Достижению цели способствует постановка и поиск решения следующих задач



бет1/7
Дата01.12.2022
өлшемі473,87 Kb.
#160802
  1   2   3   4   5   6   7
Байланысты:
Untitled.FR10


1. Введение
В данной методической разработке показаны инновационные способы педагогической коммуникации, такие, как диалог, выбор, проект. В приведенном методическом материале используются современные подходы: личностно-ориентированный, ценностный, культурологический, деятельностный.
Основная цель методической разработки: содействие личностному развитию детей школьного возраста средствами комплексного подхода в дополнительном образовании через активное участие в деятельности музыкально-театрального коллектива.
Достижению цели способствует постановка и поиск решения следующих задач:
^ Содействие развитию выразительности речи детей в процессе работы над техникой, интонацией, исполнением художественных номеров.

  • Предоставление детям опыта эмоционально-творческих переживаний в процессе подготовки и организации музыкально- театральной деятельности.

  • Организация художественно-речевой и музыкально-театральной деятельности.

  • Обучение детей общению, уважению, пониманию, умению уступать друг другу, воспитанию норм культурного поведения, развитию умения работать в коллективе.

  • Формирование у детей нравственно-эстетических идеалов, содействие развитию и воспитанию духовной культуры.

  • Создание условий для творческой активности ребенка в театрализованной деятельности: поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности Движений.

Новизна и оригинальность данной разработки заключается в реализации идеи эффективного развития творческой личности в условиях занятий музыкально-театрального кружка; в личностно-ориентированном подходе к обучению детей и комплексному тематическому отбору репертуара в образовательных областях «театр» и «музыка»; в использовании в качестве основных репертуарных произведений работ казахстанских авторов и лучших образцов народного творчества.
В основе целевого компонента музыкально-театрального направления работы лежит интегрированный тип целеполагания: обучение, развитие, воспитание.
2. Аналитическая часть 2.1. Основные факторы творческого развития детей
Развитие художественно-творческих способностей личности было и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно •>та проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности.
Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить детей к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Часто бывает и так, что ребенок начинает заниматься каким-либо творчеством под влиянием своих увлеченных друзей, одноклассников, так как и этом возрасте ещё сильно проявляется подражательство, как одно из средств знакомства с окружающим миром. Педагог должен знать эту особенность ребенка и использовать её во время занятий. Надо так же понимать, насколько важное влияние оказывает окружение ребенка на его выбор занятия вне школьной программы, будь то увлечение театром, музыкой, рисованием, танцами, спортом и т.д.
Музыкальный театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация методических приемов с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения.
Большое влияние на психологическое развитие ребенка, на умение общаться, вести себя в обществе оказывают публичные выступления. Концертная деятельность перед зрителями вызывают сильнейшие эмоции у ребенка, гордость за своё умение и желание понравиться.
Приобщать обучающегося к публичным выступлениям необходимо с самых ранних этапов занятий музыкально-театральным творчеством, давая при этом положительную оценку его деятельности, в то же время тактично и непублично отмечая неудавшиеся моменты выступления. Это позволит ребенку самоутвердиться, научиться контролировать свои эмоции, усилит чувство ответственности, научит побеждать страх и неуверенность.
2.2. Психологические особенности детского возраста
Про детей 6-10 лет говорят, что понимание находится у них на кончиках пальцев. Их восприятие искусства все время должно подкрепляться практической деятельностью. Неразрывность двух способов познания дает явный эффект для развития рук и мышления: выполнение зарисовок, аппликаций, украшений орнаментом.
Младший школьный возраст является достаточно значимым периодом жизни, поскольку в это время закладываются основы характера и поведения, проявляется темперамент.
Нужно учитывать, что иногда в это время может возникнуть частая утомляемость, что связано с интенсивным физическим ростом ребенка, который опережает его психо-эмоциональное развитие.
Следующая важная черта данного возраста состоит в том, что ребенок легко воспринимает новое, но столь же быстро забывает выученное на уроке. Поэтому следует постоянно возвращаться к уже пройденному заданию, даже если ребенок хорошо его усвоил.
Дети восприимчивы к впечатлениям внешнего мира. У них возникает масса вопросов. Всем известны их беспрестанные «почему?». Педагог должен учитывать эту особенность и давать ответы на возникающие вопросы сразу, а не откладывать на более поздний срок, даже если приходится забегать вперед. Любознательность ребенка должна быть немедленно удовлетворена.
Помимо всего прочего, младший школьный возраст характеризуется стремлением детей к различным видам творческой деятельности, поэтому именно в это время необходимо отдавать своего ребенка в разнообразные кружки по интересам, которые окажут ему неоценимую пользу. При воспитании ребенка каждый взрослый человек, будь то родитель или учитель, должен считаться с его мнением и прикладывать все усилия к тому, чтобы стать ему другом. В таком случае будет обеспечено доверие маленького человека, а также возможность осуществлять его правильное воспитание.
У ребенка иной темп мышления, чем у взрослого. Он думает медленнее. Отсюда следует, что принуждение к спешке, к быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям, так как внесет беспокойство, а, может, и страх.
Как и в любом жизненном периоде, здесь есть свои психологические особенности, зная которые, младший школьный возраст можно использовать в качестве закладки основных жизненных ценностей ребенка, а также приобретения положительных качеств.
Подробное перечисление особенностей возрастной детской психологии может быть значительно обширнее, но приведенные качества являются для преподавания наиболее важными.

  1. Игровые методики: особенности и необходимость

Внимание к вопросам и методам обучения детей младших классов в Центре внешкольной работы вызвано не случайно. Именно то, как будут формироваться музыкальные способности в первые годы обучения, определяет успех дальнейшего музыкального развития юного музыканта.
Разнообразные исследования учёных-психологов, проведенные в разных странах, доказывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей.
Работая с детьми младшего школьного возраста, мы всегда убеждаемся, что главным средством познания мира для них является игра. Об этом говорят и пишут многие музыковеды, преподаватели, психологи. Ьолсс того, большинство твёрдо придерживаются мнения, что учебное руководство для учащихся младшего возраста должно быть, прежде всего, «игровым пособием». Задача же педагога состоит в том, чтобы направить игру в нужное для учёбы русло.
Педагогу необходимо мобилизовать свое мастерство, воображение, способность изобретать ассоциации между музыкой и внешним миром, придумывать сравнения между музыкой и жизнью ребёнка, его любимыми сказками, песнями и фильмами, чтобы не превратить занятия в череду нудных заданий и упражнений.
В игре развивается позитивное самоощущение ребёнка, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, формированием положительной самооценки.
Кроме того, игра служит прекрасным методом психотерапии. Игровое мироощущение, как правило, радостно-приподнятое и альтруистическое. Ребёнок получает вместе со знаниями заряд оптимизма, бодрости и хорошего настроения.
Отличительной чертой современности является сознательное введение игровых форм в педагогическую деятельность с целью придания ей большей эффективности.

  1. Игра в разных видах музыкальной деятельности.

Разнообразные музыкальные игры и задания имеют
преимущество перед другими формами обучения в том, что дети всегда находятся в состоянии поиска, инициативы и творчества. Смешные картинки, весёлые тексты для пения, игровые ситуации на уроке - всё это способствует живому восприятию учебного материала. Игра вплетается в самые разные виды работ, превращая урок в увлекательное путешествие с приобретением необходимых знаний.
Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В нём заключён большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развитии.
3. Практическая часть 3.1. Игра как способ развития творческих навыков детей
Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества: художественно- речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического. Одновременно способствует' сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства - массовость, зрелищность, синтетичность - предполагают ряд богатых возможностей, как в эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.
Многие дети имеют повышенный мышечный тонус с момента рождения. В связи с этой физической особенностью нужно отрабатывать свободные движения рук, координацию движений. Навыки двигательной восприимчивости закладываются постепенно. Начинать нужно с комплекса задач слуховых, эмоциональных и двигательных, задач подготовки слухового внимания, необходимого на музыкальных занятиях.
Комплекс упражнений, индивидуально подобранный педагогам, очень необходим всем учащимся. Опираться нужно на двигательный опыт ребенка, на то, что он умеет делать. Знакомя детей с методикой освобождения мышц тела и рук, следует работать в образной системе детского восприятия.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части.
3.2. Сценическая речь
Сценическая речь - это не просто искусство правильно говорить, сценическая речь - это техника правильного произношения звуков и слов. Только правильно произнесённое слово может заставить зрителя почувствовать всю гамму эмоций. Сценическая речь учит вас говорить громко, чётко посылая каждый звук в нужное направление, так /кс что искусство правильного дыхания, да, именно искусство, правильно дышать - это целая наука, которая поможет овладеть голосом и техникой речи, ведь дыхание является главной движущей силой голосового механизма. Очень многие люди в наше время недовольны своей речью и
предъявляют к ней различные претензий. Между тем, каждый голос и соответственно речь имеют свою уникальность.
Цель занятий подчеркнуть индивидуальность и уникальность речи. А также «сделать» ее внятной и чёткой.
Игры на развития творческих навыков детей Эти упражнения помогают неуверенным и стеснительным детям, повышают жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, учат раскрепощаться.

  • «Шкатулка с сюрпризом»

-Я приготовила для вас неожиданный сюрприз. В этой шкатулке находиться самое дорогое, что есть на свете. Загляните в нее, и вы увидите, что является самым ценным (все видят свое отражение). -Что вы увидели в шкатулке? lii.uiH ли вы удивлены? Почему?
11ока мы не научимся любить себя такими, какими мы есть, нам не суждено любить других людей. Любовь к миру начинается с любви к себе. Любовь начинается в сердце человека и отражается в его мыслях.

  • «Передай маску»

11редставим себе, что мы отправляемся в дальний поход, к примеру, в страну Масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а буду вам называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите >моцию. Например: Грусть через руки или гордость через спину. Радость через лицо. Страх через руки. Радость через руки. Страх через ноги. Радость через ноги. Удивление через руки. Удивление через лицо, (вдумчивость через лицо. Ирония через лицо. Задумчивость через руки, спину. Агрессия через руки, лицо.

  • «Угадай сказку»

- Из какой сказки эти слова?

    1. Тыква, тюрьма, ключи, слёзы, налоги, пауки, синьоры, генералы. (Д.Родари «Чиполлино»)

    2. Замок, сапоги, поле, осёл, шляпа, лев, маркиз, река. (11 I.I leppo «Кот в сапогах»)

V Дупло, ветер, принцесса, зонтик, труба, собака, сундук. (Г.-Х.Андерсен «Огниво)
4. Женщина, цветочный горшок, ласточка, крот, болото (I'.-Х.Андерсен «Дюймовочка»)
V «Заморочки из мешочка» -У меня есть мешочек, а к нему привязана записка: «Ребята, помогите эти вещи вернуть в сказки. Они нам очень нужны!» Герои сказок. Вызывается по одному ребёнку из команды по очереди. Они достают предметы, отгадывают из какой они сказки. В мешочке: мыло («Мойдодыр»), мука («Колобок»), яйцо («Курочка Ряба»), яблоко («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»), горошина («Принцесса на горошине»), скорлупа
грецкого ореха («Дюймовочка»), деревянная ложка («Три медведя»), клубок (Иван Царевич и Серый Волк»), витамины («Айболит»).

  • «Угадай, что я делаю»

Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее:
-стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.);
-стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол и т. п.); -сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.); -наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок).
Педагог предлагает ребятам повторить игру «Угадай, что я делаю?» в движении. Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).

  • Круг «Фонарь добра и любви»

-В народе бытует легенда о том, что огонь очищает мысли и чувства человека, принося в сердце мир, покой и гармонию. Любовь сравнивают с огнем, который горит в каждом сердце. Представьте, что любовь горит в вашем сердце подобно фонарю. Давайте зажжем фонарь любви. От него передается тепло. Свет заполняет пространство вокруг. Нам хорошо вместе. Мы любим друг друга. Давайте мысленно передадим слова любви друг другу. (Передаем фонарь по кругу).
Дыхание
Дыхание - сложный биологический процесс потребления кислорода из окружающей среды и выделения углекислого газа. От того как дышит человек зависит мелодичность, легкость и плавность голоса. Фонационное дыхание — это дыхание во время речи. Существует 3 типа дыхания: диафрагмальное (брюшное), ключичное и грудное. Мы дышим диафрагмальным дыханием (брюшным)!
Осуществляется оно благодаря диафрагме. (Диафрагма - куполообразная мышца, которая отделяет легкие от брюшной полости).
Когда мы совершаем вдох -диафрагма напрягается, прогибается и растягивает нижнюю часть легких, когда выдыхаем - мышцы принимают исходное положение.
Принцип брюшного дыхания: -Выдыхаем воздух до предела (проверка-живот должен быть втянут в себя).
-Медленно начинаем вдыхать носом и следить за тем, чтобы расширялся живот, а не грудь. (Глубокий вдох носом - животик надувается, выдох- ртом).
Для контроля можно положить правую руку на грудь, а левую на живот. На заметку: никогда не думайте о дыхании во время речи - все должно быть доведено до автоматизма. Думайте о смысле того, о чем говорите.
Упражнения на дыхание Нее упражнения по дыханию делаются плавно и легко.

  • Упражнение «Свеча»

I (,ель: тренировка брюшного дыхания.
11рсдставим себе, что перед нами большая свеча с ярким пламенем. Этот пламень необходимо погасить. Сделайте вдох - задержите на немного дыхание и затем дуйте на «свечу». Левой рукой постоянно контролируем жинот.

  • Упражнение «Аромат Розы» I {ель: тренировка брюшного дыхания.

Hi ганьте прямо. Ладони на груди. Представим себе, что мы нюхаем розу (или любой другой цветок). Медленно начинаем вдыхать через нос иромат цветка. (Следим за животом). А теперь выдыхаем.
У Упражнение «Мячик» 11,слI.: тренировка добора воздуха.
Вообразим, что у нас в руках резиновый мячик. Когда мы на него нижимаем (начинаем спускать) - из него со свистом начинает выходить ночдуч. Давите на него ладонями и при этом имитируйте звук выходящего воздуха (с, с, с...).

  • Упражнение «Звукоподражание» Имитируем:

< 'мист ветра: с, с, с, с, с... Шум леса: ш, ш, ш, ш... Жужжание пчелы: ж, ж, ж, ж...

  • Упражнение «Буквы в воздухе»

Помириться струей воздуха написать своё имя. «Писать» на одном дыхании и огромными буквами.

  • Фонационное дыхание - это дыхание во время речи.

Ндох при фонационном дыхании осуществляется через нос, а выдох - Mi-pci рот Выдох намного длиннее вдоха. При физиологическом дыхании соотношение вдоха и выдоха - 1:1, а при фонационном дыхании -1:10, I IS Ндох - короткий (на счет 1). Выдох - длинный (на счет 10)

  • I имнагтика Стрельниковой

I Ьрадоксалыюсть гимнастики в том, что во время вдохов грудная клетка lit- расширяется (как обычно), а сжимается. Вдох - резкий, активный; выдох - пассивный. Тренировка вдоха увеличивает самый важный резерв воздушный, благодаря чему возрастает жизнеспособность организма. Упражнения на фонационное дыхание V Упражнение (п-ффффф...)
Цель: тренировка пассивного вдоха, закрепление техники брюшного дыхания. Исходное положение: встаньте прямо, выпрямите спину, руки опустите. Одновременно с выдохом произносить п-фффф (живот при этом втягивается). После этого рефлекторно происходит вдох и живот «расширяется».

  • Упражнение «Считалочка» Цель: учимся правильно расходовать воздух.

Исполнение: Выдох на счет 1,2,3,4 (старайтесь сократить эти цифры). Задерживаем воздух: 5,6.
Выдыхаем: 7,8,9,10,11,12,13,14,15 (старайтесь увеличить эти цифры).

  • Дыхательная гимнастика

Массаж лица, шеи, живота, рук, ног, по кругу и своего соседа слегка ударяем по спине, аккуратно, в одну сторону, а затем в другую. На месте не сильно ударяем в грудь и произносим звук «М».
Упражнение для носа (чистим пазухи носа), одной рукой закрываем одну ноздрю, а в другую вдыхаем, затем какую ноздрю закрывали, через неё делаем выдох и так по 5 раз. Упражнение нужно делать с носовым платочком.
Выполняя упражнения, следите затем, чтобы у вас не закружилась голова!!! Сделайте столько, сколько будет в ваших силах.
3.3. Координация движений
Некоторые движения, привычные и легко выполнимые в жизни, в театре становятся невыразительными и неудобными. Одной из причин этого - неспособность актера координировать как знакомые ему, так и новые, движения в условиях сцены. Для занятий координацией движения, требуются дополнительные усилия, возникает психофизический дискомфорт. Для повышения четкости организации движений в пространстве и времени, повышения скорости освоения новых движений, умения и навыков, совершенствования многоплоскостного внимания, необходимо осознание собственного тела, координация движений.
Координацию движений необходимо изучать в таком объеме и разнообразии, чтобы каждый раз актер мог проверять свою способность к освоению новых движений в новой программе координации, при этом она должна наполнить интересными ощущениями мышечную память.
Мышечная память - запас памяти мышц артиста, которая накапливает информацию о действиях тела. Мышечная память запоминает и ошибки, актер не может контролировать её насыщение.
Упражнения на координацию
Чтобы снять физическую и эмоциональную усталость на уроке, обязательно применяю упражнения-зарядки, которые очень помогают переключить внимание, а, заодно - развить артистические способности. J

  • Разминка на координацию движений

Я сейчас изображу, словно я в бинокль гляжу... Л теперь - машу рукой... и кулак сожму другой... 11о11лыву-ка, я вперёд...повернусь наоборот... Л теперь нырну два раза... и прищурю оба глаза... Л сейчас - иду, как цапля... стряхиваю с крыльев капли... Л I смерь вороной стану, каркну от души ... и встану... Я взмахну крылом одним... апотом взмахну другим... 11олетаю я немножко... покажу язык я кошке... 11идоело мне лететь, буду я в трубу дудеть... I In I итаре побренчу... а теперь я сесть хочу... ('ейчас пожму соседу руку... и радостно стряхну всю скуку... ('лп к и потру свои ладошки... и посжимаю их немножко... Кнк вентилятор покручу... ну вот - я снова петь хочу!

  • I'ii iMiiinca « Я учусь управлять чувствами»

  • Радость

I ели радость-смеюсь, (хлопаем по животу руками)



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет