Философия
11. Античная мифология и искусство.
совокупность представлений древ, греков и римлян о происхождении мира и обществ, устройства, а также воспоминаний о своем прошлом. Как одна из форм обществ, сознания, М. а. тесно связана с религией, ритуалом, фольклором, так что проведение между ними твердой разграничительной линии вызывает значит., подчас непреодолимые трудности. Кроме того, в худож. оформлении мифа существ, роль играют законы устного творчества, в т. ч. героич. сказания. Наконец, в М. а. объединились различные и разноврем. пласты, выделение к-рых тоже не всегда бесспорно. Поэтому в дальнейшем речь пойдет только об отражении М. а. в художественной литературе антич. мира, в к-рой миф сначала играет соц.-нормативную роль, а затем все больше становится арсеналом образов и сюжетных ситуаций.Зевс, Геракл, Геродот, Афродита.
12 .Эстетическое и этическое представление Сократа.
Принцип эстетической соответствии утверждал: каждая прекрасная вещь имеет свою форму, по-своему прекрасна. Глубокое решения такая проблема получила впоследствии в эстетике Сократа. Важной составляющей эстетики Сократа является обоснование принципа идеализации в искусствеЭстетика Сократа начала эстетические идеи классического периода античной Греции - эстетику Платона и Аристотеля. Прекрасное есть то, что приятное для зрения и слуха". В этом определении имеется релятивизм (относительность) понимание красоты. Важность их позиции для эстетической теории заключается в том, что впервые был открыт феномен субъективного переживания эстетических ценностей. Они признавали большое влияние красоты на человеческие чувства. Не менее актуальным было нахождение субъективной степени красоты. Софисты рассматривали ее как онтологическую характеристику вещи, качества которой соответствуют своему назначению. Согласно Сократу, смысл жизни, её цель – в истине, в правде, в добре. Самая деятельность человеческого разума имеет поэтому этическое содержание; делание разума есть практическое делание, и праздное умствование, не имеющее практической цели осуждается как ложное и бесплодное, как пустая софистика.
13. Вопросы эстетики в сочинениях Платона.
Эстетика Платона – мифологизированная онтология прекрасного, т. е. учение о бытии прекрасного, а не философия искусства. В силу исходных посылок учения Платона прекрасное вынесено в нем за границы искусства, поставлено высоко над искусством – в области запредельного миру бытия, едва различимого мыслью человека, покуда он остается чувственным человеком. Но и в вопросе об искусстве сказалась противоречивость мировоззрения Платона. У него был и особый, личный, повод сделать искусство одной из важных проблем своей философии. Платон был сам первоклассный художник, блестящий прозаик, мастер диалогической формы, осведомленнейший ценитель всякого художества. Часть этих вопросов Платон рассматривает в одном из наиболее зрелых своих– в «Государстве» (см. его и 0). Взгляд Платона на образы искусства определяется идеализмом его мировоззрения. Если чувственно воспринимаемые вещи – несовершенные и искаженные отображения истинно-сущих идей, то образы искусства, по Платону, еще менее совершенны. Они отражения отражений, тени теней, подражание подражанию. В искусстве поэтому нет истины. Художники только воображают, будто знают то, что они изображают в своих произведениях: действия героев, военачальников, полководцев, богов.
14. Эстетические взгляды Аристотеля. Перипатетизм и искусство.
Свои эстетические взгляды Аристотель выражал в эстетических категория. Дается характеристика лишь тех категорий, которые имеют значение для понимания наиболее общих эстетических принципов Стагирита. Эти категории названы категориями первого рода: мимезис, прекрасное и трагическое.
Все же прочие эстетические категории Аристотеля, называемые категориями второго рода, -- калокагатия, катарсис, симметрия, пропорция, мера, гармония -- получают характеристику в связи с анализом категорий первого рода. Таким образом, Аристотель сделал значительный вклад в развитие эстетики, он создал наиболее крупный эстетический трактат - «Поэтика». Его эстетические взгляды сформировали три основных категории - мимезис, прекрасное и трагическое. В свою очередь, эстетически категории Аристотеля стали первой важнейшей вехой в истории эстетических учений, первой стройной системой эстетических понятий, выряжающих эстетическое в природе, жизни и искусстве. В них отразился опыт художественного творчества эллинов, опыт их практической деятельности и развития эстетических чувств.
Согласно Аристотелю, каждая вещь есть реальное единство «формы» и «материи». Материя - это то, из чего состоит данная вещь, форма -- это вид, который придается данной материи. Так, например, медный шар есть единство материи - меди, из которой он отлит, и формы -- шаровидности которая придается меди мастером. Понятия формы и материи у Аристотеля относительны, они «перетекают», переходят друг в друга. Так. медь является материей по отношению к медному шару. Но та же медь будет формой по отношению к тем элементам, из которых состоит вещество меди
Аристотель дает точное и однозначное определение красоты. Наиболее значительными и существенными признаками прекрасного он считает «величину» и «порядок». В VII главе "Поэтики" Аристотель говорит: «Красота заключается в величине и порядке» («Поэтика»). Эти признаки прекрасного Аристотель считает универсальными относящимися ко всем его видам.
Красота - разнообразна, обусловлена и изменчива, например, красота человека обусловлена его возрастом, она одна у юноши, другая - у зрелого мужа или старика. Иначе и быть не может, если красота заключается в надлежащих формах, в соответствующей мере и величине. Однако такой взгляд не является релятивизмом и ещё менее - субъективизмом. Вопреки эстетическому субъективизму софистов и в согласии с большинством греков, Аристотель считал красоту объективным свойством некоторых вещей. «Ценность произведений искусства, - писал он - заключается в них самих». И добавлял: «Не следует от них требовать больше того, что они имеют некую форму».
Перипате́тики — ученики и последователи Аристотеля, его философская школа. Основана в 335/334 гг. до н. э. Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекции.
15. Этика и эстетика Эпикура. Цель философии – достижение счастья, поэтому главной частью философии Эпикура является этика. «Пусть никто не откладывает философию в юности, – проникновенно пишет Эпикур, – и пусть не устает заниматься ею в старости: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелый для здоровья души.
Счастье же, по Эпикуру, – это неомраченное ничем удовольствие. Этот этический принцип эпикурейской этики вытекает из того, что человек обладает естественным стремлением к удовольствиям и столь же естественным отвращением к страданиям; он избирает, следовательно, первые и избегает вторых. «Поэтому-то мы и называем удовольствие началом и концом счастливой жизни. Его мы познали как первое благо, прирожденное нам; с него начинаем мы всякий выбор и избегание; к нему возвращаемся мы, судя внутренним чувством, как мерилом, о всяком благе»
А они сводятся к следующему. «Нельзя, – утверждает Эпикур, – жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно» (Главные мысли, V). Таким образом, подлинное удовольствие, составляющее критерий нравственного поведения, это удовольствие разумное и справедливое. Хотя человек стремится к удовольствиям, «надо принимать во внимание, что желания бывают одни – естественные, другие – пустые, и из числа естественных одни – необходимые, а другие – только естественные; а из числа необходимых одни необходимы для счастья, другие – для спокойствия тела, третьи – для самой жизни. Этика Эпикура противостоит не только религиозной этике. Ее реальное осуществление, т. е. возможность для человека избежать превратностей земной жизни, требует признания свободы. Такое признание необходимо для этической системы Эпикура.
философ-материалист.
Философия Эпикура делится на три больших раздела:
• учение о природе и космосе ("физика");
• учение о познании ("каноника");
• учение о человеке и его поведении ("эстетика").