Дизайн как текст



бет1/8
Дата01.01.2023
өлшемі50,99 Kb.
#164917
  1   2   3   4   5   6   7   8
Байланысты:
Документ (6) (копия)
1bilet, 13 лекция

ДИЗАЙН КАК ТЕКСТ
Дизайн занял в современной жизни исключительно важное место. На протяжении всего ХХ в. этот вид проектно-художественной деятельности заявлял о себе практически во всех сферах общества, функцио- нально организуя все виды очеловеченной внешней среды – предметную, коммуникативную, политическую и др. Являясь одной из самых динамично разви- вающихся форм культуры и влияя на многие стороны культурной практики, сам дизайн, однако, только на- чинает осваиваться исследователями со стороны своей культурологической специфики. Как художествен- но-проектная деятельность он не только направлен на изменение повседневного предметного окружения человека, но и выполняет коммуникативную функ- цию, выступая способом связи между людьми, поколениями и даже культурами. Произведения дизайна могут быть рассмотрены как сообщения, несущие важнейшую информацию. Это понимали дизайнеры, архитекторы, проектировщики эпохи модерна, под- черкивая содержательность и идейную значимость формы. «Европейские формалисты не боялись ника- кой смысловой значительности и никакой содержа- тельности в понимании художественной конструкции. Они не опасались того, что смысл может разомкнуть замкнутость конструкции и разрушить ее материаль- ную целостность. Они понимали, что художественная конструкция, лишенная глубокого миросозерцатель- ного значения, неизбежно окажется в служебной роли или для гедонистического чувственного удовольствия, или для утилитарных целей».
Произведения дизайна можно рассматривать с се- миотической точки зрения как текст. Это тем более приемлемо в границах постмодернистского сознания, для которого текстуальность становится способом и порождения коммуникативного сообщения, и формо- творчества. Если в модернизме порождение новой формы происходило как бы из ничего – одной лишь силой воображения художника-дизайнера (который учитывал также материал и функцию будущего пред- мета), то в последней трети ХХ в. для художника- постмодерниста новые образцы рождаются на основе интерпретаций, ассоциаций, посредством диалога куль- тур и образов. Например, в работе финского архитекто- ра Р. Пиетиля (церкви Калева в Тампере) использована раннехристианская символика, соединенная с древ- нейшей мифологией финнов: архитектор строит зда- ние, используя символ Рыбы – важнейшего мифическо- го персонажа финского эпоса «Калевала», помогающе- го человеку и вознаграждающего его за труд. Но Рыба – это объект поклонения ранних христиан, видевших в греческом написании слова «рыба» аббревиатуру мис- тического свойства: Иисус Христос – Сын Бога – Спа- ситель. Рыба просматривается в плане здания, причуд- ливо расчлененного остроугольным рыбьим оперень- ем, из которого выведены лаконичные плоскости стен, что рождает необычную и выразительную форму. Этим объясняется использование образов итальянской культуры и исто- рии. Сравнительно небольшое пространство окруже- но густым строем колонн, поддерживающих портики, арки, фронтоны. В центре – рельефное изображение очертаний Апеннинского полуострова и «ренессанс- ный» фонтан. Латинская надпись гласит: «Этот фон- тан был преподнесен гражданами Нового Орлеана в дар всем людям».



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет