5В010300-«Педагогика және психология»



бет1/4
Дата12.11.2019
өлшемі312,5 Kb.
#51608
  1   2   3   4
Байланысты:
Jarnama psihologiasy

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ


СЕМЕЙ ҚАЛАСЫНЫҢ ШӘКӘРІМ АТЫНДАҒЫ МЕМЛЕКЕТТІК УНИВЕРСИТЕТІ

3 деңгейлі СМЖ құжаты

ПОӘК

ПОӘК 042-38.01.13


«Жарнама психологиясы» пәні бойынша оқытушыға арналған пәннің жұмыс оқу бағдарламасы

Редакция № 2 02.09.13. орнына Редакция №


ПӘННІҢ ОҚУ ӘДІСТЕМЕЛІК КЕШЕНІ

«Жарнама психологиясы»


5В010300-«Педагогика және психология»

ОҚУ ӘДІСТЕМЕЛІК МАТЕРИАЛДАР

Семей 2013


Мазмұны

1 Глоссарий

2 Дәрістер

3 Практикалық және зертханалық сабақтар



4 Студенттің өздік жұмысы

Глоссарий.

Агенство рекламное – профессиональная организация, предоставляющая своим клиентам полный или ограниченный объем услуг по планированию и организации рекламы по поручению и за средства рекламодателя. А.Р. классифицируются по объему оказываемых услуг: универсальные и специализированные; по территориальному признаку: внутренние, региональные или международные.

Адресант (коммуникатор) – отправитель, посылатель информации.

^ Адресат (коммуникант) – получатель информации, реципиент.

Аксиальная-ретиальная коммуникация – аксиальный коммуникативный процесс, передача сообщения строго определенным получателям информации; ретиальный коммуникативный процесс – передача сообщений неопределенному множеству безличных принимающих систем.

Антропоморфизм (в рекламе) – метод представления товара, при котором ему придаются человеческие черты; часто используется в рекламе товаров для детей, а также рекламе пищевых продуктов. А. обычно используется в тех случаях, когда индивидуальные свойства товара выделены слабо и товар мало отличается от конкурирующих с ним.

Аттитюд – социально-психологическая установка, внутренняя готовность человека к каким-либо действиям (например, к покупке рекламируемого товара).

^ Аудитория рекламная – общее число лиц, которые могут принять рекламное сообщение, переданное с помощью СМК.

Брэнд – одно из ключевых понятий маркетинга и рекламы. Образ марки данного товара (услуги), выделяющей его в ряду конкурирующих. Товарный знак может стать брэндом при условии приобретения известности на рынке и доверия у покупателей.

Брендинг – область системы маркетинговых коммуникаций, занимающаяся разработкой фирменного стиля, его элементов, формированием уникального имиджа фирмы и ее товаров, отличного от конкурентов.

Внедрение – показатель, специалистом по рекламе Р. Ривсом для определения процента адресатов, которые запомнили конкретное рекламное сообщение.

Вовлечение – показатель, предложенный Р. Ривсом для обозначения количества потребителей, обративших внимание на данную рекламу. Определяется в процентах к общему числу адресатов.

^ Выборочная совокупность – исследуемая группа, представительная для возможности суждения об объекте в целом (см. «генеральная совокупность).

Генеральная совокупность – общее количество изучаемых объектов, которое определяется программой маркетингового или социологического исследования.

^ Демографические характеристики – необходимые показатели при подготовке рекламных программ, ориентированные на определенные рынки или их сегменты. Включающие в себя пол, возраст, семейное положение, уровень образования, профессию, социальное положение, степень доходов, владение имуществом. На основе таких характеристик составляются общие статистические данные об интересующих группах постоянных потребителей данного товара.

Коппирайтер – сочинитель текстов рекламы (текстовик). От копирайтера требуется не только создание рекламных текстов, слоганов, сценариев видеороликов и радиоспотов, но и генерирование креативных идей и сюжетов (креативных концепций).

^ Креативная концепция – один из основных моментов плана рекламной кампании, содержащей предложение по позиционированию товара, выбору брэнд-имиджа, разработка слоганов.

^ Личная продажа – устное личное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими покупателями. Является одновременно как формой маркетинговых коммуникаций, так и средством прямого сбыта.

Логотип - является одной из форм товарных знаков, поэтому на логотип распространяются требования соответствующей регистрации, после которой он подлежит правовой защите.

Марка – имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, идентифицирующие товары или услуги одного или нескольких производителей (продавцов) и отличающие их от товаров и услуг конкурентов.

Маркетинг – деятельность на рынке, стратегический процесс продвижения продукции с целью обеспечения потребителей необходимым количеством товаров и услуг. В системе маркетинга реклама приобретает наивысшую эффективность.

^ Маркетинговая коммуникация – стратегии, связанные с деятельностью на рынке, личная продажа, реклама, П.Р., стимулирование сбыта, сейлз промоушн (непосредственное стимулирование сбыта, продвижение товара на рынке).

Медиаисследования – исследования различных характеристик СМИ. Существуют следующие типы медиаисследований: медиамониторинг (отслеживание эффективности рекламы на различных каналах ее распространения), мониторинг аудитории (определение рейтингов печатных изданий и теле- радиопрограмм.

Насыщение – в рекламе – показатель необходимой степени распространения рекламного послания, при котором достигается запланированное воздействие на целевую аудиторию, конечной целью которого является покупка рекламируемого товара.

^ Ответная реакция – элемент рекламной коммуникации; набор откликов получателя, возникших в результате контактов с рекламным обращением.

Охват – число представителей целевой аудитории, вступивших в контакт с конкретным средством рекламы или сочетанием коммуникационных средств в течение определенного отрезка времени.

^ Паблик рилейшнз – ПР (public relations, PR) – система взаимосвязи фирм с общественностью, направленная на формирование и поддержание благопристойного образа фирмы, корпорации; на убеждение общественности в необходимости деятельности фирмы и ее благотворном влиянии на жизнь общества. Основное средство ПР – обеспечение полной информированности через СМИ, организацию социальных ритуалов, презентаций, перформансов, благотворительную деятельность.

^ Печатная рекламаодна из форм рекламы, использующая полиграфические средства. Печатные носители ПР: листовки, плакаты, буклеты, проспекты, каталоги и пр.

^ Подарок рекламный – средство сувенирной рекламы и сейлз промоушн. Раздается рекламодателем для привлечения внимания к товару, стимулирования сбыта, формирования благоприятного имиджа фирмы. Может быть рассчитан на массовую раздачу и на индивидуальное вручение (конкретным партнерам по определенному поводу).

Помехи (барьеры) – элемент рекламной коммуникации, появление в процессе коммуникации незапланированных вмешательств со стороны среды или искажений, в результате чего к получателю поступает обращение, отличное от посланного отправителем (коммуникатором).

^ Постер – наружная реклама, плакат, отпечатанный типографическим способом, предназначенный для вывешивания в общественных местах.

Прайм тайм – время, в которое теле- и радиопередачи собирают максимальную суммарную аудиторию. Это время является пик-таймом – наиболее удобным временем для размещения рекламы по радио и телевидению.

Презентация – средство ПР, заключающееся в представлении нового товара, начинающей работу фирмы и т.п.

Промоушн – продвижение продаж – комплекс различных мер стимулирования покупки товаров. П. включает в себя такие методы, как купонирование, продажи со скидками, лотереи, представление бесплатных образцов.

^ Прямой маркетинг – метод продажи, основанный на прямых контактах с покупателем. К ПМ относятся продажа по каталогу, телемагазин, личные (персональные) продажи и пр.

Психографии – описание психологических переменных (интересы, мнения, потребности, личностные черты), определяющих процесс принятия решения.

Реклама – одна из форм маркетинговых коммуникаций, оплаченная рекламодателем, распространяемая через СМИ с целью оказать воздействие на целевую аудиторию.

^ Реклама вводящая – один из этапов рекламной спирали, сопутствует первым фазам рекламного цикла рекламируемого товара. РВ характеризуется интенсивностью мероприятий, высокими расходами, ориентацией на информирование целевой аудитории.

^ Реклама напоминающая – реклама известной товарной марки (фирмы), уже успевшей завоевать признание и предпочтение у основной массы потенциальных потребителей. РН используется в основном на последних этапах жизненного цикла товара, является заключительной стадией рекламной спирали.

^ Реклама селективная – избирательно направлена на определенные группы потребителей (сегменты рынка).

Реклама утверждающая – реклама, осуществляемая на этапе роста и зрелости жизненного цикла товара. Второй этап рекламной спирали. Целью РУ является закрепление осведомленности и знаний у целевой аудитории, особенно у передовой ее части (ранние последователи и раннее большинство), стимулирование сбыта рекламируемого товара.

^ Рекламная идея – основная мысль, внушаемая целевой аудитории, содержание рекламного обращения. РИ основана на знании потребностей потенциального покупателя и особенностей рекламируемого товара.

^ Рекламная личность (рекламный герой) – вымышленный персонаж (человек, животное, фантастическое существо), используемое в рекламе какого-либо товара или услуги.

«Рекламная пирамида» – сочетание основных типов потребительской аудитории, и готовности приобретать рекламируемый товар в следующих стадиях: незнание, осведомленность, знание, благорасположение, предпочтение, покупка, повторная покупка. Задача функционирования системы маркетинговых коммуникаций фирмы – обеспечение подвижности потребительской аудитории по направлению к вершине пирамиды – к покупке.

^ Рекламная психология – раздел прикладной психологии, который занимается исследованием мотивации потребительского поведения человека. РП изучает процессы воздействия рекламного обращения на психику человека и определяет оптимальные пути воздействия на нее.

^ Рекламная спираль – последовательное применение вводящей, утверждающей и напоминающей рекламы, осуществляемых на соответствующих этапах жизненного цикла товара.

^ Рекламная стратегия – широкомасштабная долгосрочная программа, направленная на решение важнейшей рекламной цели. Разработка РС предполагает определение следующих элементов: целевой аудитории, концепции товара; СМИ, используемых для передачи рекламного обращения; разработку рекламного обращения.

^ Рекламный аргумент – довод, доказательство в пользу рекламируемого товара, содержащееся в рекламном обращении. РА основывается на мотиве рекламного обращения и подчеркивает потребительские свойства или достоинства товара (марки).

^ Рекламный контакт – контакт одного из представителей целевой аудитории рекламного обращения с этим последним.

Рекламная группа – реальная или воображаемая социальная группа, выступающая для индивида в качестве эталона, с которым он соотносит свое социальное положение, поведение, установки. В рекламе лидер РГ используется в качестве носителя брэнда, имиджа.

Риторика – 1) Ист.: наука о построении трех типов ораторской речи: политической, судебной и восхваляющей. 2) В широком смысле: гендерная модель любой коммуникативной деятельности, связанной с воздействием на реципиента.

Ритуалы – социально значимые театрализованные действа, имеющие символический смысл, чаще всего – сакральный, при утрате которого Р. превращается в светские обряды и церемонии.

^ Сегментирование рынка – процесс деления рынка (целевой аудитории) на однородные группы по определенным признакам (географическим, демографическим, социально-психологическим, по уровню доходов и т.п.) с выделением сегментов рынка, обещающих дать наибольший объем продажи данного товара.

^ Скрытая реклама – заказные рекламные материалы, размещенные в СМИ под видом авторских, редакционных, информационных в нарушение законов о рекламе. Термины, обозначающие СР: «косуха» (в печатных СМИ), «джинса» (в электронных СМИ), «25-й кадр», а также «черный ПР».

Слоган (лозунг рекламный) – девиз или краткое выражение, содержащее основную идею реализуемого товара или рекламируемой фирмы. Фирменный С. Определяет характерные уникальные особенности деятельности рекламодателя и является элементом фирменного стиля.

Сценарий – дискурс рекламного сообщения, письменная версия, предназначенная для режиссерской обработки в кино, на телевидении и радио.

Сэндвич-мэн (человек-сэндвич) – средство наружной рекламы, человек, который за определенную плату носит на спине и груди рекламные плакаты и раздает рекламные листовки.

^ Творческая концепция – оригинальная, значительная идея, вызывающая интерес у потребителя и заостряющая коммерческий эффект рекламы.

Тестемониум – форма рекламы, использующая авторитет популярной личности.

^ Товарный знак – зарегистрированное в установленном порядке и подлежащее правовой защите в соответствии с национальным законодательством условное обозначение, представляемое на упаковке или товаре и служащее для однозначной идентификации товаров и услуг владельца ТЗ в отличие от всех остальных. Общепринято выделять словесные, изобразительные, звуковые и объемные товарные знаки.

^ Торговая марка – обозначение имиджа фирмы в виде имени, термина, знака, рисунка или их сочетания, обеспечивающее знакомство с ней покупателей ее продукции или услуг и отличающие ее от конкурентов.

Убеждение – Информация, апеллирующая к взвешенному, рефлектированному восприятию.

^ Фирменный стиль – комплекс визуальных и текстовых элементов (констант), включающий в себя товарный знак, шрифт, фирменную цветовую гамму и служащий для однозначной идентификации продукции фирмы в отличие от ее конкурентов.

Фулл-сервис – полный цикл услуг.

Целевая аудитория рекламного обращения – основная и наиболее важная для рекламодателя категория получателей рекламного обращения, потенциальные покупатели рекламируемого товара. В ПАРО включаются также лица, относящиеся к референтным группам.

Частотность – среднее число рекламных контактов представителей целевой аудитории в рамках конкретного графика размещения рекламы в течение определенного промежутка времени.

Этика – философия морали, или теория регуляции человеческого поведения с помощью внешних (общественное мнение) и внутренних (совесть, чувство долга) факторов.

^ Этический кодекс рекламной деятельности – документ, действующий в редакции 1986г., в котором отражены прошлый опыт и современное состояние рекламы, выступающий как инструмент, дисциплинирующий рекламную деятельность, и в качестве справочного материала. Разработчик кодексов – Международная Торговая Палата, его название – Международный Кодекс Рекламной практики.

^ Этикет – эстетически организованное, нормированное поведение, хранящее культурно-исторический смысл определенных ситуаций общения.

Эстетика – Философия творчества и принципов оценки художественного продукта с точки зрения признанных в данном сообществе норм вкуса.

Эффективность рекламной акции – результат оптимального сочетания рекламных средств, их оригинальности, точной направленности и систематического повторения.

Эхо-фраза – выражение, стоящее в конце текстового рекламного обращения, дословно или по смыслу повторяющее заголовок или основной мотив данного обращения. Особенно Э.Ф. эффективна в объявлениях большого объема.

Тарау 1. Жарнама психологиясы ғылымы объектісі туралы көзқарастар
Дәрістік сабақ №1 Жарнамалық іс-әрекеттің дамуы. Жарнамалық іс-әрекеттің даму факторлары. Жарнаманың қоғамның даму тарихымен байланысы. Ресейдегі және шетелдегі жарнаманың тарихы.Антикалық дәуірдегі жарнамалық текстер. Батыс Европалық ортағасырдағы жарнамалық іс-әрекеттің формалары. 17-18 ғасырларда Ресейде жарнамалық іс-әрекет тәсілдерінің қалыптасуы. 18-19 ғасырларда орыс прессаларындағы жарнама эволюциясы. Ресейде көтерілістен кейінгі жарнама (20ғ№ 20-шы ж.) Совет кезеңіндегі жарнамалардың ерекшеліктері. Қайта құру және жарнама.

2 Дәрістік сабақ. Жарнама функциясы және сущность

Жарнама түсінігінің спецификалық бейнесі әлеуметтік-мәдени және психологиялық феномен ретінде. Жарнаманың рөлі және функциялары жарнаманың құрылымдық элементтері, олардың мінездемелері, жарнама типологиясы, жарнамалық іс-әрекеттің негізгі бағыттары.


2 Бөлім Жарнаманы құру технологиясы

3 Дәрістік сабақ. Жарнамалық крнцепцияның өңделуі

Концепция түсінігі, жарнамалық концепция ерекшеліктері және негізі. Жарнамалық концепцияның функциялары, рөлдері. Құрылымдық элементтері: объект және оның бейнесінің деңгейі, пән және оны анықтауға арналған негіздер, біртұтас аудитория және оны құраудың тәсілдері, жарнамалық концепцияның тәсілдері және оның әртүрлілігі, жарнамалық концепцияны өңдеуге арналған бағыттар.
4 Дәрістік сабақ. Жарнамалық стратегияның разработкасы

Жарнамалық стратегия. Түсінігі, сущность. Жарнамалық стратегияның мақсаты, тапсырмалары. Болжам және оның әртүрлілігі. Жарнамалық стратегияның алгоритмін құру. Жарнамалық стратегия өңдеуіне талап


5 Дәрістік сабақ. Жарнамалық жоспардың разработкасы

Жарнамалық жоспар. Түсінік. Мінездеме, специфика. Жарнамалық жоспардың параметрлері. Ереже және оны құру: Медиа-жоспар разработкасы, тақырыптық-қаржылық жоспар разработкасы.


6 Дәрістік сабақ. Жарнаманы қабылдау психологиясы

Жарнаманы қабылдау психологиясы. Қабылдау түсінігі және оның спецификалық бейнелері. Жарнамалық ақпаратты қабылдау модельдері. Жарнамалық ақпаратқа назар аударту тәсілдері. Жарнамалық ақпаратты назар аудартуда қиындық тудыратын факторлар.


Дәрістік сабақ № 7. Жарнамалық мәтіндерді даярлаудың әдістері мен ережелері.

Жарнамалық мәтін туралы түсінік, оның түрлері, жарнамалық мәтіндердің құрылымы (маңызды және формальдық), жарнамалық мәтіндерді модельдеудің қателіктері, жарнамалық мәтіндерді модельдеудің ережелері, жарнамалық мәтіндерді анализдеудің алгоритмі.


Дәрістік сабақ №8. Ереже және жарнама кескінін жасаудағы әдіс-айлалар

Жарнамалық кескін және оның құрастырушысы, Жарнамалық кескін: қызметі мен қасиеттері. Түстік компонент. Кесте жарнамасы (сызық және пішін ,композиция,каммуникациялық сапа), Мәтіндік компонент, дыбыстық, бейнені жарнамалық құрастырудағы алгоритм.


Дәрістік сабақ №9. Жарнамадағы манипуляция және сендіру технологиялары.

Бұқаралық ақпарат коммуникациясының манипулятивтық технологияларында жарнамадағы манипуляция, мінездеме, төл сипаттары, орны мен рөлі. Манипуляциялық әсерлердің қозғалысының сызбасы, жарнамадағы манипуляция психотехнологиялары: тереотиптер, аңыздар, автоматизм.



3 тарау. Жарнамалық хабарламалардың трансляциясының арнасының өзгешелігі
Дәрістік сабақ №10.Баспасөздердегі жарнамалардың ерекшелігі.

Жарнамалық канал, түсінік, төл сипаттары, жарнамалық каналдарды топтастыру, жарнамалық каналдардың баспасөз әр түрлі түрі ретінде және оның таңбалық жүйесі. Жарнамалық топтастыру каналдарының баспасөз мінездемесі, басылымның типологиясы, басылымдағы жарнамалық хабарламалардың топтастырылуы, жарнамалық каналдардың басылымдардағы артықшылықтары мен кемшіліктері, баспасөздегі жарнамалық хабарламалардың құрылымы, баспасөздегі жарнамалық хабарламалардың дұрыс құрылымы, иллюстрациялардың дұрыстығы.


Дәрістік сабақ №11. Радио-жарнамалардың ерекшеліктері.

Радио-жарнамалар. Түсінік, аудио жарнамалық каналдардың мінездемесі мен спецификасы, құрылымдық элементтері, радио-жарнамаларды өңдірудің технологиясы, радио-жарнамаларды құрудың негізгі құралдары, оны жасаудағы ережелері, жанрлардың классификациясы. Радио-жарнамалардың тестіне арналған кәсіптік ережелер. Берілген жарнамалық каналдардың артықшылықтары мен кемшіліктері



Дәрістік сабақ №12. Телевизиялық жарнамалардың ерекшеліктері.

Видео жарнама. Түсінік, телевизиялық жарнамалық каналдардың мінездемесі, телевизиялық роликтардың құрылымдық элементтері. Тележарнамаларды жасау технологиясы. Негізгі құралдары мен орындау тәртібі, видеориторикалық әдістер, телевизиялық жарнамалар тестіне арналған кәсіптік талаптар, берілген жарнамалық каналдардың артықшылықтары мен кемшіліктері.


Дәрістік сабақ №13. Сыртқы жарнамалардың ерекшеліктері.

Сыртқы жарнамалар. Түсінігі, сыртқы жарнамалардың мінездемесі, құрылымдық элементтері, сыртқы жарнамаларды жасаудың технологиялары, сыртқы жарнамаларды жасаудың негізгі құралдары, оған қойылатын талаптар, жанрлардың топтастырылуы, тестке және иллюстрауияға арналған кәсіптік талаптар, берілген жарнамалық каналдардың артықшылықтары мен кемшіліктері.



Дәрістік сабақ №14. Пошталық жарнама. Түсінігі, пошталық жарнамалық каналға мінездеме, құрылымдық элементтері, классификациясы, пошталық жарнамаларды өндірудің технологиясы, құрудың негізгі құралдары, пошталық жарнамаларды безендіру мен өндірудің талаптары. Берілген жарнамалық каналдардың артықшылықтары мен кемшіліктері. Түсінігі, осы жарнамалық каналдардың мінездемесі, құрылымдық элементтері, классификациясы, өндіру технологиясы, құрудың негізгі құралдары, талаптары: Internet жарнамаларды өндіру және безендіру. Берілген каналдардың артықшылықтары мен кемшіліктері.

5 тарау. Жарнамадағы зерттеу жұмыстары.

Дәрістік сабақ №15. Зерттеу жұмыстарын жарнамаға бағыттау, жарнамадағы зерттеу жұмыстары және олардың мінездемесі. Жарнамадағы зерттеу жұмыстары бағыттарының мазмұны: жарнамалық мәліметтердің психологиялық бағасы және жалпы жарнамалық компаниялар, практикалық зерттеу жұмыстары. Жарнамалық компания этаптарына сәйкес зерттеу міндеттері. Заказ беруші адаммен жұмыс жүргізу тәртібі. Заказ берушімен байланыстың негізгі компоненттері.

Дәрістік сабақ №16. Жарнамалардыға зерттеудің негізгі типтері және оларды жүзеге асырудың әдістері.

Жарнамадағы зерттеулердің негізгі типтері. Зерттеу бағыттары: мотивтік зерттеу. Марка бейнелерімен танысу, каналдармен танысу, жарнамалық хабарламалардың эффектілі бағалаулары, анализдің түрлері мен параметрлері. Жарнамалық компаниялардың аяқталғандағы психологиялық эффектіні бағалау, психологиялық жарнаманың негізгі әдістері.



3 Практикалық және семинар сабағының сұрақтары.

Кіріспе семинар сабағы №1.

Тақырыбы: Қазіргі шынайылықтағы жарнаманың рөлі


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет