и царской власти. Но султаны, бии и старшины, как говорят, преследовали только свои классовые интересы - упрочить положение в своих жузах, заставить ханов и султанов разделить с ними власть. Причины поражения восстаний, помимо стихийности всех крестьянских восстаний, обнаруживались в тесной связи родоплеменной верхушки с царским режимом, в неразвитости классовых отношений, в том, что султаны, бии и племенные вожди Русские, в отличие от масс, предпочли переговоры с русским режимом и уничтожили боевое оружие. Здесь следует отметить, что тезис о стихийности казахских восстаний следует подвергнуть сомнению. Как правило, представители пустынной знати с самого начала возглавляли восстания, преследуя определенные цели, в частности, создание самого казахского государства. Историки жаловались, что мятеж смог обеспечить только часть выпускных классов, и что бии и чиновники часто предавали мятежников, заключая союзы с царем.
Список литературы:
«История Казахстана» - Р. Кан.
«Летопись трёх тысячелетий» - Султанов Т.И.
«Казахстан во второй половине 19 века» - Тажыбаев Т.Т.