1. Влияние и наследие великого французского философа



бет1/3
Дата29.01.2020
өлшемі210 Kb.
#56726
түріРеферат
  1   2   3
Байланысты:
К.У.Р.С.О.В.А.Я 12.10.19 ред

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1. Влияние и наследие великого французского философа……………………..7

1.1 Представление международных отношений в эпоху Мабли………….…...7

1.2 Габриель Бонно де Мабли и его исторические взгляды...………………….8

1.3 Политические теории аббата Мабли……………………………………….13

2. Принципы международных отношений……………………………………..18

2.1 Система взглядов на международные отношения………………………...18

2.2 Происхождение переговоров………………………………………………..26

2.3 Принципы справедливости в международных отношениях……………...28

2.4 Значительная роль переговоров в отношениях между государствами…..31

2.5 Принципы союзничества международных государств……………………35

Заключение……………………………………………………………………….38

Библиографический список……………………………………………………..39


Введение
«Принципы переговоров» - пожалуй, одно из самых парадоксальных произведений в творчестве аббата Мабли. В нем философ словно выворачивает наизнанку веками складывавшиеся в Европе представления о том, как надлежит вести внешнюю политику, формулируя совершенно новые для своего времени принципы поведения, иной раз оказывающиеся теми, что действовали в древности. В отличии от многих других реформаторов- теоретиков, Мабли мог предложить государствам практические рекомендации для решения их насущных проблем, и нельзя не поразиться тому, сколь и сейчас актуальны эти принципы, впервые или заново открытые ученым.

Действительно, в наши дни первостепенный для Мабли принцип, что размер территории для государства не важен («Ведь не число городов и даже не число провинций составляет могущество государств»), а главную роль в его судьбе играет экономическое благополучие, уже мало кем оспаривается. К завоеваниям новых территорий сейчас могут призвать, пожалуй, только те, кто живет имперским прошлым страны и не желает трезво посмотреть на реалии сегодняшнего дня, однако нельзя сказать, что вторая часть принципа – надлежащим образом обустроить уже имеющиеся территории – как следует осознана властями предержащими.

Другой парадоксальный принцип Мабли: честность и справедливость приносят выгоду доминирующей державе. Только так эта держава может сохранить имеющихся союзников, приобрести новых и выступать арбитром в европейских делах. В дипломатии – инструменте внешней политики – без честности и справедливости уже не обойтись. Ложь и произвол приносят вред в первую очередь тому, кто идет на них. К сожалению, и этот принцип нынче нередко нарушается в международных отношениях1.

Приводить примеры парадоксов Мабли можно еще и еще: нельзя ссорится с малыми державами, не следует препятствовать абсолютно всем замыслам противника, ведь может статься, что, воплощая какие-то из них, он сам навредит себе больше, чем любой враг.

Принципы Мабли – логичные и бесспорные, они требуют размышлений, требуют от политиков ума более тонкого и изощренного, нежели такого, каким чаще всего обладают заурядные государственные мужи. Мабли специально подчеркивает, что его принципы, не имеющие ничего общего с назиданиями морально-этического характера, обращены не к лучшим чувствам в человеке, а к честолюбию, эгоистическому стремлению защитить свои интересы, добиться выгоды. Между тем инстинктивные человеческие, а точнее животные реакции, проще, а потому и оказываются нередко движущей силой внешней политики.

Естественно, сегодня государствами движут другие интересы, нежели во времена Мабли, и отношения между европейскими державами совсем не те, что прежде, однако, нельзя считать труд философа лишь ценным историческим памятником, свидетельством того, какого было политическое положение Европы в XVII и XVIII веке. Да, он дает точное представление об этом, но любой вдумчивый читатель без труда убедится и в другом: принципы внешней политики, сформулированные французским аббатом в 1757 году, применимы и поныне2.

Актуальность выбранной темы связана с тем, что в области политических теорий влияние Мабли было громадно и ещё недостаточно оценено. Как политический теоретик, Мабли занимает место между Монтескьё и Руссо, отличаясь от первого более радикальным либерализмом, от второго - недоверием к непосредственному народовластию, от обоих - большею склонностью перейти от теории к практике.

В данной курсовой работе выбрано произведение «Принципы переговоров», которое вышло отдельной книгой в 1757 году, а затем автор стал включать его в качестве введения в выпущенный им ранее, в 1748 году, и впоследствии неоднократно дополнявшийся сборник «Европейское публичное право, основанное на договорах».

Это последнее сочинение выросло из обзора договоров, составленного аббатом Мабли в его бытность секретарем министра иностранных дел. Оно представляет собой свод международных договоров, заключенных европейскими державами, начиная с Вестфальского мира 1648 года. Мабли тщательнейшим образом проанализировал и обстоятельно прокомментировал все договоры. Цель его состояла в том, чтобы проследить, как зарождаются в Европе противоречия и распри, понять, как можно добиться от государств соблюдения взятых ими обязательств3.

По свидетельству Гримма, книга «Принципы переговоров» надела немало шума при выходе, ибо содержала критическую оценку Версальского договора 1756 года заключенного Францией с Австрией в результате так называемой «дипломатической революции», случившейся накануне Семилетней войны в 1756-1763 годах. Это произведение находилось в библиотеках Бенджамина Франклина и Томаса Джефферсона; в одном из своих политических эссе его комментировал Александр Гамильтон.

Что касается России, данное сочинение было известно на французском языке и продавалась как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. Для своей библиотеки его приобрел Михаил Васильевич Ломоносов. Так же книга имеется в библиотеке Вольтера, купленной Екатериной II в 1779 году и размещённой неподалеку от ее кабинета в Зимнем дворце4.

Предметом данной работы являются принципы международных отношений с точки зрения Мабли.

Объектом являются труды Габриеля Бонно де Мабли и его мысли о принципах международных отношений.

Цель – изучить принципы международных отношений Габриеля Бонно де Мабли.

Исходя из вышеуказанной цели, были поставлены следующие задачи:



  1. Проанализировать в какой связи находятся идеи и представления о международных отношениях в его эпоху;

  2. Изучить исторические и политические взгляды Мабли связанные с отношениями между государствами;

  3. Рассмотреть работы Мабли связанные с принципами международных отношений.

Характеристика источниковой базы: Изучая принципы международных отношений Мабли, мы использовали работы Габриеля Бонно де Мабли «Принципы переговоров». Это книга, полная невероятных парадоксов, рассказывает о политических и дипломатических способах борьбы крупных держав за преобладание в Европе, а малых государств - за выживание. Кроме того, мы рассматривали работу философа «Об изучении истории. О том, как писать историю». В этой работе Мабли на исторических примерах объясняет, как нужно удерживать власть и привести свой народ к благоденствию.

Степень изученности: Главным образом мы опирались на труды тех, чьи представления основаны на данную проблему. Так, мы рассмотрели Волгин В.П. «Развитие общественной мысли во Франции» посвященное французской общественной мысли, статья Герье В.И. «Политические теории Аббата Мабли», посвящена выдающемуся политическому мыслителю французского Просвещения. Нельзя не упомянуть статьи Искюля С.Н. «Габриэль Бонно де Мабли и его исторические труды» и Хохлышевой О.О. «Парадоксы Мабли». Также, использованы статьи С.С. Сафронова «Исторические взгляды Мабли», посвященная историческим представлениям Мабли, и «Политические и социальные идеи Мабли», в которых прослеживается связь социальных идей с его политическими воззрениями.

1.Влияние и наследие великого французского философа

1.1 Представление международных отношений в эпоху Мабли

Дипломатия французского абсолютизма и вся его внешняя политика вызывали глубокое недовольство французской буржуазии еще задолго до 1789 года. Окрепшая буржуазия уже не нуждалась в опеке абсолютизма: она не желала более сносить преобладание дворянских и династических интересов во внешней и внутренней политике. Против представления о божественном происхождении королевской власти и самовластия абсолютных монархов радикальная философия буржуазного «просвещения» XVIII века выдвинула идею суверенитета нации.

Писатели, критиковавшие дипломатию французской монархии, с точки зрения интересов: Мабли, Фавье, Мирабо и других, негодовали на то, что общее бессилие французской монархии, стесненной финансовым и политическим кризисом, делало ее неспособной к решительной внешней политике и поддержанию престижа Франции.

Критика дипломатии абсолютных монархий XVIII века идеологами буржуазии. Критика всех учреждений феодализма и абсолютизма идеологами буржуазного «просвещения» XVIII века еще до революции 1789 г. распространилась и на дипломатию феодально-монархической Европы. Передовой буржуазии казалось недопустимым, что международные взаимоотношения абсолютных монархий рассматривались как отношения между монархами, а не между нациями. Буржуазия негодовала, видя, как дипломатия, подчиненная дворянско-династическим интересам, приводила к бесчисленным войнам из-за «наследств», часто лишь разорявшим ее, но зато укреплявшим абсолютизм. Умеренная часть буржуазии хотела изменить направление французской дипломатии, уничтожить «австрийскую систему», устранить преобладание дворянских и династических интересов во внешней политике и упрочить престиж Франции5.

Мабли был ярым врагом «австрийской системы». Он нападал на династические союзы и писал, что дипломатическое искусство абсолютных монархий руководится не «великими принципами», а «частными мотивами, мелкими интересами и капризами государей». «Устройство наших правительств мешает прогрессу науки о переговорах», - говорил Мабли, так как случай или интриги ставят людей у власти6.

1.2 Габриель Бонно де Мабли и его исторические взгляды

Век Просвещения был ознаменован появлением целого ряда выдающихся исторических трудов и историко-философских сочинений, оказавших влияние на умственную жизнь общества и давших сильнейший толчок всему последующему развитию исторической науки7. Среди выдающихся историков и политических мыслителей французского XVIII века одно из почетных мест принадлежит аббату де Мабли.

В 1740 году вышло первое сочинение Мабли "Параллели между римлянами и французами”. Публика встретила оба тома этого сочинения благожелательно, что ободрило молодого автора. Суровый критик, посвятивший разбору "Параллелей” в литературно-критическом журнале немало места, нашел, что книга написана с достоинством, а в некоторых местах с большим умом и «проблесками гения»; автор весьма умен, сведущ, «пишет он изрядно и есть все основания ожидать от него превосходных сочинений в историческом и может быть и в других жанрах». Критик «Меркюр де Франс» отметил: « Я не знаю, был ли когда-нибудь в Спарте и Афинах гражданин, более сведущий о своих интересах, нежели аббат де Мабли»8.

Мабли же резко стал осуждать свою книгу. Он говорил, что, когда перечитал свою книгу спокойно, стал понимать, что план, который казался для него весьма рассудительным, оказался совсем не разумным. Никакого порядка, никакой связи в мыслях, бесконечные повторы, одни лишь предметы, представляемые в ложном свете. В «Параллелях» Мабли рассуждает о преимуществах различных форм правления при параллельном сравнении различных эпох двух исторических народов. Мабли определенно одобрительно высказывался обо всем том, что влекло римлян к свободе, с другой стороны - обо всем, что способствовало установлению во Франции абсолютизма. Когда прошло немало времени для Мабли оказалось понятно, что такие параллели – искусственное построение, хотя и позволяло вывести своего рода рекомендации к учреждению стабильной королевской власти.

В 1740 году «Параллели» имели большой успех, и выбор мадам де Тансэн созрел окончательно. Она предложила Мабли стать секретарем Пьере-Герэне де Тансэне, который с 1742 года был министром иностранных дел9. Одним из важных дел, которыми занимался Мабли в министерстве, было систематическое и упорядоченное изложение межгосударственных трактатов, заключенных со времени Вестфальского мира и явившихся основой международных отношений в Европе в середине XVIII века. Также, Мабли исполнял ряд практических функций, связанных с дипломатией. В частности, именно он готовил проект трактата, который Франция хотела заключить с Пруссией в противовес Австрии и Англии, и вел в 1743 году переговоры в Париже с представителями Фридриха II. К этим переговорам оказался причастен и Вольтер, который, ввиду его близкого знакомства с прусским королем, был послан в Берлин, чтобы склонить Пруссию к трактату с Францией. Есть основания говорить о том, что именно Мабли способствовал успеху военных операций, которые предпринимал Людовик XV во главе войск в 1744 году. Мабли утверждал, что следовало бы направить все силы французских армий в Нидерланды. Это мнение имело мало веса, но Фридрих II высказал ту же идею, и мнение секретаря министерства возобладало. Достигнутый успех подтвердил правоту Мабли. В 1746 году аббат де Мабли составил инструкцию для французских послов, которые участвовали затем в конгрессе в Бреде, где должны были быть выработаны условия европейского мира, если бы истинные интересы держав не уступили, как то не раз бывало, подспудному течению страстей на дипломатических переговорах10.

Используя полученные знания в министерстве, Мабли в 1748 году выпускает труд под названием «Публичное право Европы», где он обращает внимание на всю совокупность политических законов, поддерживающих гармонию межгосударственных отношений, Мабли как бы призывал тем самым государей к справедливости, умеренности, к вере в нерушимость данного слова и священные обязательства. Этот труд имел большой успех, стал целой эпохой в области международного права.

Мабли посвятил две работы древней истории – «Заметки по истории греков» и «Заметки по истории римлян». Как уравнителя, Мабли привлекало общественно устройство греков и римлян. Автор с любовью повествует о борьбе народов за демократическое устройство государств. В этих сочинениях Мабли выступил как политический мыслитель, который ищет в прошлом уроки для современной ему политики, также они утвердили за ним славу глубокого знатока древней и в первую очередь античной истории. Но подлинным триумфом Мабли - историка и политика - стала его следующая книга, в которой он, как и прежде, привлекал себе в помощь античные образы в стремлении придать больше убедительности проповедуемым идеям.

В 1763 году в Цюрихе появилась книга, которая, по выражению Левека, «всегда будет занимать достойное место среди сочинений, оказавших честь нашему веку». На титульном листе книги было написано: «Беседы Фокиона об отношении морали к политике; перевод с греческого Никоклеса с примечаниями»11.

В этой работе современникам под видом критики государственного строя и нравов Афин могла послышаться критика политического и социального строя феодально-абсолютистской Франции. В этом сочинении сильнее, чем в ранних исторических работах Мабли, раскрываются республиканские идеалы автора, которые вскоре, однако, примут иные, более рационалистические черты. «Беседы Фокиона» открыли для Мабли двери всех ученых обществ и академий, но он остался верен себе и продолжал довольствоваться скромной безызвестностью и независимостью. Более того, он прятался от постигшей его славы, свободно предаваясь трудам вдали от интриг, ссор и тягостного для него покровительства12.

Основы внутренней и внешней политики были раскрыты в работе «Принципы дипломатии». Мабли осуждал дипломатию Европы. Он считал, что правительства проводят политику взаимного грабежа.

Самой крупной исторической работой писателя является - «Заметки по истории Франции». При жизни выпустили только два тома, третий прям в канун революции в 1788 году.

Это было громадное исследование многочисленных архивных документов. Это были хартии, дипломы, договоры, законы. Главное достоинство работы заключалось в попытке обнаружить закономерность в развитии Франции. Главная цель автора заключалась в демонстрации бедствия французского народа на протяжении «нескольких веков варварства и нелепостей феодального правительства», когда «нация была неспособна понять свои истинные интересы». Во всей истории Франции Мабли видит только одну светлую сторону – правление Карла Великого, «политика которого должна служить урокам тем королям, которые царствуют над народами, и в настоящее, более просвещенное время»13.

Мабли считает, что под влиянием Карла Великого французы подчинялись законам, и сами становились законодателями. Но он изображен как верховный чиновник, только исполнявшим законы, принятые народным собранием.

«История Франции» стала настоящим обвинительным актом против французского абсолютизма. Автор прямо дал понять читателям, что пора снести феодально-абсолютистскую монархию, тиранию дворянства и духовенства и установить республику.

Большой интерес вызвали работы - «Об изучении истории» и «Как надо писать историю». В этой работе высказаны замечательные догадки теоретического характера, и важные требования к истории и историку.

Главной задачей является указать на события, которые ведут к изменению нравов, законов. Историку следуют показать процесс борьбы, преодоление препятствий, торжество талантов. Ведь тогда история заставляет размышлять читателей, и многому научит их14.

Таким образом, мы приходим к выводу, что Мабли оставил большой след в развитии исторических представлений. Значимым его вкладом является мысль о борьбе между богатыми и бедными, признание непримиримости противоречий в обществе, где существует частная собственность. Наряду с этим существенный вклад Мабли в развитие исторических представлений заключается в обосновании положения о непримиримости противоречий в обществе, в основе которого лежит частная собственность. Важным является понимание им того, что исторические события вызываются целым рядом причин, независимых от воли людей. Эти причины придают особый импульс развитию событий, находящихся в связи друг с другом, причем случайности порождаются причинами, проявляющимися порой не сразу, а лишь в процессе углубленного изучения исторических событий15. Мабли был стойким сторонником морали и равенства. Это сделало его имя одним из самых популярных в эпоху Революции, а его исторические сочинения - одними из самых почитаемых.
1.3 Политические теории аббата Мабли

Одна из самых интересных исторических проблем заключается в вопросе: почему Франция, быстро миновав конституционную монархию, от абсолютизма перешла к республике? Никто не станет сомневаться в том, что видную роль в этом деле играли политические теории ХVІІІ века, но до сих пор, влияние этих теорий недостаточно исследовано и не вполне правильно оценено. Справедливость этого замечания легко подтвердить, между прочим, указанием на судьбу политических сочинений аббата Мабли16.

Мабли думал лишь о современной действительности, и почти все его сочинения написаны с целью критиковать существовавший тогда порядок. С такою целью и приступил Мабли к разработке французской истории. Никогда, может быть, ученый труд и исследования археологического свойства не служили так наивно и беззастенчиво политической пропаганде, как в его «Наблюдениях над историей Франции». Прямая задача была доказать, что демократия является исконной и законной формой правления во Франции, что все дальнейшие изменения в политическом устройстве ее были только следствием насильственного захвата власти со стороны аристократии и княжеской власти.

Для того чтобы политический урок, извлекаемый исследователем из истории своего отечества, был еще яснее, Мабли прямо формулировал его и вложил его в уста самому величественному и популярному из древних властителей Франции. Прославляя Карла Великого, как завоевателя и администратора, как законодателя и цивилизатора, Мабли облек его, кроме того, легендарным блеском либерального государя, постигшего правду и пользу конституционной теории и потому добровольно отрекшегося от власти. Карл Великий рассуждает у Мабли, что правитель никогда не может положиться на донесения доверенных лиц; никогда не может быть уверен, что они его не обманывают; что они в своих советах руководятся не предрассудками и личными интересами. «Что, так как у граждан всех разрядов свои страсти и потребности, свои предрасположения и разноречивые интересы, то они только в общем народном собрании в состоянии правильно разобрать свои права, преимущества и взаимные притязания, сблизиться между собой и примириться ради общего блага». «Только одна нация, - восклицает, будто бы, император, - может знать, что ей полезно»17.

Обозревая судьбу народов древнего и нового мира, Мабли устремляет внимание своего ученика на многочисленных бедствиях, которые происходили оттого, что правители и исполнители законов, злоупотребляли своим положением и своею властью к ущербу, а иногда к полной гибели народа. Против этого существует только одно коренное лекарство, и Мабли обращается к своему царственному воспитаннику с увещанием решиться на него: «Отделите законодательную власть от исполнительной, и тогда эти власти не будут вредить, и ставить друг другу препятствия, а, напротив, станут оказывать друг другу взаимную помощь. Если вы хотите быть великим человеком, то забудьте, что вы - правитель».

Рассмотрим теперь, какого же рода определение власти заключал в себе политический идеал Мабли. - Исходным пунктом либерализма и конституционных теорий XVIII века во Франции служила известная теория о разделении власти, с тех пор, как Монтескьё, заимствовав ее у Локка, перенес ее на французскую почву. Однако эта теория разделения власти встретила сильный отпор не только у приверженцев старого порядка, но и со стороны поклонников демократического радикализма; ее, например, резко отверг, в «Общественном договоре», Руссо во имя абсолютного, или деспотического, народовластия. По его теории, как известно, верховная власть должна непосредственно принадлежать народной массе, или сумме избирателей; эта власть должна состоять в исключительном праве законодательствовать; она должна быть нераздельна, неотчуждаема, непогрешима; должна простираться безусловно на имущество, на жизнь и на религиозную совесть граждан. Правительство, по этой теории, какой бы ни был его состав - монархический, аристократический или демократический, - не что иное, как слепой исполнитель воли, высказанной народом, - это агент, который может быть во всякое время смещен и заменен по произволу большинства избирателей, представляющего общую волю.

Борясь за теорию разделения власти, Мабли, вполне усваивает себе конституционную теорию Монтескьё. По крайней мере, он прямо говорит о равновесии властей и защищает такое требование против нападок Мерсье де ла Ривьера.

Мабли считает, что уравновешивания властей принесла свои плоды в Риме, что она лежит в основе политической организации многих европейских государств. Особенно стоит обратить внимание на ее последствия в Англии. Благодаря этой системе, - говорит Мабли, - «там ни одно сословие не может получить преобладания над законом и подавить остальные; она сдерживает, до известной степени, страсти короля, вельмож, депутатов, и последствия ее были бы еще выгоднее для нации, если бы равновесие властей было основано на более мудром распределении их»18.

Что касается разделения власти, это не столько как гарантия против захватов и увлечений со стороны всех органов власти, сколько как средство стеснить исполнителей закона и удерживать их на пути законности. Поэтому, когда он говорит о необходимости согласия властей, подразумевается то, что власть принуждена точно исполнять постановления другой. «Как скоро вы допустите два законодательных авторитета в стране, вы создадите две враждебных партии в государстве, и магистраты, всегда виновные в глазах одной из этих партий, не будут в состоянии ни знать своих обязанностей, ни исполнять их, и будут считаться тиранами».



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет